|
Международная специализация и ее сущность
Наряду с тенденцией к всемирному хозяйству, всемирному рынку на базе разделения труда, продолжает действовать международная специализация, сущность которой состоит в том, что отдельные страны специализируются на выпуске каких-то конкретных товаров и услуг. Эта специализация объясняется традициями, спецификой производственного потенциала, экономическим потенциалом, наличием или отсутствием природных ресурсов.
Специализация позволяет отдельным странам не затрачивать огромные денежные ресурсы на создание некоторых производств для выпуска товаров, а получать их путем внешней торговли. Это связано с тем, что та или иная страна обладает длительным, профессиональным опытом в производстве тех или иных высококачественных товаров, что позволяет экспортировать их в другие страны, которые импортируют такие товары, поскольку они их не производят в силу определенных внутренних национальных особенностей экономик.
Система международной специализации, хотя и существовала в началеXX в., наибольшее развитие получила во второй половине его половине. Этому способствовало прежде всего экономическое и политическое развитие отдельных стран, научно-техническая революция, дальнейшее развитие всемирного рынка, политика государственного регулирования экономик.
В результате дальнейшего развития международной специализации произошло разделение стран как бы на три группы: 1) страны, производящие продукцию обрабатывающей промышленности на мировой рынок; 2) страны, дающие продукцию добывающей промышленности; 3) страны, специализирующиеся на производстве и продаже продукции сельского хозяйства. В то же время существует и четвертая группа стран, которая одновременно производит продукцию обрабатывающей, добывающей промышленности и сельского хозяйства. Это ряд западных промышленно развитых стран (США, Канада, Англия, ФРГ, Франция).
К первой группе стран следует отнести в основном такие промышленно развитые западные страны, как США, ФРГ, Англию, Францию, Канаду, Италию, Японию, которые поставляют на мировой рынок высокотехнологическое оборудование, автомобили, станки, химические товары, бытовую технику. Вместе с тем внутри этой группы также существует специализация по некоторым видам продукции. Например, производителями и поставщиками авиационной техники являются в основном США, Англия, Франция, ФРГ, Италия, производителями и поставщиками высококачественных автомобилей — корпорации США, Англии, ФРГ, Франции, Японии, Италии, Швеции. В конкурентной борьбе в производстве бытовой техники приоритет в специализации имеют Япония, ФРГ, Голландия.
Ко второй группе относятся страны, обладающие мощными минеральными ресурсами и продающими их на мировом рынке. Это прежде всего нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, осуществляющие продажу нефти и газа .в основном промышленно развитым странам. Кроме того, к этой группе следует отнести ряд стран Африки и Латинской Америки, а также такие промышленно развитые страны, как Швеция, Австралия, Канада, которые добывают и продают в большом количестве различные минеральные ресурсы (уголь, руды черных и цветных металлов, золото, серебро и т.д.).
К третьей группе относятся страны, специализация которых на всемирном рынке ограничивается исключительно сельскохозяйственной продукцией, либо из-за слабого экономического развития в основном вследствие колониального господства ряда западных стран в XVIII—XIX вв., либо в результате данной специализации. В первую очередь это касается стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Поставщиками сельскохозяйственной продукции на мировом рынке являются также большинство промышленно развитых капиталистических стран (США, Канада, практически все страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия).
Говоря о третьей группе стран — поставщиков сельскохозяйственной продукции, следует отметить наличие среди них специализации на определенный вид продукции. Так, Бразилия является признанным поставщиком кофе, Аргентина — мяса, Куба — сахара, Индия и Шри-Ланка — чая, ряд стран Латинской Америки и Африки — бананов, арабские страны — фиников и цитрусовых, хлопка.
Международная специализация производства обеспечивает относительно полное и экономичное использование производительных сил каждой развитой в экономическом отношении страны. Развитие и углубление международной специализации на базе разделения труда избавляет многие страны от экономически непредвиденной и в ряде случаев непосильной задачи развития всех отраслей производства и позволяет сконцентрировать усилия и специализироваться на производстве определенных видов продукции.
Формирование международной специализации производства определяется рядом факторов, в частности:
• во-первых, существующими и прогнозируемыми к вводу производственными мощностями, трудовыми ресурсами, возможностями роста численности и квалификации кадров в стране;
• во-вторых, уровнем национального дохода, накопления и потребления в экономике страны, возможностями его повышения, а также расширением емкости внутреннего рынка;
• в-третьих, природными богатствами и почвенно-климатическими условиями;
• в-четвертых, географическим положением страны по отношению к другим странам, существующими международными коммуникациями и перспективами их дальнейшего развития;
• в-пятых, сложившимися экономическими связями страны, возможностями их дальнейшего расширения и установления новых связей.
В идеальном отношении, с точки зрения международной специализации, находятся те страны, которым присущи действия всех этих факторов, что позволяет им сбалансирование участвовать в разделении труда и мировом хозяйстве. Международная специализация не является застывшим процессом, она постоянно подвергается эволюционным изменениям.
Начиная с 70-х гг. Международная специализация претерпела определенные изменения под воздействием развития транснациональных корпораций промышленно развитых капиталистических стран. Погоня за прибылью, низкие издержки производства, более дешевая рабочая сила обусловили развитие производств и услуг транснациональных корпораций в различных странах от промышленных до развивающихся. Создавая высокотехнологические производства и производя высококачественную конкурентную продукцию, поставляемую на различные национальные рынки, они по существу являются основными носителями международной специализации в рамках всемирного хозяйства и мирового рынка товаров и услуг. Достаточно отметить, что основными поставщиками легковых и грузовых автомобилей на мировой рынок являются транснациональные корпорации промышленно развитых стран (в США — «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер»; в ФРГ — «Даймлер бенц», «Фольксваген», «Опель», «Ауди»; во Франции — «Рено», «Пежо—Ситроен»; в Англии — «Бритиш моторс», «Роллс-Ройс»; в Японии — «Мицубиси», «Ниссан», «Тайота»; в Италии — «Фиат»; в Южной Корее — «Дайво»). То же самое можно сказать о другой высококачественной продукции обрабатывающей промышленности, производимой транснациональными корпорациями. Например, в области электронной продукции превалируют корпорации США, Японии, ФРГ, Франции, Голландии, Италии, а в сфере производства бытовой техники — ФРГ, Франция, Англия, Япония, Голландия.
Таким образом, за последние 20—30 лет транснациональные компании взяли на себя функцию международного разделения труда и международную специализацию. В настоящее время внешне международное разделение труда и международную специализацию осуществляют страны и государства, а по сути ее проводят транснациональные корпорации, которые, имея национальные штаб-квартиры и производство внутри своих стран, располагают также огромным производственным, бытовым, финансовым, техническим потенциалом в других странах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|