Сделай Сам Свою Работу на 5

II. Знакомство с видами сокращения текста





Выступление учащегося (Какие виды сокращений текста существуют? Что такое тезисы? В каких случаях мы делаем выписки?).

 

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

— Прочитайте материал учебника (стр. 176, 179) и выпишите определение понятий тезисы, выписки, план.

— Составьте план и тезисы по упр. 317.

Образец выполнения упр. 317:

 

План Тезисы
1. «Роскошная» речь Толстого.   2. «Игровая» речь Писемского. 3. «Живописная» речь Гончарова.   4. Речь Салтыкова, Достоевского, Лескова. 5. Слово Толстого.   6. Мысли Толстого. Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающую и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей. ... ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц.   Оно всегда было просто и поразительно... Оно было хронологично... Рассказы Толстого... текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно. В каждом литературном произведении надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника

 



— Перескажите содержание текста, пользуясь сначала тезисами, а потом планом.

 

IV. Подведение итогов урока

— Назовите основные виды сокращения текста.

— Что такое тезисы и выписки? Когда возникает необходимость в выписках? Как нужно оформлять выписки?

 

Домашнее задание

Упр. 318.

Сделать выписки из статьи В. Лакшина, стараться выписывать то, что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир».

 

Урок 60

Конспект. Тематический конспект. Реферат

Цель урока:

Познакомить учащихся с видом сокращения текста — конспектом, его разновидностью — тематическим конспектом.



 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Из статьи В. Лакшина (упр. 318) зачитать выписки, которые расширяют и углубляют ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир». Выполнить синтаксический разбор предложения (на доске, по выбору учащегося).

 

Словарный диктант.

Подавать апелляцию, суверенная территория, выполнить миссию, написать реферат, выступить в оппозиции, баллотироваться в президенты, работать над конспектом, поставить пьесу, составить план, сделать выписки, прочитать тезисы, вступить в дискуссию, получить эффект. (30 слов.)

— Объясните лексическое значение слов оппозиция (противодействие, сопротивление), апелляция (1. Обжалование решения суда в более высокую инстанцию с целью пересмотра дела. 2. Обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь.)

— Назовите из диктанта слова, которые называют виды переработки и сокращения текста (Реферат, конспект, план, выписки, тезисы.)

— Какие разновидности переработки текста не названы? (Аннотация.)

 

II. Повторение и углубление изученного материала

1. Слово учителя:

Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

 

2. Работа по учебнику (стр. 183—185).

 

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

Упр. 317, 318. Составить тематический конспект о творчестве Л. Н. Толстого.



 

Домашнее задание

Закончить работу над конспектом (упр. 317, 318).

 

Урок 61

Реферат

 

Цель урока:

Познакомить учащихся с правилами составления реферата.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Сдать конспекты на проверку.

 

II. Новая тема

1. Работа с учебником (стр. 185).

— Используя полученные сведения, письменно ответьте на вопрос: Что такое реферат?

 

2. Знакомство с основными требованиями к реферату.

Реферат (от лат. refero — сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и ученик.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

 

Этапы работы над рефератом

• Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию).

• Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8—10 различных источников).

• Составление библиографии.

• Обработка и систематизация информации.

• Разработка плана реферата.

• Написание реферата.

• Публичное выступление с результатами исследования.

 

Примерная структура реферата

1. Титульный лист.

2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).

4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы.

 

Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 5—15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

 

Критерии оценки реферата

• Актуальность темы исследования.

• Соответствие содержания теме.

• Глубина проработки материала.

• Правильность и полнота использования источников.

• Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

На следующей странице представлен образец титульного листа реферата.

 

 

Образец оглавления

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………….с. 3

Глава I. «Петр Великий русской литературы» (В. Г. Белинский) …………………………с. 5

Глава II. Образ Петра I в поэзии М. Ю. Лермонтова ………………………………………..с. 10

Заключение ……………………………………………………………………………………..с. 11

Библиография ………………………………………………………………………………….с. 13

 

Правила оформления библиографии

1. Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы, название источника, например:

Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. — Харьков, 1996.

2. Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:

Кан-Калик В. А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

3. Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов «и др.», например:

Маркова А. К и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.

4. Если название источника содержит дополнительные сведения основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:

Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996.

5. В случае выхода источника (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приводятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указывается редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: / Ред: или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:

Социально-педагогические проблемы профессионального становления молодых учителей / Сост. С. Г. Вершловский. — Л., 1989.

Психологические диагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева. — Л., 1976.

Реклама за рубежом / Ред. Б. Г. Карпова; Сост. И. С. Сидельников. — М., 1977.

6. В случае если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), изданную среди других произведений этого же автора и объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа), затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника, например:

Розанов В. В. Декаденты // Розанов В. В. Мысли о литературе. — М., 1989. — С. 211-215.

Каменский Я. А. Великая дидактика // Каменский Я. А. Соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 242-446.

Плеханов Е. В. К вопросу о роли личности в истории // Избр. филос. произв. — М., 1956. — Т. 2.

7. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-и и т. п.), например:

Коменский Я. А. Соч.: В 2 т. М., 1982. — Т. 1. — С. 201-242.

Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т. — М., 1980.

8. Место издания — обязательный библиографический элемент — приводится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва — М.; Ленинград — Л.; Санкт-Петербург — СПб.; Петербург. — Пб.; Нижний Новгород — Н. Новгород; Ростов-на-Дону — Ростов н/Д; Лондон — L; Нью-Йорк — N.Y.; Париж — Р.

9. Если книга ее описании два места издания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой:

Гегель. Соч.: В 3 т. — М.; Л., 1934. — Т. 1. — С. 174-191.

10. Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсутствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S.А.» (Sine anno) для иностранных языков.

10. При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от построения источника и страницы соблюдаются следующие правила:

а) все сведения даются арабскими цифрами;

б) так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пишутся в сокращении:

Том 4 — Т.4.

Книга 2 — Кн. 2.

Раздел 3 — Разд. 3.

Выпуск 5 — Вып. 5.

Глава 4 — Гл. 4.

Страница 10 — С. 10.

Страницы 200-210 — С. 200-210,

например:

Есенин С. А. Собр. соч.: В 5 т. — М., 1970. — Т. 2. — Гл. 7. — С. 51-71.

11. Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов, делается так: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, две косые линии (//), приводится название журнала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журнала (если источник взят из газеты, вместо номера указывается дата вы пуска), точка, например:

Букатов В. М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. — 1996. — № 3.

Щербина Т. Энциклопедия литературных героев // Литературная газета. — 1977. — 19 июня.

 

III Самостоятельная работа

Оформить библиографические сведения учебников русского языка, литературы, географии и т. д.

 

Домашнее задание

Выбрать одну из тем к итоговому зачету по русскому языку; а) написать реферат (для сильных учащихся); б) составить библиографию к реферату.

Примерный список тем:

• М. В. Ломоносов — филолог и поэт.

• Древние риторы (Протагор, Горгий, Исократ, Сократ, Платон).

• Особенности стиля писателя.

• Зарождение и формирование научного стиля в России.

• В. И. Даль — лексикограф.

• Язык и история народа.

• Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.

• Роль А. С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка.

 

Урок 62

Аннотация

 

Цели урока:

Знакомство с особенностями вида сокращения текста — аннотацией; развитие умения составлять аннотации; совершенствование навыков правописания.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока

Словарный диктант.

Аккомпанемент, аккордеон, хоккей, оккупант, аккуратный, можжевельник, жжёный, жужжание, либретто, оперетта, коттедж, эффект, юннат, дрожжи, перрон, территория, Голландия, Филиппины, Ницца, Апеннины, авторалли, баллада, дискуссия, иллюстрация, каравелла, коммерсант, баррикада, иллюзион, каллиграфия, барокко, стеллаж, аллегория, аннотация, Россия.

— Какая орфограмма объединяет слова в данном диктанте? (Двойная согласная.)

— Лексическое значение каких слов вы не знаете?

Либретто — 1. Словесный текст театрализованного музыкально вокального произведения; 2. Краткое изложение пьесы, оперы, балета; 3. План сценария.

Барокко — вычурный и пышный архитектурный и скульптурный стиль XVI-XVIII веков.

— Что означает слово аннотация? (О происхождении этого слова учащиеся узнают из учебника, стр. 186.)

 

2. Анализ текста. (Текст записан на доске без знаков препинания.)

Это был роман псевдонима, объявившегося где-то в Южной Америке, человека пессимистичного, но с такою страстью презрения писавшего о несчастьях, что они увлекали и манили к быту тяжёлому, рискованному, заквашенному на мучительной помеси из приключений и борьбы (К. Федин.)

— Расставьте знаки препинания в данном тексте.

— Какова тема высказывания?

— Можно ли назвать высказывание аннотацией?

 

Строение аннотации

1. Библиографическое описание.

Мертлик Р.

Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. — М.: Республика, 1992. — 479 с.

2. Текст аннотации.

В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие людей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют писателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут.

Рассчитана на широкий круг читателей.

 

Основные требования к аннотации

• Композиция должна быть внутренне логичной и может отличаться от композиции исходного текста.

• Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.

• Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и ясностью.

• Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.

 

Разновидности аннотаций

• справочная (информативная);

• рекомендательная (с элементами оценки);

• от издательства;

• от автора;

• от составителя.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.