Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков





Работа по материалам учебника.

Упр. 349, 357, 362, 366, 371.

 

2. Самостоятельная работа (упр. 370).

 

3. Индивидуальные задания.

Карточка № 1

— Укажите суффикс, с помощью которого образован каждый из приведённых ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы:

Двигатель, грузчик, кладка, сушилка, бурение, сверление, подключение, буксировка, заготовка, газификация, радиофикация.

 

Карточка № 2

— Укажите приставку, с помощью которой образован каждый из приведённых ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы:

Ретранслятор, ультразвук, антивещество, контр-адмирал, противоток, сверхгенератор, суперфильтр, сомножитель, антитело, предкамера.

 

IV. Итоги урока

— Какие пласты слов составляют научную лексику? В чём их особенность?

— Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляют к терминам?

— Какие словообразовательные элементы (корни, суффиксы, приставки) характерны для этого стиля?

 

Домашнее задание

1. Выучить материал на. стр. 210—221.

2. Упр. 353.

 

Урок 67 (32)

Морфологические и синтаксические особенности



Научного стиля

 

Цели урока:

Знакомство с морфологическими и синтаксическими особенностями научного стиля.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока

Орфографическая разминка.

Ракетодром, автоцементовоз, видеомагнитофон, металлообработка, идентифицировать, комплексный, контрольно-измерительный, общественно-политический, приставочно-суффиксальный.

 

Толкование отдельных слов.

Объяснить лексическое значение слов ракетодром (специально оборудованная площадка для испытания и запуска ракет), идентифицировать (установить тождественность), комплексный (сложный, соединённый с чем-либо).

Определить лексическую принадлежность данных слов.

 

Морфологические особенности научного стиля.

Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:

• Существительное — 39,9%

• Причастие — 14,8%

• Прилагательное — 12%



• Местоимение — 5,5%

• Деепричастие — 4,6%

• Наречие — 2,9%

• Числительное — 1,4%

• Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9%

Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи.

Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.

 

Использование существительных в научном стиле

Для научного стиля характерно использование отглагольных существительных:

• образованных бессуффиксным способом (нагрев — нагревать);

• образованных с помощью суффикса -к- (установка —установить);

• образованных с помощью суффиксов -ени-, -ни-.

— Образуйте от глаголов существительные бессуффиксным способом:

Учитывать (учёт), отбирать (отбор), прогревать (прогрев), набирать (набор).

— Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-:

Надстроить (надстройка), очистить (очистка), подобрать (подборка).

— Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов -ени-, -ни-:

Тормозить (торможение), регулировать (регулирование), владеть (владение), измерять (измерение), формировать (формирование), усиливать (усиление).

 

Для Использование глаголов и глагольных форм в научном стиле

научного стиля характерно использование глаголов 3-го лица (единственного и множественного числа) и кратких причастий. Например: намечены (намечают) результаты, использованы (используют) растворы.



— Составьте словосочетания, поставив глаголы в форму 3-го лица (ед. или мн. числа):

Установить (устанавливают) прибор, излучать (излучает, излучают) свет, фиксировать (фиксируют, фиксирует) положение.

— Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени:

Привести (приведён), продолжать (продолжен), изучить (изучен), сконструировать (сконструирован).

 

Синтаксические особенность научного стиля.

Работа с учебником (стр. 224).

Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т. п. В большей степени это распространяется на тексты естественных и прикладных наук: математики, химии, физики и др.

 

3. Анализ текста с целью выявления синтаксических особенностей научного стиля.

Упр. 370 (II).

— Определите синтаксический строй текста.

(В тексте используются сложные предложение, причастные и деепричастные обороты, однородные члены, вводные слова, отсутствуют обороты разговорной речи.)

 

Домашняя контрольная работа

Упр. 381 (выполнить анализ текста научного стиля).

 

Урок 68

Обобщение изученного материала о текстах,

Видах их переработки и стилях речи

 

Цели урока:

Обобщение знаний по темам «Тексты, виды переработки текстов», «Стили речи (научный стиль)».

 

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Анализ текста (упр. 383).

Выразительно прочитайте текст.

— Можно ли данное высказывание назвать текстом? Обоснуйте свою точку зрения. (Это текст, так как можно выделить тематическое и композиционное единство всех частей.)

— Определите стиль текста. Обоснуйте свой ответ.

 

Пример ответа:

Научный стиль речи: 1) использование терминов и терминологических словосочетаний (парадигма, эвристическая среда, позитивные отношения, аура альтернативных поисков); 2) использование грамматических форм, свойственных научному стилю (не станет пренебрегать, должны установиться, предугадана точка зрения, должны установить позитивные отношения); 3) широкое использование сложных предложений, однородных членов, вводных слов.

 

Задания для письменного разбора:

а) Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

б) Подчеркнуть ключевые слова.

в) Перечислить известные виды переработки текста.

г) Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Изложите письменно своё мнение по затронутому вопросу (о научном и ненаучном знании, о многообразии ненаучного знания и его роли в развитии цивилизации).

В заключении урока учащиеся зачитывают свои работы, объясняют правописание слов с пропущенными буквами, комментируют постановку знаков препинания.

Как вариант урока можно провести конференцию по изученной теме.

 

Использованная литература

Боровикова Л. В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работы. — М., 2000.

Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гроздарев Ю. А. Русское слово. — М., 1991.

Вякшин Н. Л. Русский язык в афоризмах. — М., 2001.

Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. — М., 1998.

Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М., 1997.

Кучеренко Н. Д. Орфография. Русский язык в теории и практике. — Серия «Школа в клеточку» — М., 1997.

Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. — М., 1990.

Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 классы. — 2-е изд. — М., 1997.

Малюшкин А. Б., Иконицкая Л. Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 кл. — М., 2001.

Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской, — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1991.

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн. для учителя / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — 5-е изд. — М., 2002.

Пленкин Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя. — М., 1975.

Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М., 1995.

Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, культура речи. 4 изд. — Ростов н/Д., 2003.

Потёмкина Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. 10 класс. — М., 2003

Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. — М., 1994.

Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации. — Челябинск, 1994.

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. — М., 1996.

Русский язык: 120 текстов для школьных изложений 5—11 кл. / сост. К. А. Войлова, В. В. Леденева. — М., 1996.

Русское слово как предмет языкознания. — М., 1972

Семенюк А. А. Уроки углублённого изучения русского языка. 9 кл. — М., 1994.

Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. — М., 1996.


[1]Программа дается по кн.: Власенков А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы»: Кн. для учителя. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2002.

[2] Основная нумерация уроков ведется по углубленной 68-часовой программе. В скобках дается номер урока по 34-часовой программе.

[3] Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Самое самое: Сочинения. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. С. 43.

[4] Потемкина Т. В. Поурочные разработки. Русский язык. К учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. 10 класс. — Материк-Альфа, 2003.

[5] Словарь русского языка: В 4 т. М., 1981. Т. 1., С. 334.

[6]В разработках урока использован материал из книги Т. В.Потемкиной «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченково «Русский язык». Материк-Альфа, 2003.

[7]В разработках урока использован материал из книги Т. В. Потемкиной «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык». Материк-Альфа, 2003.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.