|
Международная экономическая интеграция и ее этапы.
Современный этап интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в мировой экономике имеет много форм проявления. Одной из ведущих тенденций этого процесса является международная экономическая интеграция. Слово «интеграция» заимствовано из латинского языка (integration - сведение частей в единое целое) и довольно часто употребляется в обществоведческой литературе с разными смысловыми оттенками. Говорят и пишут об интеграции науки с производством, сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью и т.д. Нас в данном случае интересует внешнеэкономический аспект интеграции.
Международная экономическая интеграция представляет собой объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, а в перспективе и слияния национальных экономик ряда стран в единое экономическое (хозяйственное) пространство при активной роли государств. Что же составляет объективную основу интеграционного процесса? К экономической интеграции современное мировое хозяйство подошло в результате поступательного развития производительных сил общества, на которые оказывают растущее влияние различные факторы. Во-первых, углубление международного разделения труда усиливает взаимозависимость хозяйственных комплексов разных стран, о чем говорилось в теме 2 настоящего учебного пособия.
Во-вторых, к таким же результатам приводит и развивающаяся вглубь и вширь внешняя торговля. В-третьих, доминирующей предпосылкой экономической интеграции стала научно-техническая революция. НТР позволяет выпускать промышленное оборудование с огромной производственной разрешимостью. Однако крупномасштабность производства требует емкого внутреннего рынка. Специалисты разных экономических школ едины в одном: чтобы создать эффективно функционирующий хозяйственный комплекс с учетом возможностей и требований научно-технической революции, надо иметь до 200 млн. потребителей. Здесь проявляет себя эффект масштабности производства. Речь идет о том, что ныне производительные силы общества перерастают национальные границы, вступают в противоречие с политикой и состоянием национальной замкнутости. Национальные интересы начинают находить свое выражение в интернационализации хозяйственной жизни. Политика опоры на собственные силы становится регрессом в поступательном развитии современного общества. Экономическая интеграция удачно разрешает противоречие между политикой автаркии и реальностью национальных интересов через национальную замкнутость и объективным процессом глобализации в мировом хозяйстве. Эти процессы подводят к тому, что судьба мини-государств недолговечна, а дезинтеграционные явления, особенно проявляющиеся на гребне агрессивного национализма и приведшие к «балканизации» (распаду) Югославии, Чехословакии и СССР,
на фоне доминирующей в мировом хозяйстве интернационализации хозяйственной жизни вряд ли носят прогрессивный характер.
Международная экономическая интеграция характеризуется рядом присущих ей черт. Во-первых, она имеет региональный характер, т.е. региональность пространственных масштабов. Это объясняется наличием объективных предпосылок для сближения, а в будущем и слияния национальных экономик, которые формируются чаще и легче всего в тех территориально-хозяйственных сегментах мирового хозяйства, где межстрановые экономические связи приобрели постоянный и рыночный характер, достигли значительной зрелости, а производственная сфера обладает идентичной или близкой к ней технической оснащенностью. В качестве одного из примеров интеграции является Европейский Союз (ЕС).
Во-вторых, для экономической интеграции характерно взаимопроникновение, взаимопереплетение, сращивание и взаимодополняемость национальных производственных процессов. Эти признаки интеграции охватывают производственную, научно-техническую, инвестиционную, финансово-коммерческую и иные сферы деятельности.
В-третьих, особенностью международной экономической интеграции является широкое развитие и углубление специализации и кооперации производства, науки и техники на базе прогрессивных и глубоких форм их проявления.
В-четвертых, для зрелой, продвинутой формы интеграции характерно формирование единой хозяйственной системы, обладающей потенциалом саморегулирования и самовоспроизводства, саморазвития всего комплекса факторов производства. Основу таких процессов составляют экономический интерес самостоятельных хозяйствующих субъектов на макро- и микроуровнях, международное разделение труда и расширяющиеся международные экономические отношения.
В-пятых, помимо экономических проявлений или признаков, МЭИ поддерживается и развивается скоординированной политикой государств - членов той или иной интеграционной группировки. Государства-интеграторы вынуждены целенаправленно регулировать интеграционные процессы, коллективно разрабатывать и реализовывать внутри- и внешнеэкономическую стратегию и политику. К разработке и проведению скоординированной внешнеэкономической политики и стратегии интегрирующихся государств подводит и неизбежность взаимного приспособления, «притирания» национальных экономик разных стран друг к другу через оптимальные варианты межстранового разделения труда.
Политик страны, будучи выражением объективныхэкономических потребностей, может оказаться определяющим интеграционным фактором.
Это касается и степени участия страны в процессах интеграции, и самого факта вступления (невступления) страны в ту или иную экономическую группировку государств. Политические мотивы в инициировании экономической интеграции наиболее рельефно просматриваются в обширной зоне развивающихся государств в Африке, Латинской Америке. Несмотря на низкий уровень развития производительных сил в рамках государств, отсутствие или крайне слабое межстрановое разделение труда, вопреки сохранившимся тесным хозяйственным связям с бывшими метрополиями и другими промышленно развитыми странами, развивающиеся государства создают региональные экономические группировки, о чем предметнее будет сказано в следующем параграфе темы. Интеграция промышленно развитых, равно как и экономически отсталых государств, не только свидетельствует об интернационализации хозяйственной жизни мирового сообщества, но и ускоряет этот процесс.
Однако было бы отклонением от реальности абсолютизировать роль политического фактора в интеграционных процессах. Именно об относительной независимости от политики говорят уровни экономической интеграции. Наряду с общегосударственным, межстрановым макроэкономическим (государственно-корпоративным) уровнем интеграционный процесс осуществляется и на частно-фирменном, микроэкономическом уровне. Открытая экономика предполагает демократизацию внешнеэкономических связей как на государственном, так и на уровне низовых субъектов хозяйствования.
Наконец, международная экономическая интеграция характеризуется нарастающей этапизацией. Поэтому нередко в экономической литературе авторы выделяют не этапы, а формы или виды интеграции. При этом подчеркивается, что каждая новая форма или вид (тип) экономической интеграции занимает строго определенное историческое место в интеграционном процессе, знаменуя собой его дальнейшее углубление. В современной теории МЭО в отдельных учебниках выделяют четыре формы (вида), или этапа экономической интеграции[26], в других интеграционный процесс характеризуют через пять этапов, или типов[27]. Мы разделяем последнюю точку зрения, потому попытаемся представить интеграционный процесс в пятиэтапном развитии.
При анализе форм (видов, типов), или этапов интеграционного экономического процесса на стыке ушедшего и наступившего столетий мы исходим из того, что этапизация интеграционного процесса строится на количественных и качественных изменениях.
Несмотря на различия в оценке числа этапов, во всех упомянутых учебниках и учебных пособиях единодушно признается, что исходным видом, или этапом, МЭИ является зона свободной торговли(ЗСТ). Данный этап представляет собой зону, в пределах которой группа стран
поддерживает свободную беспошлинную торговлю.[28] Во-первых, страны, договорившиеся о создании ЗСТ, равно как и страны, позднее присоединившиеся к такому соглашению, на взаимной основе отменяют таможенные тарифы и квоты на экспорт и импорт товаров по согласованному списку взаимной торговли. Во-вторых, в отношениях с третьими странами участники ЗСТ определяют и проводят самостоятельную внешнеэкономическую политику. Поэтому на первом этапе международной экономической интеграции между странами - интеграторами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие страну происхождения обрабатываемых таможней товаров при пересечении государственной границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров из стран - не членов ЗСТ. В-третьих, как правило, конкретные соглашения о создании таких зон предусматривают постепенность (в течение 5-10-15 лет) полной отмены таможенных и количественных ограничений. В-четвертых, в зонах свободной торговли утверждается принцип взаимного моратория на повышение пошлин. Практическое применение данного принципа означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить иные торговые барьеры во взаимной торговле участников ЗСТ.
Вторым этапом (а значит, и формой) международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Таможенный союз -соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ и пошлин между ними и введение единого таможенного тарифа на внешних границах союза третьих стран .[29] Из такого определения следует, что, во-первых, создание таможенного союза является логическим завершением и институциональным оформлением торгово-экономического блока. Таможенные службы на внутренних границах устраняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. В практике внешней торговли создается единое таможенное пространство в рамках стран-участниц ТС. Во-вторых, в таможенном союзе формируется политика коллективного протекционизма, что, несомненно, сближает национальные экономики таможенно-союзных государств с выходом на изменения не только в структуре потребления, но и производства. Отсюда, в-третьих, отмена внешнего тарифа рекультивирует цены, что вызывает переориентацию ресурсов и в потреблении, и в производстве. При такой ситуации производство рационализируется в соответствии с законом сравнительных преимуществ. Поэтому разработчики технологий в странах таможенного альянса идут на проведение совместных исследований. Кроме того, единые таможенные тарифы унифицируют и инвестиционный климат, особенно для привлечения инвестиционного капитала, что также не может не сказаться на производстве.
Наконец, в отличие от ЗСТ на интеграционном этапе в форме таможенного союза создаются наднациональные органы, которые призваны разрабатывать, координировать и контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.
Третьим этапом экономической интеграции признана более сложная ступень - общий, или единый, рынок. Будучи более продвинутой формой экономической интеграции, общий рынок вбирает в себя все интеграционные достижения зоны свободной торговли и таможенного союза, обретая специфические, только ему присущие черты. В дополнение к беспошлинному движению товаров к ним относится свободное перемещение через национальные границы услуг и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. Именно на этом этапе создается экономический союз, формируется единое рыночное пространство. Однако среди множества интеграционных группировок пока только в Европейском союзе на практике была реализована данная форма интеграции. Поэтому практические оценки и обобщения в теории интеграции делаются в основном на этом единственном опыте, что, конечно, не исключает, а даже предполагает дальнейшее обогащение и практики, и теории общего рынка, как только другие интеграционные альянсы достигнут данного этапа сближения национальных экономик.
Из опыта европейской интеграции следует, что перерастание таможенного союза в общий рынок был связан не только с чисто экономическими, но и политическими факторами. В первую очередь это касается формирования специальных, в том числе наднациональных органов управления и контроля. В общем рынке Европейского Экономического сообщества - так оно тогда называлось - учрежден Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Союз, краткая характеристика которых будет дана в следующем параграфе учебного пособия.
Весьма допустимо предположить, что при вступлении других интеграционных группировок государств в данную форму будут создаваться иные межгосударственные институты управления, контроля, разработки и координации интеграционной политики. В практике Евросообщества возникла необходимость разработки общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики, хотя в целом для этой формы интеграции характерно лишь согласование экономической политики. Выбор отраслевых приоритетов диктуется интересами последующего закрепления экономической интеграции.
Из опыта Евросообщества вытекает также целесообразность формирования общих фондов, содействующих социальному и
по гармонизации и унификации национальных законов. Значит, уже на третьем этапе интеграции сближается не только экономическая, политическая, но и законодательная основа жизни национально-
территориальных государств. При этом директивные установки, адресуемые государствам-членам общего рынка, обязательны для исполнения, но за каждой страной сохраняется свобода выбора форм и методов их реализации.
В условиях рыночной экономики важной задачей надгосударственных институтов является введение системы мер, предотвращающих нарушение норм регулирования конкуренции. В области конкурентной политики принимаемые решения, предписываемые действия государству - члену интеграционной группировки, юридическому или физическому лицу, носят обязательный характер.
Четвертый этап международной экономической интеграции происходит (опять же на примере Евросоюза) в форме экономического союза. С учетом достигнутых результатов трех предыдущих этапов или форм интеграции этот этап характеризуется своими более зрелыми чертами. Во-первых, завершается договоренность о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к странам-аутсайдерам. Во-вторых, в экономическом союзе достигается унификация системы регулирования экономики. В-третьих, данная ступень экономической интеграции предполагает проведение единой внешней политики стран-участниц, что открывает более широкие возможности для взаимовыгодного сращивания экономических и политических сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран - участниц и всего союза в целом. Тем самым создается политико - экономический союз стран-интеграторов.
Сторонники четырехэтапной концепции интеграции приписывают данной форме еще одну черту - создание Валютного союза с введением единой коллективной валюты.
Приверженцы пятиэтапной интеграции выделяют самостоятельный этап (а значит, и форму) интеграции. Причем в теории интеграции пока еще нет единого названия данной интеграционной формы. Одни называют ее Экономическим и Валютным Союзом, другие - полной экономической интеграцией.
Для полной экономической интеграции, которая, безусловно, будет иметь свои ступени продвинутости - от современной, начальной до более высокой и зрелой ступени завершения интеграционного процесса, создания некой федерации государств - характерны следующие признаки:
1. Создание Валютного Союза и введение единой коллективной
валюты, проведение одинаковой валютной политики, создание
(применительно к Евросоюзу) Единого Центрального Банка, который с
Центральными банками стран- интеграторов или аналогичных им финансовых институтов образует Единую систему центральных банков всех
этих государств.
2. Унификация законодательной базы в области налоговой системы, стандартизации продукции, правил техники безопасности антимонопольной политики, трудового законодательства и т.д.
3. Переход от свободы перемещения рабочей силы из одной страны в другую к единому гражданству в рамках интеграционной группировки, чем закладываются основы создания конфедерации государств.
4. Расширение распорядительных полномочий надгосударственных органов управления и контроля.
5. Отказ в решениях, принимаемых соответствующими правительственными органами, от протекционизма и любых форм преференций в отношении отечественных субъектов хозяйствования. Государство-интегратор должно отдавать предпочтение в деловых связях не отечественным продуцентам и поставщикам, а тем фирмам любой другой страны-участницы интеграции, которые предложат наиболее выгодные условия выполнения государственного или частного заказа. Принципы общерыночного механизма доминируют над принципами и соображениями национального протекционизма.
Завершается характеристика этапов или форм интеграции обобщенной таблицей.
Таблица 4.2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|