Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Основные трезвучия лада





ГАРМОНИЯ

 

программа дисциплины цикла СД по направлению

Подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства»

Составитель кандидат искусствоведения доцент Борисова Л.Н.

 

Пояснительная записка

I. Введение

Цель курса –формирование грамотных музыкантов-исполнителей, способных верно прочитать, проанализировать и адекватно исполнить музыкальное произведение с учетом его художественно-стилистических особенностей.

Задачи курса–выработать у студентов верные представления о выразительной и формообразующей роли гармонии в музыкальном произведении; установить связи гармонии с другими средствами музыкальной выразительности; научить верному пониманию процессов историко-стилистического развития гармонического языка; детально изучив основные теоретические положения классической гармонии, освоить их в практическом применении.

Курс «Гармония» – одно из важнейших звеньев в цепи музыкально-теоретических дисциплин. Базируясь на знаниях и умениях, полученных в результате изучения дисциплины «Теория музыки», этот курс способствует развитию и углублению познаний учащихся в области гомофонно-гармонического склада – основного вида фактуры в рамках классического и романтического музыкального наследия. В свою очередь, курс «Гармония» является основой для изучения обобщающей дисциплины теоретического цикла «Анализ музыкальных произведений». Таким образом, имея большое самостоятельное значение, курс гармонии является также и важной вспомогательной дисциплиной. Он необходим как в исполнительской и композиторской практике, так и в освоении других музыкально-теоретических предметов.



Как феномен музыкальной ткани гармония разнообразна и многофункциональна. Составляя на протяжении столетий основу звуковысотной организации музыки, она естественным образом видоизменялась, усложнялась, образуя собственные, исторически сложившиеся стили и направления. Их изучение – одна из важных составляющих освоения курса в целом.

Изучение курса гармонии – одно из важнейших условий формирования профессионального музыканта. Этот курс развивает гармонический слух студента, его музыкальный вкус в целом; способствует выработке верных представлений об исторических закономерностях развития многоголосной музыки, смены стилей и направлений; прививает практические навыки грамотного прочтения музыкального текста, повышает творческий потенциал студентов.



Курс гармонии способствует музыкально-эстетическому воспитанию студентов, выработке навыков анализа и понимания музыкальной ткани, ее самостоятельного моделирования по классическим законам красоты.

Требования к уровню освоения курса

В результате изучения курса студенты должны освоить законы строения гомофонно-гармонического письма, уметь применять их в учебной, творческой, исполнительской практике, знать исторические и индивидуально-стилистические особенности гармонической фактуры на разных этапах ее развития.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующее.

1. Гармонический анализ. Аналитические задания должны присутствовать на каждом этапе изучения материала: при выведении новых закономерностей, для закрепления установленных теоретических положений, отработки категориального аппарата. Чрезвычайно важным представляется проведение сравнительных анализов, позволяющих установить стилистическую индивидуальность сходных гармонических средств (например, секстаккорд у Палестрины и у Моцарта или малый мажорный септаккорд у Гайдна и у Вагнера) или эволюцию гармонического языка конкретного композитора и т.д. В заданной пьесе анализ может затрагивать различные уровни – от применения отдельного гармонического средства до общей характеристики гармонии в произведении. Полезным при выполнении аналитических заданий представляется использование метода редукции, позволяющего особенно наглядно выявить характер голосоведения. Обязательное условие работ по анализу – рассмотрение гармонии в общем художественном контексте, установление ее формообразующего и образного значения.



2. Письменные работы. Основной формой письменной работы следует считать «задачу» на гармонизацию заданного голоса (сопрано или баса). Вместе с тем формы письменных заданий следует разнообразить, приближая их, по возможности, к конкретной – исторической, жанровой или индивидуальной авторской стилистике. Возможно, например, проведение опыта «реконструирования подлинника» по заданному голосу (из музыки Гайдна, Моцарта), а также «конструирования в заданном стиле» – сочинение заданной формы или ее части по исходному звену. К теме «Неаккордовые звуки» можно предложить сочинение орнаментальных вариаций на заданную (самостоятельно сочиненную или выбранную) тему.

3. Упражнения на фортепиано. Игра на фортепиано – действенное средство в достижении максимальной свободы в овладении учебным материалом, развивающее необходимые для профессиональных музыкантов навыки импровизирования в различных стилях. По мере изучения материала можно использовать следующие формы:

игра отдельных элементов гармонических систем (аккорды, их соединения, гармонические обороты);

схематическое конструирование гармонических планов экспозиционных, развивающих, заключительных разделов музыкальной формы;

исполнение на фортепиано редукции гармонического построения;

импровизация пьесы по заданному началу;

импровизация пьесы по заданному плану.

4. Самостоятельную теоретическую разработку частных проблем (возможен выбор из списка, предложенного преподавателем) в виде кратких рефератов или докладов с демонстрацией примеров на фортепиано.

Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса на занятиях, проверки выполнения самостоятельных работ, проведения итогового экзамена по окончании курса.

Семестр Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, Ч Форма отчетности, ч
V Зачет
VI Экзамен
Всего, ч  

 

II. Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Лабораторные занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч
Раздел первый Основные принципы внутритональной организации в классической музыке
Тема 1.Введение. Понятие гармонии
Тема 2. Музыкальная фактура и ее виды
Тема 3. Гомофонно-гармоничес­кое многоголосие Общие положения
Тема 4. Основные трезвучия лада
Тема 5. Важнейшие средства гармонической каденции
Тема 6. Обращения трезвучий главных ступеней
Тема 7. Доминантсептаккорд и его обращения
Тема 8. Аккорды субдоминантовой группы
Тема 9. Аккорды доминантовой группы
Тема 10. Фригийский оборот
Тема 11. Диатоническая секвенция
Раздел второй Хроматическая система в классической музыке
Тема 1. Внутритональная хроматика
Тема 2. Отклонения
Тема 3. Модуляция в тональности первой степени родства
Тема 4. Эллипсис. Энгармоническая модуляция
Всего, ч

Программа курса

Раздел первый

Основные принципы внутритональной организации

В классической музыке

Тема 1. Введение. Понятие гармонии

Гармония как общечеловеческое, философское, эстетическое, стилистическое, структурное понятие. Понимание гармонии в музыке как ее конструктивной и выразительной основы. Уровни значений понятия «гармония» в музыке. Предмет изучения науки о гармонии. Гармония как учебная дисциплина, ее цели и задачи.

 

Тема 2. Музыкальная фактура и ее виды

Понятие музыкальной фактуры. Виды фактуры: одноголосие (монодия); многоголосие (полифония, гомофония). Формообразующие свойства и выразительные возможности гомофонно-гармонического склада, его роль в формировании новых гомофонных форм.

 

Тема 3. Гомофонно-гармоническое многоголосие.

Общие положения

Аккордовое (хоральное) четырехголосие. Названия и функции голосов; варианты их распределения на нотном стане, принятые в художественной и учебной практике. Аккорд – основа гармонической вертикали. Виды аккордов в классической музыке: трезвучия, септаккорды, нонаккорды. Основной вид и обращение аккорда. Неаккордовые звуки; их роль в создании мелодии; классификация и названия.

Фигурация и ее виды: гармоническая, мелодическая, ритмическая.

 

 

Тема 4. Основные трезвучия лада

Теория ладовых функций. Главные ступени (I, IV, V) и основные функции: тоника (Т), субдоминанта (S), доминанта (Д); логика их смены в классической музыке. Гармонические вертикаль и горизонталь. Гармонический оборот и гармоническая последовательность.

Наименования звуков трезвучия. Расположение трезвучия на нотном стане. Удвоение, мелодическое положение, виды расположения.

Соотношение главных трезвучий: кварто-квинтовое, секундовое. Наличие (отсутствие) общих звуков, их роль в соединении трезвучий. Типы соединений: гармоническое и мелодическое. Основные правила соединений. Соединение трезвучий кварто-квинтового соотношения со скачками терцовых тонов. Перемещение, его виды. Возможности смены расположения аккордов в трезвучной последовательности. Возможные погрешности в голосоведении и способы их предотвращения и преодоления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.