|
Доля экспорта и импорта ведущих стран на мировом рынке туризма
| Млрд. долл
| Доля, %
| Ежегодное изменение, %
|
|
|
|
| 2000-09
|
|
|
| Экспорт
| ЕС (27)
| 341,4
| 42,0
| 39,2
|
|
|
| -13
| Европа (за искл. ЕС)
| 95,4
| ...
| 10,9
| ...
|
|
| -14
| США
| 120,3
| 20,6
| 13,8
|
|
|
| -11
| Китай
| 39,7
| 3,4
| 4,6
|
|
|
| -3
| Австралия
| 25,9
| 2,0
| 3,0
|
|
|
|
| Турция
| 21,3
| 1,6
| 2,4
|
|
|
| -3
| Макао
| 17,9
| 0,6
| 2,1
|
|
|
|
| Гонконг
| 16,4
| 1,2
| 1,9
|
|
|
|
| Тайланд
| 15,9
| 1,6
| 1,8
|
|
|
| -12
| Малайзия
| 15,4
| 1,1
| 1,8
|
|
|
|
| Швейцария
| 14,0
| 1,4
| 1,6
|
|
|
| -3
| Канада
| 13,7
| 2,3
| 1,6
|
|
|
| -13
| Мексика
| 11,3
| 1,7
| 1,3
|
|
|
| -15
| Египет
| 10,8
| 0,9
| 1,2
|
|
|
| -2
| Индия
| 10,6
| 0,7
| 1,2
|
|
|
| -10
| Япония
| 10,3
| 0,9
| 1,2
|
|
|
| -5
| Сумма 15 ведущих стран-экспортеров
| 685,0
| 82,0
| 78,6
| -
| -
| -
| -
| Импорт
| ЕС (27)
| 334,2
| 45,3
| 42,3
|
|
|
| -15
| Европа (за искл. ЕС)
| 120,5
| ...
| 15,3
| ...
|
|
| -14
| США
| 79,1
| 15,4
| 10,0
|
|
|
| -8
| Китай
| 43,7
| 3,0
| 5,5
|
|
|
|
| Япония
| 25,2
| ...
| 3,2
| ...
| -1
| ...
|
| Канада
| 24,2
| 2,9
| 3,1
|
|
|
| -11
| Россия
| 20,8
| 2,0
| 2,6
|
|
|
| -13
| Саудовская Аравия
| 18,8
| ...
| 2,4
| ...
|
| -25
|
| Австралия
| 18,2
| 1,5
| 2,3
|
|
|
| -3
| Гон Конг
| 16,0
| 2,9
| 2,0
|
|
|
| -1
| Сингапур
| 15,8
| 1,0
| 2,0
|
|
|
|
| Корея
| 13,3
| 1,6
| 1,7
|
|
| -13
| -30
| Норвегия
| 12,3
| 1,1
| 1,6
|
|
|
| -23
| Бразилия
| 10,9
| 0,9
| 1,4
|
|
|
| -1
| Швейцария
| 10,9
| 1,2
| 1,4
|
|
|
| -1
| Объединенные Арабские Эмираты
| 10,3
| 0,7
| 1,3
|
|
|
| -22
| Сумма 15 ведущих стран-экспортеров
| 655,0
| 85,2
| 82,8
| -
| -
| -
| -
| Источник: www.wto.org
Международный туризм рассматривается странами как одно из средств развития экономики, что проявляется в следующем. Предоставляя туристам товары и услуги, страна шире участвует в системе международного разделения труда, рационально используя свои природные ресурсы. Международный туризм — эффективный источник валютных поступлений, в том числе и за счет «внутреннего экспорта», т.е. продажи туристам местных товаров. В качестве примера можно привести Италию, где эффективность валютных поступлений от туризма позволила смягчить проблемы внешних расчетов. В течение всего последнего периода положительное сальдо по текущим операциям на 70—80% формировалось за счет вклада от международного туризма. Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время пребывания их в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. Международные туристские расходы включают оплату товаров и услуг, произведенных жителями данной страны за рубежом.
Доходы от международного туризма постоянно возрастают. Если в 1990 г. они составили 255 006 млн долл., причем наибольшие доходы получили США (40 579 млн долл.), то уже в 1998 г. — 495 млн долл. (доходы США — 120 млн долл.), а к 2020 г. ожидаются 2 млрд долл. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеют Испания (+14 339 млн долл.); Франция, Австрия, Италия, наиболее отрицательное сальдо — Япония, Германия.
Кроме того, в результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект), во-вторых, повышается спрос на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствует росту спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанные с туристическим бизнесом, а это приводит к повышению потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект в совокупности называют вторичным эффектом.
Туризм способствует росту числа занятых. Большая часть трудовых ресурсов в туризме приходится на гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские услуги, а также на смежные отрасли — пищевую (расходы на трудовые ресурсы составляют 8—10% общей суммы поступлений), строительную, производство горнолыжного инвентаря. Развитие туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением не только увеличить приток иностранной валюты, но и создать новые рабочие места. По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест. В 1996 г. общее число занятых в международном туризме стран ЕС составило 8,5 млн человек, что соответствует в среднем 6% экономически активного населения. В Испании и Португалии — 10%, Греции и Франции — 8, Италии — 7, ФРГ — 6, Великобритании — 5%.
И все же, несмотря на это, международный туризм продолжает развиваться, расширяются его цели. Туризм классифицируется:
— по целям — маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, курортный, горнолыжный, фестивальный, охотничий, шоп-туризм, религиозный, учебный;
— по степени мобильности — передвижной, стационарный, смешанный;
— по форме участия — индивидуальный, групповой, семейный;
— по возрасту — зрелый, молодежный, детский, смешанный;
— по продолжительности — однодневный, многодневный, транзитный;
— по использованию транспортных средств — автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, велосипедный, конный, комбинированный;
— по сезонности — активный туристский сезон, межсезон, несезон;
— по географии — межконтинентальный, международный, региональный;
— по способу передвижения — пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, экзотических видов транспорта.
В последние годы развитие международного туризма обусловлено определенными особенностями.
1. Изменились цели туризма. Если раньше основной целью международного туризма было проведение летнего отпуска, то теперь люди предпочитают активный отдых, спорт, заботу о здоровье. С начала 80-х гг. туризм развивается в целях поддержания физической формы и лечения. Для этого создаются специализированные туристские компании, предлагающие разнообразные маршруты такого направления. Новые формы отдыха и развлечений (оперные спектакли в Египте, Бразильский карнавал, гольф и т.д.) Требуют разработки новой культурной инженерии. Возрастает доля делового туризма, его темпы вдвое превышают другие виды туризма. На него приходится 55% мирового спроса на размещение в четырех- и пятизвездочных отелях. Это связано с интернационализацией бизнеса, которая в последнее время затрагивает не только ТНК, но и совместные предприятия. Во Франции расходы на деловые поездки составляют 2% стоимости экспорта французских компаний.
2. Изменяются формы международного сотрудничества. В основных отраслях туристической индустрии господствуют ТНК: на долю 12 крупных гостиничных сетей приходится 5 тыс. Гостиниц на 1 млн номеров, их совокупный оборот — 15 млрд долл. Компании-туроператоры обеспечивают обслуживание 80% организованных туристов. Расширяется производственное кооперирование в создании специализированной материально-технической базы международного туризма по лицензии иностранной фирмы; эти связи характеризуются большим охватом, устойчивостью, глубиной и основываются на долгосрочных отношениях. Одной из распространенных форм остается создание совместных туристических фирм по непосредственной реализации и предоставлению туристских услуг, торгово-промышленному сотрудничеству с иностранными фирмами и организациями, которые проектируют, создают и эксплуатируют материально-техническую базу туризма, сотрудничеству в подготовке кадров; кооперирование в области проведения научно-исследовательской работы; сотрудничество в предоставлении специфических услуг, например, присоединение страны к системе «Всемирный туристский ваучер».
3. Увеличивается стоимость туристских услуг. Высокий уровень капиталоемкости придает международному туризму характер тяжелой индустрии. Современные гостиницы требуют очень дорогого оборудования, срок окупаемости которого превышает 5 лет. Для многих стран это часто означает иммобилизацию капитала, необходимого для финансирования развития. Создание туристских центров требует развития инфраструктуры, в том числе основанной на новейшей информационной технологии. По некоторым оценкам, расходы на инфраструктуру в два раза превышают непосредственные инвестиции в строительство. В результате высокой капиталоемкости стоимость каждого рабочего места возрастает. В странах Восточной Африки в гостиничном секторе заработная плата в среднем в два раза больше, чем в промышленности. Велики инвестиции в подготовку кадров. Интернационализация туризма усиливает господство иностранных ТНК и часто приводит к снижению оплаты труда местных кадров.
4. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная их часть производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования национальной валюты.
5. Распределение международного туризма по странам мира отражает неравномерность их социально-экономического развития. Так, развивающиеся страны принимают 1/4 часть мирового потока иностранных туристов. (Согласно международной статистике, к иностранным туристам относятся лица, посещающие страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.) На мировой карте международного туризма ясно выделяется центр и периферия, хотя большинство стран одновременно и принимают и поставляют туристов.
По оценкам ВТО, объем доходов от международного туризма зависит от его типа, а также от способа и уровня национального контроля. В развитых туристических странах от 1/3 до 2/3 стоимости тура остается на месте в зависимости от типа использования транспорта и финансового контроля над гостиницами. В развивающихся странах с развитыми туристскими услугами остается 2/3 общих расходов на организацию туризма (стоимость тура + расходы туристов). В развивающихся странах, расположенных на большом расстоянии от стран проживания туристов, остается 40—50% общих затрат и только 20%, если средства транспорта и гостиницы контролируются иностранными компаниями. Из общих доходов вычитаются расходы на импорт продовольствия, оборудования (расходы на последнее, например, на Багамах составляют 43% всех валютных поступлений); издержки в иностранной валюте на финансирование инвестиций в международный туризм (строительные материалы, машины, оборудование для гостиниц); перевод за границу прибыли, процентов по займам, заработную плату иностранных рабочих, средства на рекламу в иностранных агентствах. В результате 40—50% доходов уходит за границу в форме оплаты дивидендов и заработной платы.
Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|