Сделай Сам Свою Работу на 5

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ





Герундий

Герундий {Gerund) - это неличная форма глагола, соединяющая в себе свойства существительного и глагола и передающая оттенок про­цесса действия. В русском языке нет формы глагола, соответствующей английскому герундию. Герундий обладает следующими свойствами существительного: в предложении он может быть подлежащим, частью сказуемого, прямым дополнением, ему может предшествовать предлог, он может иметь в качестве определения существительное в притяжа­тельном падеже или притяжательное местоимение. Герундий обладает признаками глагола: он имеет категорию залога и относительного вре­мени, может иметь прямое дополнение и определяться обстоятельст­вом, выраженным наречием.


 

Формы Indefinite Perfect
Active writing having written
Passive being written having been written

В предложении герундий функционирует в качестве подлежащего и переводится на русский язык именем существительным или неопреде­ленной формой глагола.

Singing gave him pleasure. - Пение доставляло ему удовольствие.

Fighting for human rights in every corner of our planet has become the goal of his life. - Бороться за права человека в любой части нашей планеты стало целью его жизни.



Герундий в функции именной части составного сказуемого или час­ти составного глагольного сказуемого обычно переводится на русский язык существительным или неопределенной формой глагола.

All his thought was of examining the problem. - Он думал только об исследовании данной проблемы.

The lecture is worth listening. - Лекцию стоит послушать.

Герундий в функции прямого дополнения переводится неопреде-- ленной формой глагола, существительным или глаголом в личной форме (в функции сказуемого) в составе придаточного предложения.

Professor avoided coming home late. - Профессор избегал поздно возвращаться домой.

Senator denied being involved into conspiracy - Сенатор отрицал свое участие в заговоре.

После глаголов to begin, to start, to continue в функции части состав­ного глагольного сказуемого употребляется как герундий, так и инфи­нитив. После глаголов to enjoy, to forget, to hate, to like, to dislike, to ne­glect, to omit, to detest, to prefer, to prevent, to refuse, to regret, to remember, to resist в функции прямого дополнения употребляется как герундий, так и инфинитив.

Герундий в функции предложного дополнения переводится неопре­деленной формой глагола, существительным или глаголом в личной форме (в функции сказуемого) в составе придаточного предложения.



Обычно герундий употребляется в функции предложного дополне­ния после глаголов, прилагательных и причастий, требующих после себя определенных предлогов.


К числу наиболее употребительных глаголов и глагольных сочета-

to mind to to object to to postpone to to prevent from to propose to to put off to to rely on to succeed in to thank for to think of to wonder at

ний относятся:

to be fond of

to be interested in

to be pleased at / with

to be proud of

to be sure of

to be surprised at

to agree to

to depend on / upon

to give up

to hear of

to insist on

В качестве определения герундию часто предшествует предлог of / for. Герундий в функции определения переводится на русский язык существительным в родительном падеже, существительным с предло­гом или неопределенной формой глагола.

I'm glad to have the opportunity of settling the conflict. - Я рад воз­можности урегулировать конфликт.

The possibility of using this method is very important for our future work. - Возможность использования этого метода очень важна для нашей будущей работы.

Герундий в функции обстоятельства употребляется всегда с предло­гом и обычно переводится существительным с предлогом, дееприча­стием несовершенного или совершенного вида или глаголом в личной форме (в функции сказуемого) в составе придаточного предложения.

Today Human Rights Organisations got their structure by learning from mistakes. - Структура современных организаций по правам человека учитывает прежние ошибки.


UNIT 7.

Recent History of Russia

Упражнение 1.Прослушайте текст, ничего не фиксируя письменно.

Few propositions about today's world can be stated with greater certainty: never in the four and a half centuries of the modern Russian state has there been a Russia less imperialist, less militarised, less threatening to its neighbours and the world, and more susceptible to the Western ideals and practices than the Russia in the present. Although obvious even to a person with only a cursory acquaintance with Russian history, this state of affairs results from a long series of complex, often painful, and always fateful choices made by the first post-Communist regime. Some of the most critical decisions were made between 1991 and 1996, when Russia was reeling from economic depression, hyperinflation, pain of market reforms, and postimpe-rial trauma.



Along with finding its place and role in the post-Cold War world, Russia also had to make some critical choices about the "post-Soviet political space," as the territory of the former Soviet Union has been referred to in Moscow since 1992. At that time, everyone -from the national patriots on the Left to the radical free marketers on the Right - agreed on four things. First, a stable and prosperous Russia was impossible without a modicum of stability in the "post-Soviet space." Second, some sort of mending of mil­lions of ruptured economic, political, and human ties ("reintegration") was imperative if the entire area was to survive the transition. Third, Russia could count on no one but herself in securing peace and stability in the area. Finally, Russia's pre-eminence as the regional superpower was not negotia­ble. The consensus dissolved into two sharply divergent objectives and


strategies. One was aimed at making the post-Soviet space resemble the USSR as closely as possible and as quickly as possible. In the other model reintegration was given a far less ambitious content. Its advocates relied on the incremental pull of a privatised Russian economy and its democratic sta­bilisation to do the job. Its time frame stretched over decades. Russia opted for the latter plan.

Упражнение 2. Передайте по памяти содержание текста упражнения 1 как можно ближе к оригиналу сначала на русском языке, а затем на англий­ском.

Упражнение 3.Подберите из правой колонки русские эквиваленты к словосочетаниям, помещенным в левой колонке.

1. regional superpower 2. foreign policy 3. Western ideals 4. post-Soviet space 5. pain of market reforms 6. cursory acquaintance 7. securing peace 8. divergent objectives 9. modicum of stability

a. противоположные ценности

b. сохранение мира

c. немного стабильности

d. поверхностное знакомство

e. региональная сверхдержава

f. внешняя политика

g идеалы Запада

h. постсоветское пространство

i трудности перехода к рыночной экономике

Упражнение 4.Письменно зафиксируйте под диктовку следующую ин­формацию. Старайтесь использовать в своих записях преимущественно циф­ровые обозначения. Устно на английском языке проверьте результаты диктов­ки, восстанавливая первоначальную информацию.

Пятница 13 мая - the year 2037 - 12:19 p.m. - каждую третью среду месяца - the first Tuesday following the first Monday of November - мо­сковское время 18 часов ровно - первый понедельник сентября - Sat­urday, June 21, 1941 - один миллион рублей - ТУ-134 - 1 января 1700 г. - the twentieth century - Highway 54 - через пятницу - пятое купе десятого вагона - nine-one-one - Sunday, May 1 - в Петропавлов-ске-Камчатском полночь - ten minutes past three - 25 thousand dollars -


128.69 percent - третья улица восьмого марта - трехсотый выпуск те­лепередачи - 6th Avenue - подводная лодка Щ-422 - в полдень - on Mondays, Wednesdays and Fridays - 1380 г. - 3 p.m. Greenwich Mean­time - a quarter to eleven - Pennsylvania Avenue 1600 - ноль-два - 3 dollars 87 cents - seven days a week - 67 км в час - the year 1215 — twenty minutes to six - в восемнадцать лет - 8:25 a.m. - по четвергам -Vol. 56, no. 34,986 - 150 миллионов человек - 2 февраля 2002 г. -apartment A101 - 546 pages - 17:48 - 23 февраля, вторник - москов­ское время тринадцать часов двадцать минут сорок пять секунд - по вторникам и четвергам - У783БК - January 20, 2001 - пятого числа пятого месяца правления последнего президента - 0. 75 percent - за две недели до Нового Года - 443 рубля 78 копеек - Як-2 - the year 2156-24 часа в сутки - рейс 715 - Утопия 14 - LR-5 - пятнадцатое число первого месяца лета - 65 miles per hour - midnight - трасса Е-95 - 28 маршрут троллейбуса - место 37-А - October 31 - a quarter past eleven - поезд отправляется в 23:55 - последнее воскресенье года -четвертый этаж - 56th Street - одиннадцать игроков команды - Ленин­градский проспект 21, корп. 3 - fourteen dollars per hour - тринадца­типроцентный налог - 283 miles - 716-44-20 - Thursday, October 17, 2002 - со счетом 4-1 - без двадцати три - Ил-86 - at the age of 37 -'аудитория 669 - 38 million dollars - второй корпус - десятимиллион­ный житель столицы - 1 сентября, понедельник - сто первый кило­метр - 230 thousand men.

Упражнение 5.Прочитайте текст про себя, одновременно считая вслух на английском языке.

The Soviet Union, as it emerged from the successive changes after the Second World War, had only a limited capacity for radical experimentation. Brezhnev and his fellow leaders understood and welcomed this. But there were economic set-backs, social alienation and national, religious and cul­tural embitterment. Only in 1985 when Gorbachev came to power there was a serious reconsideration of the compound's problems. At first this was at­tempted cautiously. In the end he developed an audacious program of com­prehensive reforms which led to the dissolution of the Soviet Union and to the emergence of new forms of state and society in Russia and the other former Soviet republics. But in 1970, despite its growing problems, the So­viet Union was still a stable entity and was treated by the rest of the world as


a permanent feature of the international landscape. Statesmen, scholars and commentators took it for granted that Soviet armed strength and political militancy were too great to be ignored. The USSR had nearly reached mili­tary parity with the United States, and the Soviet economy had the world's second greatest industrial capacity and already produced more steel, oil, pig-iron, cement and even tractors than any other country.

Упражнение 5.Передайте содержание текста упражнения 5 на англий­ском языке, попросив ваших коллег поочередно перевести предложенный пе­ресказ на русский язык по предложениям.

Упражнение 7.Прочитайте вслух следующий текст, вставляя пропу­щенные предлоги. Переведите устно текст на русский язык.

.... 27 January 1987 .... the plenum Gorbachev went. the offensive

and called .... changes .... the party's official ideas. He described the coun­try's condition as "socialism .... the process .... self-development." Implicitly he was suggesting that socialism had not yet been built .... the USSR. Gor­bachev made several political proposals: the election rather than appoint­ment .... party committee secretaries; the holding .... multi-candidate elec­tions .... the Soviets; the assignation .... non-party members to high public office. Gorbachev aimed .... industrial as well as political democratisation. He intended to reconstruct the Soviet compound and his country would pat­ent a new model .... political democracy, economic efficiency and social justice.

Упражнение 8. Переведите письменно на английский язык следующий текст. Сравните и обсудите варианты перевода.

В 1970-е - 1980-е годы в мире происходили глобальные изменения, связанные с радикальными сдвигами в системе производительных сил, вызванными прежде всего информационной революцией. СССР, со­храняя внутреннюю стабильность, должен был реагировать на вызовы времени, к чему его вынуждали и некоторые внутренние обстоятельст­ва. К началу 1980-х годов стало очевидным отставание страны в соци­альной сфере, что во многом было обусловлено последствиями гонки вооружений. Успешное продолжение последней также становилось


проблематичным из-за ограниченности ресурсной базы и сложностей конкуренции в военно-технической области. Возникало оправданное убеждение в необходимости серьезных изменений в организации об­щественного производства с целью повышения его восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса и ликвидации обозна­чившегося технологического отставания. Все это диктовало потреб­ность в отказе от управленческих подходов, соответствовавших более ранней, индустриальной стадии развития. В середине 1980-х годов со­ветское политическое руководство демонстрировало готовность при­дать больший динамизм советскому обществу. Однако выбор рацио­нальных мер реформирования был осложнен как существующими идеологическими ограничениями, так и разнородностью самой элиты.

Упражнение 9.Закройте учебник. Переведите на слух без опоры на ис­ходный текст или на сделанный ранее письменный перевод на английский язык текст упражнения 8. Сравните письменный и устный варианты перевода.

Упражнение 10. Прослушайте текст, письменно фиксируя ключевую информацию.

Russia's historic disarmament results from political and economic de­mocratisation, not from a weak economy, as often suggested - as if national priorities are determined by economists. The shrinking of the Russian mili­tary might is due to the weakening of the Russian state's grip on the econ­omy, the free mass media, and competitive politics. Most fundamentally, Russian demilitarisation is a consequence of rearranged national priorities, of a change in the criteria of greatness, and of society's gradual liberation from the state. Russia has abandoned the tradition of the unchallenged pre­ponderance of the state's well-being and concerns, particularly in the mat­ters of foreign policy and national security, over domestic economic and so­cial progress. The vigilance against foreign aggression, the strength of the fortress-state, and the allegiance and sacrifice to it have been replaced in a new national consensus by the goals of societal and individual welfare, new civil and political liberties, and stabilisation within a democratic framework.

In June 1997, in a television address to the nation on the seventh anni­versary of the Declaration of State Sovereignty of Russia, the President said: "A great power is not mountains of weapons and subjects with no rights. A


great power is a self-reliant and talented people with initiative. In the foun­dation of our approach to the building of the Russian state is the under­standing that the country begins with each of us. And the sole measure of the greatness of our Motherland is the extent to which each citizen of Russia is free, healthy, educated, and happy."

Упражнение 11. Передайте текст упражнения 10 на русском языке, опи­раясь на свои записи. Попросите вашего коллегу перевести ваш пересказ на анг­лийский язык на слух по предложению без опоры на текст или его записи.

Упражнение 12. Разделитесь на две группы, одна из которых будет со­стоять из американских студентов, впервые посетивших Россию, другая - рос­сийских историков. Организуйте дискуссию, построенную вокруг вопросов «американских студентов» по истории современной России. Выделите двух переводчиков, которые будут по очереди осуществлять двусторонний перевод и при необходимости помогать друг другу.

Упражнение 13. Переведите письменно на русский язык следующие предложения, обращая внимание на употребление субъектного предикативно­го инфинитивного оборота.

1. Any historical system is believed to havethree moments in time: its
genesis (which needs to be explained, but which normally occurs as
the result of the collapse of some other historical system), the rela­
tively long period of what might be called the "quasi-normal" func­
tioning of a historical system (the rules and constraints of which need
to be described and analysed), and the period of terminal crisis (which
needs to be seen as a moment of historic choice whose outcome is al­
ways undetermined).

2. The theory of history turned out not to survivethe test of empirical
experience very well.

3. As an indication of how far Moscow has travelled away from its past, it
appears to have droppedobjections to admitting to NATO the former
Soviet Baltic republics.

4. World society legitimates different kinds of actors - individuals, states,
interest groups, and international organisations; all of which are known
to come
into conflict.


 

5. The alliance of two European democracies is unlikely to beanti-
American.

6. Russia is sure to deploymuch diplomatic pressure that great land pow­
ers have used for millennia to assert control over the declared sphere of

influence.

7. One of the Russian politicians is supposed to have saidonce that
"making predictions is very difficult - especially about the future."

8. Such seemed to have beenthe goal of the second economic revolution
in Russia that the President heralded in March 7, 1997 address to the
Federal Assembly.

9. The obstacles to the rapid evolution into liberal democracies prove to
be
of three basic types: interest groups, collective action problems, and

culture.

10. The twentieth century is said to have developednot in the way it had

been destined for Russia.

11. Some leaders are held to placepersonal ambition above their pro­
claimed principles.

12. In those states in which a regime largely respects civil liberties, civil lib­
erties seldom happen to be enoughto fulfil the average person's sense
of what should define a democratic society.

13. The importance of this crisis is likely to have been exaggeratedby
both parties involved.

14. The parties engaged into one of the most corrupt elections ever ap­
peared to be
unaware of the real political agenda.

15. Soon after the failure of the August take-over in 1991 the Soviet Union
was announced to be dissolved.

Упражнение 14. Преобразуйте письменно следующие предложения, употребляя субъектный предикативный инфинитивный оборот вместо прида­точных предложений. Переведите устно на русский язык исходные и транс­формированные предложения.

1. Calls came yesterday from the leaders of the party that it was neces­
sary to make next year the year in which the opposition can no longer

resist.

2. There are many reasons why the process of shifting from manufacturing
to services that began in the West in the 1940s was delayed in Russia for
nearly half a century by the state-owned economy.


3. It is not strange, that millions of scientists, military officers, university
professors, and engineers employed by the enormous military industrial
complex were devastated as the result of the demilitarisation of the
country.

4. Between 1992 and 1995, Moscow implemented all commitments of the
last Soviet government so that to complete contraction of the empire in­
herited from the Soviet Union - a contraction remarkable for being un­
dertaken in peacetime and voluntarily.

5. It is quite normal, that Moscow, as in Soviet times, remains Russia's
gateway to the world, the magnet for the country's most energetic and
successful citizens, as well as the cultural and social trendsetter.

6. It was not unusual that decrease in defence procurement begun with an
80 percent cut that was ordered by the government in 1992.

7. It is quite natural that the departure of the last Russian soldier from the
Paldiski submarine training base in Estonia in September 1995 marked
the end of Russian presence in East-Central Europe.

8. That the lands acquired and held during two and a half centuries of Rus­
sian and Soviet imperial conquests were restored to the former captive
nations and Russia returned to its seventeenth-century borders is not un­
usual at all.

9. The only way to end almost two centuries of conscription in Russia is to
introduce the institution of an all-volunteer armed force.

10. That Russian capitalism is a subject of heated debate in academic and
business circles is not extraordinary.

11. There are many reasons why we should regard the present character and
the future course of Russia's economic and political revolutions as in­
evitable.

12. The only way in which we can explain the establishment of the bounda­
ries of the post-war geopolitical influence is to turn to Yalta meeting of
the heads of state of the USA, the USSR, and Great Britain held in Feb­
ruary 1945.

Упражнение 15. Переведите письменно на английский язык следующие предложения, используя необходимые формы субъектного предикативного инфинитивного оборота.

1. В середине 1980-х годов советское политическое руководство, без­условно, демонстрировало готовность придать больший динамизм советскому обществу.


 

2. К началу 1980-х годов стало очевидным отставание страны в соци­
альной сфере, что во многом было обусловлено последствиями
гонки вооружений.

3. Считается, что преобразования 1985 - 1991 гг. разворачивались на
фоне неблагоприятной международной обстановки.

4. Полагают, что становление пятнадцати независимых государств на
территории бывшего Советского Союза происходит в условиях
идейно-политических процессов, направленность которых по сути
коренным образом отличается от того, что наблюдалось на протя­
жении предшествующих десятилетий.

 

5. Оказалось, что за последние 10-15 лет у народов бывшего СССР в
силу разных факторов и причин произошла «национализация» мас­
сового сознания.

6. Несомненно, в России переосмысление прошлого происходило под
влиянием сильных критических настроений в отношении как доре­
волюционной «имперской» традиции, так и советского «коммуни­
стического тоталитаризма» в XX в.

7. В период перестройки и в первые годы после нее, безусловно,
идеологическая ситуация была принципиально иной, чем сейчас.

 

8. Россия, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы с нею счита­
лись как с одной из ведущих мировых держав.

9. Не вызывает сомнений, что политическая конъюнктура сего­
дняшнего дня оказывает значительное влияние на выбор сюжетов
в изучении прошлого, заставляя обращать внимание на темы, вы­
зывающие по тем или иным причинам особый общественный ин­
терес.

10. В начале 1980-х годов на авторитет СССР, несомненно, негативно
влияла советско-афганская война.

 

11. Случилось так, что подспудно вызревавшее недовольство в социа­
листическом лагере в открытой форме проявилось во время поль­
ского кризиса начала 1980-х годов и «выплеснулось» наружу в ходе
«бархатных революций» 1989 г.

12. Как показали современные исследования, курс Запада в отношении
СССР определялся не желанием установить равноправное партнер­
ство, а стремлением вначале ослабить своего геополитического
противника, а затем не допустить появления потенциального кон­
курента.


Упражнение 16. Изучите следующие слова и словосочетания.

agreement

1) согласие, взаимное согласие (about, on): to come to an agreement -прийти к соглашению, to express / reach agreement - достигнуть согла­сия, agreement of opinion - единомыслие, complete / full / solid agreement - полное согласие, mutual agreement - взаимное согласие, tacit agree­ment - молчаливое согласие; 2) договор, соглашение (about, on; between; with): to come to / conclude / enter into / negotiate / work out / reach an agreement - заключить договор, to carry out an agreement - вы­работать соглашение, to break / violate / denounce an agreement - денон­сировать договор, разорвать соглашение, contractual agreement - кон­тракт, ironclad agreement - твердая договоренность, tacit agreement -молчаливое согласие, tentative agreement - предварительная договорен­ность, armistice / cease-fire agreement - соглашение о прекращении во­енных действий, bilateral agreement - двустороннее соглашение. Syn: covenant, pact, treaty

Depression

спад, депрессия, экономический кризис: to cause a depression - вы-зывать депрессию, major / severe depression - тяжелая депрессия, minor depression - незначительная депрессия, economic depression - экономи­ческий спад. Syn: recession, crisis

Policy

политика, линия поведения, установка, курс: to adopt / establish / formulate / set a policy - принимать курс, устанавливать политику, to adhere to / follow / pursue / carry out / implement a policy - проводить политику, to form / shape a policy - вырабатывать политику, cautious policy - осмотрительная политика, clear / clear-cut policy - четкий по­литический курс, conciliatory policy - примиренческая политика, de­liberate policy - обдуманная, взвешенная политика, established / set policy - установленная политика, firm policy - твердая политика, flexible policy - гибкая политика, home / internal policy - внутренняя политика, foreign policy - внешняя политика, government / public pol­icy - политика правительства, open-door policy - политика открытых дверей, official policy - официальная политика, friendly policy - дру­жественная политика, prudent policy - разумная, предусмотрительная


политика, rigid policy - твердая, жесткая политика, scorched-earth policy - тактика выжженной земли, long-range / long-term policy - дол­госрочная политика, short-range / short-term policy - краткосрочная политика, sound / wise policy - здравая / мудрая политика, tough policy - жесткий политический курс, твердая политика, wait-and-see policy -политика выжидания, bridge-building policy - политика наведения мостов

Reform

1. п. 1) перестройка, преобразование, реорганизация, реформа: to
carry out/effect a reform - осуществлять преобразование, реформу,
agrarian / land reform - земельная реформа, reform policy - политика ре­
форм, far-reaching reforms - далеко идущие преобразования, radi­
cal / sweeping reforms - коренные, радикальные преобразования, eco­
nomic reforms - экономические реформы, Syn: improvement

2. v. 1) улучшать, изменять, исправлять, преобразовывать; прово­
дить реформы. Syn: to amend, to improve, to correct; 2) искоренять (зло­
употребления)

Regime

режим; власть, система, строй: to establish / overthrow a regime - уч­редить / сбросить власть, puppet regime - марионеточное правительст­во, totalitarian / authoritarian regime - тоталитарный / авторитарный ре­жим, regime of economy - режим экономии. Syn: government, administration, rule, management

Упражнение 17. Переведите на слух в быстром темпе следующие сло­восочетания.

Scorched-earth policy - осуществлять преобразование - краткосроч­ная политика - tacit agreement - deliberate policy - политика реформ -puppet regime - заключить договор - to establish a policy - contractual agreement - гибкая политика - minor depression - достигнуть согласия -тяжелая депрессия - open-door policy - соглашение о прекращении во­енных действий - to implement a policy - to cause a depression - осмот­рительная политика - to denounce an agreement - режим экономии -ironclad agreement - public policy - разорвать соглашение - денежная политика - tentative agreement - краткосрочная политика - open-door


policy - тяжелая депрессия - политика выжидания - radical reform -внутренняя политика - mutual agreement - bridge-building policy - за­ключить договор - reform policy - внешняя политика - to overthrow a regime - выработать соглашение - rigid policy - прийти к соглашению -to adhere to a policy - дружественная политика - четкий политический курс - conciliatory policy - bilateral agreement - полное согласие - дол­госрочная политика.

Упражнение 18. Подберите из правой колонки синонимы к словам, рас­положенным в левой колонке.

 

regime improvement
policy recession
reform pact
agreement administration
depression course

Упражнение 19. Ответьте на вопросы по содержанию текстов данного урока.

1. How did Russia develop in the post-Cold War world?

2. What caused the appearance of a new national consensus in Russia?

3. What was Russia's response to the challenge of the global transforma­
tions of the 1980s?

4. What did Russian demilitarisation result from?

5. What foreign policy did Russia pursue in the 1990s?

Упражнение 20, Переведите на русский язык следующие высказыва­ния. Выучите их наизусть.

* Russia is a riddle wrapped in a mystery inside an enigma.

(Winston Churchill)

* Somebody said the second most stupid thing in the world a man could say was that he could understand the Russians. I've always wondered what in the hell was the first.

(Ronald Reagan)


Luck and destiny are the excuses of the world's failures.

(Henry Ford)

* You cannot ask one Utopian to live in another's Utopia.

(Gilbert Keith Chesterton)

* A generation which ignores history has no past - and no future.

(Robert Heinlein)

* Rule One of the book of war is: Don't march on Moscow.

(Field Marshal Lord Montgomery)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

> В английских текстах широко используются разнообразные стили­стические приемы, с которыми переводчик должен быть знаком, по­скольку их перевод обусловливает точность передачи исходной ин­формации. Особое место в ряду стилистических приемов занимают метафоры и эпитеты. Цель метафор заключается в расширении объема высказывания.

Самостоятельно подберите русские эквиваленты к следующим сло­восочетаниям:

political space, political climate

international arena, international landscape

the reign of law, in the eyes of law, the theatre of war

home front (в значении home news)

to bombard with questions

Эпитет подчеркивает определенный признак предмета, позволяя выражать автору свое отношение к нему.

Самостоятельно подберите русские эквиваленты к следующим сло­восочетаниям:

splendid fighting material

disastrous war

outstanding figure

popular leader


 




unpopular ministers greatest industrial capacity great power

Англоязычные историки широко используют деформированные идиомы. Они позволяют подчеркнуть значимость описываемого собы­тия или придать самобытность авторскому стилю.

Самостоятельно подберите русские эквиваленты к следующим сло­восочетаниям:

to have a finger in every colonial pie

to burn political bridges

to solve the riddle of the universe

> Язык является отражением культуры общества, его структуры и менталитета. В каждом языке существует множество понятий и реалий, специфических для данного конкретного общества и отсутствующих в других обществах. Очень часто в других языках для описания подоб­ных явлений не существуют даже лексические единицы, которые при­ходится заимствовать из иной культуры для описания присущих ей реалий.

Так, процессы смены идеологической парадигмы в нашей стране во второй половине 1980-х годов дали жизнь таким терминам как пере­стройка и гласность. В принципе в английском языке существуют аналоги этих слов, соответственно reconstruction и {restructuring) и openness, но для описания перемен в советском обществе на исходе «холодной войны» они не употреблялись. Вместо этого были заимст­вованы русские термины, в результате в английском языке появились слова perestroika и glasnost.

Интересно отметить, что США также прошли через особый период «перестройки». Этот двенадцатилетний период после гражданской войны (1865- 1876 гг.) получил наименование Reconstruction. Однако употребление слова перестройка для описания этого периода является неправомерным. В русском языке утвердился заимствованный термин реконструкция.

Обратите внимание, что наиболее общим словом, описывающим как перестройку, так и реконструкцию, в английском языке является слово reform. Однако при его использовании теряется темпорально-пространственные особенности передаваемого явления.


В некоторых случаях названия чужеродных реалий не заимствуют­ся, а калькируются. Важной вехой в американской истории является «новый курс» (New Deal) - социально-экономическая политика прези­дента Франклина Рузвельта в середине 1930-х годов. Системы меро­приятий двух других американских президентов - Теодора Рузвельта и Гарри Трумэна вошли в русский язык как «справедливый курс», но в английском языке их названия не совпадают и являются соответствен­но Square Deal и Fair Deal.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.