Сделай Сам Свою Работу на 5

Технологич-е теории междун-й торговли: теория технологич-го разрыва( Познер); теория цикла жизни продукта (Вернон, Киндлебергер, Уэлс)





Портер англ. экономист создал основы теории технологического разрыва. В качестве причины межстрановой торговли М. Познер рассматривал технологические изменения, появляющиеся в 1ой из отраслей экономики какой-либо страны. Если изменение связано с созданием преимущества в виде новой технологии, то она может обеспечить пр-во товаров с более низкими издержками и получение дополнительной Пб при продаже др. странам. Технологическое изменение может выступать в виде \\воения пр-ва нового товара, в этом случае фирма-обладатель нововведения становится монополистом, может занять нишу на рынке и получать сверхПб, экспортируя этот новый товар. С появлением нововведений – новых технологий или продуктов – между странами, м/у странами, имеющими и неимеющими их, образуется технологический разрыв. Страны, фирмы, не имеющие нововведений пытаются овладеть ими путем копирования. Концепция Познера обосновывает возможность ведения международной торговли, при одинаковой наделенности стран фак-ми пр-ва. Причину международной торговли он связывает с потоком нововведений, возникающих в разное время, в разных странах и отраслях. От продажи нововведений выигрывают и продавцы – обладатели новшеств, и покупатели. Широкое распространение нововвед-й за пределы страны-новатора постепенно ведет к утрате ею своих преимуществ. Экономисты стран запада посл. годы отмечают тенденцию роста продаж нов. технологий в форме продаж наукоемких изделий. лицензий и прямого зарубежного инвестирования корпорациями США, стран ЕС, Яп-и и НИС. В процессе такого научно-технического обмена м/у странами происходит сближение уровней их научно технического развития, что создает благопр. условия для расширения международного обмена технологиями.



Теория цикла продукта

Вернон выдел-т в жизнен-м цикле нового продукта стадии введения, быстрого роста, замедления и заката. Эти стадии соответ-т этапам внедр-я вновь созд-го продукта, расшир-е его произв-ва, достиж-я зрелости товара и насыщ-е рынка прод-м, старение и спад произв-ва.

1 этап- внедрение и освоение произв-ва, объемы небол-е,треб-ся восоквалифиц-е работ-ки(ученые, инженеры). Цены высокие, спрос предъяв-т покуп-ли с высокими доходами.



2этап- расшир-е произ-ва, спрос увелич-ся. Сниж-ся издержки произв-ва и цены. Проис-т рост спроса в стране-новаторе. Растет экспорт. Разверт-ся фирмой-пионером путем созд-я заруб-х филиалов. Начинают осваивать и за рубежом.

3 этап-зрелости – спрос на новый продукт насыщ-ся, для произв-ва менее квалиф-я рабочая сила.Выпуск осваивают компании в менее развитых странах

4 этап-стареет-появление новых продук-в. Цены на продукт сниж-ся, но и сокращ-ся произ-во

Вернон отводил США роль страны-новатора, способ произ-ть новые продукты, облад-й мощным научно-технич-м потенциалом.Страны Запада(2 и 3 этапы), развив-ся страны(3 и 4). В послед годы расте вклад Зап Европы, Японии в создании и продвиж-и на мировые рынки новых видов техники(бытовой). Теория актуальна для больш-ва развив-ся стран(Респ Корея, Индия, Китай)

 

 

Новая теория конкурентных преимуществ М.Портера.

Нов. теория конкурентн. преимуществ М. Портера. Портер – америк. экон-ст написал кн. «Междунар. конкуренция», в ней он исслед. успехи фирм-инвесторов, лидеров в 100 отраслях эк-ки в 10 странах мира за 4 года. Портер внес в исследован-е ряд нов. подходов: 1) в наст. вр. наличие факт-ов пр-ва в отраслях в больш-их кол-вах имеет менее важн. знач-е, чем наличие навыков и технологий, необходим. для эффективн. переработки этих факт-ов пр-ва. В кон. 20 в. важн. облад-ть навыками пр-ва с помощью таких факт-ов, кот-е позвол-ют сэкономить чем затраточными. 2) Разв. страны сегод. имеют примерно одинак. набор факт-ов пр-ва, развит. производит-ю инфраструктуру (связь, дороги, порты). В большинств. стран есть квалиф. работники, традицион-е факт-ры сегод. утрач-ют своё значен-е. 3) фирмы, конкурир-е на мир. рынке, осущес-ют глобальную стратегию, т.е. они продвигают свою продукцию во все страны мира, покупают материалы во всех странах мира, где можн. достичь более низк. издержек. Вывод: на мир. рынках успех междунар. конкуренции определ-т не только сами факт-ры, сколько то, где и на сколько продуктивно они применяются.



Основные выводы:

1)На мировых рынках успешно м действов-ть фирмы – лидеры национ-х отраслей произв-ва.

2.)Портер утвержд., что на мир. рынках конкурир-т не страны, а фирмы-лидеры стран, для успеха на мир. рынках фирмы должны обладать конкурирующими преимуществами 2х типов: 1) Уметь разрабатывать, производить, продавать товар с наименьшими затратами, чем это делают конкуренты, получая за счет этого высокую прибыль. «) умение производить деференц-ый товар, т.е. товар с особыми свойс-ми, котор. способен обеспечить покупателя более высоким качеством, выс. потребительскими св-ми, выс. уровнем послепродажного обслуживания. Конкурентное преимущество любого типа предполагает формирование действенной стратегии фирмы (фирма должна совершенствовать оба типа, при этом в большей степени уделять внимание 1-му типу).

3) в наст. вр. наличие факт-ов пр-ва в отраслях в больш-их кол-вах имеет менее важн. знач-е, чем наличие навыков и технологий, необходим. для эффективн. переработки этих факт-ов пр-ва. В кон. 20 в. важн. облад-ть навыками пр-ва с помощью таких факт-ов, кот-е позвол-ют сэкономить чем затраточными. Сегодня м. получить доступ к факторам произв-ва, создав филиалы за границей.

4) Фирмы – лидеры д. постоянно соверш-ть все виды деятель-ти: первич-е виды деят-ти(произв-во, сбыт, доставка товаров, сервис-е обслуж-е, препродажа) и вторичные виды деят-ти(снабж-е запчастями, деталями, сырьем, управл-е персоналом, управ-е финансами)

5)фирмы- лидеры д. операться прежде всего на преим-ва высокого ранга,т.е. достигать фирмы, кото-е требуют больших затрат, т.е преим-ва котроые трудно получ-ть, но легко удер-ть(высок качествло, умение выигр-ть тендеры на гос. заказы, высок уровень сервиса)

6) Фирмы – лидеры м. операться на преим-ва низкого ранга( использ-ть дешевое сырье, рабоч силы), но эти преим-ва трудно удерж-ть, пот что они доступны конкурентам.

7)Для успеха на рынке нужно иметь благоприят-й «национ-й ромб» - условия хозяйствов-я в стране базиров-я, на родине головной компании.

Успех фирмы зависит от 4х св-в: 1) Налич. факторов пр-ва, рес-ов, необх-ых для развертывания пр-ва данного продукта, 2) Налич. родственных и дополняющих отраслей (деталей, узлы..) 3) фирмы лидеры должны иметь конкурентов и стратегию борьбы с ними. Конкуренция – это благо для страны. Фирмы стараются удерживаь свои позиции и совершенствоваться. 4) Наличие внутр. спроса на товары данной отрасли, налич. требовательный и платежеспособных покупателей.

8) Фирмы лидеры могут быть успешны, если они входят в успешны кластер, эффективный кластер отраслей и подтраслей, тесно взаимосвяз-х др. с ддр. по обмену технолог-ми, фин. рес-ми, капитала (напр. Автомоб-ый кластер яп. фирмы включ-ет: металлообработку, хим. пром., электротехн. пром, и др.)

 

Основные понятия и показатели, характеризующие участие страны в мировой торговле.

Международ-я торговля – это торговля товарами и услугами, в обмене которыми участвуют субъекты хозяйствования из разных государств. Межд-я статистика признаком межд-й торговли считает факт пересечения товаром границы госуд-ва и фиксацию этого перемещ-я в тамож-й отчет-ти. Но в теории патеж-го баланса важнейш-м признаком межд-й торговли явл-ся смена собств-ка товара.Все товары делятся на экспорт-е и импортир-е. Экспорт –это вывоз товара, работ, услуг, резул-в интеллект-й деят-ти, в т.ч. исключит-х прав на них, с тамож-й террит-и РФ за границу без обязат-ва об обратном ввозе. Особой разновид-ю экспорта явл-ся реэкспорт –вывоз ранее импортир-х товаров, которые в данной стране, где дейст-т компания –экспортер, не подвергали значит-й обработке.Выдел-т несколько видов:- Вынужденный реэкспорт-из-за невозмож-ти продажи ранее импорт-го товара на внутрен-м рынке компании –экспортера;- Спекулятивный реэкспорт –при биржевых закупках товаров, когда комп-я - экспортер покупает на бирже товары с целью перепродажи его в будущем по более высокой цене; - технолог-й реэкспорт – типичный для строит-х инжиниринг-х компаний, осуществ-х проекты под ключ.

Импорт- покупка и ввоз товаров в страну покупателя. Особой разнов-ю импорта явл-ся реимпорт товаров. Реимпорт –это ввоз из-за границы ранее экспортиров-х из страны отечест-х товаров, которые за рубежом не подвер-сь переработке. Он осущус-ся из-за невозмож-типо каким-либо причинам продать товар по первон-но выбранном для экспорта рынке. Во всех странах объемы эксп и импорта расчит-ся в натур-х и стоимост-х показ-х. Учет экспорта товаров на базе ФОБ(свободно по борту или цены франко- граница страны экспорта). Учет импорта товаров – на базе СИФ(стоимость , страх-е и фрахт или по ценам франко- граница страны импортера)

Важней-м показ-м участия страны в мировой торговле явл-ся внешнеторг-е сальдо или разность стоим-ти экспорта и импорта. Полож-е сальдо внешнетор-го баланса свидет-т об актив-й внешнеторг-й политике страны, наличии у нее валютных поступ-й.

Страны участв-е в мировой торг-ли, суммир-т стоим-ть экспорта и импорта и расчит внешнеторг-й оборот страны – сумма экспорта всех стран –участников междун-й торговли.(помог-т избеж-ть двойного счета)

-Экспорт-я квота –отношение экспорта к ВВП.

-импорт-я квота –отноше-е импорта к ВВП данной страны

-внешнеторг квота – отношение суммы экспорта и импорта страны к ВВП данной страны.

- Объем экспорта товаров и услуг на душу населения в стране.

- соотнош-е доли страны в мировом валовом продукте и доли страны в мировом экспорте.

- коэффициент относител-й экспортной специал-и страны. – отношение удельного веса товара (совокуп-ть товаров отрасли) в экспорте страны к удел-му весу товара (товаров –аналогов) в мировом экспорте.

- структура экспорта –соотнош-е или удельные веса экспортир-х товаров по видам и степени их переработки.

- структура импорта –соотнош-е или удельные веса ввозимых в страну с учетом степени их перераб-ки.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.