Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы технологического обмена.





Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.

Различают следующие основные пути передачи технологий.

1. На некоммерческой основе: специальная литература, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и дp.; конференции, выставки, симпозиумы, семинары, зарубежное обучение, стажировка, практика; международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов».

2. На коммерческой основе: продажа воплощенных технологий; прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий; продажа патентных и «ноу-хау» лицензий; совместные НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом; координирование и кооперирование НИОКР; научно-техническое и производственное кооперирование; лизинг; инжиниринг; консалтинг; портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров.

3. Нелегальная передача технологий: промышленный шпионаж — вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность; техническое пиратство — массовый выпуск и продажа товаров-имитаций теневыми структурами.



Международный обмен технологией отличается от традиционного товарообмена тем, что это не единовременный акт купли-продажи. В процессе внедрения и освоения технологии между участвующими сторонами устанавливаются длительные хозяйственные отношения. В то же время характерной чертой передачи технологии в отличие от миграции научной информации, является не только перемещение научно-технических знаний, но и обязательность их использования в какой-либо деятельности.

Обычно процесс международный передачи технологии включает в себя: отбор и приобретение технологии; адаптацию и освоение приобретённой технологии; развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учётом потребностей национальной экономики.

Технологии передаются двум основным группам покупателей:

¨ зарубежным филиалам или дочерним фирмам МНК;



¨ независимым фирмам.

Новые технологии преимущественно предоставляются МНК своим филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 80-е годы на эту группу покупателей приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских МНК. Это связано с тем, что в результате передачи технологии филиалам:

¨ в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения;

¨ сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы МНК.;

¨ увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию от налогообложения.

 

Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой. Этапам цикла жизни технологий соответствуют ее следующие виды:

1-й этап - уникальная;

2-й этап - прогрессивная;

3-й этап - традиционная;

4-й этап - морально устаревшая.

К уникальным технологиям относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.



К прогрессивным технологиям принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли, преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях ее применения. Прогрессивные технологии могут быть созданы в результате не только научно-технической и изобретательской деятельности учёных и инженеров, но и уникальных нововведений, постепенно утрачивающих свою новизну.

Уникальные и прогрессивные технологии могут приносить их покупателям дополнительную прибыль, поэтому они продаются по ценам, превышающим средний уровень цен на технологии-аналоги соответствующей отрасли.

Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли. Такая технология обеспечивает ее покупателю значительных технико-экономических преимуществ и качество продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих производителей, и рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль в данном случае не приходится преимуществами для покупателя являются сравнительно невысокая стоимость и возможность приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология создается, правило, в результате устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.

Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.

 

25. Международный обмен лицензиями.

Наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.

Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.

лицензиар – продавец лицензии

лицензиат – покупатель лицензии

Виды лицензий.

1. По наличию патента:

патентные — на право использования запатентованного изобретения;

беспатентные («ноу-хау») — дающие право на использование научно-технических достижений; «ноу-хау» — незащищенная патентами совокупность технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства.

Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением— договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В нем оговариваются характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.

2. По объему прав, передаваемых лицензиату: простая лицензия — лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);исключительная — лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах соглашения, лицензиар не может выдать аналогичные лицензии др. лицам, но может самостоятельно использовать лицензии (несерийные товары);полная — лицензиар уступает все права в течение срока действия соглашения, отказывается от самостоятельного их использования в течение этого срока (применяется редко).

3. По способу коммерческой реализации: чистые — купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;сопутствующие — сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой для основной лицензии.

4. По степени производственного освоения: достижения, освоенные в производстве; исследовательские.

5. По предмету сделки: научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»); промышленные образцы; торговые знаки; услуги.

6. По форме выплаты лицензионного вознаграждения: роялти — оговоренное участие в прибыли, периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения; паушальный платеж — единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок; комбинированные платежи — включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (10—15% от цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3—10 лет.

Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим: приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7—8 лет; покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР; каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3—6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии — 16 долларов; экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.

 

Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг — когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века — с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

Различают три типа франчайзинга.

1. Производственный — поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.

2. Торговый (товарный) — фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

3. Лицензионный (деловой) — франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

Возможные проблемы франчайзи: объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером; помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой; франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.