Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности социально-политического строя.





Восточные славяне в 6-9 веках.

Расселение:

занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра,на северо- восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи, древляне. К югу от реки Буг –бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи.

Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие (подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесно связано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади. Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел).

Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имели натуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары).



Появляютсягорода как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собирали полюдье (сбор дани с подвластных племен).

Верования– древние славяне были язычниками.Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун –бог грома, войны. Сварог –бог огня.Велес – покровитель скота. Мокошь –оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов –леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.



ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.

Феодальные отношения в Киевской Руси развиваются более медленно, чем в зап. странах. На Руси развиваются холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по которому мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феодального права по уголовным и процессуальным делам.

Особенности социально-политического строя.

Все общ-во делилось по отношению к князю на 3 группы:
1) кто лично служил князю;
2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной;
3) служили частным лицам.



Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Основная масса сельского населения, зависимая от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выделялись наиболее приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКОВ.

  1. Роль христианства в становлении древнерусской цивилизации

Трудно переоценить важность темы становления христианства на Руси. Историю православия на Руси необходимо знать, чтобы как можно лучше понять суть русской религии.

Немало учёных посвятило свою жизнь изучению темы становления христианства на Руси. Но при разработке этой темы можно столкнуться с серьёзной проблемой: пересказы истории с церковной точки зрения и с точки зрения науки абсолютно разные.

Большинство трудов, посвящённых исследованию становления христианства на Руси, были написаны 15-20 лет назад. Современной литературы по этому вопросу в районной библиотеке мало. Книги, написанные во время правления советской власти, посвящены одной цели – воспитанию атеистов. В большинстве из них становление христианства на Руси оценивается крайне отрицательно: «Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков» (К. Маркс)[1].

В других книгах роль христианства в становлении Руси, как государства оценивается выше, так как принятие Русью этой религии позволило молодому государству войти в число развитых передовых государств, обогатило культуру и духовный мир.

И, конечно, церковная литература высоко оценивает значение принятия христианства Русью. Недаром князь Владимир Красное Солнышко, во время правления которого произошли самые важные события становления христианства на Руси, а также его прародительница княгиня Ольга, роль которой в религиозном становлении государства церковь оценивает очень высоко, были причислены к ликам святых.

Очень точно выразился А. Кузьмин: «Известно, что знания об обществе всегда отстают от естественнонаучных. Это потому, что жизненная правда далеко не всем и не во всём выгодна. Её под тем или иным предлогом не принимают. К тому же в общественной жизни более цепко держатся разного рода предрассудки и иллюзии, а человеку свойственно преувеличивать ценность и объём своих знаний. По общему правилу, чем значительнее явление, чем шире круг людей, чьи интересы затрагиваются, тем труднее проникновение в суть дела»[2].

Сложно определить истинность тех или иных событий, если они произошли несколько веков назад. Поэтому основными источниками при изучении вопроса становления христианства на Руси, как с церковной, так и с научной точки зрения, являются различные летописи и легенды, проверить правдивость которых не представляется возможным.

Дореволюционная историография, в преобладающем большинстве стоявшая на позициях официальной ”истинно православной” платформы, слишком переоценивала значение религиозной реформы Владимира, приписывая ей универсальное содержание. В соответствии с устоявшимся тезисом с утверждения христианства начиналась подлинная история древнерусской цивилизации. Предшествующее время тонуло во мраке невежества и дикости. Благодаря греческой вере Русь якобы получила действительное упорядочение государственной жизни, должную социальную структуру, политические и юридические институты, не говоря уже о духовной культуре. Выходило, что только с 988 г. начались каменное строительство, письменность, литература, философия, зародыши позитивных знаний, просвещение, изобразительное искусство, музыкальная культура. Эта тенденция справедливо отвергнута в советской литературе.

  1. Эволюция восточнославянской государственности в 11-12 вв.

Время с начала ХII до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине ХII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII в. - 50, в ХIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.
Различают несколько причин феодальной раздробленности:

  • экономическая - в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей; натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества;
  • социальная - усложнилась социальная структура русского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы; эта новая Русь уже не нуждалась в прежней структуре; зарождалось дворянство, которое должно было служить господину в обмен на земельное пожалование; в каждом центре за местными князьями стояли бояре со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи;
  • политическая - основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с Великим Киевским князем, и в этом их активно поддерживало местное боярство, которому нужна была сильная княжеская власть на местах;
  • внешнеполитическая - распаду государства способствовало отсутствие в середине ХII в. серьезной внешней угрозы; позже она появилась в лице монголо-татар, но процесс распада государства зашел уже слишком далеко.

Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего экономического и социально-политического развития и имела как положительные черты, так и отрицательные последствия для всех русских земель.
Положительные черты. Вначале в русских землях наблюдался подъем земледелия, расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях.
Отрицательные последствия. С течением времени постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности.
Из всех распавшихся русских земель наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно эти княжества стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. В каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная политическая традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель в будущем была возможность стать центром объединения всех русских земель.

  1. Социально-политическая структура русских земель периода феодальной раздробленности
Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальнойраздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине ХIIв. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII в. - 50, в ХIV в. -250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущегоэкономического и политического развития общества.Различают несколько причин феодальной раздробленности.Экономическая - в рамках единого государства за три века сложилисьсамостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародилиськрупные вотчинные владения монастырей и церквей. Натуральный характерхозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра исуществовать в качестве самостоятельной земли или княжества.Социальная - усложнилась социальная структура русского общества: появилиськрупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в томчисле холопы. Эта новая Русь уже не нуждалась в прежней структуре;зарождалось дворянство, которое должно было служить господину в обмен наземельное пожалование. В каждом центре за местными князьями стояли бояре сосвоими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи.Политическая - основную роль в распаде государства сыграло местное боярство;местные князья не хотели делиться своими доходами с великим киевским князем;кроме того, местному боярству нужна была сильная княжеская власть на местах.Внешнеполитическая - распаду государства способствовало отсутствие в серединеХII в. серьёзной внешней угрозы; позже она появилась в лице монголо-татар, нопроцесс распада государства зашёл уже слишком далеко.Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейскиегосударства. Она явилась закономерным итогом предыдущего экономического исоциально-политического развития и имела как положительные черты, так иотрицательные последствия для всех русских земель.Положительные черты - вначале в русских землях наблюдался подъём земледелия,расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях.Отрицательные последствия - с течением времени постоянные усобицы междукнязьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособностьперед лицом внешней опасности.Из всех распавшихся русских земель наиболее крупными и значительными былиГалицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярскаяреспублика. Именно эти княжества стали политическими наследниками КиевскойРуси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. У каждой изэтих земель сложилась собственная оригинальная традиция, была свояполитическая судьба. У каждой из этих земель в будущем была возможность статьцентром объединения всех русских земель.
  1. Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Проблема Золотой Орды в современной отечественной и зарубежной историографии.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В ПЕРИОД МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ГОСПОДСТВА. Монгольское иго распространилось на Северо–Восточную Русь. Состояние феодального общества, зависят от характера отношений в господствующем классе. Выделяют два вида отношений внутри господствующего слоя: 1) отношения подданства; 2) отношения вассалитета. Отношения подданичества строились на основе зависимости низших от вышестоящих.

Северо–Восточная Русь в ХШ в. еще не определилась в своем политической развитии. Здесь преобладали дружинные связи. Старшие дружинники становились вассалами, а младшие формировали княжеский двор. Дружинники имели право свободно переходить от одного князя к другому. Без ведома старшей дружины князь обычно не принимал решений. Князь – первый среди равных. Большую роль играл другой слой – многочисленный.

Князей иго превратило в вассалов монгольских ханов. Отношения русских князей с ханами складывались по–разному. Некоторых унизительно наказывали, казнили. Те, кто подчинялись – находили общий язык, роднились, подолгу гостили в Орде. Постепенно северо–восточные князья превращались в "служебников" монгольских ханов. Формировалось поколение покорных князей.

Монгольское нашествие повлияло на состав дружинников. Была уничтожена большая часть. После ордынского нашествия было расчищено место для расцвета новой знати, формировавшейся уже на почве побеждавших отношений подданства.

Новая знать возникла на княжеском дворе. Дворяне становятся феодальными собственниками, получая от князя земельные пожалования. Эти дворянеХШ в. – мелкие слуги князя. В 16 веке верхушка служилых людей. В последнее время происходили изменения в господствующем классе.

Домонгольские города обладали своими правами, вольностями. Они существенно отличались от европейских городов – были теснее связаны с волостями (округами) и всегда имели князя.

Во время монгольского нашествия было разрушено 49 городов. Всего 74. Причем 14 вовсе не поднялись из пепла. Ордынцы периодически разрушали Русские города. В этих условиях началась консолидация князей и горожан. Роль и значение князей в условиях постоянной внешней опасности неизмеримо возросла, что влекло за собой подавление городских вольностей. Да и горожане сами были заинтересованы в сильном князе, способном их защитить.

Объединение страны и централизация начались в 14 в. В центре процессов находились московские и тверские князья, соперничавшие за главенствующее положение на Руси. Но условия для образования единого Русского государства создавали: труд русского народа, его борьба с игом, постепенное ослабление Орды.

В 14 -15 вв. Московское княжество значительно усилилось. Русский народ, возглавляемый сначала Дмитрием Донским в 1380, и окончательно в 1480 во главе с Иваном Ш героической борьбой освободился от монгольского ига. Московскому княжеству в эпоху Дмитрия Донского не было равных. Москва стала признанной национальной столицей после Куликовской битвы. В конце княжения Ивана Ш (1462-1505) произошло объединение подвластных ему территорий в единое государство. Завершение образования централизованного государства произошло при Иване 4.

ПРОБЛЕМА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Сложившаяся на Руси новая территориально-политическая система была нарушена в XIII в. в результате нашествия орд монголо-татарских ханов. Опустошительные походы на Северо-Восточную и Южную Русь в 1237–1238 гг. и 1239– 241 гг. заставили русских князей признать верховную ханскую власть, которая, не заменяя власти русских князей, наложилась на нее сверху. Русь более чем на 250 лет оказалась под монголо-татарским или золотоордынским игом. Русские земли вынуждены были платить дань Орде, а князья получать в ханской ставке подтверждение прав на свой престол. Отсутствие в русских землях благоприятных условий для экстенсивного кочевого скотоводства побуждало монголо-татар возвращаться в открытые степи, поэтому на Руси сохранился национальный порядок княжеского владения. В политике русских князей по отношению к завоевателям просматривается две линии. Одна из них заключалась в стремлении к немедленному освобождению путем вооруженной борьбы. Вторая, суть которой заключалась в поддержании мирных отношений с ханами Золотой Орды, в укреплении собственной власти и постепенном накоплении сил, строилась с учетом опасности не только с востока, но и северо-запада, откуда распространялась агрессия рыцарских орденов. Эта линия наиболее отчетливо нашла свое отражение в действиях Александра Невского, разбившего в 1240 г. шведских рыцарей и в 1242 г. крестоносцев Ливонского ордена, но ездившего на поклон к золотоордынскому хану. Не имея в то время сил освободиться от зависимости, князья искали возможность для выживания славян. По-разному в этих условиях складывались судьбы земель, которые некогда составляли Киевскую Русь.

 

 

  1. Предпосылки объединения Руси: общее и особенное. Геополитическое положение Москвы и причины ее возвышения. Образование Московского княжества.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

ПРИЧИНЫ ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ.Существуют различные точки зрения на причины возвышения Москвы. Иловаиский находит следующие причины возвышения Московского государства, роста Москвы:
1.Географическое положение, дающее политические и торговые выгоды;
2.Личности московских князей и их политику (князья самих татар сделали оружием для возвышения власти, что видно из борьбы между Тверью и Москвой);
3. Определенная в пользу Москвы политика татар;
4. Сочувствие боярства и духовенства;
5. Правильность престолонаследия в Москве.
Платонов выделяет следующие причины:
1. Географическое положение, давшее Московскому княжеству население и средства;
2. Личные способности первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность, умение пользоваться обстоятельствами, чего на имели тверские князья, несмотря на одинаковое выгодное положение Тверского княжества и Московского.
Главное условие возвышения Москвы, по мнению Соловьева, - срединность ее положения, дававшая политические, торговые и церковные преимущества.
географическое положение
Московское княжество занимало довольно выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями.
Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Московские ремесленники приобрели известность как искуссные мастера литейного, кузнечного и ювелирного дела. Именно в Москве зародилась и получила боевое крещение русская артиллерия.
Торговые связи московских купцов "сурожан" и "суконников" протянулись далеко за пределы русских земель. Прикрытые с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоорцынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, что6ы выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы. Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями и обусловило в конечном счете победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства.

ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА.

Вели́кое Кня́жество Моско́вское — средневековое русское государство. Первоначально удел великого княжества Владимирского, с середины XIV века в результате превращения Владимира в наследственное владение московских князей — великое княжество, возглавившее процесс объединения русских земель в единое государство.

С 1330-х до 1480 года московские князья, за редкими исключениями, — держатели ханского великокняжеского ярлыка, за получение которого они боролись с двумя другими крупными княжествами: Тверским и Суздальско-Нижегородским. С дальнейшим расширением земель Московских князей и централизацией власти к концу XV века стало центром единого Русского государства. В 1547 году Московский князь Иван IV Васильевич принял титул царя.

  1. Объединительная политика московских князей. Этапы борьбы за национальную независимость. Освобождение от вассальной зависимости Золотой Орды и завершение процесса образования единого Московского государства

ОБЪЕДИНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ.

ЭТАПЫ БОРЬБЫ ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ

  1. Роль православной церкви в борьбе за независимость Московского государства и в его укреплении. Теория всемирно-исторической роли Московского царства («Москва – третий Рим»)

РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА И В ЕГО УКРЕПЛЕНИИ

Объединительная роль Православной Церкви была огромна еще в домонгольский период в связи с феодальной раздробленностью Руси, когда митрополиту и епископам нередко приходилось мирить князей во время их междоусобиц. По сути дела, церковь выступала тогда как важнейший фактор национального единства.

Это стало особенно ясно после вторжения на Русь татаро-монголов, когда русский народ сумел сохранить свою идентичность именно как христианский народ. Не случайно самый обширный общественный слой древнерусского общества стал именоваться крестьянами от слова "христианин". В период татарского ига, продолжавшегося почти два с половиной столетия роль русского церковного руководства в государственных делах еще более возросла.

На Руси, как и во всех попавших под власть татаро-монголов странах, духовенство осталось привилегированной категорией населения (речь идет о системе податных и административных льготах, которые получала православная церковь и ее служители). Церковь освобождалась от уплаты даней, пошлин и повинностей и, таким образом, обладала привилегиями и льготами, которые даже превосходили по своему объему доордынские времена.

Было бы ошибочно связывать веротерпимость ордынских ханов с каким-то особым отношением к православной религии. В огромной монгольской державе, где уживались различные религии, веротерпимость долгое время была нормой государственной политики. В противном случае — это могло угрожать единству империи. Присутствовал здесь и прагматический расчет: принцип «разделяй и властвуй» находил свое выражение в объемах дарованных прав, противопоставлении митрополита как самостоятельной политической силы князьям.

Вместе с тем, участвуя в процессе формирования национального самосознания, церковь с ее единым учением, богослужебной практикой и организацией постепенно становилась фактором единения земель и духовного сопротивления.

Уровень процветания, достигнутый русской православной церковью к концу первого века монгольского владычества, чрезвычайно помог ее в духовной деятельности. Среди задач, стоявших перед церковью в монгольский период, первой была задача оказания моральной поддержки ожесточенным людям - от князей до простолюдинов. Связанной с первой была и более общая миссия - завершить христианизацию русского народа. В киевский период христианство утвердилось среди высших классов и горожан. Большая часть монастырей, основанных в то время, находилось в городах. В сельских районах христианский слой был довольно тонким, и пережитки язычества еще не были побеждены. Только в монгольский период сельское население Восточной Руси было еще более основательно христианизировано. Это было достигнуто как энергичными усилиями духовенства, так и ростом религиозного чувства среди духовной элиты самого народа.

ТЕОРИЯ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РОЛИ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА («МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»)

Теория: "Москва третий Рим" - "… два Рима нам, а третий стоит, а четвертому не быть" была подкреплена византийским происхождением царей (Владимир Мономах) и царских регалий; женитьбой Ивана III на Софье Палеолог (византийской принцессе). При Иване III были сделаны первые шаги в вопросе подчинения церкви.

1448 г. - произошло образованием автокефальной (независимой) православной церкви (ответ на Флорентийскую унию 1439 г.). Очень высок был духовный авторитет Митрополитов Ионы, Алексия, преподобного Сергия.

В это же время внутри Русского духовенства возник конфликт по вопросу о путях спасения души между посифлянами-последователями Иосифа Волоцкого (монастырская земля как условие величия церкви и государя) и нестяжателями-последователями Нила Сорского (умысел владения землею - страшный грех. "Не желати то стяжение"). Учение иосифлян обожествляло Власть, вопрос об изъятии земель церкви был снят.

В XV в. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне - в раскол, столкновение старых и новых политических позиций церкви.

Высший церковный орган (Освященный собор) в полном составе входил в верхнюю палату Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей.

До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Церковь в своей деятельности опиралась на систему норм церковного права, содержащихся в «Кормчей книге», «Правосудье митрополичьем» и «Стоглаве» (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.