Сделай Сам Свою Работу на 5

Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования





Заключительный этап исследования связан с систематизацией его результатов, их интерпретацией и изложением.

Систематизация результатовзаключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Сис­темно представленные результаты должны быть корректно интерпре­тированы.

Интерпретация(от лат. interpretatio) означает толкование, рас­крытие смысла, разъяснение.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объ­екта.

В основе интерпретации лежит процедура объяснения получен­ных результатов на основе принятой в исследовании концепции, при­чем в чем-то нового, нетривиального объяснения. Например, факт резкого снижения учебной успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в среднюю традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привле­чения к предметному (многопредметному) обучению. Процедура интерпретации, однако, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. В случае с выпускниками начальной школы требует, например, проверки версия о влиянии воз­растных психофизиологических изменений на работоспособность учащихся, версия об их недостаточной подготовке к систематиче­скому овладению более сложным и значительным по объему мате­риалом вследствие несформированности основных познавательных умений.



Первоначальная интерпретация, как правило, связана с объясне­нием результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов, а иногда и от изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

В задачи интерпретации входят: выявление объективного значе­ния полученных результатов для теории и практики обучения и вос­питания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в ис­пользовании, а также смысла, т. е. значения для самого исследовате­ля или круга лиц, заинтересованных в результатах исследования.



Особую трудность представляет интерпретация парадоксальных, не соответствующих ожиданиям принятой концепции результатов. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концеп­туальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение

полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться «вектору» инер­ции, пойти по привычному пути.

Надежная апробация результатов исследования— одно из усло­вий его корректности, состоятельности, истинности, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодо­леть личные пристрастия исследователя, вовремя скорректировать иисправить допущенные промахи и недочеты.

Слово «апробация» латинского происхождения и дословно озна­чает «одобрение, утверждение, установление качеств». В современ­ном понимании — это установление истинности, компетентная оцен­ка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступают отдельные, компетентные в области исследования ученые и практи­ки, а также научные и педагогические коллективы.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсу­ждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация вы­полненных работ часто связана с их публичной защитой (защита про­екта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации).

Основные формы информации о ходе и итогах научного поис­ка — выступления исследователя с лекциями, научными сообщения­ми. Непосредственный контакт с массовой аудиторией позволяет ему облечь свои выводы в наиболее доступную и убедительную фор­му, показать их практическую значимость путем показательных и ин­структивных занятий и т. п. Одновременно анализируется реакция слушателей, проверяются и уточняются выдвинутые положения, сделанные выводы.



Большие возможности для апробации полученных результатов исследования представляют научные практические и методические конференции, дискуссии, творческие диспуты и другие формы обсу­ждения проблемы исследования или смежных с ней тем. В ходе этих мероприятий демонстрируются и разъясняются материалы, раскры­вающие суть предлагаемых новинок и показывающие их преимуще­ства перед привычным, давно используемым. В результате исследо­ватель обретает еще большую уверенность в силах, стремится актив­нее продолжать работу, внедрять научные результаты в жизнь.

Немаловажную роль играет и неофициальная апробация: беседы, дискуссии со специалистами и коллегами.

Естественно, что для апробации должен быть представлен хотя бы в первом варианте оформленный текст доклада, отчета, сообще­ния, проекта, диссертации (квалификационной или курсовой ра­боты).

Апробация включает осмысление и учет возникающих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стиму­лирует доработку, более глубокое и аргументированное обоснование или пересмотр ряда положений исследования и способов доказатель­ства, помогает либо утвердиться в признании истинности защищае­мых положений, либо скорректировать или пересмотреть их. В дан­ном случае речь идет об итоговой апробации исследования, хотя вообще-то очень полезна, нередко просто необходима, поэтапная ап­робация исходных положений, гипотез, методики исследования, его промежуточных результатов.

Положительные отзывы, если они не носят комплиментарного характера, приносят удовлетворение, придают уверенность, помога­ют раскрыть перспективы дальнейших поисков. Менее приятны, но тем не менее полезны критические замечания, советы и предложе­ния. Очень полезен глубокий анализ возникших вопросов.

Есть основания утверждать, что в конечном счете полезны любые вопросы, возникшие в процессе представления работы. Все связано с тем, как они воспринимаются и используются исследователем. Сре­ди вопросов можно выделить уточняющие, связанные с непонимани­ем, неполным или неверным пониманием изложенного. Они побуж­дают к уточнению, поиску более четких формулировок, доработке стиля, т. е. помогают исследователю сделать изложение более кон­кретным и убедительным. Вопросы дополняющие представляют собой запрос на дополнительную информацию об источниках и перспекти­вах развития, фактах, причинах, следствиях и т. д. Они побуждают исследователя вводить в оборот новые факты, давать дополнитель­ные оценки и прогнозы. Такие вопросы расширяют диапазон оценок и подходов. Корректирующие вопросы побуждают к уточнению, уси­ливают аргументацию, устраняют двусмысленность. Проблемные во­просы вскрывают проблемы, нацеливают на более глубокую интер­претацию, выводят на новые проблемы и задачи.

Следует порекомендовать очень внимательно и благожелательно принимать как от соратников, так и оппонентов, все оценки, советы, рекомендации, в том числе критические. Однако реализовать следу­ет те из них, которые помогают углубить исследование, повысить его корректность и доказательность, которые не противоречат принятой 184

концепции и не делают работу эклектичной. Желание же угодить всем, отреагировать на каждое замечание может значительно ухуд­шить или даже разрушить изложение результатов.

Практика, как известно, — критерий истины. Поэтому обязатель­ным элементом решения любой научной проблемы является внедре­ние разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это завершающий этап исследования, и его следует отличать от вне­дрения результатов научной работы после ее завершения. Первое уточняет, развивает, совершенствует психолого-педагогическую тео­рию и методику, второе претворяет в жизнь уже проверенные, отра­ботанные выводы и рекомендации.

Результаты научно-педагогического труда могут выполнять сле­дующие функции:

♦ уточнять, конкретизировать отдельные, как правило, несущест­венные теоретические и практические положения;

♦ дополнять, расширять и углублять известные теоретические по­ложения и практические рекомендации, открывая тем самым но­вые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны;

♦ преобразовывать психолого-педагогическую действительность, т. е. разрабатывать принципиально новые подходы, которых ра­нее в теории и практике не было и которые коренным образом от­личаются от традиционных представлений в данной области нау­ки и практики.

Успех внедрения результатов исследования в практику опреде­ляется прежде всего готовностью к этому теоретических и методи­ческих положений, доведенных до уровня конкретных нормативов, правил, предписаний и рекомендаций. Решающую роль в целена­правленном внедрении выводов и положений исследования играет исходная теоретическая концепция. Если она достигла высокой сте­пени общности, хорошо систематизирована, выражена в форме пси­хологических или педагогических принципов, правил и требований, если отработана методика ее претворения в жизнь и определены ус­ловия эффективности, то можно считать, что теоретическая основа исследования вполне готова для внедрения в практику. Методиче­ские рекомендации воплощаются в педагогическую практику обыч­но путем разработки учебных, учебно-методических и методических пособий, методик обучения и воспитания.

Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследова­ния в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность.

Процесс внедрения результатов исследования в практику можно разделить на следующие этапы:

♦ ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями иссле­дования;

♦ формирование положительного отношения, интереса к ним;

♦ практическое обучение преподавателей умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике воспитания и обучения;

♦ предъявление преподавателям требований об активном внедре­нии результатов исследования в образовательный процесс и кон­троль за выполнением этих требований.

Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследо­вания, и организацию их внедрения в массовую практику.

Ознакомление общественности с материалами исследования — половина дела. После того как уяснена суть выводов и рекоменда­ций, необходимо научить руководителей, преподавательский состав практическому использованию предложенного, нового. Для этого используются показательные, пробные, открытые занятия, воспита­тельные мероприятия и т. п. Большую помощь в этом оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсы повышения квали­фикации, университеты педагогического мастерства.

После усвоения новых психолого-педагогических рекомендаций к руководителям образовательного процесса предъявляются требо­вания активного применения нововведений, внедрения их в жизнь. Одновременно организуется действенная помощь и контроль.

Внедрение нового всегда связано с преодолением косности мыш­ления, возникающих трудностей. При этом возможны ошибки и про­счеты, организационные неурядицы, способные поколебать намере­ния исполнителя внедрить предложенные ему рекомендации в жизнь: он может занять выжидательную позицию или отказаться от них. Своевременная квалифицированная помощь такому человеку край­не необходима. Она позволяет не только правильно проанализиро­вать его практическую работу, но и еще раз проверить, уточнить вы­воды исследования.

В организации помощи важен постоянный контроль за ходом ра­боты по внедрению результатов исследования, осуществляемый как

исследователем, так и соответствующими структурными подразде­лениями вуза.

Итоги проверки результатов исследования в экспериментальном, опытном порядке (в ходе экспертизы) окончательно определяют теоретическую и практическую значимость выполненного научного труда. Его выводы становятся обязательными требованиями к рабо­те педагогов, доводятся до кафедр в форме методических и научно-практических рекомендаций, приказов и указаний руководства вуза, требований нормативных документов.

Разумеется, для выполнения всего комплекса работы по внедре­нию результатов исследования в массовую практику недостаточно энтузиазма и усилий одного лишь автора научного труда. Большая часть работы, определяющая роль здесь принадлежит руководству учебных заведений. Именно всесторонняя поддержка руководством нового, инициативность и смелость при внедрении результатов на­учных изысканий обеспечивает успех.

Оформление результатов научного труда

После того как исследование завершено и прошло апробацию, его результаты, а в определенной мере и ход исследования, должны быть оформлены в виде соответствующего научного труда либо различ­ных научных или методических публикаций (методические пособия, статьи, брошюры и т. д.). Говорят, что любое исследование рождает­ся дважды, и второе его рождение связано с умением доступно и яс­но изложить результаты, правильно их использовать, вскрыть их теоретическое и практическое значение. Это не всегда удается сде­лать авторам, и тогда распространение новых научных идей и реко­мендаций затягивается.

Педагог-исследователь или исследовательский коллектив должны быть популяризаторами своих идей и методов. Ведь иначе ценней­ший опыт, интереснейшие находки, оригинальные идеи, методики и приемы могут остаться неизвестными, невостребованными, а затем и уйти вместе с их создателями. Так, к сожалению, нередко и получает­ся. И тот факт, что в современной педагогической науке значительное внимание уделяется не только проведению новаторского поиска, но умению исследователей глубоко, доступно и увлекательно о нем рас­сказать, немало способствует заметному влиянию новых идей и ме­тодов на широкую практику обучения и воспитания.

Оформление результатов научного труда

Сказанное определяет важность литературного оформления про­деланной поисковой работы для ее дальнейшей судьбы. Такое оформление обычно выступает как заключительный этап, венец ис­следовательского процесса. Он начинается тогда, когда исследова­ние или его относительно самостоятельная часть завершены, решены поставленные задачи, проверена гипотеза, продуманы, опробованы и апробированы рекомендации. Однако литературное оформление нельзя представлять себе только как изложение готового труда. На деле все гораздо сложнее. Оформление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и белых пятен, оно стимулирует отработку, уточнение, убедительное раскрытие всех по­ложений исследования. В ходе изложения мысль, как известно, не только формулируется, но и во многом уточняется, шлифуется, отта­чивается. Вот почему литературное оформление — важная часть са­мого исследования. Авторам необходимо найти, а затем точно и до­ступно передать основные идеи, методы, выводы и рекомендации.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разде­лить на содержательные (о чем следует рассказывать) и методиче­ские (как лучше это сделать).

Прежде всего остановимся на основных требованиях к содержа­нию излагаемого исследовательского материала. По мнению В. И. За-гвязинского, к ним относятся: «концептуальная направленность, сущностный анализ и обобщение, аспектная определенность, сочета­ние широкого социального контекста рассмотрения с индивидуаль­но-личностным, определенность и однозначность употребляемых по­нятий и терминов, четкое выделение нового и авторской позиции, мера в сочетании однозначности и вариативности, конструктивность рекомендаций»1. Кратко раскроем каждое из названных требований. Концептуальная направленность определяется системой исход­ных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности. Это может быть понимание вос­питания как комплексного, интегративного явления, предполага­ющего мобилизацию всего арсенала средств и возможностей общест­ва для формирования личности, не только адекватной сегодняшним требованиям, но и опережающей его развитие. Это понимание целей воспитания как формирования личности, способной к самореализа­ции, самоутверждению, к преобразованию самой себя и окружающей

действительности, умеющей адаптироваться к изменяющейся ситуа­ции и вырабатывать адекватную стратегию поведения. Идеи могут быть разные. Они могут быть результатом интеграции иногда проти­воположных подходов, если осознаны роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения. В этом случае для дости­жения концептуального единства следует ясно определить, какие подходы и концепции будут выступать в качестве базовых, какие бу­дут взаимообогащать и дополнять друг друга, где следует определить приоритеты (например, приоритет гуманистического подхода перед технологическим), как расставить акценты (например, для современ­ного развития вузовского обучения характерны акцент на творчест­ве, самостоятельности и инициативе, хотя никто не отрицает испол­нительности и умения работать по образцу).

Сущностный анализ и обобщениепризваны обеспечивать глубо­кое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, что­бы не оставаться на поверхности явления, не ограничиваться конста­тацией, а приходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития. Скажем, за ростом преступности, отчужденности молодежи от социальных ценностей можно обнаружить острейший конфликт личного и социально-общественного, издержки односторонней ори­ентации на коллектив или на собственную индивидуальность, недо­учет потребностей подростков в самоопределении и общественном признании. За нежеланием части подростков продолжать обуче­ние — игнорирование особенностей возраста, специфических интере­сов и устремлений, перегрузка учебной работой.

Аспектная определенностьпредполагает рассмотрение пробле­мы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. Так, подростковый клуб может рассмат­риваться как поле развития способностей, как фактор социализации, как инструмент профилактики правонарушений и т. д. В одном ис­следовании может быть (а чаще и должно быть) несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, пере­скакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (кон­тексте) должен быть один аспект, хотя в итоге аспекты должны ин­тегрироваться.

Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с ин­дивидуально-личностнымзадано в педагогике изначально. Это опре­деляется пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и индивидуализации. Вот почему изолированное от

социальной среды рассмотрение любых объектов и связей в нем неправомерно. Школа должна рассматриваться в связи с особенно­стями микрорайона, с семьей, предприятием, правоохранительными органами и т. д. То же можно сказать о подростковом клубе, семье, микрорайонных объединениях подростков и молодежи и любых дру­гих образовательных объектах. Обязателен и другой ракурс: как про­исходит становление личности, ее индивидуальных черт, как на нее влияет среда и как личность становится субъектом образовательного процесса.

Определенность и однозначность употребляемых понятий и тер­минов.Данное требование не является абсолютным, так как в педа­гогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна.

Полисемия (многозначность) вообще присуща русскому языку, что имеет для научного изложения как положительные (увеличива­ются выразительные возможности языка), так и отрицательные по­следствия (неопределенность и многозначность терминов). Однако следует все же стремиться к определенности каждого понятия и к од­нозначности обозначающего это понятие термина, для чего целесо­образно в самом начале изложения привести четкие определение тех терминов, которыми исследователь будет оперировать, излагая мате­риал.

Четкое выделение нового, найденного в исследовательском по­иске, и авторской позиции.Это не обязательно новые идеи и подхо­ды. Быть может, это формы или организационные структуры, спосо­бы адаптации уже найденных подходов к специфическим условиям или модернизированные методики. Если же поиск не привел к пози­тивным результатам, нужно выявить причины этого, проанализиро­вать ошибки.

Есть два способа выделения авторского начала, авторской пози­ции, собственных подходов иположений: либо добросовестно дать ссылки на источники (отсутствие ссылок свидетельствует о том, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат автору), либо ука­зать источники суммарно, в общем списке (но тогда всякий раз выде­лять авторские мысли: «как нам представляется», «как удалось уста­новить» и т. п.).

Мера в сочетании однозначности и вариативностиво многом опре­деляется сочетанием ведущих концептуальных положений, на кото­рых исследователь настаивает и которые в его представлениях одно­значно верны (например: человек — главное богатство и самоцель 190

развития общества; значительная роль среды в формировании лич­ности; суверенность личности; отношения как предмет педагогиче­ской деятельности и др.), и положений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспитательной среды, ситуации развития и воспитания, особенностей воспитуемых, спо­собностей воспитателей. Почти никогда нельзя утверждать, что най­денное решение или используемый набор средств — самые лучшие и единственно разумные. Чаще всего, как говорят, возможны вари­анты.

Конструктивность рекомендаций. Сейчас почти все сильны в критике и недавно ушедших в прошлое, и существующих систем и структур, в разоблачении недостатков традиционных подходов. Кри­тика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проек­ты, советы и рекомендации, лучше всего проверенные опытом или экспериментом, позволяющие преобразовать, обновить существу­ющие институты, связи, отношения.

Выполнение указанных требований (хотя, может быть, они не яв­ляются исчерпывающими) позволяет обеспечить содержательность и глубину изложения.

Обоснуем требования к логике и методике изложения исследова­тельского материала.

Поставленных целей далеко не всегда удается достигнуть путем последовательного описания, воспроизводящего весь ход исследова­ния. Изложение подчиняется иным, нежели само исследование, за­конам и обладает собственной логикой, вытекающей из содержания и логики исследования, но не воспроизводящей, не копирующей ее. Когда исследователь начинает писать научную работу (доклад, ста­тью, отчет, курсовую работу, дипломный проект, диссертацию и т. п.), он уже знает результат, и этот результат так или иначе определяет способ изложения. Поэтому научное изложение, логика которого вос­производит логику поиска от полученных результатов, отличается тем, что в нем не воспроизводятся все детали этого поиска. В нем как бы высвечивается самое существенное для понимания процесса и ре­зультатов поиска.

При изложении результатов научного исследования можно начать с теоретических исходных положений (постулатов, исходных еди­ниц и т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на описание хода ис­следования, а прежде всего на воспроизведение истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.

Как правило, выделяют три основных методических варианта из­ложения содержания научной работы:

♦ воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

♦ воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

♦ теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

В связи с выбором вариантов изложения возникает еще один во­прос. Что предпочтительнее: открытая или до поры до времени скры­тая, завуалированная позиция автора?

Вполне возможен такой вариант изложения, при котором по­зиция автора, полученные им решения раскрываются не сразу. На­пример, ставится проблема, излагаются варианты ее возможного ре­шения, рассказывается о ходе поиска, удачах и потерях, находках и огорчениях. Иными словами, поставив проблему, автор воссоздает в общих чертах реальный процесс исследования и уже затем, в конце, делает выводы, предлагает решения. Такое изложение может быть интересным, оно чем-то напоминает детектив, знакомясь с содержа­нием которого, читатель может только гадать, что будет дальше. Од­нако этот жанр все же обрекает читателя на роль потребителя гото­вого. Не зная позиции автора, его выводов, он не может проверять решение на достоверность, аргументирование, не может поддержать его или оспорить. Вот почему при изложении предпочтительнее не скрытая, а открытая позиция автора, когда он прямо излагает поло­жения, которые собирается защищать. Тогда легче проверить убеди­тельность, доказательность аргументов, легче спорить с автором или найти основания с ним согласиться. Конечно, единого стандарта в логике и способах изложения быть не может, и каждый исследова­тель ищет оптимальную логику, убедительные, экономные и привле­кательные способы изложения результатов своих изысканий.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы. Рассмотрим кратко основные виды изложе­ния результатов исследования.

В диссертации(лат. dissertatio — рассуждение, исследование) из­лагаются результаты научной работы, подготовленной для публич­ной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация обязательно должна содержать обоснование акту­альности темы, характеристику проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипотезы и выносимые на защиту по­ложения, обоснование и описание методики, хода и результатов

научных изысканий. Автор должен также обосновать новизну, теоре­тическую и практическую значимость результатов исследования.

Кандидатская диссертация представляет собой оригинальную на­учную работу, содержащую новое решение актуальной научной зада­чи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания. Докторская диссертация — решение крупной научной про­блемы или разработка нового научного направления.

Для ознакомления научной общественности с результатами ис­следования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат, в котором кратко (1-2 печатных листа) излагается содержание дис­сертации.

Научный отчет (отчет по научно-исследовательской работеНИР)— официальная форма представления результатов научной ра­боты творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подроб­ного описания задач, методики, содержания, хода и результатов по­исковой работы. Она содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта, предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обосно­вание результатов работы, их характеристика — научная новизна, теоретическая и практическая значимость; научные выводы и реко­мендации; библиография. Стиль изложения — научный.

Монография— научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором более или менее подробно из­лагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы— формы учебно-исследовательской деятельности студентов. Целью их подго­товки являются углубление теоретических знаний обучающихся, формирование и развитие навыков исследовательской работы и ин­тереса к ней. Выполняя работу, студенты приобретают умения по изу­чению педагогического опыта, учатся анализировать теории по вы­бранной проблеме, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собст­венные суждения, делать выводы. Курсовые и дипломные работы подлежат публичной защите.

Учебное пособие— учебное издание, в котором систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области,

предназначенное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием государствен­ного образовательного стандарта, а также программы учебной дис­циплины, для изучения которой оно подготовлено.

Тезисы научных докладов,опубликованные в печати, — это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержа­тельно и аргументированно раскрываются, чтобы читатель мог полу­чить представление об основных направлениях работы над исследу­емой темой.

Научная статьяраскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов, подходы других ученых к реше­нию данной научной задачи, перспективы развития конкретных на­правлений научного поиска, описание теоретической и эксперимен­тальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методические рекомендацииоформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при реше­нии психолого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их спе­цифику.

Депонированная научная разработкаосуществляется тогда, ко­гда исследователь заинтересован в быстром издании труда. Она осве­щает важные, но частные вопросы. Издание результатов научной ра­боты большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназна­чены для узкого круга специалистов.

Рецензия— критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представля­ющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать со­веты и конструктивные предложения о путях разработки обсуждае­мых проблем.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит шесть основных частей:

♦ введение;

♦ теоретическое обоснование;

♦ описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта;

♦ их анализ и обобщение;

♦ заключение;

♦ библиография.

Нередко справочный материал, таблицы, схемы, графики выно­сятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности вы­бранной темы, определение объекта и предмета, структуры и мето­дов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значи­мость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, пси­хологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю во­проса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные по­стулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска.

Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

В заключении делаются выводы, формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, да­ются практические советы и рекомендации, указываются ведущие на­правления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразде­лением на виды источников.

Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся по последним изданиям (исключения дела­ются для первоисточников, которые полезно приводить по первому изданию; для других случаев исключения должны быть особо обос­нованы) и в соответствии с ГОСТом. Наиболее простой способ обес­печить выполнение требований — посмотреть, как оформлена биб­лиография в последних научных изданиях.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. На­звание глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разделов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к на­званию и содержанию параграфов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развернутом отчете).

Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, но да­же если этого не делается, то для того, чтобы изложение было по­следовательным и логичным, намечаются рабочий план изложения каждого фрагмента или раздела и те вопросы, на которые нужно по­лучить обоснованный ответ. В конце каждого раздела дается краткое резюме или выводы, а приводимые в заключении общие выводы не должны быть простым повторением выводов по главам (разделам) — они должны выйти на новый уровень обобщения и конкретизации. Целесообразно сразу, не откладывая, уточнить, проверить правиль­ность оформления ссылок, составить список используемой литера­туры (библиографию).

Очень важно не допускать серьезных отступлений от главной ли­нии изложения и не уходить от предмета исследования. Возможные отвлечения должны быть кратковременными и возвращать читателя к сквозной линии изложения. По этой же причине многие справоч­ные и информационные материалы лучше указать в приложении. Несколько слов о самой технологии создания и совершенствова­ния текста.

Существуют два основных метода написания текста научной ра­боты: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.

Конструктивно-синтетический метод необходим на этапе созда­ния первоначального варианта. Когда накоплен материал для напи­сания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказательств, важно все это зафиксировать на бумаге, не теряя общей нити изложения и логики. При этом главное — не упус­тить основного и не нарушить намеченной последовательности и сис­темы. Это своего рода общий набросок, предварительная компонов­ка всего материала. Вслед за этим применяется критико-аналити­ческий метод, идет уточнение отдельных частей и фраз, делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается все лишнее. Иными словами, убираются «строительные леса». Наконец, наступа­ет этап авторского редактирования, когда идет работа над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссыл­ки, составляются справочный аппарат и библиография.

Очень полезно не спешить с окончательной отделкой, дать тексту «вылежаться», а после этого постараться взглянуть на него глазами постороннего. Тогда вы увидите, что многие рассуждения, отдельные фразы и слова оказались неудачными, неточными, и их следует дора­ботать или заменить. Как правило, многочисленные отступления, комментарии, описания деталей затрудняют понимание, делают

логику изложения излишне усложненной, поэтому важно соблюсти меру и оставить самое необходимое.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.