Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть III. Точность употребления синтаксических единиц.





Тема 13. Функции порядка слов.

Исходные положения.

1. Порядок слов - это последовательность расположения синтаксических частей предложения. Функция порядка слов – указывать на развертывание мысли от известного к неизвестному, т.е. от темы (исходное) к реме (новое). Это прямой (объективный) порядок слов, стилистически нейтральный, лишенный экспрессии, помогающий юристу передать мысль ясно, конкретно, однозначно, логично, официально, без каких – либо дополнительных оттенков.

При прямом порядке слов каждый член предложения имеет свое, свойственное ему место, которое определяется структурой, типом предложения, ролью контекста.

Следует помнить, что а) подлежащее стоит перед сказуемым, если подлежащее – тема; б) согласованные определения стоят перед определяемым словом, несогласованные – после него; в) причастный оборот в официально-деловой речи располагается в постпозиции по отношению к определяемому слову, так как имеет уточнительное значение; г) определение, выраженное притяжательным местоимением обычно стоит в препозиции; д) управляемые слова (дополнения), как правило, ставятся после управляющих; е) обстоятельства места, времени, цели, если они не являются ремой, обычно стоят в начале предложения; ж) обстоятельства, выраженные наречиями на –о, чаще всего стоят перед сказуемым; з) адреса и анкетные данные обвиняемых и подсудимых оформляются от менее крупных единиц к более крупным.



2. Устная речь имеет свои правила выражения мысли и словопорядка.

В речи на суде, в беседе адвоката с клиентом нельзя говорить сухим, официальным языком. Здесь неизбежно эмоциональное напряжение, экспрессивность, что находит отражение в расположении слов. В устной речи преднамеренная перестановка компонентов высказывания с целью смыслового или эмоционального выделения слов называется инверсией. В предложениях с обратным порядком слов (инверсией) может быть смещение темы и ремы, перенос логического ударения, изменение интонации для усиления смысловой нагрузки и выразительности.

Обратный порядок слов предоставляет богатые стилистические возможности, но в каждом конкретном случае он должен быть оправдан.



Контрольные вопросы и задания.

1. Что такое порядок слов в предложении? Каковы функции и сфера использования прямого порядка слов?

2. В приведенных предложениях укажите функцию прямого порядка слов, отметив тему и рему. Найдите примеры нарушения порядка слов.

1) Допрошенный в качестве обвиняемого, Супрунов виновным признал себя частично.

2) На основании изложенного, руководствуясь статьей 300 УПК РФ, суд приговорил…

3) Следователь постановил поручить производство предварительного следствия по настоящему делу майору милиции Петракову В.С.

4) Следователь постановил руководство действиями группы следователей возложить на майора милиции Петракова В.С.

5) Отказать в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях Ролина П.К. состава преступления.

6) В удовлетворении ходатайства адвоката Петрова о прекращении уголовного дела Шилова А.К. отказать.

7) Виновность Иванова доказана показаниями свидетелей.

8) В связи с отсутствием в действиях Широкова П.Р. состава преступления в возбуждения уголовного дела отказать.

3. Что Вы знаете о расположении главных и второстепенных членов предложения при прямом порядке слов?

4. В приведенных предложениях ликвидируйте ошибки, связанные с нарушением объективного порядка слов. Отметьте предложения, в которых порядок слов не нарушен.

1) По факту кражи собранные материалы подлежат дополнительному расследованию.

2) Обнаружив кражу вещей своих, Федоров сообщил в милицию.

3) Потерпевший получил тяжкие телесные повреждения.

4) Преступление совершил Иванов.

5) Ковров совершил для личного пользования кражу мотоцикла.



6) Находящийся на лестничной площадке Ткачук не смог предотвратить драку между Свердловым и Смолярчук, будучи в нетрезвом состоянии.

7) Сухарько ударил по лицу Тихонова.

8) Сомов нарушал неоднократно трудовую дисциплину.

9) В суд обратился гражданин Баранов.

10) В лесу был обнаружен труп.

11) Самойлов признал себя частично виновным.

12) Федотов показал рану резаную на груди.

13) Никитин предложил совершить кражу спиртных напитков со склада Ступину.

5. В чем значение обратного (субъективного) порядка слов и какова сфера его употребления? Что такое инверсия?

6. Из речей известных судебных ораторов выберите предложения с преднамеренной перестановкой компонентов высказывания (инверсией) Какие дополнительные оттенки это вносит в предложение?

 


Тема 14. Варианты форм согласования и управления.

Исходные положения.

1. Согласование – вид подчинительной связи, при которой главное слово требует постановки зависимого в тех же, что и оно, формах.

2. Трудность возникает при согласовании сказуемого с подлежащим в формах числа. На выбор форм числа сказуемого влияют конкретность или неконкретность действия, выраженного сказуемым, лексическое значение глагола – сказуемого, порядок слов.

При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в единственном числе (двадцать один боец награжден орденами и медалями).

При подлежащем, имеющем в своем составе числительные два, три, четыре, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа (четыре бойца награждены орденами и медалями).

При подлежащем типа десять бойцов, сто сорок тонн и т.д. сказуемое может стоять как в форме единственного числа, так и в форме множественного числа. Форма единственного числа подчеркивает нерасчлененность, целостность, обозначает общее количество чего-либо, измеряемого по весу, размеру, времени, придает сообщению безличную окраску, а также обозначает пассивное отношение лица или предмета, выраженного подлежащим, к выражаемому сказуемым действию или признаку (допрошено восемь свидетелей, прошло не более двух часов, обнаружено двадцать бутылок, было награждено десять бойцов).

Форма множественного числа сказуемого уместна в тех случаях, когда подчеркивается активный характер действий каждого отдельного лица (предмета).

Подлежащее со словами и словосочетаниями большинство, меньшинство, множество, ряд, часть, много, немало, несколько, не меньше чем требует постановки сказуемого в форме единственного числа (большинство свидетелей дало правдивые показания). Однако при наличии однородных подлежащих или сказуемых, причастного оборота, придаточной части сложноподчиненного предложения сказуемое ставится во множественном числе. Сказуемое при подлежащем, выраженном словом несколько и зависимым существительным, может употребляться как в единственном, так и во множественном числе. Единственное число предпочтительно, если сказуемое стоит перед подлежащим.

При подлежащем, выраженным местоимением кто, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа (говорили о тех, кто нарушает дисциплину). При местоимении что, сказуемое ставится в единственном числе, если слово, замещаемое местоимением, имеет форму единственного числа (говорили о том, что помогло в расследовании). Если же слово, с которым соотносится местоимение что, имеет форму множественного числа, сказуемое также ставится во множественном числе (разбирали те случаи, что имели место в ходе расследования).

При отрицательных и неопределенных местоимениях (никто, ничто, кое-кто, некто) сказуемое ставится в единственном числе. Если при подлежащем есть приложение типа кафе-столовая, следователь Петрова, то сказуемое согласуется с подлежащим, а не с приложением.

2.При согласовании определения с определяемым словом следует помнить, что определение к существительному, имеющему приложение другого рода, согласуется с подлежащим, а не с приложением (новая столовая – кафе, участвовавшая в расследовании эксперт Петрова)

Если определение относится к словам общего рода (сирота, забияка, неженка), то согласование смысловое, т.е. определение принимает род в зависимости от пола названного лица (он круглый сирота, она круглая сирота).

Определения, в состав которых входит числительное, при словах, обозначающих лиц мужского пола, ставятся в форме Р.п. множ. числа; при словах, обозначающих лиц женского, – в И.п. множ. числа (два допрошенныхсвидетеля, две допрошенныесвидетельницы). Если прилагательное стоит впереди числительного, то оно употребляется в форме И.п. (допрошенныедвасвидетеля).

3. Управлением называется синтаксическая связь, при которой главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже.

Управление бывает предложным и беспредложным (удовлетворить ходатайство, осудить за хищение). В официально-деловом стиле конструкциям с предложным управлением отдается предпочтение как более точным.

В некоторых случаях существуют варианты предложного и беспредложного управления, но различия между ними носят стилистический характер (признать особо опасным рецидивистом, признать за особо опасного рецидивиста).

Для уголовного и уголовно-процессуального законов характерны отыменные предлоги в части, в соответствии, согласно, в силу, в связи, вследствие, по истечении, во исполнение, по окончании, по выполнении, которые придают речи официальный характер.

Следует помнить, что предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа, при этом предлог благодаря имеет положительную окраску. Предлог в целях используется в сочетании с отглагольными существительными (в целях обеспечения), предлог с целью – с неопределенной формой глагола (с целью завладеть).

Однако в языке законов наблюдается отступление от литературной нормы (с целью провокации, наживы, завладения). Активен в уголовном и уголовно-процессуальном законах предлог ПО (осужденный по статье, действия по раскрытию).

4. Синонимия некоторых предлогов связана либо со стилистическими, либо с семантическими оттенками. Близки по семантике предлоги в – на и из – с. Предлог в с В.п обозначает «направление внутрь чего-либо» (внести в протокол), с П.п. – «нахождение внутри чего-либо» (в местах лишения свободы).

Предлог на с В.п. обозначает «направление на поверхность» (прибыть на место происшествия), с П.п. – «нахождение на поверхности» (отметка на постановлении).

Предлоги в – на образуют антонимичные пары с предлогами из – с ( нахождение в местах лишения свободы – вернуться из мест лишения свободы, на гаупт вахту –с гаупт вахты).

Предлог ПО употребляется с Д., В., П. падежами. В значении «после чего-либо, в результате чего-либо» существительное имеет форму П. п.: по прибытии, по окончании, по предъявлении.

В сочетании предлога ПО с глаголами, выражающими чувства, переживания, а также со словами стрелять, ударять, бить и др.., падеж управляемого слова зависит от того, какой частью речи оно является: существительные и личные местоимения 3-го лица употребляются в Д.п. (скучать по сыну тосковать по нему, бить по врагу); личные местоимения 1-го и 2-го лица – в П.п. (стреляли по нас, скучали по вас).

Падеж управляемого слова в большинстве случаев определяется семантикой управляющего им слова: склонение к употреблению наркотиков, побуждение к отказу, способствовать укреплению, возражать против иска.

В некоторых случаях на выбор предлога указывает приставка в управляющем слове: надругательство над памятником, вовлечение в преступную деятельность.

Синонимичным является употребление существительных в Р.п и В.п. при переходных глаголах с отрицанием (не менять место (а) жительства, не оправдать доверия (е)). Форма Р.п. подчеркивает отрицание, и в Р.п. употребляются существительные, обозначающие отвлеченные понятия (не нашло подтверждения, не устраняет применения); форма Р.п. употребляется при глаголах мысли, восприятия, ожидания (не видел ножа, не слышал крика, не понимая сложность, не зная ласки); используется форма Р.п. (не знает покоя, не упускает возможности).

Форма В.п. чаще используется при глаголах совершенного вида (не вытащил нож, не отдал шапку) или при указании на объект (не может указать источник)

Контрольные вопросы и задания.

1. Что такое согласование? Чем отличается грамматическое согласование от смыслового?

2. Что Вы знаете о согласовании сказуемого с подлежащим?

3. Устраните недочеты, связанные с согласованием сказуемого с подлежащим.

1) Данные о количестве работающих в фирме сотрудников не соответствуют действительности.

2) Судебная коллегия считает, что факт выдачи денег посторонним лицам за проделанную работу не нашли своего подтверждения.

3) Из показаний свидетелей ясно, что часть рабочих из бригады действительно в начале сентября перешли на строительство гаража.

4) Такие нарушения, как допуск на территорию посторонних лиц, распитие спиртных напитков, является недопустимым явлением.

5) Фактически переехало на эту квартиру только три человека.

6) В пачке денег было только 1221 рубль.

7) В квартире были только два спальных места.

8) Большинство сотрудников УВД награждены орденами.

9) Фисенко с Александровым подошел к складу, взломал дверь.

10) Женщина с ребенком уходили из дома, ночевали у соседей.

11) В августе 2002 года Костенко в группе с другими подростками похитили из гаража мотоцикл.

4. Какие встречаются трудности в согласовании определений с определяемым словом.

5. В данных предложениях отметьте случаи нарушения согласования определения с определяемым словом.

1) Соседи охарактеризовали Семенову как спокойную, уравновешенную женщину, готовой пожертвовать собой.

2) Виновность Зотова подтверждается показаниями потерпевших, пояснившие, что Зотов неоднократно угрожал им расправой.

3) Два выпущенные на свободу преступника вновь ограбили сберкассу.

4) Виновность подтверждается результатами судебно-медицинской и дактилоскопической экспертиз.

5) Действия Власова отличаются особой дерзостью, повлекшие насилие над двумя лицами.

6) Шелестову охватило чувство негодования к преступнику, осмелившегося ограбить и убить человека.

6. Что такое управление? Каковы различия между предложным и беспредложным управлением?

7. Из вариантов, данных в скобках, употребите те, которых требуют управляющие слова.

Выяснить (обстоятельства, об обстоятельствах), представлять (собой, из себя), признать (особо опасным преступником, за особо опасного преступника), стоимостью (4000 рублей, в 4000 рублей), размером (5 метров, в пять метров), осужденный (по статье, статьей), меры (для устранения причины, по устранению причины), посягнуть (здоровьем, на здоровье), установить (о невиновности, невиновность), запамятовать (об обстоятельствах, обстоятельства), квалифицировать (статьей, по статье), учесть (об обстоятельствах, обстоятельства), частное определение (по адресу, в адрес), сознался (в хулиганстве, о хулиганстве).

8. Составьте словосочетания, поставив существительные в нужном падеже.

отзыв рецензия
возражать спорить
благодарны довольны
забота внимание
повод причина
превосходство преимущество
предостеречь предупредить
прекратить перестать
стремление желание
требование просьба
вера уверенность
заслуживать заслужить
оплатить уплатить
отличаться различаться
радоваться обрадовать

 

9. Составьте словосочетания со словами:

Идентичный, инкриминировать, меры, обвинять, обличать, отказать, очевидец, повод, подписка, подтверждение, приговор, апеллировать, арест, амнистия, возможность, скучать по…, стрелять по…, грозить, дело, стоимостью, требовать, удостоить, ходатайствовать.

10. Какие наблюдаются трудности в управлении при синонимичных предлогах?

11. Устраните ошибки, связанные с нарушением норм управления.

1) Об этом Федотов пояснил на очной ставке.

2) Свидетель дал показания о фактах хищения.

3) Оперативно-следственная группа работала по убийству Королева.

4) Согласно объяснений соседа погибшего последний злоупотреблял спиртными напитками.

5) По окончанию школы я надеюсь поступить в РГЭУ.

6) Вход в административный корпус только по предъявлению пропуска.

7) Мы будем апеллировать решение в вышестоящий суд.

8) Администрация завода должна возместить за причиненный ущерб.

9) Ущерб исчисляется тремя тысячами рублей.

10) С отдела кадров пришло письмо о принятии на работу.

11) Подследственный настаивал принять заявление о проведении повторной экспертизы.

12) Он выбежал на проезжую часть дороги с целью остановить такси.

13) Подсудимый не привел суду фактов, подтверждающих о том, где он находился в момент совершения преступления.

14) Он совершил разбойное нападение с целью завладения личным имуществом потерпевшей.

15) Согласно имеющихся фактов арест подозреваемого неизбежен.

16) Свидетель Овчаров утверждал о покупке билетов.

17) Рецензия о прочитанной книге была весьма сдержанной.

18) Все удивлялись его невесть откуда взявшейся силой.

 


Тема 15. Функции предложений с однородными членами

Исходные положения.

1. Однородными называются члены предложения, обозначающие сопоставимые понятия, связанные между собой сочинительными отношениями и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию.

Однородные члены предложения выполняют в тексте функцию уточнения, пояснения, поэтому широко используются в языке закона. При этом в официально-деловой речи использование однородных членов лишено экспрессии и служит чисто коммуникативным целям. В устной же судебной речи однородные члены приобретают стилистические свойства и служат для уточнения каких-либо деталей общей картины или характеристики подсудимого.

Однородные сказуемые создают динамику, напряженность действия, нередко образуя смысловую градацию. Например: Подсудимый желает, умышляет, заботится, устраивает так, чтобы пожар произошел непременно. Экспрессивность создает и повторяющийся союз И. Например: В речи прокурора и страстность обвинителя, и пафос полемиста, и сарказм оратора, и просто человеческий гнев.

2. В УК РСФСР отмечено большое количество как закрытых рядов однородных членов, когда только перед последним однородным членом есть сочинительный союз И (или, либо, а также, а равно), так и открытых, когда отсутствуют союзы или повторяется сочинительный союз.

С усложнением норм Уголовного Кодекса усложняется синтаксис статей за счет увеличения рядов однородных членов, что делает язык права трудным и нередко приводит к логическим и грамматико-стилистическим ошибкам.

Логические ошибки связаны:

а) с соединением в качестве однородных логически несопоставимых понятий (принятыми мерами, а также старшиной милиции Ивановым преступник был задержан);

б) с соединением родовых и видовых понятий в качестве однородных членов (школьники, студенты и молодежь);

в) с нарушением лексической сочетаемости одного из однородных членов с общим словом (был внесен ряд предложений и замечаний).

Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи, но не всегда разные части речи могут составить ряд однородных членов.

Грамматико-стилистические ошибки наблюдаются в рядах однородных членов, где компоненты выражены:

а) существительным и неопределенной формой;

б) прилагательными (причастиями) и глагольными формами;

в) существительными (или отыменными формами) и деепричастием;

г) глаголом и деепричастием;

д) краткой и полной формой прилагательных.

К грамматико-стилистической ошибке приводит соединение в качестве однородных членов придаточного предложения и члена предложения. Например: Человек, который любит свою профессию и работающий с увлечением, приносит пользу обществу.

Довольно часто допускаются ошибки в управлении при однородных членах, напр.: она угрожала и оскорбляла потерпевшую. Слово "потерпевшая" не может зависеть одновременно от двух однородных членов "угрожала и оскорбляла", которые требуют разных падежей.

Следует сказать: Она угрожала потерпевшей и оскорбляла ее.

При наличии обобщающего слова однородные члены должны быть согласованы с ним в соответствующем падеже, например: В конференции приняли участие представители ряда европейских государств: Германия, Франция, Италия (правильно: Германии, Франции, Италии).

Спецификой языка права является то, что в качестве однородных членов могут соединяться слова, называющие неоднородные понятия, например: действия, совершенные повторно или группой лиц; группой лиц или с применением оружия; по предварительному сговору или группой лиц.

 

Контрольные вопросы и задачи

1. Что такое однородные члены предложения. Какова их функция в языке права.

2. Прочитайте несколько обвинительных и защитительных речей судебных ораторов. В каких композиционных частях чаще всего используются однородные члены, какова их функция. Определите открытые и закрытые ряды.

3. Какие ошибки наблюдаются в употреблении однородных членов.

4. В приведенных предложениях найдите логические ошибки в употреблении однородных членов, исправьте их.

1) При определении меры наказания суд считает необходимым учесть размер ущерба, объем и личность подсудимого. 2) В этом призвана участвовать вся общественность, но в первую очередь _ сотрудники милиции, народных дружин, прокуратуры, судов и других организаций.

3) Работники прокуратуры и следователи проводят большую работу по предотвращению правонарушений. 4) На собрание приглашены работники милиции и следователи. 5) Эти условия способствуют совершению и росту преступности. 6) Чаще всех жертвами преступлений бывают школьники и подростки. 7) Он систематически избивает жену, нанося побои кулаками, ногами и другими предметами домашнего обихода. 8) При осмотре трупа никаких следов насилия, кроме свидетельства о браке, не обнаружено. 9) В кювете обнаружены две пуговицы: одна женская и одна черная.

5. Определите, какие грамматико-стилистические ошибки допущены в предложениях с однородными членами, исправьте их.

1) При производстве экспертизы обвиняемый имеет право заявить отвод эксперту и ознакомление с заключением экспертизы.

2) Сафонов И. А., 5 октября 1960 года рождения, уроженец г. Саратов, русский, женат, образование 10 классов, имеет на иждивении 2 детей возраста 2 и 7 лет, ранее не судим, работает грузчиком, содержится под стражей с 15 сентября 1999 года, обвиняется ...

3) Необходимо выяснить, социально опасный человек или не социально опасен.

4) Суд желает знать, как вы попали в эту компанию, о ваших действиях в отношении потерпевшего.

5) Виновный человек или невиновен, устанавливает суд.

6) Демин организовал и руководил бандой.

7) С целью завладения личным имуществом и осуществляя преступный сговор, они остановили гражданина Семина.

8) Анохин организовал и постоянно занимался сбытом "левого" товара.

9) При определении меры наказания суд, учитывая тяжесть совершенного преступления, а также берет во внимание личность подсудимого.

10) Лицо, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нарушив правила дорожного движения и совершил наезд.

11) Двигаясь задним ходом и ввиду невнимательности Астахова, был совершен наезд на "Запорожец" потерпевшего.

 

 


Тема 16. Параллельные синтаксические конструкции и их функции.

Исходные положения.

1. Одну и ту же мысль можно выразить по-разному: построить предложение с причастным, деепричастным оборотами, с отглагольными существительными или заменить их придаточными предложениями. Эти конструкции, различные по построению, но выражающие общее значение, называются параллельными синтаксическими конструкциями. Они синонимичны – значит, взаимозаменяемы.

2. Причастные и деепричастные обороты характерны для книжной речи. Их основная функция – уточнять обозначаемые ими явления, поэтому они весьма частотны в письменной речи юристов.

В устной ораторской речи причастные и деепричастные обороты приобретают экспрессивные оттенки и создают динамичность и выразительность. С помощью причастных оборотов, которые выполняют уточняющую функцию, оформляются анкетные данные обвиняемых и подсудимых: родившийся (когда? где?), имеющий образование…, работающий (где? кем?), проживающий (где?), судимый (когда? кем? по какой статье? на какой срок?), освободившийся (когда?)

3. Отдельные причастные и деепричастные обороты в юридической речи являются клишированными и используются в определенных структурно-композиционных частях юридических текстов (руководствуясь ст… УПК РСФСР; предусмотренное ст… УК РСФСР и т.д.)

4. Ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов связаны:

а) с неправильным образованием форм причастий (могущих, запомненных, причинимые);

б) с неточным выбором формы причастия, когда говорится о событиях прошлого (до ареста работающий, проживающий);

в) со смешением возвратного и страдательного значений (показания, дающиеся на следствии, надо: даваемые на следствии);

г) с нарушениям согласования с определяемым словом (допустил невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию);

д) с пропуском зависящих от причастия слов (приобщенные материалы требуют дополнительного расследования);

е) с неверным словорасположением в причастном обороте (данные показания на предварительном следствии);

ж) с повторением одинаковых форм причастий с суффиксом – ущ, - ющ, -ащ, -ящ, которые создают неблагозвучие.

4. При употреблении в речи деепричастных оборотов необходимо знать, что деепричастие обозначает действие только того лица (или предмета), название которого в предложении является подлежащим, поэтому сказуемое и деепричастие должны соотноситься с одним и тем же словом – подлежащим. Это правило нарушено в предложении: Стремясь выгородить сообщников, его показания содержат противоречия. Надо: Стремясь выгородить сообщников, он дал противоречивые показания.

Следует помнить, что деепричастные обороты неуместны:

а) в предложениях, где сказуемое выражено глаголом страдательного залога или кратким страдательным причастием (совершив разбойное нападение, он привлекается к уголовной ответственности).

б) в безличных предложениях (выпив бутылку водки, ему сделалось плохо), кроме инфинитивных предложений, т.к. в них главное и добавочное действие выполняются одним и тем же лицом (защищая подсудимого, следует сказать…).

в) в неопределенно-личных предложениях, т.к. подлежащее в них мыслится неопределенно, а добавочное действие выполняется конкретным лицом (выходя из такси, ему не дали сдачи).

В употреблении деепричастий наблюдаются ошибки, связанные:

а) с неправильным формообразованием (вмешаясь, они предотвратили драку);

б) с употреблением деепричастного оборота в качестве самостоятельного сказуемого, что придает официальной речи просторечный оттенок (подсудимый в тот день был выпивши).

Следует добавить, что в процессуальных актах деепричастные обороты нередко образуются со словом будучи, которое, как правило, создает многословие (будучи допрошенный в качестве обвиняемого).

в) с несоответствием вида деепричастия виду глагола (рассматривая дело в открытом судебном заседании, суд установил…)

г) с неправильным местоположением в предложении, а именно: деепричастные обороты, являющиеся обстоятельствами причины, времени, уступки, должны находиться в препозиции по отношении к сказуемому.

5. Сугубо официальный характер придают речи конструкции с отглагольными существительными. Их частотность в речи юристов вызвана тем, что в языке права распространены названия процессуальных действий (выемка, дознание, расследование и под.) Некоторые их них не характерны для общего употребления, например: отобрание, постановление, промотание, приискание и т.д.

В публичной речи конструкции с отлагательными существительными нежелательны, т.к. они делают фразы громоздкими, а речь – трудной для восприятия. Кроме того, они являются причиной речевых ошибок, одна из которых – искусственное образование отглагольных существительных, которых нет в литературном языке.

Контрольные вопросы и задания.

1. Что такое параллельные синтаксические конструкции? Каковы их функции в юридической речи?

2. Прочитайте несколько статей УПК, ГК, ГПК, проследите регулярность использования в них причастных и деепричастных оборотов, конструкций с отглагольными существительными, с придаточными предложениями; определите их функции в тексте статей.

3. Чем вызываются ошибки в употреблении причастий, причастных оборотов?

4. Отметьте обнаруженные Вами ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов. Исправьте их.

1) Заведующий складом, ныне уже не работавший, тоже привлекается к уголовной ответственности.

2) Затребуемые из загса документы получены и рассмотрены судом.

3) Преступление совершено лицом, ранее судившимся за взяточничество.

4) Груз, отправляющийся со станции Белореченская, по указанному адресу не прибыл.

5) Федькин обвиняется в совершении преступлений, отличающих особой дерзостью.

6) Подсудимый совершил хулиганские действия, грубо нарушаемое общественный порядок.

7) Приобщенные материалы требуют дополнительного расследования.

8) Предъявленное обвинение Петровой по ст. 92, ч.1 УК РСФСР нашло подтверждение.

5. Спишите предложения, согласуя причастия с определяемыми словами.

1) Лица, (подвергнутый) уголовному наказанию, признаются судимыми.

2) Показания, (данный) свидетелями, противоречили заключению эксперта.

3) Руководители следственных управлений, отделений вправе проверять уголовные дела, (находящийся) у следователя.

4) В его квартире нашли вещи, (снятый) с убитого.

5) По следам и другим вещественным доказательствам, (обнаруженный) на месте происшествия, можно судить об облике преступника.

6. Составьте предложения со следующим причастиями:

доказывающий – доказанный

обнаруживший – обнаруженный

допрашивающий – допрашиваемый

подозревающий – подозреваемый

7. Что обозначают деепричастные обороты? Какие ошибки отмечаются в их использовании?

8. Устраните ошибки, связанные с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов, используя параллельные синтаксические конструкции.

1) Подойдя к перрону, Сафроновым был обнаружен пакет неизвестного происхождения.

2) Совершив кражу вещей, Лобов привлекается к уголовной ответственности.

3) Приняв необходимые меры, следователем был задержан преступник.

4) Приняв меры к задержанию преступников, следователю удалось задержать их.

5) В институт он в тот день не по шел, так как был заболевшим.

6) Афонин и Крючков, вмешаясь, предотвратили драку.

7) Принимая во внимание тяжесть совершенного преступления, в ходатайстве отказать.

8) Выходя из автобуса, потерпевшему стало плохо.

9) Соловьев поссорился с Калугиным, обзывая его нецензурными словами.

10) Фетисов, будучи пенсионером, проводил каждое утро на балконе.

11) Фокин на путь исправления не стал, имея судимость за хулиганство

9. Где употребляются конструкции с отглагольными существительными?

10. Замените придаточные предложения деепричастиями и деепричастными оборотами.

1) Когда на место происшествия прибыл эксперт, он обратил внимание на темные пятна под столом.

2) Так как Федотов убедился в бесполезности отрицать свою причастность к преступлению, он рассказал все, что ему было известно о деле.

3) Когда девушка заметила, что за ней следят, она села в автобус.

4) Если следователь признает необходимым производство экспертизы, он составляет об этом постановление.

5) Так как водитель находился в нетрезвом состоянии, он не смог своевременно остановить машину.

11.Выделенные конструкции замените деепричастными оборотами или деепричастиями.

1. При назначении наказания суд обязан учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

2. При осуществлении надзора прокурор использует те правовые средства, которые ему предоставлены законом.

3. При падении девушка ударилась о выступ карниза.

4. При совершении сделки стороны включают в нее условия, которые и образуют содержание сделки.

11. Отметьте ошибки в использовании параллельных синтаксических конструкций, исправьте их.

1) Говоря о личности подсудимого, мне трудно найти что-либо положительное.

2) Включенных лиц необходимо вызвать для дачи показаний.

3) Читая дело, у меня не возникло никаких сомнений в невиновности подсудимого.

4) Данные показания на предварительном следствии необходимо проверить.

5) Кого бы не охватило чувство ненависти к преступникам, осмелившихся убить или ограбить?

6) Рассмотрев материалы дела, следствием установлено…

7) Мухин имеющимся ломом у него в руках выломал замок

8) Проехав поворот, до железнодорожного переезда оставалось метров 300 – 400.

9) Находясь наедине с Тарасовой, Уткину представилась возможность обо всем договориться с ней.

10) Нарушив правила дорожного движения, пострадало три человека.

11) Происхождение получения синяков у потерпевшей не доказано.

12) Сбритие усов после совершения преступления убеждает в его стремлении уйти от ответственности.

13) Потерпевший слышал надоедающий звенящий звук, раздражающий его, мешающий сосредоточиться.

14) Избив потерпевшего, ему было стыдно за свои действия.

15) Среди предъявленных мне вещей для опознания, я опознала платье без рукавов, сшив его сама.

16) Подъезжая к дому, я остановил машину и обратил внимание на двух мужчин, стоящих на противоположной стороне и смотревших в мою сторону.

 


Тема 17. Употребление сложных предложений.

Исходные положения.

1. Употребление большого количества сложных предложений в деловой юридической речи вызвано прежде всего требованием предельной точности, объективности, необходимостью конкретно представить все обстоятельства дела в из взаимосвязанности, установить временные, причинно – следственные отношения между действиями обвиняемого, между участниками уголовного дела.

2. Ярко выраженная синтаксическая связь в сложных предложениях способствует логичности изложения.

Когда пишущий теряет логические нити, это ведет к загромождению предложений придаточными частями и лишней, ненужной информацией, а в итоге – к нарушению границ предложения.

3. Перегруженность сложных предложений лишней информацией может привести к смещению конструкций. Часто смещение конструкций проявляется в нарушениях синтаксической связи между началом и концом предложения; в отказе от продолжения начатой фразы.

4. Невнимательное отношение к тексту вызывает такую ошибку, как разнотипность частей сложного предложения, когда в качестве придаточных предложений используются второстепенные члены.

5. При составлении юридических документов следует помнить, что а) придаточное определительное предложение должно стоять

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.