Сделай Сам Свою Работу на 5

Пути решения глобальных мировых проблем и роль России в их реализации





 

Переход России к рыночной экономике в начале 90-х гг. Обусловил ее более тесное вхождение в мировой рынок и миро­вое хозяйство. В этих условиях, естественно, Россия как бы автоматически интегрируется в решение ряда глобальных ми­ровых проблем. Однако существуют определенные границы участия России в решении тех или иных глобальных проблем. Эти границы прежде всего определяются состоянием ее эконо­мического положения, а также статусом страны с переходной экономикой. Кроме того, ее участие в решении глобальных проблем в значительной степени определяется тем, что она яв­ляется преемницей СССР, который также участвовал в их ре­шении.

Прежде всего Россия в последние годы принимает активное участие в решении таких проблем, как состояние международ­ной торговли, разоружение, охрана окружающей среды (экологии), продовольственная проблема, освоение космоса, проблема международной задолженности. В то же время суще­ствуют определенные объективные и субъективные причины участия России в решении глобальных проблем.

Одной из объективных причин является ослабление внут­реннего экономического положения в последние годы: спад производства, стагфляционные процессы в экономике, дефи­цит бюджета, низкая собираемость налогов, слабая эффектив­ность приватизации, неурегулированность платежей, высокий внутренний и внешний долг. Данная причина не позволяет России достаточно активно участвовать в решении всего ком­плекса глобальных проблем, и в первую очередь из-за нехватки финансовых ресурсов, что накладывает на ее участие опреде­ленный негативный отпечаток. Это находится в явном проти­воречии с тем мощным экономическим потенциалом, которым располагала и располагает Россия.



Во-первых, она имеет мощ­ные запасы угля, железной руды, газа, нефти (второе место в мире после Саудовской Аравии), цветных и драгоценных ме­таллов, алмазов, сырья для производства минеральных удобре­ний и других полезных ископаемых. Общая стоимость разве­данных природных ресурсов составляет 28—30 трлн долл., а с учетом прогнозов — 140 трлн долл.

Во-вторых, Россия обладает мощным научно-техническим потенциалом, который находится на втором месте после при­родных ресурсов. По количеству ведущих НИОКР Россия за­нимает второе место в мире.



В-третьих, Россия располагает и квалифицированными трудовыми ресурсами.

В-четвертых, Россия имеет развитый промышленный по­тенциал, представленный всеми отраслями промышленности.

С таким огромным производством, ресурсным, научно-трудовым потенциалом Россия способна участвовать в решении многих глобальных проблем. Прежде всего это касается разви­тия международной торговли, где Россия может внести опреде­ленный вклад. Для этого необходимо устранить монополизм ряда западных стран на товарных и финансовых рынках и со­здать систему объективной и конкурентной среды с разными возможностями для торговли. Например, Россия пока еще ос­тается вне рамок Всемирной торговой организации. США уже длительное время отказывают России в режиме наибольшего благоприятствования. Эти обстоятельства мешают дальнейшей подлинной либерализации международной торговли.

В то же время с переходом России к рыночной экономике между ней и странами Европейского союза активно развивают­ся торговые отношения, в которых, однако, превалирует пока импорт в Россию. В последние годы значительно расширились торговые связи с такими крупными азиатскими странами, как Китай, Япония, Индия. При этом наряду с торговлей развива­ется экономическое сотрудничество на территории Сибири в области газа, нефти, атомной энергетики, добычи золота, бок­ситов, металлургии, химии, машиностроения между Китаем, Японией и Россией в форме совместных предприятий и взаим­ного финансирования инвестиций.



По другой важной глобальной проблеме — международной задолженности — Россия занимает парадоксальное положение; одновременно она является должником в отношении промыш­ленных стран Запада (США, Западной Европы и Японии) и кредитором относительно большого количества развивающихся стран. При этом задолженность Западу и международным кре­дитным институтам составляла на начало 1999 г. Около 150 млрд долл., долги же развивающихся стран России также достигли около 150 млрд долл. Таким образом, возврат России долгов развивающимися странами позволил бы ей сравнитель­но быстро ликвидировать свою задолженность странам Запада. Однако в силу экономической слабости и сложности социаль­но-экономических проблем, а также санкций в отношении Ирака и Ливии большинство развивающихся стран неспособно вернуть долги России. Для решения проблемы реструктуриза­ции долгов в 1997 г. Россия вступила в Парижский и Лондон­ский клубы, которые одновременно занимаются реструктуриза­цией долгов России Западу и долгов развивающихся стран За­паду и России. Участие в этих двух международных клубах по­зволит Российской Федерации постепенно осуществить возврат долгов через их действенный механизм.

В последние годы весьма заметна роль России в решении такой глобальной проблемы, как разоружение. В 90-е гг. Россия активно проводит меры по сокращению своего военного по­тенциала, армии и флота, конверсии ряда предприятий ВПК. В этом отношении она действует на основании соблюдения ряда международных и двусторонних соглашений, заключенных ме­жду Россией и западным альянсом.

Численность российской армии должна быть доведена до 1,2 млн человек к 2000 г., которая будет базироваться на более качественном и высокотехнологичном вооружении. Все это по­зволит выделить дополнительные финансовые, материальные и трудовые ресурсы для развития гражданских сфер российской экономики.

Участие России в решении глобальной продовольственной проблемы сводится в основном к ее тесному сотрудничеству с такими международными организациями, как ВОЗ, ФАО в ока­зании гуманитарной помощи, основную часть которой состав­ляет продовольственная немощь развивающимся странам, а также в «горячих точках» планеты (помощь беженцам, постра­давшим от ведения локальных войн и катастроф). В то же вре­мя по данной проблеме Россия занимает двойственное положение, так как, предоставляя гуманитарную помощь, она в от­дельные годы была сама ее получателем.

Гуманитарную помощь России также предоставляли между­народные организации и отдельные страны Запада. Такую по­мощь Россия получала в начале 90-х гг., которая направлялась в наиболее нуждающиеся регионы. Из-за плохого урожая в 1998 г. Россия была вынуждена прибегнуть к частичной гума­нитарной помощи для отдельных регионов. В связи с началом военных бомбардировок НАТО территории Югославии и собы­тиями в Косово в конце марта 1999 г. Россия направила этой стране уже в конце апреля сего года гуманитарную помощь в размере 1 млн долл. По линии МЧС.

Российская Федерация сотрудничает с международным со­обществом и в решении другой глобальной проблемы — в об­ласти охраны воздушной сферы (атмосферы), морского и реч­ного бассейнов, природы и животного мира. Одним из направ­лений в этой области является сокращение и последующие прекращения вредных производств, создание очистных соору­жений, акцентирование внимания на работе атомных электро­станций и других ядерных объектов, создание специальных анклавов для захоронения отработанных радиоактивных мате­риалов.

Кроме того, в 90-е гг. Россия активно сотрудничает с миро­вым сообществом и в решении таких глобальных проблем, как народонаселение, сохранение и рациональное использование природных ресурсов, соблюдение прав человека, глобализация финансовых ресурсов.

При этом необходимо отметить, что наиболее заметную роль Россия играет в решении следующих глобальных проблем. Во-первых, освоение космоса, где, несмотря на негативные процессы в национальной экономике, удалось достигнуть но­вых научных достижений при участии таких стран, как США и Франция. Во-вторых, разоружение, где осуществлено снижение военных уровней ранее противоборствовавших с Россией стран. В-третьих, участие в предоставлении гуманитарной по­мощи. В-четвертых, участие в миротворческой деятельности, связанной с военными и этическими конфликтами в мире (в частности, присутствие миротворческих военных сил России в ряде стран СНГ — Таджикистане, Туркменистане, Абхазии, а также в Боснии и Герцеговине).

Список литературы

 

1. Авдокушин Е.Ф, Международные экономические отношения: Учебное пособие. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.

2. Большой экономический словарь / Под общей ред. А.Н. Аэрилияна. — М.: Фонд Правовая культура, 1994.

3. Буглай В.Б; Левинцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие. — М: Финансы и статистика, 1996.

4. Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное пособие /Под ред. И.Н.Платоновой. — М.: БЭК, 1996.

5. Гладков И.С. Экономика и микрохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран. — М.: ИМПЭ, 1996.

6. Киреев А. Международная экономика: В 2-х ч. — Ч. I. — Между­народная микроэкономика: движение товаров и факторов производст­ва: Учебное пособие для вузов. — М.: Международные отношения, 1997.

7. Мировая экономика / Под ред. Проф. И.П. Николаевой. — М.: Финстатинформ, 1999.

8. Носкова И.Я; Максимов Л.М. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ, 1995.

9. Общая теория денег и кредита / Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ, 1998.

10. Организационная структура Секретариата Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД): Бюллетень Генерального секре­таря ООН. - ST/ SGB/1998/1.

11. Партнерство в целях роста и развития: Заключительный доку­мент ЮНКТАД IX. — Мидранда, 1996.

12. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономиче­ские отношения на современном этапе: Учебное пособие. — М.: Но­вый Юрист, 1998.

13. Устав Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). Принят 8 апреля 1979 г. Конференцией ООН по преобразованию ЮНИДО в специализированное учреждение.

14. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. — М.: Инсан, 1994.

15. Шагалов Г., Пресняков В., Фаминский И. Регулирование внешне­экономических связей. — М.: Инфра-М, 1997.

16. Statistical Abstract of the Unuted States, 1995, 1996.

17. http://www.mineral.ru/Facts/Prices/130/354/index.html

18. Сайт Государственного комитета статистики – www.gks.ru

19. Сайт Международного валютного фонда – www.imf.org

20. Сайт Всемирной торговой ассоциации – www.wto.org

 

Содержание

 

Предисловие

Глава 1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения

1.1. Характеристика и структура мирового хозяйства

1.2. Международное разделение труда

1.3. Международная специализация и ее сущность

1.4. Формы международных экономических отношений

Глава 2. Конъюнктура мирового рынка и организация продвижения товаров

2.1. Понятие конъюнктуры мирового рынка

2.2. Оценка конъюнктуры рынка

2.3. Маркетинговая деятельность

Глава 3. Ценообразование в международной торговле

3.1. Классификация цен

3.2. Определение экспортных цен

3.3. Закономерности формирования цен на мировых рынках

Глава 4. Международная торговля и внешнеторговая политика

4.1. Сущность международной торговли и ее особенности на современном этапе

4.2. Внешнеторговая политика

Глава 5. Внешняя торговля России и ее регулирование

5.1. Внешняя торговля России и ее место в мировой экономике

5.2. Географическая и товарная структура внешней торговли

5.3. Структура внешней торговли

5.4. Формы внешнеторговой политики

5.5. Государственное регулирование внешней торговли

5.6. Государственное валютное регулирование и валютный контроль в современных условиях

5.7. Банковские услуги во внешней торговле

Глава 6. Мировой рынок услуг

6.1. Предпосылки и условия формирования мирового рынка услуг

6.2. Структура рынка услуг

6.2.1. Международный туризм

6.2.2. Международный рынок технологий

6.2.2.1. Рынок лицензий и патентов

6.2.3. Мировой рынок инжиниринговых услуг

6.2.4. Консалтинговые услуги

6.2.5. Информационные услуги

6.2.6. Рынок транспортных услуг

6.2.7. Рынок страховых и банковских услуг

6.3. Регулирование рынка услуг

Глава 7. Вывоз капитала как форма международных экономических отношений

7.1. Вывоз капитала: сущность и тенденции

7.2. Формы вывоза капитала

7.3. Прямые и портфельные инвестиции

7.4. Эволюция вывоза капитала в современных условиях

Глава 8. Иностранные инвестиции в России

8.1. Понятие, участники, объемы и структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию

8.2. Региональный и отраслевой аспекты приложения иностранных инвестиций в российской экономике

8.3. Правовые аспекты регулирования иностранных инвестиций в России

8.4. Свободные экономические зоны: понятие, виды, их формирование в России

8.5. Последствия притока иностранных инвестиций в российскую экономику

Глава 9. Интеграционные процессы в мировой экономике

9.1. Интеграция как форма развития интернационализации хозяйственных связей

9.2. Основные виды интеграционных объединений

9.2.1. Механизм и фазы перехода к евро

9.2.2. Европейская ассоциация свободной торговли — ЕАСТ

9.2.3. Североамериканская ассоциация свободной торговли — НАФТА

9.2.4. Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества — АТЭС

9.2.5. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — АСЕАН

9.2.6. Интеграционные объединения Латинской Америки

9.2.7. Интеграционные объединения Африки

9.3. Проблемы экономической интеграции СНГ

9.4. Отношения между Россией и ЕС

Глава 10. Международные экономические организации

10.1. Общие аспекты развития

10.2. Организация Объединенных Наций

10.3. Программа развития ООН

10.4. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

10.5. Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО)

10.6. Всемирная торговая организация (ВТО)

10.7. Европейская экономическая комиссия ООН

Глава 11. Глобальные проблемы и международные экономические отношения

11.1. Сущность и понятие глобальных проблем в современных условиях

11.2. Основные направления международного экономического сотрудничества в области глобальных проблем

11.3. Пути решения глобальных мировых проблем и роль России в их реализации

Список литературы

Содержание

Тесты

 

 

ТЕСТЫ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.