Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Функциональные стили современного русского языка





1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Понятие о функциональном стиле.

2. Охарактеризуйте все функциональные стили по следующему плану:

а) сфера реализации;

б) форма реализации (устная или письменная);

в) основные функции и цели;

г) подстили и жанры;

д) общая характеристика;

е) языковые особенности.

 

2.Выполните практические задания:

1.Определите функциональный стиль предложенных текстов. Ответ обоснуйте, оперируя средствами самого текста (предположите, откуда взят отрывок; какова его функция; структура текста; экстралингвистические и языковые особенности).

1. Проблемы охраны окружающей среды традиционно относят к области экологии. Однако биологическое происхождение как науки накладывает определенный отпечаток на восприятие этого термина различными специалистами. В частности, широкая публика и специалисты немедицинского профиля включают в сферу экологических проблем и вопросы охраны здоровья человека. А медики, говоря об экологии, в первую очередь подразумевают влияние антропогенной деятельности на живую природу, отделяя его от медицинских проблем охраны окружающей среды: эти проблемы в отечественной медицинской науке традиционно выделены в особый раздел, называемый гигиеной, которая занимается средой обитания человека, то есть условиями его труда, быта и отдыха.



 

2. Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.

 

3. Ослепительная молния, мгновенно наполняя огненным светом всю лощину, заставляет лошадей остановиться и, без малейшего промежутка, сопровождается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес рушится над нами… На кожаный верх брички тяжело упала крупная капля дождя…другая, третья, четвертая, и вдруг как будто кто-то забарабанил над нами, и вся окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя. Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, блестящей зелени дорожной травы.



 

4. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. Наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все окружающее. А совсем рядом, что называется – рукой подать, заплыла наша школа. Здорово я перепугался в тот час, да, слава богу, все скоро кончилось.

 

5. Для чего нужны экологические организации, всем вроде бы понятно. Благое дело: энтузиасты-альтруисты спасают задыхающуюся Землю и вымирающих зверушек. Возможно, первые экологи и были почти святыми, но с возникновением идеи сбора пожертвований от альтруизма не осталось и следа. В декабре прошлого года несколько миллионов россиян нашли в своих почтовых ящиках красочные рекламные буклеты WWF (Всемирного фонда дикой природы), озаглавленные «Спасти леопарда!», которые с грустью уведомляли: «В России осталось лишь 30 представителей этой редчайшей породы хищников». И предлагали сдать деньги на их спасение.



 

Орфо-пунктуационный практикум

1. Повторите тему «Обособление согласованных определений».

2. Перепишите, расставляя знаки препинания

1) Звездочки слабо вперебивку мигали затерянные в небесной глубине. 2) Пыль розовая от блеска молний неслась по земле. 3) С деревьев окруженных легким туманом и с папоротника сыпались крупные брызги. 4) Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась. 5) Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный. 6) Снова начавшийся дождь зашелестел за окном и по крышам. 7) Испуганный шумом барсук бросился в сторону и быстро исчез из виду. 8) Его внимание привлек послышавшийся сверху звук. 9) Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться. 10) Он сходился с разными лицами молодыми и старыми высокого и низкого полета. 11) лесной край загадочный и огромный как океан простирался вокруг в сумраке ночи. 12) Весенний дух веселый и беспутный ходил повсюду. 13) Сердитый на вид он был добряк в душе. 14) О ты славный! 15) Усталый я сел отдохнуть под большим кедром. 16) Мы расходились довольные своим вечером.

 

Литература

См. литературу к практическому занятию №13

 

Практическое занятие №15

Тема: Научный стиль речи

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Дайте общую характеристику научному стилю речи.

2. Особенности устной научной речи.

3. Жанры устной научной речи (доклад, лекция, реферативное сообщение).

4. Особенности письменной научной речи.

5. Жанры письменной научной речи (реферат, аннотация, рецензия, тезисы, конспект).

6. Правила оформления справочно-библиографического аппарата и цитат.

 

2. Выполните практические задания:

1. Назовите собственно лексические особенности научного стиля в приведенных ниже отрывках:

1) Современная астрономия обладает большим количеством аргументов в пользу утверждения, что звезды образуются путем конденсации облаков газово-пылевой межзвездной среды. Процесс образования звезд из этой среды продолжается и в настоящее время. Выяснение этого обстоятельства является одним из крупнейших достижений современной астрономии. Еще сравнительно недавно считали, что звезды образовались почти одновременно много миллиардов лет назад. Крушению этих метафизических представлений способствовал, прежде всего, прогресс наблюдательной астрономии и развитие теории строения и эволюции звезд. В результате стало ясно, что многие наблюдаемые звезды являются сравнительно молодыми объектами, а некоторые их них возникли тогда, когда на Земле уже был человек (Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум).

2) При исследовании звуков языка современными акустическими или физиологическими методами с применением всякого рода аппаратуры, позволяющей чрезвычайно точно и тонко анализировать эти звуки, не следует тем не менее забывать, что это звуки, которые тем самым принимают непосредственное участие в его социальной роли, что в фонетике и является главным. Выражается же эта роль в том, что язык, как известно, средство общения, а звуки и есть та форма, при помощи которой это общение осуществляется. Поэтому звуки языка надо рассматривать не только как некое акустическое и физиологическое явление, но вместе с тем и как факт лингвистический (иначе социальный) (Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика).

 

2. Укажите грамматические (морфологические и синтаксические) особенности научного стиля в следующем отрывке:

В науке всегда на протяжении всей ее истории существовали две противоположные тенденции. Стремление к детальному и глубокому изучению феномена, конкретного факта всегда соседствовало с попытками построения обобщающих синтетических конструкций. Накопление конкретных фактов необходимо требует однажды их систематизации и приводит не только к появлению широких обобщений, но и новой парадигмы, то есть нового представления о содержании проблемы, и новой шкалы ценностей добываемых знаний. Поэтому каждая крупная синтетическая конструкция, возникающая в науке, представляет собой своеобразную научную революцию. (Моисеев Н. Н. Динамика биосферы и глобальные модели (концепции и проблемы)).

 

3. Докажите, что предложенный отрывок из статьи Аннушкина В. И. «Зачем нужна риторика?» написан в научно-популярном стиле. Для этого определите функцию текста; установите, кому предназначен текст (специалистам или широкому кругу читателей); имеются ли в тексте языковые средства, оживляющие изложение.

«Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. В сущности, умение говорить убедительно, ярко, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. В фольклоре, как и во многих суждениях древних, встречается мысль о том, что речью связываются все человеческие дела: язык – стяг, а «стяг дружины водит», язык – рычаг («языком – что рычагом»). И если речь построена неверно, то разлаживается и само дело; напротив, владение речью приводит человека к успеху: ведь «хорошее слово – половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Демократизация общества и гласность предполагают умение каждого изложить свою точку зрения, а для этого необходима, прежде всего, способность выражать свои мысли так, чтобы вас поняли и поддержали».

4. Напишите рецензию на книгу, которую вы недавно прочитали. Воспользуйтесь следующей моделью:

Книгу…(название) написал ….(автор)

В книге рассказывается о событиях, которые происходят…(где, когда). Главными героями книги являются… С героями книги происходит много интересных событий: они…(перечисление наиболее интересных и важных событий).

Читать эту книгу …(очень интересно, увлекательно и т.п.).

 

5. Напишите аннотацию понравившегося вам фильма/спектакля по предложенной модели:

Фильм…(название) посвящен…(проблеме, событиям…). Действие фильма происходит в …(место, время).

Главными героями фильма являются…, которых играют известные/малоизвестные актеры… . Герои фильма…(участвуют в событиях…, переживают множество приключений… и т. п.). Фильм смотрится… (с большим интересом, с напряженным вниманием и т.п.).

Фильм снят на киностудии… режиссером… .

 

6. Законспектируйте научную статью из журнала по вашей специальности. При этом обязательно:

1) библиографическое описание первоисточника;

2) план статьи;

3) список незнакомых слов (терминов) с их толкованием;

4) фрагмент статьи в виде таблицы (схемы);

5) использование общепринятых и индивидуальных сокращений и символов с последующей их расшифровкой.

 

7. Познакомьтесь со стандартными оборотами (речевыми клише), которые используются при реферировании (см. приложение). Напишите реферат по статье из журнала по вашей специальности, используя стандартные обороты речи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.