|
Тема 7.5 Особенности ценообразования на мировом рынке.
С экономическим содержанием цены и механизмом ценообразования на внутреннем рынке студенты хорошо знакомы. Тот же рыночный механизм и его атрибуты - спрос и предложение - остаются в качестве ценообразующего фактора и на мировом рынке. Тем не менее мировой рынок - более сложное экономическое явление, имеющее ряд специфических особенностей, которые проявляются в ценообразовании. Одной из таких особенностей является более острая и труднее познаваемая конкуренция, да и конкурентов там больше, чем на внутреннем рынке. Производитель-экспортер вынужден постоянно сравнивать свои издержки производства с мировыми издержками, Ко второй специфике мирового рынка относится далеко не одинаковое вмешательство государства в экономику вообще и во внешнеэкономические отношения в особенности. Кроме издержек по производству и реализации продукции, т.е. издержек производства и обращения, на мировом рынке увеличиваются затраты по изучению рынка, продвижению товара на рынок, согласованию и заключению контрактов и др. В экономической литературе они называются трансакционными, или маркетинговыми, т.е. издержками по осуществлению рыночных сделок.
Наконец, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны: свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках национального государства. Перемещение факторов производства сдерживается государственными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Все это отражается на формировании мировых цен.
К сказанному следует добавить еще несколько компетенций. Одной из них является отсутствие в международной торговле, а значит и на мировом рынке системы контроля за ценами и связанных с ним государственного регулирования цен. Ко второй дополнительной компетенции относится влияние на цены внешнеторговых сделок международного разделения труда, как в производстве, так и сбыте товара – является ли данный товар результатом специализированного экспортного производства или экспортируется как излишек над национальным спросом и потреблением. И компетенция третья: отсутствие на современном мировом рынке валютной монополии, наличие многовалютной среды, в которой выбирается валюта цены на договорной основе экспортером и импортером товара.
Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что связано с
политикой цен компаний, внешнеторговыми операциями государства, торгово-политическими и валютными факторами.
На практике множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар одинакового качества при прочих равных условиях поставок (таможенные пошлины, транспортные расходы и т.д.).
Выделяют несколько уровней цен фактической реализации товаров: 1) цены по обычным коммерческим сделкам; 2) цены по бартерным соглашениям; 3) цены по программам помощи и т.д. Не все цены реализации на внешнем рынке суть мировые цены. Чтобы при множественности цен реализации товаров выделить мировую цену, надо, чтобы она удовлетворяла ряду требований. Во-первых, мировой может считаться цена крупных коммерческих и постоянных сделок. Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте (скв), так как расчет в неконвертируемой валюте нередко приводит к завышению цены. В-третьих, мировыми могут быть признаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные или импортные операции.
В – четвертых, т.е. неотягощенной какими-либо дополнительными обязательствами.
По отдельным конкретным товарам наиболее представительными, приближающимися к мировым ценам на сырье, могут быть признаны экспортные цены основных его производителей, а также импортные цены западноевропейских рынков и цены крупнейших бирж. Так, по алюминию это экспортные цены Канады, по каучуку - цены Сингапурской биржи, по пушнине - цены Нью-Йоркских и Лондонских аукционов, по цветным металлам - биржевые котировки Лондонской биржи металлов.
В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье. Используем и мы эту классификацию. В первой группе в качестве мировых цен, как правило, выступают экспортные цены крупных компаний-продуцентов и экспортеров этой продукции. Базой экспортных цен являются формируемые этими компаниями цены на внутреннем рынке.
Опять же в порядке напоминания отметим, что при исчислении цены в этих компаниях в основном используют метод полных и метод прямых затрат, причем первый - главенствующий, так как он более удобен и прост в применении. Полные затраты включают затраты на материалы, рабочую силу, косвенные расходы и ожидаемую прибыль.
Метод прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к прямым (переменным) затратам на единицу продукции определенной надбавки и постоянные затраты. При этом постоянные расходы предприятия как системы не распределяются но отдельным продуктам, а погашаются из разницы между суммами цен реализации и переменными затратами - разницы, которая получила название «добавленной», или «маржинальной», прибыли.
Характерной чертой мировых рынков машин и оборудования являются существенные различия в мировых ценах на однородную продукцию в зависимости от выбора продуцента-экспортера из-за больших различий в их издержках. Кроме того, в усилении однородности мировых цен на машины и оборудование важную роль играют еще четыре фактора; входящие в соответствующие компетенции.
1. Учет в цене отдельных фаз жизненного цикла товаров: фаза внедрения, роста и зрелости; второй фактор - степень универсальности соответствующих машин и оборудования; третий - взаимосвязь значительной части мировой торговли машинами и оборудованием с инвестиционными процессами в странах импортерах. Это способствует распространению финансирования покупки машин и оборудования с помощью предоставления покупателям кредитов, Наконец, в последней трети XX столетия на мировые (да и внутренние) цены оказывают существенное влияние (иногда до 60% цены поставки) сопутствующие услуги, оказываемые продуцентом и экспортером какого-либо товара импортеру или конечному потребителю в шеф-монтаже, гарантированном ремонте, инжиниринге, консалтинге и др. Формирование мировых цен на сырьевые товары также обладает рядом черт. Но прежде всего уместным будет напомнить, что в группу сырьевых товаров в соответствии с классификацией статистического бюро ООН включаются энергоресурсы (нефть, уголь и пр.), минеральное сырье (железная руда, бокситы и др.), сельскохозяйственные продукты, удобрения, цветные металлы. Важнейшая особенность мировых цен сырьевых товаров состоит в том, что решающую роль в определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих мировых рынках. Именно это соотношение определяет тот уровень издержек, который выступает как бы регулятором мировых (экспортных) цен; продуценты-экспортеры с подобным «регулирующим» уровнем издержек получают нормальную прибыль; продуценты-экспортеры с меньшим уровнем издержек извлекают больше прибыли, а производители-экспортеры с более высоким уровнем издержек вынуждены довольствоваться меньшей прибыльностью (если вообще их производство рентабельно).
2. Сочетание цен основных продуцентов и экспортеров, с одной стороны, и биржевых котировок - с другой в качестве мировых цен для большинства сырьевых товаров.
3. Множественность цен основных производителей-экспортеров, играющих роль мировых цен по ряду сырьевых товаров. Множественность цен поддерживается наличием региональных зон (западно-европейская, американская и т.д.) сырьевых товаров, использованием различных валют для выражения этих цен (при господствующей роли доллара США), нарушением баланса спроса и предложения на эти товары.
4. Особая роль в формировании цен на мировых рынках сырьевых то варов тех государств или групп государств, которые выступают в качестве ведущих экспортеров и/или импортеров соответствующих товаров. Причем группы государств - основных продуцентов и экспортеров чаще всего функционируют в виде так называемых межгосударственных ассоциаций производителей, пытающихся влиять (и иногда небезуспешно, например ОПЕК) в выгодном для себя направлении на формирование и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых товаров. К группе сырьевых товаров относят энергоносители, минеральное сельскохозяйственное сырье, продовольственные товары, лесопродукция, сельскохозяйственные удобрения, гербициды и другие сырьевые материалы. Нередко изменение мировых цен на сырьевые товары изменяет архитектуру международной торговли. Так, из-за роста цен, а не объема экспорта сырья из Африки увеличился в 2010г. по объему на 6 процентов, а по стоимости – в долларах США – на 28 процентов. Ниже иллюстрируем данные о движении цен на сырье в мировом масштабе.
Таблица 7.5
Данные о движении цен (%)
|
|
|
| 2000-2010
| 2005-2010
| 1. Сырьевые товары
|
| -30
| +26
| +10
| +8
| 2. Металлы
| -8
| -20
| +48
| +13
| +15
| 3. Сырье для производства напитков
| +23
| +2
| +14
| +9
| +12
| 4. Продовольствие
| +23
| -15
| +12
| +6
| +8
| 5.Сельскохозяйственное сырье
| -1
| -17
| +33
| +2
| +5
| 6. Энергоносители
| +40
| -37
| +26
| +11
| +8
| Источник: БИКИ. 19 мая 2010.
В целях учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке существуют различные виды публикуемых цен. Публикация цен является одним из источников сведений об этих ценах. К публикуемым ценам относятся:
1) Справочные цены. Это цены оптовой или внешней торговли в экспортных прейскурантах, которые не являются ценами конкретных сделок, а чаще «ценами продавца». В процессе заключения сделок уровень реальных цен оказывается ниже. Тем не менее изучение справочных цен весьма важно с точки зрения анализа тенденций мировых цен на те или иные товары.
2)Цены статистики внешней торговли. Они отражают цены реальных сделок в международной торговле. Исчисляются довольно просто: стоимость экспорта или/и отдельных товаров делится на их количество. Хотя цены статистики и не показывают цены конкретного товара (в одну товарную позицию включаются однородные, но различные по своим техническим характеристикам и качеству товары, например, легковые автомобили разных стран и марок), но они отражают динамику внешнеторговых цен отдельных стран и мировых цен.
3)Цены биржевых котировок, отражающие реальные цены сделок на бирже. Однако с учетом того, что на биржах широкое распространение имеют спекулятивные операции, изменения биржевых котировок в каждый данный момент могут не отражать действительных тенденций в движении цен.
4)Цены аукционов, показывающие реальные цены сделок на аукционах;
5)Цены фактических сделок и контрактов публикуются очень редко и потому не могут быть важным источником сведений о мировых ценах. Три последних вида публикуемых цен являются ценами реальных сделок и признаются в качестве мировых. Немировыми ценами являются цены бартерных и компенсационных соглашений, а также цены при продаже товаров в кредит.
К компетенциям в области мировых цен относят такие ценообразующие факторы. Во- первых, это часто экономические факторы, действующие независимо от вида продукции – экономический цикл, в котором находится страна, состояние спроса и предложения, инфляционное давление. Во-вторых, конкретно - экономические факторы издержек производства, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства товара: качество, надежность, внешний вид, престижность. В третью компетенцию ценообразующего сегмента входят специфические факторы: государственное регулирование внешней торговли, валюта цены. И замыкают компетенции ценообразующих факторов внеэкономические атрибуты: международная политическая обстановка в регионе местонахождения экспортера и импортера товара, а также военное положение стран - транзиторов, не говоря уже о странах партнеров.
Таким образом, проблема ценообразования на мировом рынке включает в себя чрезвычайно разнообразные компетенции, усвоение которых требует от обучающихся большого труда и серьезного отношения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|