Показатель характеризующий международную торговлю:- товарная структура международной торговли (перечень товаров и услуг, которые ввозятся и вывозятся на территории страны)
Показатель характеризующий международную торговлю: - географическая структура международной торговли (выделение стран и регионов-партнеров)
4-объем международной торговли- сумма экспорта всех стран
5-экспортная квота-экспорт/ВВП
6- импортная квота- импорт/ВВП
7-внешнеторговая квота- экспорт+импорт/ВВП
Структура рынка товаров:
-рынок высокотехнологичных наукоемких товаров;
-рынок среднетехнологичных товаров;
-рынок низкотехнологичных товаров;
-рынок базовых товаров.
Специфика торговли услугами:
- неосязаемость;
- неразрывность производства и потребления;
- неоднородность или изменчивость качества;
- неспособность к хранению.
Способы международной торговли услугами
-трансграничная торговля;
-потребление за границей;
-торговое присутствие в стране предоставления услуги;
-присутствие физических лиц, предоставляющих услугу.
Структура рынка услуг (по классификации ООН выделяется 160 видов услуг):
- Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг;
-Услуги связи – 25 видов;
-Строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов;
-Дистрибьюторские услуги – 5 видов;
-Общеобразовательные услуги – 5 видов
-Прочие услуги.
Структура рынка услуг
Классификация МВФ:
- торгуемые услуги и не торгуемые услуги.
Классификация Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС):
- коммерческие и некоммерческие.
Структура рынка услуг
по способам доставки услуг потребителю:
- услуги, связанные с инвестициями;
- услуги, связанные с торговлей;
- услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей.
В зависимости от характера поведения экспортера и импортера услуг подразделяются:
Основные и обслуживающие (обеспечивающие) сделки купли-продажи услуг:
Основные внешнеторговые сделки купли-продажи услуг:
- внешнеторговые сделки по оказанию производственно-техническиx услуг (международный инжиниринг);
- международные арендные сделки;
- сделки по экспорту и импорту туристических услуг;
- внешнеторговые сделки по консультационным услугам в области информации и совершенствования управления (международный консалтинг) и др.
Обслуживающие внешнеторговые сделки купли-продажи услуг:
- операции по международным перевозкам грузов;
- международные транспортно-экспедиторские операции;
- операции по хранению и страхованию грузов;
- международные расчеты и др.
Наиболее динамично развивающимися видами услуг являются:
-консультационные услуги по совершенствованию управления и в области информатики (реинжиниринг);
-оказание туристических услуг;
-международные транспортные услуги.
Причины, затрудняющие регулирование международной торговли услугами
1) сложности, связанные с оценкой стоимости экспортируемых услуг;
2) нередкое наличие как коммерческой, так и некоммерческой составляющих при экспорте услуг;
Недостаточное внимание, уделяемое проблеме регулирования международной торговли услугами национальными и международными организациями.
Современные тенденции в развитии международной торговли в условиях НТР
Устойчивый рост международной торговли связан со следующими факторами:
1) стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира;
2) развитие МРТ и интернационализация производства и капитала;
НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики,
ускоряющая реконструирование старых;
4) активная деятельность международных корпораций на мировом рынке;
5) возникновение общемирового рынка для стандартизированных товаров;
Регулирование международной торговли посредством международных торговых соглашений,
принятых в рамках ГАТТ/ВТО;
Либерализация международной торговли, снижение таможенных барьеров и отмена
количественных ограничений импорта;
8) развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров;
Формирование «общих рынков», зон свободной торговли.
Современные тенденции в области мировой торговли:
1) значительное увеличение мирового товарооборота; 2) снижение доли развитых стран в международной торговле;
3) резко увеличилась доля готовых изделий;
Резко сокращается удельный вес мировой торговли топливом, сырьем, материалами и
полуфабрикатами;
5) резкое снижение удельного веса с/х продуктов, продовольствия и сельхоз сырья;
6) увеличение объемов продажи услуг;
7) увеличение доли свободных экономических зон в мировой торговле;
Развитие нетарифных барьеров.
Государственное регулирование внешней торговли.
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие на регулирование и развитие международной торговли товарами и услугами
Реализуется на национальном и международном уровнях
Главная цель: обеспечение благоприятных условий для эффективной национальной деятельности
Сфере международной торговли товарами и услугами.
Реализуется через определение стратегии государственной внешнеторговой политики:
крайние формы стратегии:
- политика протекционизма внешней торговли;
- политика либерализации внешней торговли.
Протекционистская внешнеторговая политика государства- система госрегулирования международной торговли товарами и услугами, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции
Основные функции:
- функция защиты национальных производителей;
- функция покровительства национальных производителей.
Положительное влияние данной политики:
- стимулирует национальное производство и увеличивает национальную занятость;
- обеспечивает защиту формирующихся национальных отраслей;
- увеличивает доходы государственного бюджета;
- способствует обеспечению экономической безопасности и обороноспособности.
Отрицательное влияние данной политики:
- порождает обострение межгосударственных противоречий;
- способствует разбалансированию торгового баланса страны;
- ограничивает возможности использования в полной мере преимуществ международной специализации;
- сдерживает развитие национального рынка в результате ослабления конкуренции.
Формы протекционистской внешнеторговой политики государства
-скрытый протекционизм;-открытый протекционизм;-селективный протекционизм;
-отраслевой протекционизм;-односторонний протекционизм;
-двусторонний протекционизм;-интеграционный протекционизм;-многосторонний протекционизм.
Политика государственной либерализации внешней торговли
- система государственного регулирования международной торговли товарами и услугами, которая направлена на снятие всевозможных барьеров, препятствующих ее развитию.
Основные преимущества данной политики:
- стимулирует процессы конкуренции в сфере международной торговли товарами и услугами;
- позволяет осуществлять международную торговлю товарами и услугами в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;
- расширяет возможности использования международной специализации;
- способствует расширению границ сферы международной торговли товарами и услугами.
Виды таможенных пошлин
Нетарифные методы регулирования внешней торговли:
-административные – запреты или ограничения;
-экономические:
- количественные (квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта);
- финансовые (меры валютного регулирования, субсидии, финансовые льготы, требования предварительной оплаты импорта и/или импортных налогов);
- технические (стандарты и технические нормы, гос. закупки, сертификация и доп. требования по безопасности потребителей, спец. требования по маркировке, упаковке и т.д.);
- паратарифные (косвенные налоги, сборы и платежи, увеличивающие стоимость импортируемого товара).
Международная внешнеторговая политика - это деятельность международных организаций и региональных союзов, направленная на регулирование мировой торговли
Основные формы организации:
- регулирование мировой торговли Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
- функционирование Всемирной торговой организации (ВТО);
- функционирование Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО;
- стабилизация цен на мировых товарных рынках на основе Международных товарных соглашений (МТС);
- наблюдение за реализацией международных товарных соглашений посредством Международных товарных организаций (МТО).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|