Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

САНКТ – петербургскИЙ государственнЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

Горчаков Виктор Анатольевич

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Методические указания

По выполнению контрольной работы для бакалавров направления 081100

«Государственное и муниципальное управление»

 

Санкт-Петербург


Одобрено на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление», протокол № от « »_____________2011 г.

Горчаков В.А. Методы принятия управленческих решений. Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров направления 081100 «Государственное и муниципальное управление». – СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. –

Методические указания содержат требования, предъявляемые к содержанию и оформлению контрольной работы.

 

 

Автор: к.ф.-м.н., с.н.с.Горчаков В.А.

 

Рецензент:

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 4

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ...................................... 5



3. Контрольные задания...................................................................... 5

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.......................................................................................................... 17

4.1. СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………….…………17

 

4.2. ВЫБОР ТЕМЫ, ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА..….18

 

4.3. ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………..……19

 

5. Литература:............................................................................................ 20

6. ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................... 22

 

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование управления на всех уровнях – огромный и еще мало востребованный резерв повышения эффективности хозяйственной деятельности, а качество управления, в конечном счете, определяется принимаемыми плановыми, организационными и оперативными решениями. С ростом сложности управленческих задач (технических, экономических, организационных, социальных) повышается уровень требований к управленческим. Прошли времена, когда правильное, эффективное управление находилось организаторами «на ощупь», методом «проб и ошибок». Сегодня для выработки такого управления требуется научный подход – слишком велики потери, связанные с ошибками.



Изучение учебной дисциплины «Методы принятия управленческих решений» имеет практическую направленность – формирование у студентов представления о приемах разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора по критериям социально-экономической эффективности; знания принципов системного анализа, выбора метода оценки ситуации и прогнозирования эволюции сложных систем, умения строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ. Одной из важнейших форм подготовки высококвалифицированных специалистов в рамках описанной направленности является контрольная работа.

Контрольная работа по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические указания призваны помочь студенту обеспечить ее выполнение на должном уровне.

В процессе написания контрольной работы студент должен приобрести и закрепить навыки:

- работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;

- теоретического обоснования структуры процесса и состава процедур разработки и критериев оценки эффективности управленческих решений;

- использования приемов исследования структурных аспектов, методов и моделей разработки управленческих решений;

- использования структурных схем, логических процедур выбора метода прогнозирования и разработки управленческих решений в условиях конкретной задачи с учетом характера располагаемой информации, средств и времени на принятие и реализацию управленческих решений.



 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Целью выполнения контрольной работы является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, их систематизация и развитие, а также овладение методами качественного и количественного анализа оценки ситуации и прогнозирования эволюции сложных систем.

Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:

- расширение знаний по определенному разделу изучаемой дисциплины;

- систематизация знаний по смежным разделам дисциплины;

- выбор метода качественного или количественного анализа с учетом характера располагаемой информации, средств и времени на принятие и реализацию управленческих решений

- реализация выбранного метода и анализ полученных результатов с целью разработки оптимального управленческого решения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Задание 1.

1. Понятие управления. Виды целенаправленных воздействий на людей и процессы в обществе.

2. Задача.

Найдите критический путь для цикла работ А(3), В(6), С(12), D(9), E(11), F(3), G(5), H(7), I(3) (в скобках указана продолжительность соответствующего вида работ в днях) и минимальное время, необходимое для выполнения всего цикла, если последовательность операций подчинена следующим требованиям: работа D должна следовать за работой Е, Е – за А и В, F – за D и G, G – за Е, Н – за G, I – за C и F.

Задание 2.

  1. Проблемная ситуация и решение. Понятие проблемы и типы проблемных ситуаций.

  1. Задача.

Объемы продаж товара в течение недели описываются временным рядом

 

День недели ( t ) 1 2 3 4 5 6 7

_________________________________________________

 

Кол-во продаж ( х ) 10 6 5 11 9 8 7

 

Вычислить прогнозируемый объем продаж на четверг, пятницу, субботу, воскресенье и понедельник методом простого скользящего среднего.

 

Задание 3.

 

1. Классификационные признаки и классификация решений.

2. Задача.

Пять Потребителей подали Центру свои заявки на некий ресурс. Они таковы: 5, 8, 12, 7 и 8. Имеющийся в распоряжении Центра ресурс составляет 32.

Как должен быть распределен этот ресурс в соответствии с механизмом прямых приоритетов?

 

 

Задание 4.

1. Синергическое и асинергическое решения. Синергия, компоновка и комплексирование при разработке управленческого решения.

2. Задача.

Определите оптимальную стратегию игрока А в игре с природой, используя критерии Вальда, Сэвиджа и Гурвица (при коэффициенте пессимизма 0.6) если платежная матрица имеет следующий вид:

П1 П2 П3 П4

А1 19 30 41 49

А2 51 38 10 20

А3 73 18 81 11

 

Задание 5.

1. Основные требования, предъявляемые к управленческому решению.

 

2. Задача.

Крупная партия товара может содержать дефектные изделия. Поставщик полагает, что их доля составляет 3% , покупатель – 20% . Достигнута следующая договоренность: поставка состоится, если при проверке 10 случайно отобранных изделий будет обнаружено не более одного дефектного.

Определите, кому более выгодна данная процедура проверки – продавцу или покупателю. Для этого:

- сформулируйте нулевую и альтернативную гипотезы

- определите критическую область и область принятия нулевой гипотезы

- сформулируйте, в чем состоят ошибки первого и второго рода и найдите их вероятность.

 

Задание 6.

1. Понятие качества управления. Показатели качества управления. Факторы, определяющие качество управленческого решения.

 

2. Задача.

Сельскохозяйственное предприятие имеет возможность выращивать две культуры А1 и А2. Необходимо определить, как сеять эти культуры, если при прочих равных условиях их урожаи зависят от погоды, а план посева должен обеспечить наибольший доход. Рассматривается три варианта погодных условий:

В1 – засушливое лето, В2 – нормальное лето и В3 – дождливое лето.

Ожидаемая прибыль сельхозпредприятия в зависимости от состояния погоды определяется матрицей:

8 5 3

2 3 6

Определите оптимальную стратегию игрока сельхозпредприятия.

 

Задание 7.

1. Общая схема процесса подготовки и принятия управленческого решения.

 

2. Задача.

Объемы продаж товара в течение недели описываются временным рядом

 

День недели ( t ) 1 2 3 4 5 6 7 ______________________________________________________

Кол-во продаж ( х ) 10 6 5 11 9 8 7

 

Вычислить прогнозируемый объем продаж на четверг, пятницу, субботу, воскресенье и понедельник методом подвижного скользящего среднего, считая, что при составлении прогноза на завтрашний день объем сегодняшних продаж берется с весом 60, вчерашних – с весом 30, а позавчерашних – с весом 10.

Задание 8.

1. Информационные условия разработки и исполнения управленческих решений. Типы классификации информации.

 

2. Задача.

Имеется пять Потребителей, приоритеты которых определяются числами 8, 6, 12, 15, 11. Ресурс Центра составляет 50. Определите равновесные стратегии (заявки) Потребителей, если ресурс распределяется в соответствии с механизмом обратных приоритетов.

 

Задание 9.

1. Информационная основа принятия решения. Факторы, определяющие методологию разработки управленческих решений.

 

2. Задача.

Производственная линия выпускала 5% бракованных товаров. Было предложено усовершенствование, призванное снизить процент брака. После переналадки линии на осмотр поступило 300 единиц товара, из которых бракованными оказались 9 единиц. Можно ли на 1% -м уровне значимости считать, что качество продукции производственной линии улучшилось?

 

Задание 10.

1. Связь эффективности решения с прогнозированием и планированием. Прогнозная природа управленческого решения.

 

2. Задача.

Обсуждается вопрос об организации производства малолитражного легкового автомобиля, на основе лицензии, купленной у иностранной фирмы. Известно, что фирмы требуют неодинаковые суммы за лицензии. Предположим, что с точки зрения затрат владельцев автомобилей, эстетики, вместимости и даже максимальной скорости автомобили всех четырех фирм существенно не отличаются друг от друга и единственным критерием выбора при покупке одной из четырех лицензий являются затраты, связанные со сделкой. Предположим, что с помощью экономического расчета вычислена экономическая эффективность покупки каждой из четырех лицензий. Эта эффективность зависит, однако, от длительности периода, в течение которого можно будет выпускать автомобили по лицензии, учитывая уровень их рентабельности и соответствия последним достижениям в данной области.

Пусть, согласно данным экономического прогноза, экономическая эффективность покупки лицензии №1 составит 18 млн. у.е., если выпуск автомобиля будет рентабельным в течение 10 лет и 21 млн у.е., если выпуск автомобиля будет рентабельным в течение 15 лет; экономическая эффективность покупки лицензии №2 составит 20 млн. у.е., в случае рентабельности в течение 10 лет и 22 млн у.е., при рентабельности в течение 15 лет; для лицензии №3 – 17 млн у.е. для 10 лет и 26 млн у.е. для 15 лет, а для лицензии №4 – 10 и 28 млн у.е., соответственно.

Выбрать оптимальную стратегию поведения на основе методов теории игр и статистических решений.

 

Задание 11.

1. Виды прогноза. Количественные и качественные методы прогнозирования.

 

2. Задача.

Выпускник средней школы, проживающий в крупном областном центре, собирается продолжить учебу. Он хочет оценить возможности получения диплома по экономической и технической специальностям в одном из двух университетов – в университете родного города и в столичном университете, понимая, что вероятность успеха зависит от выбора, как университета, так и будущей специальности.

1. Если он останавливает выбор на столичном университете и экономике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,60.

2. Если он останавливает выбор на столичном университете и технике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,70.

3. Если он останавливает выбор на университете своего города и экономике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,90.

4. Если он останавливает выбор на университете своего города и технике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,95.

5. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших столичный университет по экономической специальности равен 35 тыс. у.е.

6. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших столичный университет по технической специальности равен 30 тыс. у.е.

7. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших городской университет по экономической специальности равен 24 тыс. у.е.

8. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших городской университет по технической специальности равен 25 тыс. у.е.

9. Если по каким-либо причинам выпускник не поступает ни в один из этих университетов (или не сможет его успешно окончить), то его средний доход в течение этих пяти лет будет равен 18 тыс. у.е.

Предположив, что единственным критерием при принятии выпускником окончательного решения является величина его ожидаемого дохода в первые пять лет его трудовой деятельности, решите проблему выпускника, используя дерево решений.

Задание 12.

1. Понятие модели. Возможности и ограничения различных типов моделей в процессе разработки управленческого решения.

 

2. Задача.

Объемы продаж товара в течение недели описываются временным рядом

 

День недели ( t ) 1 2 3 4 5 6 7

_________________________________________________

 

Кол-во продаж ( х ) 10 6 5 11 9 8 7

 

Вычислить прогнозируемый объем продаж на вторник, среду, четверг, пятницу, субботу, воскресенье и понедельник методом экспоненциального сглаживания,

Положив = 0,2 и считая, что прогноз на понедельник равен 8.

 

 

Задание 13.

1. Системный анализ, его аналитические методы и процедуры в теории и практике государственного управления.

 

2. Задача.

Имеется шесть Потребителей, подавших заявки в размере 14, 18, 10, 15, 8, 14 и сообщивших Центру соответственно следующие показатели эффекта: 36, 38, 25, 42, 28, 29. Каким должно быть распределение ресурса объемом 60 в соответствии с конкурсным механизмом?

 

Задание 14.

1. Организационно – производственная система. Взаимодействие “организационно-производственная система – внешняя среда”.

 

2. Задача.

Обычно применяемое лекарство снимает послеоперационные боли у 80% пациентов. Новое лекарство, применяемое для тех же целей, помогло 90 пациентам из первых 100 оперированных. Можно ли на уровне значимости = 0,05 считать, что новое лекарство лучше?

Задание 15.

1. Цели и критерии оценки решения. Требования к целям. Типы организационных целей.

 

2. Задача.

Определите оптимальную стратегию игрока А в игре с природой, используя критерии Вальда, Сэвиджа и Гурвица (при коэффициенте пессимизма 0.6) если платежная матрица имеет следующий вид:

П1 П2 П3

А1 20 30 15

А2 75 20 35

А3 25 80 25

А4 85 5 45

 

Задание 16.

1. Критерий оценки эффективности решения. Подходы к формированию критериев. Критерии многопараметрических систем.

 

2. Задача.

Объемы продаж товара в течение недели описываются временным рядом

 

День недели ( t ) 1 2 3 4 5 6 7

_________________________________________________

 

Кол-во продаж ( х ) 10 6 5 11 9 8 7

 

Рассчитать уравнение тренда и спрогнозировать на его основе показатель на понедельник следующей недели (день № 8).

 

Задание 17.

 

1. Анализ объектов и субъектов управления при разработке управленческих решений. Методические принципы анализа внешней среды и объекта прогнозирования.

2. Задача.

Трое рабочих работают на трех одинаковых станках. В конце смены первый рабочий изготовил 60 деталей, второй – 80, третий – 100 деталей. Можно ли на уровне значимости = 0,01 принять гипотезу о том, что производительности труда первых двух рабочих равны между собой и в 2 раза меньше производительности третьего рабочего?

Задание 18.

1. Оценка возможной ответственности при разработке управленческого решения. Виды и формы ответственности.

 

2. Задача.

Восемь Потребителей подали Центру свои заявки. Они таковы: 12, 3, 6, 1, 5, 7, 10, 2. Центр обладает ресурсом R = 40. Требуется распределить ресурс в соответствии с механизмом открытого управления.

Задание 19.

1. Тайна и конфиденциальность в процессе разработки и реализации управленческих решений. Юридический и экономический аспекты тайны.

 

2. Задача.

Некоторая фирма владеет тремя магазинами, расположенными недалеко друг от друга. Руководство фирмы решило выяснить, посещают ли покупатели все три магазина одинаково охотно либо имеется некоторое различие (которое может быть связано с более или менее выгодным расположением магазинов, разной квалификацией персонала и т.д.).

Для проверки была собрана информация о количестве покупателей, сделавших покупки в течение недели. Оказалось, что в первом магазине это составляет 160 человек, во втором – 225, а в третьем – 215.

Используя критерий согласия, проверьте, можно ли разницу в посещаемости магазинов в течение недели объяснить случайными колебаниями.

 

Задание 20.

1. Тайна как источник неопределенности и риска. Порядок установления тайной и конфиденциальной информации.

 

2. Задача.

Рассмотрим войну между двумя небольшими государствами А и В, которая ведется в течение 30 дней.

Для бомбардировки моста страны В страна А может послать два самолета по одному из двух имеющихся маршрутов один раз в день. У страны В есть два зенитных орудия, с помощью которых можно сбивать самолеты страны А.

Если мост будет разрушен, то он восстанавливается в течение ночи, а сбитый самолет на следующий день заменяется новым.

Страна А может посылать самолеты либо по одному маршруту, либо по разным. Страна В может установить обе зенитки на одном маршруте, либо по одной зенитке на каждом.

Если один самолет летит по маршруту, на котором установлена одна зенитка, то этот самолет будет сбит. Если два самолета летят по маршруту, на котором расположены две зенитки, то оба самолета будут сбиты. Если два самолета летят по маршруту, на котором расположена одна зенитка, то сбит будет только один самолет.

Если самолет доберется до цели, то мост будет уничтожен.

Определите оптимальные стратегии сторон (игроков) А и В, принимая в качестве выигрыша вероятность разрушения моста.

 

Задание 21.

1. Оценка возможной ответственности при разработке и реализации управленческих решений.

2. Задача.

Распределение ресурса осуществляется в соответствии с конкурсным механизмом. Пять Потребителей сообщили Центру свои заявки: 5, 8, 6, 9, 8 и показатели эффекта: 12, 21, 18, 23, 23 соответственно. Как должен быть распределен между потребителями ресурс объемом 25?

 

Задание 22.

1. Источники возникновения неопределенности при разработке управленческих решений. Возможности математических методов в зависимости от имеющегося уровня неопределенности.

 

2. Задача.

Восьми экспертам было предложено сообщить оценку объема финансирования из промежутка [0, 80]. Эксперты сообщили следующие оценки:

45, 10, 35, 80, 65, 35, 60, 55. Определите итоговое решение при помощи механизма открытого управления.

 

Задание 23.

1. Теория игр и статистических решений как инструмент принятия решений в условиях неопределенности. Ограничения, вызываемые формализацией ситуации.

 

2. Задача.

Распределение ресурса производится в соответствии с механизмом обратных приоритетов. Приоритеты четырех Потребителей определяются числами 26, 18, 24, 20. Ресурс Центра составляет 50. Определите равновесные стратегии (заявки) потребителей.

 

Задание 24.

1. Чистые и смешанные стратегии. Основные этапы поиска решения матричных игр.

 

2. Задача.

При продаже товара производства двух разных фирм установлено, что из 4040 проданных единиц товара, 2048 единиц были производства одной фирмы, а 1992 единицы - другой. Можно ли на 5% уровне значимости утверждать, что товары этих фирм приобретаются одинаково охотно?

 

Задание 25.

1. Задачи теории статистических решений. Понятие риска. Подходы к выбору решения в «игре с природой». Критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица.

 

2. Задача.

Восемь Потребителей подали Центру заявки: 13, 10, 16, 19, 9, 12, 14, 11. Центр располагает ресурсом R = 40. Как должен быть распределен этот ресурс в соответствии с механизмом открытого управления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.