Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия и мировоззрение





Мировоззрение – это совокупность общих предметов о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия».

Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Философия — это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное, групповое.





именно она, в качестве этики, выявляет и систематически разрабатывает нормы.
Итак, философия задает цели и средства, обеспечивая возможность появления идеологии

 

9. Философия и культура. Философская культура личности.

Культура – процесс и результат человеческой деятельности; это все ,что делается и сделано человеком; совокупность артефактов

Различают материальную и духовную культуру.

Материальная культура – процесс и результат человеческой деятельности, направленный на удовлетворение биологических, материальных потребностей

Духовная культура направлена на удовлетворение духовных, личностных потребностей.

Философия-форма духовной культуры

Формы духовной культуры – институализированные практики удовлетворения духовных потребностей: образование, наука, религия, искусство, идеология, миф, спорт

Философскаякультура личности представляет:

1.способность усвоения философских знаний и приобщение к миру философских знаний;

2.овладение опытом философского осмысления действительности;

3.приобретение умений и навыков философского выражения, т.е. философского языка.

Философская культура личности - это духовный акт самовыражения.
Во-первых, философская культура - это личностно-индивидуализированный объект. Во-вторых, она не возможна вне взаимосвязи философии и культуры

 

10. Генезис философии. От мифа к логосу.

«Логос» - разум, слово, закон, учение

Метафора «от мифа к логосу» означает распад коллективного и рационального мифосознания и рождение индивидуальной рациональности



Миф – спонтанно родившееся повествование, история, повествующая о фантастических событиях и фантастических существах

- особая синкретичная (целостная) форма духовной культуры, характерная для древних архаичных обществ и порожденная особой формой сознания

Особенности мифосознания:

1. Полное отсутствие критического мышления, способности сомневаться

2. Явное преобладание образного мышления над понятийным

3. Сознание древнего было не так надежно отделено от бессознательного

4. Древние были эмоционально неустойчивы. Их эмоции склонны к быстрой яркой визуализации

5. Механизм психической индукции – механизм заражения эмоциями

6. Мифосознание – это мы-сознание, связано с псих. индукцией, слабым развитием самосознания

7. Древние люди считали себя частью природы: тотемизм, фетишизм, магия

В середине первой половины 1тыс.до н.э. в силу социально-экономических причин, зарождается собственность и начинает развиваться рациональность, постепенный распад мифосознания, начинается борьба с мифами

11. Даосизм и конфуцианство

Начало конфуцианства связывают с Конфуцием (551 — 479 до н.э.).

Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимо управлять людьми? Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Даоси́зм— китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы, учение о бессмертии и магические практики, и философская традиция северного Китая. Традиция считает основоположником даосизма Хуанди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. К концу I тысячелетия до н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов.

12. Основные особенности, школы и понятия древнеиндийской философии.

Зарождение – 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытно-общинного строя к классовому.

Философские школы

2 направления развития:

Ортодоксальное – поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней.

Неортодоксальные. Вносят изменения в веды (духовные источники др. Индийской философии, первые священные книги).

Буддизм (6-7 в. до н.э.)

Основатель Будда («просветленный», принц Гаутам).

4 благородные истины:

1. жизнь это страдание.

2. страдание следует за желанием (жаждой).

3. путь избавления от страданий – избавление от желаний.

4. путь избавления от желаний – следовать учению буддизма, т.е. освобождение от слепой привязанности жизни → состояние затухающего сознания → достижение нирваны → угасание желаний, связанный с жизнью → полная невозмутимость, помогающая преодолеть привязанность к жизни и слиться с Брахмой.

5 заповедей: не убий, не укради, будь целомудрен, не лги, не употребляй наркотических веществ.

Выводы:

1. Др.Индийская философия – источник человеческой мудрости, подпитывающий человеческую культуру.

2. идея всеединства → всё есть одно. Все существа – проявление единого

3. обращение к внутреннему миру человека → нравственное усовершенствования человека.

4. понятие нирвана → путь совершенствования человека, преодоление трудностей.
13. Античная философия: общая характеристика.

Периодизация:1. Досократическая натур-философия

2.Классическая философия Сократ, Аристотель, Платон

3. Философия эпохи эллинизма

Особенности:

1. Тесная связь с мифологией

2.Рационализм- направление, признающееприоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).

3. Космоцентризм- космос- живой, разумный, упорядоченный организм.

4. Пантеизм- Бог = мир, Тегестическая модель-Бог- личность и творец, Деизм- Бог- творец, и далее существует отдельно от мира.

5. Человек- микрокосмос, имеющий божественное начало.
14. Основные проблемы и школы досократической философии.

В этом периоде сложилось 4 философские школы, они занимались вопросами:

1)проблема архэ, скрытого, рассматривающегося как начало и источник единства в космосе

2)проблема движения

3)как отличить «знание» от «мнение»

1. милетская школа — (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Сущность явлений («первоначало», для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух; для Гераклита Эфесского – огонь)

2. Пифагорийская школа- Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность. Душа, по мнению пифагорейцев, — гармония, — также числовое отношение;

3. Элейская школы (Парменид, Зенон Райский)- элейцы разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

4. Атомисты (Демокрита, Левкиппа)

 

 

15. Платон и Аристотель о бытии, душе и познании.

Плато́н- древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

В философии Платона легко обнаружить признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна.Три части души:

1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.

2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей.

3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека.

Учение о познании:

Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения.Сфера

умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия.

Аристо́тель— древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4г. до н. э.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

2. Форма— «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель).

3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.

Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном. Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. Аристотель является и основоположником логики.
16. Этические школы эллинизма (киники, эпикурейцы, стоики, скептики)

Проблема: достижение человеческого счастья, смысл жизни.

Стоици́зм—Фатализм- убеждение в том, что всё предопределено судьбой, смысл жизни- сохранение достоинства. Атараксия- состояние полного спокойствия, бесстрастие, все находится во власти судьбы, человека (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий)

Киники- Условие достижения счастья – свобода, автономия.(2 препятствия – лишние искусственные потребности; социальные предрассудки, традиции (Антисфен

, Диоген‎)

Эпикурейцы – основы счастья – максимум удовольствий, минимум страданий.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесного страдания; невозмутимость души; дружба. (Эпикур)

Скептики — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Отличительный признак философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука!». Скептик говорит, что знание требует уверенности. Принцип Эпохэ. Пиррон- чтобы вы не утверждали- это не более так, чем не так. (Пиррон, Секст Эмпирик)

17. Основные этапы, проблемы и особенности средневековой христианской мысли.

2 в н.э.-15 в ( Итальянское возрождение)

Основными этапами средневековой философии являются патристика и схоластика.

1.Схоластика- средневековая «школьная философия», представители к-рой - схоласты - стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды к-рого С. приспосабливала к своим целям).

2.Патристика- основные субъекты- священники. (Гертулмеан, Августин) самопознание, самосовершенство. Философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения.

Главный объект интереса- Бог.

Средневековая философия была философией геоцентризма:

1.Бог занимает место субстанции, источник единства, первая причина мира, автономно, вечно, бесценно.

2.Бог, как личность. Приписываются человеческие качества.

3.Бог, как творец- Креационизм.

4.Мир- божье творение. Это придаёт символистический характер.

5.Пренебрежительное отношение к материи

Человек:

1.Всё создано для человека. Земля- центр космоса.

2. Дуализм- 2 начала: божественное плотское. В человеческой плоти появился ген греха- тело стало болеть и умирать.

Задача - спастись, обрести цельность, чтоб вернуться к изначальному состоянию. Умирая, люди находятся в нематериальном состоянии. Задача человека- постигнуть божественный пример.

Основные особенности христианского пути:

1.Аскеза- самоограничение

2.Возлюби ближнего своего как самого себя- путь любви

3.Страдание

Проблемы: свободы воли, теодицей - оправдание Бога.

 

 

18. Новые тенденции в философии эпохи Возрождения.
Черты философии Возрождения
Антитрадиционализм, то есть негативное отношение к традиционным ценностям и желание постоянного развития, понимаемого как улучшение.
Антропоцентризм, суть которого состоит в понимании мира сквозь призму человеческого бытия: человек есть автономное и самодостаточное существо, а в улучшении и совершенствовании нуждается окружающий мир. Секуляризация- снижение влияния церковной власти. Происходит возрождение античных образцов и эталонов культуры. Движение изманистов- группа исследователей античной культуры. В среде возникла изманистическая система ценностей.
Гуманизм, то есть понимание человека не как пассивного продукта творения Бога, а как личности, способной путем самосовершенствования подняться на высоту, которая сродни божественному совершенству.
Пантеизм - учение, отождествляющее Бога и природу.

Основные проблемы философии Возрождения
* Сущность и предназначение человека.
* Критика средневековой схоластики.
* Теоретические и методические начала естествознания
* Философские вопросы политики и права

19. Наука и философия в Новое Время.

1. Споры эмпириков и рационалистов 17 века – спровоцированы стремительным развитием науки

Эмпиризм – человек рождается tabula rasa (Бэкон, Локк, Гоббс)

Рационализм – человек рождается с определенным корпусом идей( Декарт, Лейбниц, Спиноза)

2. Философия французского просвещения – продолжение идей итальянских гуманистов, учили о достоинстве человека и равенстве перед Богом, человеческий потенциал можно достичь через просвещение (вольтер, Дидро, Ж.Ж.Руссо)

3.Кант,Фихте,Гегель,Фейербах,Маркс. Представление о разумности космоса. Стремились преодолеть механицизм – все состоит из атомарных частиц, которые отталкиваются или приближаются, связываются друг с другом, их поведение объяснимое, предсказуемое.

Характеристика:

1. Рационализм(вера в разум)

2. Оптимизм(вера в познаваемость,реальность, в прогресс)

3. Культ науки и техники

3. Эмансипация индивидуума

4. Продолжение секуляризации

Сохранение веры в существование абсолютных ценностей

20. Немецкая классическая философия: общая характеристика.

Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "усмехающимся над действительностью", "душой" культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию "наукоучением", видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух.

 

 

21. Основные особенности современной философии. Постмодернизм.

Конец 19в.

2 направления развития:

1.Продолжение традиций классической философии с опорой на рационализм

2. Иррационализм, антитехнократизм

Основные направления иррационализма

1. Философия жизни (Зиммель, Шпенглер, Бергсон)

2. Экзистенциализм (Ясперс)

3. Психоаналитическая философия (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Фромм)

4. Герменевтика (Гадамер)

5. Персонализм (мунье)

6. Философская антропология (шеллер, Пресснер, Гелен)

Постмодернизм(Фуко) – полное отрицание истины и абсолютных ценностей

Направления рационалистической философии

Позитивизм

Основателем философии позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798—1858).

О.Контом, сводилась к тому, что философия не может быть учением, имеющим свой собственный предмет. Философский поиск истины — это тупиковый поиск, истина отыскивается не философским методом, а научным. Наука давно доказала монопольное право на обладание истиной, философия же до сих пор этого не смогла доказать, более того — до сих пор не существует единственной истинной философской системы.

Эмпириокритицизм Связывается с именами австрийских философов Маха и Авенариуса.

Основным предрассудком является учение о материи. Материя есть не что иное как некое философское понятие, понятие о субстанции. Еще Конт показал, что такого рода понятие, как субстанция, есть не что иное как абстрактная метафизическая сущность, уводящая нас от познания фактов, от познания явлений. Наука же занимается познанием явлений, а не метафизических сущностей, каковой, в частности, является материя.

Физик должен отказаться от привычного понимания материи. Физика должна исследовать только факты, опираясь на опыт. Философия же должна помочь физике в анализе ее опытного метода (отсюда название второго этапа: эмпириокритицизм — критика опыта).

Неопозитивизм Витгенштейн

Целью философии является логическое прояснение мысли. Философия есть прежде всего критика языка. Ибо истина всегда выражается в языке. Проблемы же возникают вследствие того, что мы неправильно пользуемся нашим языком. Витгенштейн доказывает, что язык существует не сам по-себе, а отражает конкретный мир. Только идеальный язык соответствует реальному конкретному миру — язык, основанный на фактах, на атомарных предложениях, на атомарных суждениях.
22. Сциентизм и антисциентизм в философии 20 в.

Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука"), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки". Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.

23. Духовные основания и особенности русской философии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.