Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10. Употребление имен числительных.





Исходные положения.

1. В использовании в числительных в речи наблюдается большое количество вариантных и синонимических форм, что создает трудности в их выборе.

При склонении сложных и составных количественных числительных изменяется каждая часть слова.

Варианты (восемью) (кн.) и восьмью (разг.) различаются стилистической окраской. Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста имеют две падежные формы: названная и сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста. При числительных полтора, полтораста в И.п. и В.п. существительное употребляется в форме единственного числа, (полтора литра), в остальных падежах – в форме множественного числа (нет полутора литров).

Числительное тысяча в Тв.п. имеют две формы: тысячью (если выступают в качестве числительного), тысячей (если употребляются в значении существительного). Показателем разграничения является отсутствие или наличие определения (тысячью рублями, одной тысячей рублей).

Слова много, сколько, столько, несколько в В.п. и Д.п. имеют варианты: по несколько (кн.) – по нескольку (разг.).

Числительные с предлогом ПО от 5 до 20 и 30 употребляются в Д.п. в книжной речи, в В.п. – в разговорной (разделили по двадцати рублей – по двадцать рублей).



В сочетании два и более,три и более и т.д. существительным управляет числительное (два и более примера).

В дробных числительных существительным управляет дробь (25,3 тысячи рублей, 38,5 литров бензина). Но в сочетании тридцать восемь с половиной литров существительным управляет целое число.

2. Трудности в употреблении собирательных числительных (двое, трое, четверо и т.д.) связаны с тем, что между ними и количественными числительными существуют синонимические отношения (два свидетеля, двое свидетелей). Следует помнить, что собирательные числительные употребляются с существительными, называющими а) лиц мужского пола (двое машинистов), б) лиц общего рода (трое нерях), в) детенышей (двое волчат), г) предметы, имеющие только форму множественного числа (двое саней), д) а также со словами лица, люди, дети, ребята (четверо ребят).

Собирательные числительные, как правило, не сочетаются с существительными, обозначающими а) лиц женского пола, б) лиц высокого общественного положения, в) неодушевленные предметы, г) взрослых животных, д) предметы, составляющие пары.



3.В употреблении числительных оба – обе, пара наблюдаются стилистические варианты: оба сочетается существительными мужского и среднего рода, обе – с существительными женского рода.

С существительными, называющими профессию, для обозначения лиц мужского и женского пола используется слово оба (оба профессора, но: обе ткачихи).

Счетное слово пара нормативно, если называет предметы, которые считаются парами (пара перчаток). Просторечный оттенок дает слово пара в значении два (пара килограммов).

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие трудности наблюдаются в употреблении количественных числительных?

2. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принять 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города. 6) Грабители воспользовались не одной (тысяча) книг. 7) Библиотека пополнилась (тысяча книг). 8) Библиотека пополнилась новой (тысяча) книг . 9) Совершено хищение в размере 5698 рублей. 10) Сумма не превышает 2567 рублей. 11) База недополучила более (полтораста) литров бензина. 12) Обвиняемый выпил около (полтора) литров водки. 13) Определить наказание каждому по (5) лет лишения свободы. 14) Получили по (5) лет лишения свободы. 15) Невозмещенный ущерб от злоупотребления равен 1179 рублей.

3. Что Вы знаете об использовании собирательных числительных?

4. В приведенных ниже примерах укажите нормативное употребление собирательных числительных и просторечные варианты: двое милиционеров, четверо собак, трое волчат, три неустановленных лица, четверо носков, две пары туфель, четверо продавщиц, два адвоката, трое прокуроров, трое суток, два судьи, двое ножниц, три медведя, трое чулок, два доцента, три свидетельницы, двое сапог, двое очков, четверо девушек.



5. Употребите слова оба – обе с существительными. В…случаях, с …судьями, с…подругами, об…друзьях, в…комнатах, от…женщин, в…приговорах, у…домов, под…договорами, на…страницах, в…газетах, в…журналах, в…словарях, с…книгами, в…руках, у…стран, на…столах, к…подписям, у…студентов, с…студентками, к…свидетелям.

6. Запишите словами, образуя форму Тв.п. числительных: 397, 458, 73, 59, 496, 846, 719-ый, 1998 – ой, 200-й, 894-й, 3,5-й, 3/7, 2, 5/6, 1/16, 8, 3/4

7. Укажите ошибки в употреблении количественных числительных.

1) Строители обещают сдать дом к 25 декабрю. 2) К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных заданий. 3) Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей. 4) В митинге участвовало более 4,5 тысяч горожан. 5) Каждый получил по 67,3 тысяч рублей. 6) Со склада похищено 23,5 литров водки.

 


Тема 11. Употребление местоимения.

Исходные положения.

1. Местоимения не обладают самостоятельным лексическим значением, их значение конкретизируется лишь в тексте. Личные местоимения я, ты, вы, мы, они, он, она, оно употребляются, как правило, при глаголах.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица при глаголах настоящего времени могут опускаться. Пропуск местоимения придает речи динамичность, ускоряет темп и вносит разговорный оттенок. Употребление же местоимения подчеркивает официальный характер речи, логически выделяет лицо. Так, местоимения я, мы, мною необходимы в подписках о личном поручительстве, в поручениях о производстве следственных действий, в обязательствах, местоимения Вы, Вас – в уведомлениях, повестках. В отношениях, подписках, отдельных постановлениях употребляются глагольные формы направляю, даю подписку, санкционирую, которые подчеркивают категоричность действия или требования.

Пропуск местоимения 3-го лица в разговорной и публичной речи создает динамичность.

Местоимение мыобычно указывают на группу лиц. В судебной речи оно приобретает функцию авторского мы и может включать в себя: а) оратора и состав суда, б) оратора, судей и присутствующих в зале заседания, в) только судей. Местоимение мы равнозначное местоимению я,вносит в речь оттенок скромности и подчеркивает объективность изложения.

При употреблении личных местоимений он, она, они возникает двусмысленность, если говорящий или пишущий забывает, что местоимение всегда соотносится с ближайшим к нему предшествующим существительным, стоящим в том же роде, числе и падеже, что и местоимение.

2. Определительные местоимения всякий, каждый, любой близки по значению, поэтому, как правило, взаимозаменяемы.

Однако каждый из этих местоимений имеет такие оттенки значений, которые в отдельных случаях не позволяют замену одного другим.

Всякий – значит «самый разнообразный, всевозможный, какой – либо»

Каждый – «один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков».

Любой – значит «какой угодно (на выбор)»

3. Возвратное местоимение себя и притяжательное местоимение свой относятся к любому из лиц, поэтому, соотносясь с несколькими существительными, могут создавать двусмысленность. Следует помнить, что местоимения свой, себя относятся к лицу, производящему действие, поэтому для устранения двусмысленности следует изменить грамматическую структуру предложения, построив сложноподчиненную конструкцию.

Нередко местоимение свой оказывается лишним в предложении и создает многословие (прокурор сказал в своей речи)

Пропуск местоимения себя, собой в некоторых устойчивых сочетаниях типа представляет собой, включает в себя, вести себя, чувствовать себя, повлечь за собой, представьте себе, нести на себе придает речи разговорный оттенок и для книжной речи не характерен.

Контрольные вопросы и задания.

1. Что Вы знаете об употреблении личных местоимений в устной и письменной речи юриста?

2. В приведенных ниже предложениях найдите личные местоимения и укажите выполняемую ими функцию. Отметьте предложения, в которых имеет место двоякое толкование смысла.

1) Со своей стороны я прошу Ростовский городской суд приговорить Сергея Кондакова к лишению свободы сроком на 5 лет.

2) Думаю, что такой приговор будет справедливым.

3) Мы не можем делать выводы на одних только предположениях.

4) Между Федоровой и Басовым произошла ссора, инициатором которой были они.

5) 5 апреля рано утром вновь пришел к месту происшествия.

6) Мы не только можем предположить их участие в данном преступлении. Мы имеем возможность доказать это.

7) Все мы скорбим и испытываем чувство глубокой горечи и сожаления по поводу смерти Валентины Гридовой.

8) Основная задача суда – установить объективную истину, поэтому мы должны строго руководствоваться статьей закона.

9) Через некоторое время они с Сергеевым ушли, но он дошел до ворот и вернулся, а через час пришел Сергеев, и он начал приставать к нему.

3. Как ориентироваться в употреблении местоимении каждый, всякий, любой?

3. В каждом примере вместо точек вставьте одно из местоимений: каждый, всякий, любой. Обоснуйте свой выбор. Укажите предложения, где возможна взаимозамена.

1) Известно, что … случай нарушения дисциплины не должен оставаться без внимания трудового коллектива.

2) Как и во … деле, здесь нужны порядок и дисциплина.

3) …знает, сколько можно получить в качестве аванса.

4) Одно деяние расчленяется на два самостоятельных, и … из них рассматривается как независимое друг от друга преступление.

5) Можно отписаться от… претензии, отмахнуться от…. иска.

6) … из них когда-то был наивным в этих вопросах.

7) Документы были изъяты без… описи.

8) Я смею утверждать, что так бы поступил на его месте… .

9) Так бы поступил на его месте и … другой.

10) Предлагаю назначить наказание в виде исправительных работ сроком на один год… .

11) Заключение экспертизы является одним из видов доказательств и поэтому подлежит проверке, как и … другое доказательство.

12) … ясно, что учинять драки с применением холодного оружия – это грубое нарушение общественного правопорядка.

13) Неужели…обвинению можно верить?

4.С чем связаны ошибки в употреблении возвратного местоимения себя и притяжательного местоимения свой?

5.Ответьте, в каких примерах необходимо употребление местоимения себя и почему, где оно допустимо, где лучше убрать его, где следует перестроить предложение, чтобы избежать двусмысленности, где пропуск его связан со стилистической окраской.

1) Попытайтесь представить картину происшествия.

2) Дерзкая расправа повлекла за собой крайнюю степень нервного потрясения.

3) Этим юношей, сочетавшим в себе душевную чуткость и высокое сознание долга, мы вправе гордиться.

4) Он велел потерпевшему снять с себя пальто.

5) Один из братьев признал себя виновным.

6) Сказав своим приговором, что Федоров не виновен в смерти своего друга, Вы не только установите истину…

7) Лашиков чувствует хорошо, скоро будет выписан из больницы.

8) Он не разрешает мне делать опыты над собой.

9) Грачев просил Климова оставить у себя украденные вещи.

10) Борьба с преступностью представляет одну из важнейших задач правоохранительных органов.

11) Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

12) Демина незаконно начисляла себе зарплату.

7.Проверьте, во всех ли примерах уместно употребление местоимения свой.

1) Защита не ставила перед собой задачу анализировать доказательства, которые не вызывают сомнения в своей достоверности.

2) Из заключения эксперта следует, что сапоги по своему размеру вполне подходят для одного из братьев Кондаковых.

3) В своей автобиографии подсудимый скрыл один весьма существенный факт.

4) Разве это преступление не перекликается по своему почерку с преступлением, совершенным в Зареченске.

5) Для него это своего рода реклама.

6) Завтра суд скажет свое решающее слово.

7) Он советует жене ехать к своим родителям.

8) Адвокат в своей речи недвусмысленно заявил о преднамеренных действиях подсудимого.

9) Я прошу об оправдании своего подзащитного.

10) Она несет ответственность за дачу ложных показаний с целью смягчения своей вины.

11) В своей речи прокурор был точен, беспристрастен и сдержан.

12) Свидетель изменил свои показания.

13) Он считал своим долгом предостеречь Веру от грозившей ей опасности.

14) По роду своей деятельности мне положено оружие.

15) Он не встал на учет по месту своего жительства.

 


Тема 12. Употребление форм глаголов.

Исходные положения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.