Сделай Сам Свою Работу на 5

Дальнейшее определение понятий





 

Отдохнув немного от чистой логики на жизненных примерах ее применения, вернемся к основам, к теории. Определим более детально рассмотренные ранее четыре пары понятий. Для это­го введем специальные обозначения. Существование и все соот­ветствующие ему по смыслу первичные понятия обозначим сим­волом 'н' (наличие), а несуществование и все соответствующие ему относительные понятия обозначим символом 'о' (отсутст­вие). Например, неизменность и изменение у нас тоже будут обо­значаться как 'н' и 'о'. Предмет, изменяясь, становится другим. Здесь можно различить четыре аспекта (см. рис.). С той точки зрения, что предмет существует, а другой предмет - нет, измене­ние - это уничтожение, смерть (но).

В примере с фотографией ребенка из объяснения к восьмому тезису это значит, что наше детское тело уничтожено, его нет. Однако при этом появляется взрослое тело (он). С другой сто­роны, поскольку предмет и то, во что он, изменяясь, превраща­ется, суть один и тот же предмет, имеются два типа неизменно­сти. Во-первых, существующее превращается в существующее [нн']. Неизменное существование является полнотой в предме­те. Во-вторых, отсутствие переходит в отсутствие [оо']. Неиз­менное отсутствие в предмете - это пустота в нем.



Если 'н' и 'о' понимаются как единичность и множественность, тогда будут иметь место такие определения: (но) - это переход от единичности к множественности (отталкивание, разложение), а (он) - это переход от множественности к единичности (притя­жение, формирование). Таким образом, имеет место взаимодей­ствие (он, но). Современная научная мысль пытается свести все к понятию взаимодействия. Однако при таком подходе непознан­ной остается первичная реальность, поскольку ей присуще не­взаимодействие [нн', оо']. Символ [оо'] обозначает неизменную множественность, совокупность. На санскрите она называется прадханой, первичной энергией или хаосом. Когда мы говорим об изменении, об уничтожении одного тела и появлении друго­го, что при этом остается неизменным? То, что оба тела из чего-то состоят, совокупность. Причем сами элементы, из которых эти тела состоят, не относятся к понятию совокупности, ибо они изменчивы. О прадхане нельзя сказать, что она из чего-то со­стоит. Мы имеем ее в виду, когда говорим о предметах, что они из чего-то состоят. Другой тип неизменности, [нн'] - это неиз­менная единичность, вечная индивидуальность, то есть 'я'.



Символ 'о' также обозначает тождество (он, но). Созидание чего-либо всегда происходит за счёт разрушения чего-то друго­го, а разрушение предполагает создание оружия. Соответствен­но символ 'н' обозначает различие [нн', оо']. Я [нн'] не состою из чего-либо [оо'], а также не рождаюсь и не умираю (он, но), то есть я не являюсь телом. Такова истинная индивидуальность. Я всегда единственный в своем роде. Символ [нн'] обозначает душу, которая не отождествляет себя ни с прадханой, ни с временным телом, и осознаёт свою вечную форму.

Когда люди говорят о внешнем изменении, что их тело меня­ется, или что они меняются, это лишено смысла. В первом слу­чае бессмыслица возникает оттого, что нет одного закреплен­ного за нами тела, есть разные тела, поэтому какое тело меняется? Во втором случае нелогичность в том, что наше «я» - свидетель изменений - одно и то же во всех телах. Поэтому как можно говорить: «Я меняюсь»? Правильное понимание измене­ния заключается в том, что я меняю тела. Это явление называ­ется реинкарнацией. Смена тел происходит как в этой жизни, так и при переходе к новому циклу (воплощению). Согласно Ведам, когда человек входит в сон, его тонкое тело, состоящее из ума, разума и ложного эго, отправляется путешествовать в тонкоматериальном мире. Грубое тело при этом также функционирует, поскольку тонкое тело продолжает питать его че­рез особую «серебряную нить». Если эта нить по каким-либо причинам рвется, человек умирает во сне. В момент, когда тон­кое тело отделяется от грубого, человек в полудреме ощущает некий толчок. Говорится, что в этот момент человек получает новое грубое тело, которое несколько отличается от прежнего. Все внешние изменения происходят скачкообразно (он). Чело­век может заснуть больным, а проснуться здоровым.



Возникает вопрос: куда деваются прошлые наши грубые тела и откуда берутся будущие? Согласно Ведам, вся совокупность тел в потенциальной форме находится в невидимой прадхане. Процесс переселения души можно сравнить с движением луча света фонарика в темной комнате (это сцена из детектива). Пред­ставим, что на стене комнаты висят разные картины. Это будет у нас грубый аналог прадханы [оо']. Луч света - это индивидуальное сознание, душа [нн']. Луч в своем движении выхватыва­ет из темноты то одну картину, то другую (он, но). Субъективно мы будем воспринимать это как изменение: одна картина «пре­вращается» в другую. Процессом реинкарнации души управляет Сверхсознание, Сверхдуша*. Если сознание души сравнить с лу­чом фонарика, то Сверхсознание подобно включенному свету в комнате. Сверхдуша видит в прадхане всевозможные варианты «картин» (то есть тел) и направляет душу в наиболее подходя­щее ей по карме тело. Причина появления материальных тел - в желаниях души [нн'], основой всех тел является прадхана [оо'], а механизмом их появления - время (он, но). Согласно Ведам, соз­дание и уничтожение любой вещи - это проявление ее из прад­ханы и возвращение обратно в непроявленное состояние. Таким образом, невидимая суть вещи, ее форма, существует вечно.

 

* Сверхсознание, или Сверхдуша - это незримое присутствие Вишну в сердце каждого живого существа.

 

Неизменность не означает статичность, единообразие. То, что мы называем неизменностью - это в действительности и есть настоящее изменение: не переход в другой предмет (но), а изме­нение в себе [нн']. Свойством неизменной индивидуальности яв­ляется изменение [нн'], в котором отсутствует разрушение (но): это обновление, жизнь. Жизнь непостижима. Я, живое существо, всегда сознаю себя как неизменный и новый, я отличаюсь сам от себя [нн']. В этом заключается диалектический парадокс жизни. Душа обладает собственной динамикой, которая не свя­зана с телом. Что касается статичности, то она как раз присуща внешнему изменению (он, но). Мы уже говорили, что тело не меняется, а просто происходит переход «я» из одного тела в дру­гое (что и воспринимается на уровне пратьякши как изменение тела). В отличие от внешних изменений материи, которые про­исходят скачкообразно (но)*, истинная изменчивость души об­ладает свойством непрерывности [нн'].

 

* По этой причине, например, переход от аналоговой системы записи звука к цифровой - это еще один шаг к внешнему восприятию, к тому, что­бы слушать, но не слышать.

 

Вдумчивый читатель наверняка захочет прояснить для себя такой момент. Ранее мы пришли к выводу, что неизменность первична по отношению к изменчивости, не зависит от нее. Свет не зависит от тени. Теперь же мы утверждаем, что неизменности присуща изменчивость, в свете имеется тень. Не является ли это ошибкой? Ответ таков: нет, не является. Если бы в свете не было тени, он бы зависел оттени, был ее противоположностью. При­чина должна обладать свойствами своего следствия, в против­ном случае невозможно объяснить, откуда эти свойства берутся в следствии, и понятие причины теряет смысл. Однако тень, ко­торая имеется в свете - это совсем другая тень, не внешняя. Главным свойством света, или энергии, является различимость, градиент: где-то свет сильнее, а где-то слабее. Если бы в энергии не было неоднородности, она не оказывала бы воздействия, дру­гими словами, не была бы энергией. Поскольку тень мы опреде­лили ранее как уменьшение света, мы должны согласиться с тем, что в свете присутствует тень.

Неоднородность в свете есть не что иное, как цвет. Свет ка­жется нам белым, хотя в действительности он цветной. Когда солнце скрывают тучи, все краски окружающей природы блек­нут, сереют. В Ведах говорится, что в своем первозданном виде все формы и цвета присутствуют в духовном мире, который про­низан сиянием брахмана. В сравнении с духовным восприятием земная пратьякша видит только тень, то есть дает черно-белое (серое) изображение.

Неизменная множественность [оо'], или прадхана - это ничто иное, как энергия, которая всегда сохраняется (неизмен­ность - это то же самое, что и сохранение). Особенность ее ди­намики в том, что в ней отсутствует возникновение (он). Она, как и сознание, не взаимодействует ни с чем. Хотя эта энергия хаоса является основой всех видимых материальных объектов, сама она невидима (вечно не проявлена). Если попросить кого-нибудь показать нам энергию, человек скорее всего покажет на любой окружающий его предмет. Однако предметы не являют­ся энергией, хотя и сделаны из нее. Предметы временны, а энер­гия [оо'] вечна. То же самое относится и к сознанию [нн']: хотя мы наблюдаем различные его проявления, само сознание (веч­ную душу) мы не можем увидеть с помощью пратьякши. Прад­хана сравнивается в Ведах с почвой, на которой растут деревья материальных проявлений. Эти деревья берут все элементы из почвы, но сами принципиально отличаются от нее своей недол­говечностью.

Заметим, что без сознания время не может проявить из прадханы какую-либо материальную форму. Присутствие времени в прадхане - это так называемое виртуальное состояние материи: внешние формы не существуют, они создаются и тут же разру­шаются (он, но). Благодаря сознанию [нн'] появляется функция поддержания, из-за чего и существуют временные формы мате­рии. Разрушение связано с будущим (но), созидание - с прошлым (он). Настоящее [нн'] - это категория духовная, и в материаль­ном мире только единицы (освобождённые души) живут в нем. Настоящее - это вечность.

Используемый нами символ изменчивости (он, но) - это сим­вол «инь-ян», символ пратьякши. Рождение (он) - это сущест­вующее, которое выглядит еще несуществующим, а смерть (но) - это несуществующее, которое выглядит еще существующим. По смыслу, рождение происходит в момент зачатия, а не тогда, ко­гда ребенок выходит из тела матери. Человек уже есть, хотя его не видно и кажется, что его еще нет. С позиции логики пратьяк­ши, аборт - это предотвращение рождения, а согласно логике шабды - это обыкновенное убийство. В момент смерти челове­ка, как мы ранее уже обсуждали, тело остается прежним, поэто­му кажется, что человек есть, хотя в действительности его уже нет.

Материалистическая наука объясняет сознание и жизнь взаи­модействием на молекулярном уровне. Посмотрим, что это оз­начает. Известно, что смерть - это одномоментное событие. Че­ловек не бывает «почти живым» или «почти мертвым». Он либо жив, либо мертв. В момент смерти (но) из глаз исчезает живой блеск, а осциллограф, фиксирующий электрические колебания в мозге, показывает прямую линию. Возьмем промежуток вре­мени между тем моментом, когда человек был еще жив, и тем моментом, когда обнаружилось, что он умер, и устремим его к нулю, к моменту смерти. За это ничтожно малое время на моле­кулярном уровне не могло произойти никаких изменений, поскольку для этого понадобилась бы бесконечно большая энер­гия. Вопрос к материалистам: почему человек умер, если в мо­мент смерти не происходило никаких изменений в биохимиче­ской структуре? Единственное научное объяснение заключается в том, что в момент смерти от тела отделяется сознание (душа), истинная причина жизни. Поскольку сознание нематериально и не имеет массы, оно отделяется от тела мгновенно.

Для того, чтобы сделать обсуждаемые в данной книге поня­тия максимально наглядными, мы можем устроить их математи­ческое представление. Если читатель не имеет университетско­го физико-математического образования, этот абзац можно пропустить и ознакомиться с выводами. Неизменная, идеальная единичность может быть представлена единицей: нн' = 1. Соот­ветственно оо' = -1. Противоположная категория, то есть изме­нение в этом случае будет представляться мнимыми числами: он = i, но = -i. Что касается математических объектов, которые представляют символы, то первый объект в паре (например, в паре нн' это н) будет функциональным оператором, а второй - соответствующей ему переменной. Таким образом, мы имеем:

н = Dн'; о = -Dо'; о = iDн; н = -iDо.

Динамические уравнения состояния будут при этом выгля­деть следующим образом. Для неизменности:

Dн'Ψ+ = нΨ+; Dо'Ψ- = -оΨ-.

Для внешнего изменения:

DнΨ = -iоΨ; DоΨ = iнΨ.

Известно, что 'о' и 'н' в квантовой теории физики называют­ся дополнительными переменными. Это значит, что когда одна из них принимает конкретное числовое значение в результате измерения, другая не поддается измерению, становится неопре­деленной. Отсюда возникает известное соотношение Гейзенберга. В нашем случае 'о' и 'н' - это время и энергия соответственно. В состоянии, длящемся во времени, энергия фиксирована. Для это­го случая мы можем записать решение уравнения состояния внешнего изменения (Ψ). Добавив к нему решения уравнений, описывающих состояние неизменности [Ψ+-],мы получим из­вестные всем функции, которые изобразим ниже графически:

Ψ+ = Ψ+о ехр(нн'); Ψ- = Ψ-о ехр(-оо'); Ψ = Ψо ехр(iно).

Здесь о, н - числовые параметры.

Обсудим результаты. Состояние чистого сознания [нн'] опи­сывается функцией Ψ+ максимально возможного роста (экспонентой). Это объясняет многие моменты, о которых говорится в священных писаниях. Как мы знаем, сознание отождествляет себя с материей (он, но). Если сравнить динамику сознания Ψ+ и мате­рии Ψ, то можно увидеть, что на определенном отрезке времени динамика материи имеет положительный характер. Это рожда­ет в нас привязанность, возбуждение. Затем рост прекращается, приходит разочарование и, наконец, динамика становится отри­цательной (страдание и апатия). Затем все повторяется снова. О том, что дает сознанию необходимую ему экспоненциальную ди­намику, мы поговорим после того, как сформулируем Девятое утверждение.

Относительно энергии [оо'] можно сказать, что в количест­венном отношении она сохраняется, но состояние ее описывает­ся функцией Ψ- экспоненциального затухания. Это свойство энер­гии известно как второй закон термодинамики (рост энтропии в замкнутой системе). Функция состояния материи Ψ - это коле­бательный процесс. Он лежит в основе всех изменений во внеш­нем мире и является одномерной проекцией вращения (фактора времени).

Второй закон термодинамики дает нам ясное представление о свойствах материи. Изолируя материальный объект от воз­действия извне, мы тем самым выходим за пределы двойствен­ности, то есть, мы определяем истинные свойства данного объ­екта, без примеси чего-то постороннего. Согласно второму закону термодинамики, в изолированном объекте начинают раз­рушаться все структуры (происходит рост энтропии, неупорядо­ченности). Это значит, что естественной природой материаль­ных объектов является стремление в прадхану или хаос [оо']: сами по себе они не обладают структурой, то есть внешней фор­мой (он, но). Фактически, изолируя некий объект, мы изолиру­ем его от воздействия сознания, поскольку никакой другой ма­териальный объект, обладая той же природой хаоса, не может воздействовать на данный объект, чтобы создать в нем структу­ру (он). Воздействие со стороны внешнего объекта происходит только потому, что сам он структурирован, то есть является аген­том, через которого действует сознание [нн']. К примеру, мы заходим в свою комнату, видим там «хаос» и наводим порядок. Внешне кажется, что объектом, воздействующим на комнату, является наше тело, однако на самом деле оно - лишь агент на­шей сознательной воли.

Сознание оказывает на материю антиэнтропийное действие, другими словами, оно нематериально. Отрицая этот простой факт, ученые-материалисты вообще не могут объяснить проис­хождение какой-либо структуры. Особенно явно эта проблема проявляется в существующих космологических моделях. Дело в том, что если сознание считать материальным, тогда вселенная будет замкнутой, так как вся материя по определению находит­ся внутри нее. В этом случае возникает вопрос: как вообще мог­ла появиться структура вселенной? Это противоречит термоди­намике, согласно которой, в замкнутой системе не могут появляться глобальные структуры, энтропия не может умень­шаться. На поставленный вопрос не существует ответа в рамках парадигмы материализма. Прадхана [оо'] сама по себе не созда­ет материальные структуры (он). Для этого требуется вмеша­тельство активной, нематериальной причины [нн']. Существую­щие в науке модели возникновения вселенной являются математизированными версиями истории барона Мюнхаузена о том, как он вытащил сам себя за волосы из болота. Все, что тре­буется от господина барона - это просто признать существова­ние своего спасителя. Возможно, что при этом он потеряет свой «имидж героя», зато избавится от привычки врать.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.