Сделай Сам Свою Работу на 5

Добровольные ограничения экспорта





С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта – добровольные ограничения экспорта (ДОЭ), когда не страна- импортер устанавливает квоту, а страны- экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. За последние несколько десятилетий заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны- импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДОЭ представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной- импортером, а страной- экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны- импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнерами о ДОЭ составляет величину Q (рис. 6.2), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с + d). Кроне того, даже после введения ДОЭ обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на рисунке 6.2 Pw— мировая цена, Рt — внутренняя цена с учетом тарифа, Рd — внутренняя цена после введения ДОЭ). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f + g).



 

Рис. 6.2

 

Экспортные субсидии

 

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).



Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на рис.6.3.

 

Рис. 6.3. Последствия предоставления экспортной субсидии

 

Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с Pw до Pd). Рост цены обусловливает увеличение предложения с S0 до S1 и сокращение спроса с D0 до D1. В результате потребители несут потери (область а + b), а производители получают дополнительный выигрыш (область а + b + с + d + e).

Но, чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S1— D1). Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны (b + с + d + е + f) а, значит, потери благосостояния страны в целом составят область (b +f). Однако в реальности эти потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране- экспортере увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (b + с + d + е + f).



В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все- таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин.

 

Демпинг

 

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию (этот случай рассмотрен выше). Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах. Фирма-экспортер, занимая монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены. На конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Предположим, фирма занимает монопольное положение на внутреннем рынке (рис. 6.4, где МС — кривая предельных издержек фирмы, Dd - кривая внутреннего спроса на продукцию фирмы, а МRd — кривая предельного дохода от продаж на внутреннем рынке).

 

 

Рис. 6.4. Демпинг

 

Пока фирма не поставляет товар на внешний рынок, она максимизирует свой доход при равенстве предельных издержек и предельного дохода. В этом случае цена на внутреннем рынке устанавливается на уровне Рm. Пусть на внешнем рынке спрос на данный товар более эластичен (для упрощения предполагаем, что он характеризуется совершенной эластичностью). В этом случае фирма может увеличивать выпуск продукции и экспортировать ее, увеличивая свой доход до тех пор, пока ее предельные издержки не сравняются с мировой ценой Рw т.е. до уровня Qt. При таком объеме производства объем продаж на внутреннем рынке, максимизирующий доход, составит Qd, цена на внутреннем рынке поднимется до Рd и объем экспорта составит (Qt – Qd). Таким образом, на внешнем рынке фирма будет реализовывать товар по более низкой цене, чем на внутреннем, т.е. будет иметь место демпинг. В соответствии с правилами ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидем­пинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупо­требления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна- импортер может получить выигрыш, как в случае с оптимальным тарифом.

Некоторые ограничения носят характер скрытого протекционизма. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

К санитарно- техническим относятся:

· обязательное соблюдение национальных стандартов;

· сертификаты качества импортной продукции;

· требования к специфической маркировке и упаковке товаров;

· требования к экологическим характеристикам товаров потреби­тельского назначения и товаров продовольственного назначения.

Валютные ограничения на импорт товаров в современных условиях при отсутствии новой упорядоченной международной валютной системы ужесточаются, что приводит к возникновению клиринговых соглашений как фактической компенсационной торговли.

Виды компенсационной торговли:

- Встречные закупки. Страна-экпортер обязуется в рамках соглашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, указанной в контракте о продаже;

- Компенсация экспорта оборудования. Закупается продукция, произведенная с помощью этого оборудования;

- Офсетная сделка. Компенсация осуществляется посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране- импортере (например, при реализации вооружений);

- Компенсационная торговля – свитч. Трехсторонняя коммерческая операция, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о клиринге текущих счетов купли и продажи.

Анализ тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли позволяет сделать вывод о том, что страны осуществляют четкую регламентацию, координацию и стратегический просчет каждой внешнеэкономической операции, направляя всю их совокупность на укрепление национальных интересов.

По состоянию на 1 декабря 2005 года против российских товаров зафиксировано 106 мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка (для сравнения на 01. 01. 1995 – 34), в т. Ч. 48 антидемпинговых пошлин, 12 мер, нарушающих нормальные условия конкуренции, 11 технических барьеров, 10 квотных ограничений, 10 мер административного характера и др. Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 19 стран, в т. Ч страны ЕС – как единый таможенный союз. По оценкам Минэкономразвития в 2005г. ущерб от этих мер составил около 2 млрд. долларов. Наиболее подвержены антидемпинговым расследованиям такие традиционные товары российского экспорта, как металлургическая продукция – 57%, от общего количества введенных мер, минеральное сырье – 17% и химикаты – 12%.Таким образом, проблема ущерба от применяемых защитных мер в отношении российского экспорта остра. Каковы перспективы и пути ее решения после вступления России в ВТО?

 

Контрольные вопросы

1. Какие методы регулирования внешней торговли относятся к нетарифным?

2. Чем отличается тариф от квоты с точки зрения влияния на благосостояние нации?

3. Почему государство часто предпочитает использовать квоты как средство ограничения импорта?

4. Может ли использование квот привести к развитию коррупции? Каким образом?

5. Почему добровольные ограничения экспорта для экономики страны-импортера носят более негативный характер, чем использование тарифа или импортной квоты?

6. Каковы последствия предоставления экспортной субсидии для экспортирующей и импортирующей стран?

7. Почему в соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено?

8. Что такое демпинг? В каком случае применимы антидемпинговые пошлины?

9. Какие ограничения относят к санитарно-техническим?

10. Каковы могут быть последствия валютных ограничений на импорт товара?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.