Сделай Сам Свою Работу на 5

СОВРЕМЕННАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ





КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX-XX ВЕКОВ

2. Социология марксизма. К.Маркс (1818-1883 годы) и Ф.Энгельс (1820 – 1893 годы).

  1. Маркс и Энгельс вначале испытали влияние философии И.Канта, а затем Г.Гегеля и были представителями младогегельянства. Но примерно с середины сороковых годов XIX века они переходят на позиции революционного демократизма, смысл которого состоял в соединении философии с политикой.
  2. основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос имеет 2 стороны:

a) что первично, что вторично: материя или бытие? (Þ материалисты, идеалисты, дуалисты)

b) способен ли человек познать окружающий мир? (Þ познавательные оптимисты и агностики).

  1. кроме философской системы существует еще и метод познания и преобразования окружающей действительности (Þ это либо диалектика, либо метафизика).
  2. сознательный выбор в пользу материализма, диалектики и познавательного оптимизма.

 

В учении марксизма можно выделить 2 раздела:

  1. философия природы или «диалектический материализм»:
    • первичен мир, а не сознание человека или Бог, таким образом марксизм – атеистическая социология
    • человек способен познать окружающий его мир. Критерием истины такого познания является практика, но практика общечеловеческая, а не индивидуальный опыт отдельного человека.
    • Активность человеческого сознания. «Сознание человека не только отражает мир, но и творит его» (Энгельс).

С этим согласны все и всегда, даже критики марксизма.



  1. социальная философия (социология общества) или «исторический материализм».

a) Основу исторического материализма составляют 2 крупные идеи: материалистическое понимание общества и основной вопрос философии- бытие определяет сознание. Так же как бытие определяет сознание, так и общественное бытие определяет общественное сознание. В общественном бытии наиболее важную роль играет экономическая составляющая или материально-производственные отношения, а все остальные составляющие (социальной, политической, духовной сферы) определяются экономической стороной. Энгельс (Маркс) говорил: «Прежде чем заниматься наукой, искусством или политикой, человек должен есть, пить, иметь жилище». Вводятся новые категории в материалистическое понимание общества – производительные силы и производственные отношения. Производственные отношения – отношения между людьми, которые складываются в процессе производства, сердцевиной их являются отношения собственности. Производственные силы делятся на 2 формы: 1 – сам человек или люди, 2 – средства производства. Они в свою очередь делятся на средства труда и предметы труда. Средства труда – это то, что человек использует в процессе труда (например, молоток). Предмет труда – это то, на что воздействуют средством труда (например, гвоздь). Между производственными силами и производственными отношениями существует тесная взаимосвязь в виде закона соотношения производственных отношений по характеру и уровню производственных сил. В этой взаимосвязи наиболее подвижны производственные силы, они меняются быстрее, чем производственные отношения, и все конфликты в обществе, все революции происходят из-за того, что старые производственные отношения уже не соответствуют новым производственным силам.



Вводится понятие «общественно-экономическая формация». В ее основе находится господствующий способ производства, который представляет собой совокупность производственный сил и производственных отношений. В любом обществе в любое время существует по крайней мере 3 уровня взаимосвязи между производственными силами и производственными отношениями: 1 – остатки старых производственных сил и производственных отношений, 2 – господствующие производственные силы и производственные отношения, 3 – нарождающиеся производственные силы и производственные отношения.



Общественно-экономическая формация – это конкретное общество в определенный момент времени на основе господствующего способа производства и политической власти. Þ материалистическое понимание истории.

b) Марксизм в истории человечества выделяет 5 типов общественно-экономической формации:

§ Первобытно-общинная

§ Рабовладельческая

§ Феодальная

§ Буржуазная или капиталистическая

§ Коммунистическая

c) в основе смены общественно-экономических формаций лежит классовая борьба как движущая сила истории

d) высшей формой классовой борьбы является социальная революция, и марксизм выделяет следующие типы социальных революций: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая или буржуазная, и социалистическая.

e) Идея, решающая роли народных масс в истории: марксизм никогда не преувеличивал роли великих людей в истории. Они могут лишь ускорить или замедлить развитие истории, но не определяют ее ход.

f) Идея, определяющая роли пролетариата в борьбе за освобождение всех трудящихся: так как пролетариату нечего терять, кроме своих цепей.

g) Необходимость слома буржуазного государства и создания государства диктатуры пролетариата.

h) Для осуществления социалистической революции и построения нового государства пролетариату нужна своя политическая партия (то есть наиболее образованная часть).

i) Единство национально- и социально-классового освобождения

j) Идея непрерывности революции, то есть возможности при определенных условиях перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

 

 

СОВРЕМЕННАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

2. Позитивизм (положительная социология):

Основные этапы развития позитивизма:

1. первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.С.Милль) – конец XIX века

2. второй позитивизм (Э.Мах, Р.Авенариус) «махизм» – начало XX века

3.неопозитивизм – двадцатые – шестидесятые годы ХХ века (М.Шлик – руководитель кафедры физики, Р.Карнап – руководитель кафедры высшей математики – основатели Венского Философского Кружка)

4.постпозитивизм – с семидесятых годов ХХ века (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд)

Основные идеи позитивизма:

1. основное внимание социология позитивизма уделяет проблемам познания и науки, как его высшей ступени

2. основной метод познания – наблюдение, основной способ – опыт

3. социология и наука прямопротивоположны. В науке ярко выражен экспериментальный компонент, а в философии – мировоззренческий.

4. необходимо освободить философию от мировоззрения и поставить ей задачу быть наукой о языке других наук.

5. идея демаркации научного знания, то есть отличие науки от ненауки.

6. методом отличия здесь выступает верификация, то есть опытная проверка любого знания.

7. позже постпозитивизм предложил вместо верификации метод фальсификации: если есть какие-либо сомнения в истинности научной теории, то она, скорее всего, верна. Если таких сомнений нет, то теория, скорее всего, ошибочна.

8. конвенциональная теория истины: истина есть результат договора между учеными.

Особый вклад в развитие самостоятельной социологической науки внёс в XIX веке Огюст Конт (1798 — 1857 гг.). Он дал имя социологии, определившее её предмет и методы. О.Конт совершил поистине поистинне коперниканский переворот в социологии, выдвинув идею позитивного метода. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним О.Конт относил проблемы, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, собираемые в процессе наблюдения и эксперимента. В созданной им классификации наук социология считалась самым сложным, труднопостигаемым видом знания, как фундаментальная наука о законах общества, которое есть высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. По мнению О.Конта, историю творят не великие личности, а объективные законы. Индивид — скорее абстракция. Общество — это всё человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Историки находят здесь зачатки того, что впоследствии стали называть системным подходом. Учение О.Конта состояло из двух частей — социальной статики, описывающей законы существования и социальной динамики, описывающей законы развития и этапы изменения общества. Закон трех стадий гласит, что человеческое общество проходит три стадии развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

О.Конт отвергал рыночную конкуренцию, полагая, что она развивает в человеке самые худшие, эгоистические черты. Он считал разделение труда внутренней пружиной прогресса, но отрицательно относился к его социальным последствиям. Одно из них — специализация труда, превращающая человека в однобокого уродца. Разделение труда и конкуренция как бы выворачивают социальные отношения наизнанку: они развивают только чувство профессиональной солидарности. Оно объединяет лиц одной профессии, но заставляет с враждебностью относиться к лицам другой. Возникают замкнутые корпорации типа мафиозных организаций (клан или каста). Концепция перерастания профессиональной солидарности в солидарность корпоративную актуальна и сегодня. Она хорошо описывает феномен круговой поруки и организованную преступность.

Индивид должен почитать общество как высшее существо, которому он всем обязан. Подчинение ему — священный долг каждого гражданина. Это не подчинение Богу или государству, это подчинение одного всем. Основной этический принцип общественной жизни — “жизнь для других”. Таков принцип единства альтруизма и консенсуса. На его основе О.Конт мыслил, как и Платон в своё время, перестроить человеческое общество. Совокупность утопических рекомендаций он назвал программой создания “позитивной религии”.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.