Сделай Сам Свою Работу на 5

Объемы экспорта и импорта 15 ведущих стран (2009 г.)





Экспорт Импорт
  Страна Млрд. долл Доля, % Изменение, %   Страна Млрд. долл Доля, % Изменение, %
Китай 9,6 -16 США 12,7 -26
Германия 9,0 -22 Китай 7,9 -11
США 8,5 -18 Германия 7,4 -21
Япония 4,6 -26 Франция 4,4 -22
Голландия 4,0 -22 Япония 4,4 -28
Франция 3,9 -21 Великобритания 3,8 -24
Италия 3,2 -25 Голландия 3,5 -23
Бельгия 3,0 -22 Италия 3,3 -27
Корея 2,9 -14 Гон Конг 2,8 -10
Великобритания 2,8 -23   реимпорт 0,7 -8
Гон Конг 2,6 -11 Бельгия 2,8 -25
  внутренний экспорт 0,1 -1 Канада 2,6 -21
  реэкспорт 2,5 -12          
Канада 2,5 -31 Корея 2,5 -26
Россия 2,4 -36 Испания 2,3 -32
Сингапур 2,2 -20 Индия 2,0 -22
  внутренний экспорт 1,1 -21          
  реэкспорт 1,1 -19          
Мексика 1,8 -21 Сингапур 1,9 -23
            реимпорт 0,9 -28
  Объем 50 ведущих стран 92,8 -   Объем 50 ведущих стран 91,0 -
  Мир 100,0 -23   Мир 100,0 -23

 



Источник: www.wto.org

 

Количественными показателями, характеризующими значимость экспорта для экономики страны, являются экспортная и импортная квоты, которые рассчитываются как отношение стоимости экспорта и импорта к стоимости ВВП за соответствующий период в процентах. Все большая часть конечного общественного продукта реализуется на внешних рынках. Особенно это относится к таким странам, как Бельгия, Малайзия, Словакия, Чехия и Эстония, у которых доля экспорта в отношении к ВВП составляет свыше 50%. Примерно такова же их доля и по импорту товаров.

Эти данные свидетельствуют о том, что в значительно большей зависимости от внешних производственных связей находятся страны с небольшой территорией и численностью населения. Значительно меньше зависят от внешних рынков США, где структура экономики носит более комплексный характер. Так, экспортная квота США в общем объеме совокупного промышленного и сельскохозяйственного производства составляет 10,7%, а импортная — 12,1%.



Вместе с тем расширение внешнеэкономических связей продиктовано не только потребностью сбыта продукции на внешних рынках, но и необходимостью получения определенных товаров из-за границы. Особенно большую роль внешний рынок играет для развивающихся стран, так как многие из них имеют относительно ограниченные размеры внутреннего рынка.

В настоящее время одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является включение государства в процесс международного разделения труда. Участие в нем и развитие внешнеэкономических связей способствуют росту эффективности производства прежде всего из-за различий в издержках производства в отдельных странах. При этом также появляется возможность приобретать за границей те виды сырья и продовольствия, стоимость которых на внешних рынках ниже, чем на внутренних.

Однако даже при равенстве затрат на изготовление продукции в разных странах международное разделение труда и обмен товарами необходимы для увеличения масштабов производства и оптимизации его размеров.

Международная специализация и кооперирование позволяют сосредоточить научные силы, квалифицированные кадры и материальные ресурсы в тех отраслях производства, в которых страна специализируется на мировом рынке. Это является условием повышения технического уровня производства, роста производительности труда и повышения качества продукции.



При этом создаются условия для использования передового зарубежного технического опыта в целях ускорения научно-технического прогресса путем прямой покупки лицензий, «ноу-хау» на изобретения, технологические процессы, новые изделия, а также для применения приобретенных за границей но­вейших машин и оборудования.

Особо следует отметить закупки лицензий на новую технологию за границей, к чему активно прибегают все промышленно развитые страны. Например, в Японии, ФРГ и Франции затраты на покупку таких лицензий в 2-3 раза превышают доходы от их продажи.

Обмен товарами между странами занимает особое место в международном разделении труда, основным побудительным мотивом которого являемся стремление к получению экономических выгод. Движущая сила международного разделения труда в условиях товарного производства — это закон стоимости, проявляющийся в различиях национальной и интернациональ­ной стоимости производства товаров.

Под влиянием научно-технической революции торговые связи между странами усложняются и обогащаются, все более перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля, хотя и продолжает занимать ведущее место, постепенно теряет свое значение.

Прогнозы и расчеты свидетельствуют о том, что международное разделение труда будет неуклонно углубляться и дальше, и на его основе опережающими темпами будут расти международный обмен товарами и услугами.

В перспективе производство экономически развитых стран все в большей степени будет ориентироваться на внешних производителей, а внутренний спрос — на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, по преимуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.

Мировой рынок следует отличать от национальных рынков отдельных стран. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран мира и имеет следующие отличительные особенности.

Во-первых, если на национальном рынке движение товаров обусловлено такими факторами, как производственные связи между предприятиями и районами страны, то на мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.

Во-вторых, отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы — системы мировых цен.

В-третьих, мировой рынок товаров дополняется рынком услуг, в частности торговлей лицензиями.

В-четвертых, структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности их товаров.

И, наконец, в-пятых, мировой торговле присуща неравномерность роста как торговли отдельных стран, так и всего мирового товарооборота.

В современных условиях мировой рынок становится сферой деятельности крупных компаний — крупнейших транснациональных компаний США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании и других стран. Причем эти компании объединяют свои усилия с целью укрепления позиций на мировом рынке в конкурентной борьбе с другими компаниями.

Таким образом, мировой рынок развивается в условиях острой конкурентной борьбы. Активную роль в ней играют те государства, которые не только осуществляют мероприятия по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и проводят политику, направленную на форсирование экспорта своих товаров.

Особенностью мирового рынка в настоящее время является развитие межгосударственных форм его регулирования. Для этого возникли как общие торговые организации (например, ГАТТ, ныне ВТО), так и региональные интеграционные экономические организации: Бенилюкс, ЕЭС (ныне ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Латиноамериканская ассоциация интеграции, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и др.

Первыми в Западной Европе начали движение к объедине­нию Бельгия, Люксембург и Нидерланды, которые 3 февраля 1958 г. В Гааге подписали договор об образовании Экономиче­ского союзаБенилюкс. Этот договор вступил в силу 1 ноября I960 г. Бенилюкс — таможенный союз трех государств. Позднее договор был дополнен Конвенцией об унификации таможенной территории Бенилюкса (1969 г.), а также введением в действие документа о товарообмене внутри Бенилюкса (1984 г.).

Европейский союз (ЕС) возник на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), договор о создании которого был подписан в Риме 25 марта 1957 г. и вступил в силу 1 января 1958 г. Основные цели ЕЭС были: ликвидация в торговле между странами-участницами таможенных пошлин и количественных ограничений; установление единого таможенного тарифа и проведение единой торговой политики по отношению к третьим странам; обеспечение свободной конкуренции в Общем рынке и т.д.

Основательницами ЕЭС были 6 стран Западной Европы: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

В начале 1961 г. Контингентирование было упразднено странами ЕЭС, а с 1 июля 1968 г. Были устранены таможенные пошлины внутри «шестерки». Одновременно был введен Единый таможенный тариф в торговле с третьими странами. С 1 июля 1973 г. Были упразднены таможенные пошлины также в присоединившихся к «шестерке» Греции, Испании и Португалии. Для последних трех стран был установлен переходный период.

Договор о Европейском союзе (ЕС) был подписан в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г. В 1999 г. произошло введение единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002). В 2004 г. подписание Конституции ЕС (в силу не вступила). 19 ноября 2009 — избран первый постоянный председатель Европейского совета. 1 декабря 2009 — вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным.

Членами ЕС являются 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро.

Основные цели Европейского союза:

создание пространства без внутренних границ;

— содействие сбалансированному и длительному экономи­ческому прогрессу, и в первую очередь посредством:

а) создания пространства без внутренних границ;

б) усиления экономического и социального взаимодействия;

в) образования экономического и валютного союза и единой валюты и т.д.

ВВП по ППС ЕС в 2009 г. 14,79 триллионов долларов (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объему ВВП по ППС. ЕС также крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия. Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингу Fortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС. Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряе­мый экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах мирового хозяйства.

Однако страны ЕС в целом все же зависят от внешнего мира, за счет которого они удовлетворяют 45% своих потребностей в энергетических ресурсах. Большая часть торговли ЕС (до 2/3) приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС — свыше 50%, а у малых стран — 70%), на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР[4] — около 10%, на торговлю с США — около 7, с Японией — приблизительно 7 и с развивающимися странами — около 12%[5]

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Договор о ее создании был подписан 20 ноября 1959 г. В Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г. В состав ЕАСТ входят Норвегия, Швейцария, Исландия (с 1 марта 1970 г.), Лихтенштейн — с 4 января 1960 г. как ассоциированный член: Австрия, Великобритания, Дания, Португалия, Финляндия и Швеция вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС. Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.

Основные цели ЕАСТ:

содействие постоянному росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни;

— предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;

— ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории ЕАСТ;

— содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

Европейское экономическое пространство (ЕЭП) возникло в результате подписания в 1992 г. Государствами — членами ЕАСТ и ЕС Договора об его образовании, который вступил в силу в 1994 г. В результате был создан суперрынок с населени­ем в 375 млн человек, на который приходится свыше 40% мировой торговли.

В этом рынке ликвидированы практически все оставшиеся барьеры на пути свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и людских ресурсов.

Снятие данных барьеров может повысить темпы экономического роста стран — членов пространства, снизить уровень цен на ряд услуг, уменьшить издержки производства и в конечном счете усилить экономические позиции этих стран на мировом рынке, их конкурентоспособность.

По принципу Общего рынка созданы Североамериканская зона свободной торговли (август 1992 г.), в которую входят США, Канада и Мексика; Азиатско-Тихоокеанский регион, включающий Японию, США, НИС ЮВА, страны — члены АСЕАН, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и Китай, и др.

Таким образом, международная торговля в настоящее время проходит под знаком развития интеграционных процессов. Результатом этого является возрастание масштабов и качественных изменений характера международной торговли, которая оказывает огромное воздействие на интернационализацию эко­номической жизни всех стран мира.

Но главное в этом процессе — коренные качественные сдвиги, происходящие в международной торговле. Заключаются они в следующем:

Во-первых, изменились функции международной торговли — из чисто коммерческих краткосрочных сделок она превратилась в основное средство непосредственного обслуживания национальных производственных процессов, связывающее их в единый механизм, не признающий национальных границ;

Во-вторых, акцент в таком обслуживании смещается с начальных стадий (обработка сырья и материалов) на заключительные этапы производства (отделочные и сборочные операции).

 

 

Внешнеторговая политика

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.

Существуют две системы внешнеторговой политики — протекционизм и свободная торговля, или либерализация торговли.

Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсовывают экспортные премии, поощряющие вывоз товаров за границу.

Свободная торговля это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

Различные стадии исторического развития общества характеризуются разными системами внешнеторговой политики.

В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции, а предприниматели ускоренными темпами осуществ­ляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, способствуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом.

После промышленного переворота Англия стала «промышленной мастерской мира» и могла не опасаться иностранной конкуренции. Это побудило английских промышленников отказаться от протекционизма и перейти к свободной торговле. Вслед за Англией в 50—60-е гг. XIX в. Поворот от протекционизма к свободной торговле стал совершаться и в других странах.

В XX в. внешнеторговая политика существенно изменилась: типичной ее формой снова стал протекционизм, имеющий однако, уже не тот характер и назначение, которые были ему свойственны в эпоху первоначального накопления капитала. Протекционизм теперь носит не «защитительный», а агрессив­ный характер. Товары облагаются высокими пошлинами не потому, что их производство в данной стране слабо развито, а с целью воспрепятствовать доступу иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить поддержку своей промышленности и монопольно высокие цены.

Глубокое расстройство мирохозяйственных связей в результате «великого кризиса» и порожденных им торговых войн 30-х гг. Побудило ведущие промышленно развитые страны координировать свои усилия по предотвращению подобных нежелательных рецидивов.

В связи с этим во время Второй мировой войны на конференции по вопросам продовольствия и сельского хозяйства в Хот-Спрингсе (США) в мае 1943 г. Был выдвинут программный лозунг послевоенной либерализации внешней торговли — «снизить любые барьеры для международной торговли и устра­нить все формы дискриминационных ограничений».

После войны эволюция внешнеторговой политики происходила под воздействием растущей интернационализации хозяйственной жизни в условиях научно-технической революции, повышения роли внешнеэкономической сферы и международного обмена как важнейшего фактора развития производительных сил.

Масштабы, направления и инструменты послевоенной внешнеторговой политики отражают бурный рост внешней торговли, усложнение ее структуры, переплетение новыми формами мирохозяйственных связей, что потребовало соответствующей модернизации механизма регулирования внешнеэко­номической деятельности.

Из обширного комплекса проблем в данной области следует выделить основные — общую тенденцию к либерализации внешнеторгового обмена и эволюцию внешнеторговой полити­ки промышленно развитых государств по отношению к развивающимся странам.

В современной политике регулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность в облегчении международного общения при повышении степени интернационализации производства и капитала. Эта тенденция в об­ласти международных экономических отношений выражается, в частности, в ослаблении ограничений внешнеторгового обмена, стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, т.е. применение всего комплекса мероприятий по регулированию внутренней экономики и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту, а также снижение таможенных и иных барьеров.

Вместе с тем либерализация внешней торговли не является феноменом послевоенного времени, так как ее элементы существовали и до воины. Однако современная либерализация обладает рядом существенных отличий.

Во-первых, значительно расширен круг регулирующих мероприятий, они давно уже вышли за пределы тарифной политики и охватывают практически все отрасли хозяйственной жизни. Сложнее и разветвленное стал механизм этой политики.

Во-вторых, неизмеримо возросла роль согласованных международных действий, координированных усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового оборота.

В третьих, и это, пожалуй, главное, если в предвоенный период либерализация в международном плане не смогла продвинуться дальше кратковременных таможенных перемирий, то сейчас, несмотря на некоторые небольшие вспышки торговых войн, удалось добиться долговременного и весьма ощутимого снижения «уровня помех» развитию внешней торговли.

Проблемы либерализации в настоящее время рассматриваются главным образом в связи с задачами облегчения взаимного обмена развитых государств и расширения их доступа на рынки товаров развивающихся стран. Именно так трактуется, понятие «либерализации» сегодня в результате торгово-политической практики различных стран и деятельности международ­ных организаций.

Либерализации внешней торговли в послевоенный период способствовало также то, что формирование структуры международных экономических отношений происходило в условиях резкого изменения баланса сил в пользу США. Еще во время войны США представили доклад Лиге Наций о будущей внеш­неторговой политике, в котором необходимость либерализации мотивировалась тесной взаимозависимостью, существующей между свободой торговли и достижением полного и стабильного использования ресурсов.

По мере укрепления западноевропейского и японского центров силы» и соответствующего ослабления внешнеэкономических позиций США заинтересованность в либерализации международного экономического обмена стала определяться общими потребностями в расширении международного разде­ления труда. В этих условиях, особенно в связи с борьбой развивающихся стран за полный суверенитет над своими природными ресурсами, задачи либерализации международной тор­говли во многом стали трактоваться по-новому, с учетом инте­ресов всех участников внешнеэкономического обмена.

Необходимо подчеркнуть, что подобно тому, как интернационализация производства вызвала повышение значимости внешней сферы в качестве фактора экономического роста, так и активизация международного обмена обусловила объективную потребность в его либерализации. Причем либерализация — это не столько предпосылка, сколько средство в расширении товарооборота. Так, по утверждению экспертов ОЭСР, либерализация торговли явилась одной из основных причин необычайного экономического роста, отмеченного во всех странах после окончания Второй мировой войны.

Особенно заинтересованы в беспрепятственном передвижении товаров между странами транснациональные корпорации, для которых либерализация внешней торговли в конечном счете является средством облегчения внутрикорпорационных поставок в пределах их интернациональных промышленных ком­плексов.

Таким образом, тенденция к либерализации обусловлена решением задач расширения мирохозяйственных связей в условиях интернационализации производства. Она нужна для экономической кооперации в интересах взаимной выгоды благодаря более эффективному использованию мировой экономики.

Основных успехов политика либерализации достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в послевоенный период существенно сократился. Сосредоточение международных усилий на этом участке объясняется следующими причинами.

Во-первых, исторически таможенные пошлины олицетворяют собой регулирующую функцию государства во внешней торговле, аих уровень является главным критерием торгово-политического режима.

Во-вторых, пошлины наиболее заметны на фоне других внешнеторговых барьеров.

В-третьих, таможенные тарифы служат основным унифицированным элементом торговой политики всех стран, что облегчает достижение договоренности об их взаимном снижении.

Эти особенности таможенных пошлин во многом определили и формы согласованных международных мероприятий по либерализации торговли. К тому же при действии принципа наибольшего благоприятствования как одного из базисных норм мировой торговой политикиXX в. Предоставление двумя странами взаимных таможенных уступок означает распространение этих льгот на всех их внешнеторговых партнеров.

Характер таможенных тарифов обусловливает их либерализацию на широкой международной основе. С этим связано создание соответствующего международного института — Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), по линии которого проходили многосторонние переговоры о снижении внешнеторговых барьеров, и в первую очередь таможенных пошлин. Генеральное соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г., но начало действовать с 1949 г. К началу 1994 г. Членами ГАТТ являлись 130 стран, еще 27 стран приме­няли правила ГАТТ де-факто и 6 стран вели переговоры о при­соединении. На долю всех этих стран приходится 90% мирового объема торговли.

В основу правового механизма ГАТТ были положены следующие принципы и нормы:

• недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных и импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой — национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилами, регулирующими внутреннюю торговлю;

• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;

• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое «закрепление» на соответствующем уровне;

• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

• разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия — рассмотрением споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

За годы существования ГАТТ было проведено несколько раундов многосторонних торговых переговоров, в результате которых средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран понизился с 40—50% в конце 40-х гг. до 5% в настоящее время.

Однако одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметную роль в мировой торговле стали играть нетарифные ограничения, т.е. Различного рода административные меры, затруднявшие доступ иностранных товаров на внутренние рынки.

По этой причине в ходе так называемого «токийского» раунда (1973—1979 гг.). Сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена или уточнена в результате заключения отдельных соглашений, регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, лицензи­рования импорта, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин и т.д.

Принципиально новым явлением в деятельности ГАТТ стал «уругвайский» раунд многосторонних торговых переговоров (1986—1994 гг.), список обсуждавшихся на нем вопросов вышел далеко за рамки традиционных проблем торговли товарами, охватив такие области, как национальная практика стран-членов в торговле услугами (банковское дело, страхование, туризм, телекоммуникации), торговые аспекты интеллектуальной собственности и иностранных инвестиций. Не малым был и перечень старых накопившихся проблем, требовавших своего решения: мировая торговля продукцией сельского хозяйства и текстильными товарами, условия и правила введения защитных мер в случае резкого увеличения импорта, субсидий. Кроме того, был создан механизм укрепления взаимодействия ГАТТ, Международного валютного фонда и Всемирного банка.

В связи с переходом к рыночным отношениям и развитием внешнеэкономических связей Россия с февраля 1994 г. Начала переговоры об условиях вступления в ГАТТ, представив Меморандум о вшешнеторговом режиме.

Меморандум, подготовленный специалистами Министерства внешнеэкономических связей РФ совместно с рядом заинтересованных министерств, содержал подробное описание национальной экономики России, хода и основных направлений экономических реформ, внешнеторгового механизма, состояния валютно-финансовой сферы, механизма валютного регулирования. К Меморандуму были приложены основные законы и другие нормативные документы, регулирующие сферу экономики, а также подробная статистика по всем разделам документа.

Присоединение России к ГАТТ — это сложный, многоплановый процесс. Ведь речь шла об обязательствах в отношении доступа товаров на внутренний рынок, которые присоединившаяся страна готова взять на себя в обмен на предоставление ей общих для договаривающихся сторон ГАТТ условий деятельности на внешних рынках. В эти условия включались ставки импортных таможенных тарифов, а также многочисленные меры нетарифного регулирования импорта: правила введения защитных мер, таможенной оценки, применения антидемпинговых и компенсационных законодательств, допуск к торгам в связи с правительственными закупками, технические, санитарные нормы и др.

Перед Россией встала особенно трудная задача. Дело в том, что начало переговоров России о вступлении в ГАТТ совпало с завершением «уругвайского» раунда многосторонних торговых переговоров. За это время сфера многостороннего регулирования международной торговли значительно расширилась, включив такие области, как торговля услугами, торговые аспекты инвестиционной политики и вопросы интеллектуальной собственности.

Таким образом, Россия, как и другие страны СНГ и Восточной Европы, одной из последних входила в уже сложив­шуюся систему международных хозяйственных связей, что влекло за собой целый ряд негативных последствий.

Во-первых, основным принципом ГАТТ было создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на территории стран-участниц, т.е. снижение до минимума таможенных тарифов. Но полное открытие российской экономики внешней конкуренции, по мнению заведующего отделом международ­ного фонда поддержки экономических реформ России К. Овчинникова было равноценно самоубийству[6]

Поэтому с 1994 г. Россия перешла к политике протекционизма, вводя новые высокие ставки по импортным таможенным пошлинам. Отмена же валютного коридора, т.е. фактическая девальвация рубля 17 августа 1998 г., привела к такому удорожанию импорта, что совсем приостановила его.

Во-вторых, исходной базой для определения возможностей российской экономики должна быть объективная реальность и конкретная оценка положения России по шкале всех государств мира в соответствии с уровнем ее развития. От этого зависит статус страны в многосторонних переговорах, а соответственно ее права и обязанности. Конечно же, сегодня Россию нельзя отнести к группе экономически развитых стран, но и к развивающимся она тоже, наверное, не относится.

В связи с этим большое значение имеет заключение на острове Корфу (Греция) 24 июня 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом (ЕС). Важной особенностью этого соглашения является отнесение России к категории стран с переходной экономикой. Условия переходного периода, как правило, рассчитаны на пять лет, но уже с момента ратификации Соглашения вступают в силу меры по ликвидации дискриминации со стороны ЕС в отношении России. Соглашение базируется на основных принципах, принятых ГАТТ, что должно облегчить вступление России в эту организацию.

В-третьих, грубыми нарушениями Устава ГАТТ является субсидирование производства и экспорт по демпинговым це­нам, что активно практикуется в России.

И наконец, в-четвертых, в предстоящие годы, по мнению бывшего генерального директора ГАТТ А. Дункеля, перед этим международным сообществом будут стоять две главные проблемы: связь торговли с экологией и ужесточение правил конкуренции.

С 1 января 1995 г. На базе ГАТТ была образована Всемирная торговая организация (ВТО), в связи с чем России пришлось вести переговоры по более широкому кругу вопросов, чем странам, присоединившимся ранее, а также потребовалась подготовка дополнений к российскому Меморандуму.

На июль 2008 в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97% мирового торгового оборота. Россия подписала необходимые соглашения практически со всеми партнёрами и уладила почти все вопросы для вступления в ВТО. Вступление России намечено российским правительством и руководством ВТО на 1-е полугодие 2011 года.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.