Сделай Сам Свою Работу на 5

Трудные случаи употребления имен числительных.





 

 

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Варианты сочетаний числительных с существительными.

2. Особенности склонения составных количественных числительных.

3. Особенности склонения числительных сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста.

4. Склонение и употребление собирательных числительных.

5. Склонение порядковых и дробных числительных.

 

2.Выполните практические задания:

1. Перестройте высказывание так, чтобы сочетание числительных с существительными не вызывало затруднений.

1) Мы с друзьями отдыхали на турбазе 23 суток. 2) Для работы ателье необходимо закупить 134 ножниц. 3) Бабушка так увлеклась вязанием, что через месяц в ее сундуке я обнаружила 24 рукавичек. 4) По накатанной зимней дороге друг за другом ехали 34 саней. 5) В лучшей оптике города для наших бабушек и дедушек мы заказали 8 очков.

 

2. Раскройте скобки, запишите числительные словами, выбирая правильно разряд и форму числительного и зависимого существительного.

1) За целый день продано всего (4 ножницы). 2) У нашей кошки (5 котенок). 3) Для оборудования компьютерного класса необходимо (25 стул). 4) Передо мной в очереди стояло всего (3 женщина). 5) Вместе с отцом в отделе работают (9 инженер) 6) Я мечтаю о (10 сутки) в Париже.



 

3. Раскройте скобки, напишите числительные словами.

1) Разность между (87) и (59) составляет 28. 2) Библиотека университета ежемесячно пополняется (300-400 книг). 3) Около (500 миллионов рублей) было выдано за последние два года. 4) Вместе с новыми (1204 слова) учебник английского языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. 5) Небольшой старинный город на берегу Волги с (4675 жителей) привлекает много туристов. 6) В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля. 7) Прибыл поезд с (265 пассажиров). 8) Сбор молока дошел до (2375 литров). 9) В работе секции принимало участие около (полтора десятка) студентов. 10) Трамвайная остановка находиться в (полтораста шагов) отсюда. 11) Из (697) вычесть 345.

 

4. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных. Отредактируйте предложения, при необходимости заменяя собирательные числительные количественными (и наоборот).

1. Пятеро студенток участвовали в конкурсе. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Над этой темой работает пятеро профессоров, о результатах они доложат на совещании. 4. Неизвестный отстреливался с обоих рук. 5. На фотографии было трое его младших сестер. 6. Трое юношей и девушек исполняли красивый танец. 7. Машины стояли по обоим сторонам улицы. 8. У бабушки в деревне уже трое кошек и двое собак.



 

 

Орфо- пунктуационный практикум

1. Повторите тему «Тире между подлежащим и сказуемым».

2. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя свой выбор:

1) Сердце не камень. 2) Жизнь прекрасна и удивительна. 3) Задумчивость это признак душевного перелома. 4) Гусь как известно птица рассудительная. 5) Это удивительное дело сон! 6) Брат давно хирург. 7) Дважды два четыре. 8) Музыка могучий источник мысли. 9) Пессимизм ложь, потому что пессимизм философия неудачников. 10) «Евгений Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. 11) Говорить с вами только слова зря тратить. 12) Это правильно читать каждый день. 13) Степан мне друг. 14) Пруд как блестящая сталь. 15) Ученье вот чума, ученость вот причина. 16) Ты гений.

 

4. Подготовьтесь к самостоятельной работе по склонению числительных.

Литература

См. литературу к практическому занятию №6

 

Практическое занятие №9

Тема: Грамматические нормы русского языка.

Употребление имен прилагательных и местоимений.

 

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Разряды имен прилагательных.

2. Полная и краткая формы имен прилагательных, различия между ними. Особенности их употребления в речи.

3. Степени сравнения прилагательных. Образование и употребление.



4. Особенности употребления местоимений.

 

2.Выполните практические задания:

1. От данных прилагательных образуйте краткие формы. В случае невозможности образования укажите причины.

Светлый, бурый, сине-зеленый, добрый, гнедой, искренний, отсталый, правильный, маленький, вороной, умнейший, смелый, безмолвный, бледно-голубой, соленый, большой, ранний, красивый, каменный, близкий, родственный.

 

2. Образуйте краткие формы от прилагательных на -енный. Укажите возможные варианты.

Бессмысленный, бесчисленный, безнравственный, величественный, воинственный, естественный, искусственный, легкомысленный, медленный, откровенный, подведомственный, свойственный, соответственный, существенный, таинственный, тождественный.

 

3. В каких сочетаниях возможно заменить полную форму прилагательного на краткую, а в каких – нет? Объясните, почему.

Больной вопрос – больной ребенок.

Белый сахар – белый стих.

Черная тень – черная дыра.

Глухой согласный – глухой человек.

Теплый квас – теплый взгляд.

Круглый шар – круглая сирота.

Холодный ветер – холодный цвет.

Скорая помощь – скорое решение.

Черный свитер – черный день.

 

4. 1) Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между полными и краткими формами прилагательных.

Девочка живая – девочка жива; мальчик спокойный – мальчик спокоен; стена низкая – стена низка; старик больной – старик болен; пациент плохой – пациент плох; жена счастливая – жена счастлива; шкаф высокий – шкаф высок; джинсы короткие – джинсы коротки; задача трудная – задача трудна; девушка красивая – девушка красива; лицо спокойное – лицо спокойно.

2) По аналогии составьте самостоятельно словосочетания с предложенными формами прилагательных, учитывая смысловые и стилистические различия между ними.

Готов – готовый; широкий – широк; должен – должный; виноват – виноватый; благодарен – благодарный; свободный – свободен; дорог – дорогой.

5. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения (и простую, и составную) и составьте с ними словосочетания. Если формообразование невозможно, укажите причины.

Большой, глубокий, звонкий, хороший, злющий, гордый, здоровый, клетчатый, плохой, молодой, полосатый, сухой, смелый, скверный, грубый, мокрый, сверхмощный, близкий, холостой, ультраправый, хромой, фиолетовый.

 

6. Выберите одно из предложенных в скобках местоимений.

1. (Сам, самый) факт принятия решения будет определен большинством голосов. 2. (Всякий, каждый, любой) последний день месяца в библиотеке будет проводиться как санитарный. 3. Студенческий билет и зачетная книжка будут выдаваться (всякому, каждому, любому) студенту, зачисленному на первый курс. 4. В (любом, каждом, всяком) коллективе есть человек, которого можно назвать душой компании. 5. Я (сам, самому) себе удивляюсь, когда вспоминаю (свои, мои) приключения в Африке. 6. (Самой, сама) себе она, конечно, очень нравится. 7. Дорогу к недавно построенному супермаркету вам подскажет (каждый, всякий, любой) прохожий. 8. (Всякий, всяк, любой, каждый) сверчок знай (свой, его) шесток. 9. На следующем занятии все студенты выступят (с их, со своими) докладами. 10. Мы не застали секретаря в (своем, его) кабинете.

 

7. Найдите ошибки в употреблении местоимений и произведите стилистическую правку следующих предложений. Ответ мотивируйте.

1. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете. 2. Эти участки яровых необходимо немедленно убирать простыми машинами, не дожидаясь их полной спелости. 3. Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Сзади его ехала нагруженная вещами машина. 5. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 6. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

 

Орфо- пунктуационный практикум

1.Повторите тему «Правописание НЕ и НИ».

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

1) (Н…) могу (н…) радоваться вашему приезду. 2) Я (н…) раз об этом спрашивал. 3) Пришел как (н…) в чем (н...) бывало. 4) Сколько (н…) делай добра людям, благодарности нельзя ждать. 5) Пока (н…) приобрел коня, садись на осла. 6) И куда мы только (н…) обращались! 7) (Н…) два (н…) полтора. 8) (Н…)кто иной (н…) мог это сделать лучше. 9) в доме (н…) крошки. 10) (Н…) разу (н…) появился на занятиях. 11) Разрешение может дать (н…) кто иной, как декан.12) Говорить с глупым – (н…) до чего (н…) договориться. 13) Сколько ее (н…) спрашивали, она (н…)чего (н…) сказала. 14) (Н…) к кому (н…) обращался. 15) Общество было для него необходимо, где бы он (н…) жил.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – С. 305-308.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта; Наука, 2002. – С. 64-68.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974. – С. 135-159.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – С. 218-232.

6. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык и культура речи (для студентов-нефилологов): Учебное пособие. – М., 2003.

 

 

Практическое занятие №10

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.