Сделай Сам Свою Работу на 5

МОДУЛЬ 1. Возрастная психология.





Модуль 5. Возрастная психология.

Тема 5.1. Психологическая характеристика ребенка в младенческом и раннем возрасте. Кризис 1 года, 3 лет.Внутриутробное психическое развитие ребенка. Характеристика младенческого и преддошкольного возраста, значение этого периода в общем ходе психического развития человека. Рецепторная идвигательная активность детей раннего возраста. Кризис 1-го года. Развитие форм общения у детей первых трех лет жизни; формирование предметных действий. Начальный этап формирования личности ребенка. Кризис 3-х лет (Л.С.Выготский).

Тема 5.2. Психологическая характеристика развития ребенка дошкольного возраста. Кризис 7 лет. Проблема психологической готовности ребенка к школе.Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Развитие игры, ее виды и роль игры в психическом развитии. Продуктивная деятельность дошкольника. Интеллектуальное развитие детей в дошкольный период жизни. Формирование личности дошкольника. Кризис 7-ми лет (Л.С.Выготский). Структура психологической готовности ребенка к школе.

Тема 5.3. Психологическая характеристика развития ребенка младшего школьного возраста.Учение - ведущий тип деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности (В.В.Давыдов) и мотивация учения. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Кризис 7-ми лет. Анатомо-физиологические особенности младшего школьника и учет их в учебно-воспитательном процессе. Развитие познавательной деятельности учащихся начальных классов, их познавательные возможности. Новообразования возраста. Формирование личности в младшем школьном возрасте.



Тема 5.4. Психологическая характеристика развития подростка. Пубертатный кризис.Социальные факторы как ведущие детерминанты психического развития подростков: учебная деятельность подростков, ее мотивация; общение как ведущий тип деятельности подростков; изменение положения ребенка в семье. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее отражение в психологических особенностях возраста. Познавательная деятельность подростков; взаимовлияние познавательных процессов и личностно-мотивационной сферы в подростковом возрасте. Общение и формирование личности подростка. Новообразования в подростковом возрасте: чувство взрослости, возникновение референтных групп сверстников, развитие самосознания, рефлексии и самооценки. Развитие нравственного сознания. Подростковые группы. Проблема лидерства. Подростковый негативизм. Особенности общения подростков и взрослых /учителя, родители и др./ Трудности переходного периода развития. Девиантное поведение. Акцентуации характера подростка.



Тема 5.5. Психологическая характеристика развития личности в период ранней юности.Социальная ситуация развития в период ранней юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношескомвозрасте. Познавательная и социальная мотивация учения старшеклассников. Анатомо-физиологические особенности развития в ранней юности и их отражение в психологических особенностях. Интеллектуальные возможности старшеклассников. Формирование мировоззрения; развитие теоретического мышления и стиля умственной деятельности. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Формирование личности в период ранней юности. Развитие самосознания, "открытие Я", формирование жизненных планов, "личностный мораторий", проблема профессионального самоопределения личности, самооценка. Особенности чувств и воли в юношеском возрасте. Романтика, мечты, идеалы. Дружба и любовь в ранней юности. "Приобретения" и "болезни" ранней юности. Формирование нравственного сознания, активной жизненной позиции, характера.



Модуль 6. Педагогическая психология.

Тема 6.1. Введение. Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Предмет и структура педагогической психологии, связь с другими науками. Теоретические и практические задачи современной педагогической психологии. Методологические основы и методы педагогической психологии, применение их в практической деятельности учителя.

Тема 6.2. Психология обучения.Предмет и основные понятия психологии обучения: обучение, учение, учебная деятельность, учебные задачи, способы решения учебных задач, научение, обучаемость. Общие и частные цели обучения. Учение как гностическая деятельность школьника. Содержание и структура учебной деятельности. Характеристика компонентов учебной деятельности. Характеристика школьников и учет их в учебном процессе. Мотивация учебной деятельности, виды мотивов учебной деятельности, их иерархия (в возрастном плане). Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность. Обучение и умственное развитие школьников. Понятие "зоны ближайшего развития" и ее использование в развивающем обучении (Выготский). Проблема содержательного обобщения в обучении. Диагностика и критерии умственного развития, индивидуализация и дифференциация в обучении. Психологический анализ причин школьной неуспеваемости и пути ее преодоления. Психологические основы групповой работы.

Тема 6.3. Психология воспитания. Понятие воспитания; педагогика и психология воспитания, различие и общность их предметов. Критерии воспитании. Соотношение процессов воспитания и развития ребенка. Общение как фактор воспитания личности. Общение как средство взаимодействия педагога и ребенка. Структура педагогического общения и характеристика компонентов. Сотрудничество и конфликты в педагогическом общении. Виды конфликтов, их профилактика и преодоление. "Смысловые барьеры" воспитания /Л.С. Славина/. "Аффект неадекватности". Психотравмирующие факторы в педагогическом процессе. Дидактогении школьников, их причины, профилактика и преодоление. Школьная дезадаптация: виды и факторы ее вызывающие. Пути изучения и коррекция.

Тема 6. 4. Психологические аспекты анализа урокаРазличные подходы к анализу урока в рамках традиционного развивающего, личностно-ориентированного обучения.Психологические аспекты комплексного анализа урока как основной формы обучения в школе: общепсихологический, социально-психологический, развивающий. Режим деятельности, уровень деятельности, отношение обучающихся к деятельности (мотивационный компонент). Стиль руководства группой, соответствие общения учителя возрасту обучающихся, педагогические установки.

Тема 6.5. Психология деятельности и личности учителя. Понятие профессиональной педагогической деятельности, ее содержание, структура и характеристика компонентов. Педагогические способности, их структура. Общие и специальные педагогические способности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности педагога. Я-концепция учителя. УСК учителя и эффективность учебно-воспитательной работы. Индивидуальные стили деятельности педагога. Оценочная деятельность педагога, ее роль в обучении и воспитании. Оценка и отметка. Виды оценок. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

 

Литература

МОДУЛЬ 1. Возрастная психология.

а) Основная:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов по специальностям: "Психология", "Дошкольная педагогика и психология", педагогика и психология"/ Г. С. Абрамова.-6-е изд. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2006.-701 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для педвузов/сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.-4-е изд., стер.-М. :Академия, 2007 .-368 с.
  3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов/И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий.-М.: Сфера, 2006.- 464 с.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учеб. для вузов по пед. специальностям / В. С. Мухина .-10-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия, 2006.-608 с.
  5. Крайг Г. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум; науч. ред. пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко.-9-е изд.-М. [и др.]: Питер, 2006. - 940 с.

 

б) дополнительная:

  1. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни. Кризис 3 лет. // Собр. соч. в 6-ти т. – Т.4.-М., 1984.
  2. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни. Кризис 3 лет // Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов / Л. Ф. Обухова.-М.: Высшее образование: МГППУ, 2007.- 460 с.
  4. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей Е. Ф. Рыбалко.-2-е изд., доп. и перераб.- СПб.: Речь, 2002.-694 с.
  5. Фокина И. В. Методические рекомендации по изучению дисциплины "Психология развития" для студентов 1 курса, обучающихся по направлению "Филологическое образование"/ И. В. Фокина; ВГПУ.- Вологда: [б. и.], 2008.-55 с.
  6. Психология развития: учеб. для вузов по направлению и спец. психологии/под ред. Т. Д. Марцинковской .-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2005.-528 с.
  7. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов по спец. 031000 - Педагогика и психология / О. В. Хухлаева .- М.: Академия, 2002 .-208 с
  8. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Психология"/ Б. Д. Эльконин.-3-е изд., стер.-М.: Академия, 2007.-144 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.