|
Распределение экспорта и импорта услуг по странам в 2009 г.
Страна
| Экспорт
| Страна
| Импорт
| млрд. долл
| %
| млрд. долл
| %
| ЕС
|
| 26.3
| ЕС
|
| 23.0
| США
|
| 14.1
| США
|
| 10.5
| Великобритания
|
| 7.0
| Германия
|
| 8.1
| Германия
|
| 6.8
| Великобритания
|
| 5.1
| Франция
|
| 4.3
| Китай
|
| 5.0
| Китай
|
| 3.8
| Япония
|
| 4.7
| Япония
|
| 3.8
| Франция
|
| 4.0
| Испания
|
| 3.0
| Италия
|
| 3.6
| Италия
|
| 2.9
| Ирландия
|
| 3.3
| Ирландия
|
| 2.7
| Испания
|
| 2.8
| Россия
|
| 1.2
| Россия
|
| 1.9
| Всего 40
ведущих стран
|
| 89.8
| Всего 40
ведущих стран
|
| 87.8
| Мир
|
| 100.0
| Мир
|
| 100.0
| Источник: www.wto.org
Для развивающихся стран характерно, как правило, наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, хотя некоторые являются крупными их экспортерами, например Южная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика — туризм, Сингапур — финансовые услуги.
Восточно-европейские страны достигли определенных успехов в экспорте отдельных услуг. Их доля равняется 4%, а в экспорте товаров составляет 8%. Однако специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахтовых, посреднических услуг из России и Украины. Многие же страны обладают значительными резервами для развития туризма, экспорта транспортных и ряда других современных услуг. Использованию этих резервов часто мешает низкое качество предоставляемых услуг. В ряде стран слабо развиты целые отрасли услуг. Помимо этого, нельзя не учитывать, что высокий уровень развития услуг на Западе и немалые ограничения на импорт услуг в развитых странах препятствуют расширению подобного экспорта из стран СНГ.
Наиболее общие сведения о роли сферы услуг в экономике дает изучение двух показателей: доли занятых в сфере услуг в общем объеме занятых и доли в ВВП (см. табл. 6.3). В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59% и 55% соответственно. По оценкам экспертов, доля занятых в Японии в начале 21 века увеличится до 67%. Однако этот показатель не является точным, так как высокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать превратное впечатление о значимости (доле) услуг для национальной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности.
Таблица 6.3
Показатели роли сферы услуг в экономике
Страны
| Доля сектора услуг в ВНП
| Доля занятых в сфере услуг
| Частные услуги
| Темп роста
| Государ-ственные услуги
| Темп роста
| Частные услуги
| Темп роста
| Государ-ственные услуги
| Темп роста
| Великобритания
|
| —
|
| —
|
| —
|
| —
| США
|
| 3,2
|
| 1,2
|
| 2,6
|
| 0,9
| Франция
|
| 3,5
|
| 2,3
|
| 2,6
|
| 0,9
| ФРГ
|
| 4,9
|
| 4,7
|
| 0,4
|
| 2,2
| Япони
|
| 4,5
|
| 3,8
|
| 2,4
|
| 1,1
| Источник: Услуги в системе мировой торговли. — М., 1990. — С. 13.
Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны — невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.
Иногда для оценки состояния рынка услуг используют соотношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значение для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Австралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Великобритании, Швейцарии.
Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом международных экономических отношений, а становится ведущим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предоставлять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный процесс, т.е. Торговля услугами важна не только своими внешнеэкономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов.
Структура рынка услуг
Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленным и сельскохозяйственным производством. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги. В СНС[10] услуги подразделяются напотребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределителтные (торговые, транспортные, фрахтовые).
В свою очередь международные услуги могут быть факторные (disembodied) — это услуги, связанные с пересечением границы, а также классические услуги по предоставлению капитала, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность).
По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения производителя и потребителя в момент ее потребления:
1. Услуга предлагается на территории ее потребления. Примером такого «перемещения» является миграция рабочей силы капитала — сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.
2. Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет перемещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развлечений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицинское обслуживание — проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование — учеба в зарубежных университетах, колледжах.
3. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом. Например, чтение лекций профессорами университетов, гастроли театров, артистов.
4. Услуга не перемещается из страны в страну. В такую группу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.
В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.
Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации; во-вторых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.
Международный туризм
По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования начинает развиваться международный туризм.Международный туризм — это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар.
Начало эры массового туризма связано с интернационализацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В среднем около 56% всех международных туристических поездок приходится на Европу (из них 42% на страны ЕС) (табл. 6.4), около 20% — на Америку, 3.4% — на Китай. Таким образом, видно, что эти два региона играют главную роль на мировом туристическом рынке. За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3. По данным ВТО, темпы роста международного туризма составляют 6% в год. Серьезное негативное лвияние оазал мировой экономичекий кризис, в результате которого в 2009 году сокращение данного рынка составило 13%. Это связано, прежде всего с тем, что туризм очень чувтсвителен к изменению доходов граждан.
Таблица 6.4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|