Государственное регулирование внешней торговли
Важным принципом внешнеторговой деятельности является активное вмешательство государства при проведении валютных операций. С помощью валютной, денежной, налоговой политики, изменения процентных ставок, субсидий, контигетированием и лицензированием внешнеторговых операций, таможенными тарифами государство осуществляет регулирование экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики. С помощью указанных мер государство обеспечивает национальным производителям наиболее благоприятные условия на внутреннем и внешнем рынках.
Особенно эффективно эти меры действуют в промышленно развитых странах. Например, в большинстве из них экспорт сельскохозяйственных продуктов осуществляется по ценам, не соответствующим издержкам производства, в связи с большим размахом прямой и косвенной государственной помощи сельскохозяйственному сектору для обеспечения его выживания.
В Российской Федерации государственное вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим направлениям: таможенными тарифами; нетарифными ограничениями; контингетированием и лицензированием внешнеэкономических операций; налоговым законодательством; системой международных договоров и соглашений; кредитными мероприятиями; формированием торгового режима в отношении со странами ближнего зарубежья для защиты экономических интересов России и сохранения рациональных интеграционных связей; контролем за использованием валютных поступлений для оплаты импорта; формированием рационального (паритетного) курса рубля, реально отражающего ценовые соотношения внутреннего и мировых рынков и т.д.
Наиболее распространенными ограничениями в сфере внешней торговли являются тарифные пошлины. Таможенные пошлины — это налог, устанавливаемый для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для ослабления национальным производителям конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие — при импорте сырья и материалов.
Часто используемым способом воздействия на внешнеторговую деятельность предприятий являются нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых и косвенных (непрямых) ограничений внешней торговли с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных методов.
Некоторое распространение в современной практике межгосударственного обмена получили контингентирование и лицензирование внешнеэкономических операций, а также введение государственной монополии на некоторые виды операций.
Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике контингента обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. Предельной формой квоты выступает эмбарго, при котором отдельные виды импорта полностью запрещены.
Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Подобная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических целей. В некоторых случаях лицензии выступают разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.
К методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности.
Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т.д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.
Кроме того, могут использоваться и другие формы косвенных ограничений — закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и др.
Существенную роль в системе государственного вмешательства в экономику играют средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях в России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям Всемирной торговой организации, определяющей принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорта. Она включает систему финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения конкурентоспособности их продукции на внешнем и внутреннем рынках.
Экспортный контроль служит важным инструментом политики национальной безопасности.
Основными задачами системы экспортного контроля в России являются:
1) осуществление на единой нормативной и организационно-методической основе контроля за экспортом сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые имеют военное или двойное применение т.е. могут использоваться для военных и невоенных целей;
2) разработка списков сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям;
3) осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставления предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров.
Наряду с квотированием право на вывоз и ввоз товаров может подтверждаться лицензией.
Экспортная лицензия является разрешением на вывоз указанного в ней товара в установленные сроки. Отгрузка товаров осуществляется только после оформления экспортной лицензии. Лицензия оформляется на один вид товаров (если в контракт включено несколько видов лицензируемых товаров, то на каждый из них необходимо получить отдельную лицензию).
Лицензии бывают двух видов: генеральные и разовые.
Генеральная лицензия оформляется сроком на один календарный год для осуществления экспорта продукции для государственных нужд. Экспортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. В исключительных случаях генеральная лицензия оформляется на несколько видов товаров, входящих в одну группу товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности (ВЭД).
Разовая лицензия выдается только на одну экспортную сделку. Максимальный ее срок — 12 месяцев. Срок действия лицензии может быть продлен по просьбе заявителя.
Наряду с квотированием к экспорту могут применяться тарифные ограничения. Экспортер платит, как правило, два вида таможенных платежей — экспортную таможенную пошлину и таможенный сбор за оформление. В случае необходимости могут быть уплачены также таможенные сборы за хранение и таможенное сопровождение товаров (ст. 110 ТК). Оборот по реализации товара, вывозимого за рубеж предприятием-изготовителем, освобождается от обложения косвенными методами — НДС и акцизом. Если товар экспортируется другим предприятием, то сумма уплаченных НДС и акцизов возвращается предприятию-производителю налоговыми органами по представлению таможенных органов.
С 1 января 1996 г. В Российской Федерации в соответствии с инструкцией № 30 был введен импортный контроль. Он предусматривает контроль за предпринимательской деятельностью российских резидентов, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг, технологий для последующей реализации на внутреннем рынке.
Целями импортного контроля являются следующие:
1) обеспечение обоснованности платежей за импортируемые товары;
2) установление льготного режима при ввозе товаров из различных стран с учетом страны происхождения товара;
3) установление защитных мер и ограничений на импорт и сертификация импортируемых товаров.
Основным инструментом регулирования ввоза товаров является таможенная пошлина. Ставки таможенных пошлин обобщены в импортном таможенном тарифе. Временный импортный таможенный тариф изменился с 1 июля 1992 г., а с 1 апреля 1993 г. Его заменил постоянно действующий импортный таможенный тариф. Постановлением Правительства РФ № 454 от 6 мая 1995 г. Утвержден новый таможенный тариф.
Ставки таможенного тарифа до 1994 г. Были исключительно адвалорными (в процентной стоимости). Однако затем стали применяться и специфические ставки пошлин. Используются также комбинированные ставки — установленные адвалорные и специфические пошлины, в каждом конкретном случае используется та из них, с которой должна быть уплачена большая денежная сумма. Пошлины взимаются в рублях или СКВ по желанию импортера и зачисляются в доход федерального бюджета.
'Импортный таможенный тариф включает все позиции товарной номенклатуры ВЭД, в том числе и те, по которым устанавливаются нулевые ставки. Тариф имеет трехколонковую структуру. Базовые ставки, утверждаемые правительством, приводятся во второй колонке. Они применяются при ввозе товаров из стран, которым Россия предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации. Первая колонка тарифа содержит префенциональные ставки, составляющие 50% от базовых, а третья — максимальные ставки, увеличенные по сравнению в базовыми в два раза. Товары стран СНГ, с которыми Россия заключила соглашения о свободной торговле, а также товары наименее развитых государств ввозятся беспошлинно.
Принцип наиболее благоприятствуемой нации означает, что страна, предоставившая соответствующий режим иностранному государству, должна исключить всякую дискриминацию товаров, происходящих из этого государства, т.е. предоставлять им при импорте условия не менее благоприятные, чем товарам, произведенным в любой другой стране.
Исключение делается в пользу развивающихся стран. В соответствии с решениями ООН и ЮНКТАД, эти страны пользуются в торговле с более развитыми государствами односторонними преимуществами, которые должны способствовать росту их экспорта, повышению степени обработки экспортируемых товаров и в конечном счете их сближению со «странами Севера» по уровню экономического развития.
В Законе «О таможенном тарифе» (разд. II) предусмотрена возможность регулирования российского импорта с помощью особых пошлин. Особые пошлины на ввозимые товары вводятся Правительством РФ в качестве защитных или ответных мер.
К ним относятся:
• специальные пошлины — вводятся в случае ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, угрожающих нанести ущерб российским производителям, либо в случае дискриминационных или иных действий зарубежных государств, ущемляющих интересы Российской Федерации;
• антидемпинговые пошлины — вводятся в случае ввоза в Россию товаров по более низким ценам, чем их нормальная стоимость в стране вывоза;
• компенсационные пошлины — вводятся в случае ввоза в Россию товаров, при производстве которых прямо или косвенно применялись субсидии.
Помимо введения повышенных импортных пошлин могут устанавливаться количественные ограничения в случае, если наносится существенный ущерб производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории России.
Под существенным ущербом понимается сокращение производства или снижение рентабельности соответствующих товаров или услуг. Размер антидемпинговой пошлины должен быть не больше демпинговой разницы, которая исчисляется в процентах по формуле:
Нормальная стоимость определяется на основе цены внутреннего рынка страны-экспортера или производителя, если объем продаж товара на этом рынке составляет не менее 5% от объема экспорта данного товара в Россию. Если товар ввезен через третью страну, то экспортная цена сравнивается с сопоставимой ценой на рынке страны-экспортера, а при отсутствии таковой — с ценой на рынке страны-производителя. Если объем продаж на рынке экспортера или производителя меньше установленной нормы, то нормальная стоимость определяется на основе цены продаж данного товара в третьей стране или исходя из издержек производства в сопоставимой третьей стране-производителе с учетом расходов по реализации и прибыли.
Под экспортной ценой понимается цена товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации и предназначенного для продажи на внутреннем рынке. Антидемпинговая цена вводится в том случае, если размер демпинговой разницы превышает 2%, а объем демпингового импорта составляет не менее 3% импорта данного товара в Россию.
Под субсидированием экспорта понимается финансовое содействие, оказываемое в пределах территории страны-экспортера (производителя) любым государственным органом страны в любой форме, предусмотренной ВТО.
Компенсационная пошлина вводится в том случае, если величина субсидии составляет не менее 1% стоимости товара.
В Российской Федерации в 1996 г. принята федеральная программа развития экспорта с целью формирования более эффективной модели участия России в международном разделении труда. Ее основные направления предусматривают не столько расширение экспорта, сколько поддержание его устойчиво высоких объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных преимуществ и мировой конъюнктуры, постепенного расширения ассортимента вывозимой продукции.
Обязательным элементом этой программы является диверсификация российского экспорта, в том числе за счет широкого вывоза на внешние рынки готовой продукции отечественных поставщиков, и в первую очередь наукоемкой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|