Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные методы психологии





Наблюдение - один из древнейших методов, которые используются в науке. Это планомерное и целенаправленное восприятие психологических фактов в естественных условиях.

Предмет наблюдения - речь и действия человека и животных.

Достоинства наблюдения:

· Наблюдение проводится в естественных условиях и человек, за которым ведется наблюдение может не подозревать об этом

· Исследователь видит личность в целом

· Наблюдение не ограничено возрастом

Недостатки наблюдения:

· Наблюдаемые факты слиты с множеством других.

· Исследователь занимает ожидательную позицию

· Исследователь может пропустить психологические факты, если не знает об их существовании.

· Нельзя быстро собрать большой материал

· При повторном наблюдении результаты могут измениться

· Сложность проведения без специальных устройств

· Сложность в анализе результатов

Виды наблюдения.

1) В зависимости от позиции наблюдателя:

· открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;

· скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща­ется, проводимое незаметно для них.



2) В зависимости от активности наблюдателя:

· пассивное – наблюдение без какой-либо направленности;

· активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;

· лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной: от минимальной в непринужденной беседе в привычной об­становке до максимальной в эксперименте с ис­пользованием специ­альных помещений, технических средств и принудительных инструк­ций. В медицинской практике эта разновидность наблюдения часто именуется клиническим наблюдением, т.е. наблюдением за пациен­том в процессе его лечения;

· естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

3) В зависимости от регулярности:

· случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

· систематическое – преднамеренное наблюдение, со­вер­шаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со­ставлен­ному графику;



· включенное – наблюдение, при котором наблюдатель вхо­дит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;

· невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодейст­вия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

4) По упорядоченности:

· случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

· сплошное – постоянное наблюдение за объектом без пере­рыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необ­хо­димости получить наиболее полную информа­цию о динамике изу­чаемых явлений;

· выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные про­ме­жутки времени, выбираемые исследователем по своему ус­мотрению;

· систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со­ставлен­ному графику.

5) С точки зрения хронологической организации наблюдения:

· лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;

· периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени;

· одиночное – описание отдельного случая.

 

Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния

Достоинства:

· исследователь сам создает условия, в которых появилось бы исследуемое явление

· позволяет учитывать все условия



· можно провести с большим количеством испытуемых

· можно повторять

· можно быстро собрать большое количество материала

· является объективным методом

· легче вести протокол и обрабатывать данные

Недостатки:

· пропадает естественность поведения человека

· нет целостного представления о психике

· требует тщательной подготовки

Виды экспериментов:

Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий

1) В зависимости от условий проведения эксперимента

· Лабораторный (проводится в условиях лаборатории)

· Естественный(проводится в реальных жизненных условиях)

2) В зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений

· Констатирующий (ограничивается констатацией изменений изучаемых психических явлений)

· Формирующий (предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление)

· Контрольный (выявляет изменение после формирующего эксперимента)

3) Эксперимент делят на две группы:

· Мыслительный (проводят в уме, планируют)

· Эмпирический (осуществляется на практике)

 

Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос. Непринужденная беседа позволяет исследователю изучить основные особенности личности собеседника, выработать индивидуальный подход и вступить в контакт с ним.

Опрос - метод, основанный на ситуации, когда человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов

Особенности применения стандартизированного и свободного опроса

Стандартизированный опрос Свободный опрос
Исключаются ошибки при формулировке вопросов Позволяет гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы
Полученные данные легко сравнимы друг с другом Полученные данные сложнее сравнить друг с другом
Носит отпечаток искусственности (напоминает устную анкету)  

Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Опрос может быть письменным (анкетирование) и устным (интервью).

Достоинства:

· Можно увидеть разные стороны психики

· Можно быстро собрать материал о человеке или о группе

Недостатки:

· Субъективный метод, зависит от личности исследователя

· Ограничено возрастом

 

Анкетирование– это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.

Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования.

Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.

2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросыпозволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа.

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Достоинства - быстрый сбор большого количества материла

Недостаток - сложность проверки искренности ответов

Виды:

1) По объему: сплошное, выборочное

2) По способу общения: очное, заочное

3) По процедуре проведения: индивидуальное, групповое

4) по способу вручения анкеты: раздаточное, почтовое

 

Интервью используется, когда исследователю важно увидеть реакцию человека

Достоинство - можно увидеть искренность или ложность ответа

Недостаток - требует длительной подготовки и наблюдения

 

Тестирование– это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, тесты, диагностирующие межличностные отношения и т.д.

Выделяют следующие виды тестов:

· тест-опросник–основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных относительно валидности и надежности

· вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности;

· тест-задание –включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств;

· проективный тест – в нем заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам.

В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.

Достоинство - можно провести на большом количестве испытуемых

Недостаток - сложно установить за счет чего же был получен результат

 

Метод анализа процесса и продуктов деятельности. Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности. В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку на его основе не всегда представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека.

Анализируют изобразительную деятельность (рисунки, аппликации, поделки из глины), музыкальную деятельность (игра на инструментах, пение, танцы), творчество, словесное творчество.

Достоинства:

· можно собрать большое количество материала

· можно оценить качество деятельности

· можно использовать многократно

· естественность поведения

Недостатки:

· ограничен возрастом

· сложная обработка данных

 

Биографический метод- это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

 

Социометрия - метод психологии, который направлен на исследование межличностных взаимоотношений в группе.

Достоинство - простая процедура проведения

Недостаток - не всегда можно определить мотивы выбора человека

 

Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.

Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие субъекта и изучаемую проблему: инспектор по делам несовершеннолетних, родители, друзья и т.д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.

 

Вывод:

Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента - совершенно иную.

На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон психологической реальности.

Учение о методе доставляет особую область знания - методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т. п.

 

Вопросы к студентам:

1. что такое методология?

2. чем отличается метод от методики?

3. какой из описанных методов вы считаете более эффективным? почему?

4. чем отличается тест от тестирования?

5. чем отличается стандартизированный опрос от свободного?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.