Сделай Сам Свою Работу на 5

IV. Подведение итогов урока





— Что такое абзац? Какова его роль в тексте?

— Что такое микротема и микротекст?

 

Домашнее задание

Оформить текст В. Астафьева «Последний поклон» в виде сжатого изложения.

 

Урок 54

Типы речи. Повествование

Цели урока:

Обобщить знания по теме «Типы речи. Повествование», полученные в 5-9 классах; совершенствовать навыки правописания.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Собрать тетради для проверки сжатого изложения.

 

II. Повторение и углубление изученного материала

Осложненное списывание.

— Текст списать, расставить запятые. Определить способ связи предложений. Назвать тип речи.

Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы в воду комнатной температуры. Через два-три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. На третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1—2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

Ответ:

Способ связи предложений — цепной (последовательный). Тип речи — повествование.

— Какие типы речи вам известны? (Описание, рассуждение, повествование.)



— К какому типу речи относятся следующие тексты? Определите на слух.

а) Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

Это рассуждение, т. к. в тексте объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (...ткани из химического волокна плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки).

б) В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными постройками. (И. С. Тургенев.)

Тип речи — описание.

 

2. Обобщение знаний по теме «Повествование».

Чтение материала учебника на стр. 152—153.

 

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

1. Анализ текста. Упр. 292.

— Прочитайте выразительно данный текст.

— Можно ли этот отрывок назвать текстом?

Данный отрывок можно назвать текстом, т. к.:



• можно выделить тематическое (пожар на бензохранилище) и композиционное единство всех частей;

• предложения связаны цепной связью;

• обладает смысловой цельностью и относительной законченностью.

— Определите композиционные части данного текста. (Завязка — Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться... кульминация — Теперь обрыв надвигался быстро... Развязка — Гринька встал и тут же сел...)

— Что такое экспозиция? (Часть текста, предшествующая завязке. Экспозиция — Бензохранилище — целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии.)

— От какого лица ведется повествование? (От лица автора.)

 

2. Анализ текста с типом речи «Повествование». Упр. 294.

Тип текста — повествование. Вид связи между предложениями — параллельный. Завязка — Гоголь, прищурив глаза, долго смотрел на Лермонтова... — ... так как привык вращаться в свете. Развитие действия в абзацах 2-12 до того момента, когда Гоголь схватил Лермонтова за руку. Кульминация — Он схватил Лермонтова за руку и зашептал... Развязка — последний абзац.

 

3. Задания к упр. 294 на стр. 155 выполняются по усмотрению учителя.

 

4. Работа по написанию текста-повествования (учебник, стр. 155—156).

 

IV. Подведение итогов урока

— Какие типы речи вы знаете?

— Что характерно для описания?

— В чем особенности рассуждения?

— Какой текст мы называем повествованием?

— Какова композиционная особенность текстов повествовательного типа?

 

Домашнее задание

Подготовить пересказ одной из сцен пьесы А. Н. Островского «Гроза» (отъезд Тихона; последняя встреча Катерины с Борисом; встреча Кулигина с Диким; странница Феклуша у Кабанихи).



Пересказ должен быть приближенным к повествованию. Желательно заменять глаголы сказал, говорил другими синонимами.

 

Урок 55

Описание

 

Цели урока:

Закрепление знаний по теме «Типы речи», обобщение изученного по теме «Описание»; совершенствование речевых умений учащихся.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ одной из сцен пьесы А. Н. Островского «Гроза».

 

2. Анализ сжатого изложения по рассказу В. Астафьева «Последний поклон».

 

Беседа.

— Какие типы речи вы знаете?

— В чем особенность рассуждения?

— Какова композиционна особенность текстов повествовательного типа?

— В чем особенность рассуждения?

— Что характерно для описания?

 

II. Повторение и углубление изученного материала

1. Анализ текста. (Текст записывается под диктовку учителя с комментарием знаков препинания и орфограмм.)

Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза. Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть. Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь чистое сито. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Лишь потом я обнаружил, что у него прямой, с легкой горбинкой нос, высокий лоб с двумя буграми, бутылочного цвета глаза с рыжеватым отливом, который им придавали пушистые рыжие ресницы. Я просто ослеп, будто взглянул на солнце. (Ю. Нагибин.)

— Определите тип речи текста, обоснуйте свой ответ (стр. 156). (Описание внешности.)

— Какие особенности внешности героя отличает Ю. Нагибин? Какие детали в описании героя позволяют писателю сделать вывод: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце»?

Ю. Нагибин описывает в герое то, что невозможно было не заметить с первого взгляда: «парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и очень конопат». Именно эти, особенности внешнего облика героя и раскрываются дальше в описании. Это прежде всего веснушки «разных видов и мастей», а затем уже глаза бутылочного цвета с рыжеватым отливом и пушистые рыжие ресницы. В тексте много слов, обозначающих золотисто-рыжий цвет: огненно, немыслимо ярко-рыж, по золотистому фону веснушек, глаза с рыжеватым отливом, рыжие ресницы.

Общий вывод: в описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявиться в том, как человек ходит, сидит, работает и т. д., в выражении его глаз, в улыбке и пр.

 

Восстановительный диктант.

Учитель читает текст, учащиеся выписывают ключевые слова, затем восстанавливают текст.

По стенам, около картины, ленилась в воде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. (И. А. Гончаров.)

— Определите тип речи: (Описание интерьера.)

— Чье жилище описано в данном отрывке? (Ильи Ильича Обломова.)

— Сравните данное описание с описанием интерьера, приведенным в упр. 299.

 

Тип речи «Описание природы».

Упр. 298.

 

Ответ к упражнению 298:

И. С. Тургенев уже в первом предложении дает общее представление о пейзаже: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными». Далее выделяются частные признаки этой картины: поля, небольшие леса, овраги с низким кустарником, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды, деревеньки с низкими избенками, покривившиеся сарайчики, церкви с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. В последнем предложении выражено отношение к развернувшейся картине: «Сердце Аркадия понемногу сжималось».

Общий вывод: при описании должно быть обеспечено единство изображения, единство взглядов на предмет, а также определенная последовательность в описании.

— К какому стилю речи относятся тексты, рассмотренные на уроке? (К художественному.)

— Описание может быть не только художественным, но и научным.

 

4. Работа с текстом упр. 301 — научное описание.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.