Функции вербального языка
1. Является важнейшим инструментом сознания
2. Когнитивная – язык является средством мышления
3. Позволяет мыслить абстрактно, надситуативно, теоритически
4. Коммуникативная
5. Кодирование информации
27. Сущность познавательного процесса. Основные гносеологические модели.
Функцию ориентации человека выполняет знание.
Знание - это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помошью сознания. Без знаний невозможно формирование картины мира. Бэкон: "Знание - есть сила".
Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.
Знание и вера не противоречат друг другу. Вера - это познание вещей без доказательств. Вера - это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи еще не видимые и таинственные для человека.
Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к инстине может не каждый, а лишь мудрец.
Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них - диалектика, как искусство ведения спора.
Аристотель создал наиболее совершенную по тем временая теорию познания. Истину он рассматривал как знание, соответствующее вещая, а заблуждение - искажение истины. Он выделял субъект и объект познания.
В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум - ниже веры. Отсюда лозунг - "Знать, чтобы верить в существование Бога".
В эпоху Возрождения познание рассматривалось, как бесконечный процесс.
В философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии возрос. Это было обусловлено промышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он считал, что человеком может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностей непознаваем.
Марксизм убежден в познавательности мира. Познание тесно увязано с практикой, причем, мир можно не только познать, но и преобразовать.
В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира - агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.
Что же такое познание?
1. Познание - это особый вид отражательной деятельности человека.
2. Познание - есть духовная сторонапрактической деятельности человека.
3. Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание - это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества (в средние века на познание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке - это потребность изучения космоса)
Типологизировать гносеологические концепции можно по разным основаниям. в зависимости от оценки возможностей познания концепции делят так:
1. гносеологический оптимизм - вера в то, что разуму нигде не положены пределы и его развитие в принципе бесконечно
2. гносеологический пессимизм (скептицизм) - сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
3. критицизм - убеждение в том, что знание вообще и научное в частности - погрешимо по своей природе, т.е. в нем изначально кроется ошибка, заблуждение.
в зависимоти от того какая познавательная способность признаётся ведущей в познании:
1. эмпиризм ( чувственное познание - опыт)
2. рационализм (мышление: понятие, суждение, умозаключение)
3. интуитивизм (иррационализм). Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п
28. Познавательные способности человека. Эмпиризм, рационализм, иррационализм. Типы познавательных способностей человека
1. Чувственные(перцептуальные)
2. Рациональные (когнитивные)
3. Интуитивные
Перцептуальные:- ощущение – способность отражать отдельные свойства объекта или ситуации; - восприятие – способность отражать объект или ситуацию целиком;- представление - образ раннее воспринятого предмета или явления
Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.
Суждение - связь понятий, с помошью которой отражаются зависимости между вещами.
Умозаключение - связь между несколькими суждениями.
Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.
Это касается прежде всего познания социальных явлений.
Мышление — это активный процесс деятельности сознания. Он действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание.
Иррационализм ( неразумный, нелогичный) — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.
Рационали́зм— философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Эмпири́зм— направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему
29. Проблема истины и её критериев.
Истина – подлинное, достоверное
Критерии истины:
1. Логический (Платон) – проблема истина – проблема критериев; истинным можно считать знание стройное, связное, внутрисогласованное, непротиворечивое
2. Эмпирический (Аристотель) – истинным является то, что соответствует нашему эмпирическому опыту(наблюдение, эксперимент)
3.Конвенциалистический (Пуанкаре) – истина – результат согласия экспериментных сообществ в соответствующих областях знаний
4.Прагматический (Пирс, Дьюи, Джеймс) истина - знание, благое в последствиях
5. Практический
30. Познание и общение. Объяснение и понимание.
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).
Выделяют научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.
Научное познание— это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Выделяют два уровня познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпрического уровня в гипотезах, законах и теориях
Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Составные элементы общения: Сообщение, Разговор, Раппорт, Точка зрения, Комплименты,
Вербальное общение- речь - значение и смысл слов
Невербальное общение (Мимика, Жестикуляция, Визуальный контакт, Проксемика,) Стороны общения:
Коммуникативная. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.
Понима́ние — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.
- результат смыслового восприятия речевого сообщения.
Объекты понимания: Информация, сведения, знания об окружающем или внутреннем мире субъекта. Смысл, передаваемый информацией. Субъекты понимания. Личность, сущность.
Любая сущность, способная принять решение на основе воспринятой информации, обладает некоторым механизмом понимания.
Объяснение- одна из важнейших функций научной теории и науки в целом, существует чтобы объяснить к.-л. явление означает сделать его ясным, понятным для нас. В настоящее время именно наука делает для нас понятными встречающиеся явления, поэтому научное О. служит образцом а для всех сфер человеческой деятельности, в которых возникает потребность О.
31. Научное знание, его структура, критерии, методы получения и обоснования. Роль научного знания в культуре.
Наука— это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении.
Структуру науки составляют следующие блоки: эмпирический, теоретический, философско-мировоззренческий и практический.
Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью как обыденного познания, так и опытным путем (посредством наблюдения и эксперимента). Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, который позволяет на основе знания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы.
В практический блок науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний.
Основными методами эмпирического исследования выступают наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства.
Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.
Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее экспериментальной проверки и теоретического обоснования.
Как правило для построения гипотезы используется индуктивный метод, посредством которого от знания об отдельных фактах частного и конкретного переходят к более общему знанию.
Теория — это такая форма достоверного научного знания об определенном классе объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. Это логическое обобщение опыта и общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества. 32. Знание и вера.
Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства. Знание рассматривается как результат познавательной деятельности. Считается, что именно научное знание говорит от имени истины и позволяет субъекту с определенной мерой уверенности ею распоряжаться. Научное знание как способ приобщения субъекта к истине обладает объективностью и универсальностью.
Вера— это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт, вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние — требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например: в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок, в добро
Соотношение знания (разума) и веры не может быть решено в пользу одной или другой компоненты. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Однако вера как доинтеллектуальный акт предшествовала появлению знания
Религия — это вера в сверхъестественное.
Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления. В связи с этим весьма примечательно высказывание А.Эйнштейна, который считал, что без веры в познаваемость мира нет никакого естествознания.
Феномен веры, имея религиозную, гносеологическую и экзистенциальную окраску, может выступать как основа саморегуляции человека. Самосознание каждого индивида имеет своим неотъемлемым компонентом экзистенциальную веру в себя, в факт существования окружающего мира, личностно значимых ценностей: дружбы, любви, справедливости, благородства, порядочности и т.п. 33. Специфика социального познания. Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений. Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы можно было предвидеть будущее.
Процесс социального познания, как и познание вообще, осуществляется на двух уровнях- обыденно-практическом и научно-теоретическом.Обыденное сознание в большинстве случаев руководствуется "житейской мудростью", не проникая в сущность явления и довольствуясь внешними проявлениями, как бы скользя по поверхности.
Научное познание проходит два этапа - эмпирический и теоретический.
Эмпирическим называется тот этап познавательного процесса, на котором познающий субъект непосредственно соприкасается с объектом познания: исследователь описывает изучаемый процесс, классифицирует, строит умозаключения по аналогии, наблюдает, проводит тестирование, анкетирование, отбирает необходимые источники (архивные документы, статистические материалы и т. п.). В дальнейшем эти данные приобретают научный и строгий теоретический характер.
Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение в объекте устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей его функционирования и развития. В процессе теоретического исследования ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире, проникает в сущность явления.
Традиционно выделяются следующие типы социального познания:
1) гуманитарное знание,
2) социально-экономическое знание,
3) социально-философское знание.
Предметом гуманитарного знания выступает субъективный мир человека. Социальное бытие рассматривается в нем субъективно, через его значимость для человека. Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные и культурные явления, человек, общество. Сюда прежде всего относятся педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование, художественное творчество.
Социально-экономическое знание ориентировано на описание тех процессов, которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде всего - отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть экономическую жизнь общества.
Среди всех типов социального познания социально-философское знание занимает особое место. Социально-философское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах
34. Ценности: понятие, основные виды, роль в человеческой жизни и культуре. Ценности – представление о благом и неблагом
Ценности:1)укоренение в сознании-образы,эталоны, идеалы, то, на основании чего мы оцениваем – субъективные ценности
2)объективные ценности – то, что человек оценил положительно,нейтрально,отрицательно
Типы оценок:
1.Эстетический(с точки зрения красоты)
2.Моральная(с точки зрения добра и зла)
4.Утилитарная(с т.з. пользы)
4.Плизентарая(с т.з. удовольствия)
Ценности играют колоссальную, больше того – определяющую роль в жизни людей. Они обладают функциями ориентиров, образуют сложный мир смыслов и символов, составляют основу индивидуальных или коллективных суждений и поступков. В них есть регулятивные и нормативные компоненты.
35. Категория бытия. Виды бытия.
Категория бытия – самая абстрактная
Парменид первый начал употреблять «бытие»
Бытие – все существующее в единстве и целостности
Основы бытия:
1.Категория бытия есть результат интеллектуальной ошибки (субстантивация)
2.все сущее – упорядоченно, связанно
3. Категория бытия внушает уверенность в нерушимости опыта
Виды бытия:
1.Объективное бытие процессов и явлений существующих за пределами человеческого сознания (внешний мир)
А) собственно-объективное(прироа0воображение
Б) объективировано-субъективное9изначально зародилось в сознании человека, а затем было воплощен, мир артефактов)отражение
2. Субъективное бытие психических процессов и явлений(внутренний мир)
А)Субъективно-объективный(то, что сотворено самим психическим – своим воображением)
Б)субъективно-объективный(представляемая часть внешнего мира)
36. Единство и многообразие мира. Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. По Платону в основе мироздания лежит 2 начала:
1)материя
2)дух(1 и 2 субстанции)
Субстанция – первооснова реальности, которая служит основанием единства
Характеристики:
-она изначальна, но сотворена
-автономна
- бесцельна
- вечна
Материя – субстанция, проявление которой способно возбуждать наши органы чувств или приборы их дополняющие
Дух – субстанция, проявление которой не афиширует наши органы чувств и приборы их дополняющие
Различают три группы онтологических учений:
1.Монизм выделяет 1 субстанцию
А) материалистический: все сущее – разнообразие материи
Б) идеалистический: все сущее рождено неким творческим духом (Богом)
2. Дуализм: материя и дух равноправны
3. Плюрализм: 17в. Лейбниц: все природные объекты обладают сущностью
37. Пространство и время.
Время – онтологическая категория для обозначения таких свойств бытия как изменчивость, текучесть, последовательность и необратимость изменений, длительность
Пространство – онтологическая категория для обозначения таких свойств бытия как протяженность, неоднородность, взаимоположенность структурно-выделенных частей
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|