Сделай Сам Свою Работу на 5

IV. Подведение итогов урока





— Что такое цепная (последовательная) связь?

— Что такое параллельная связь?

— Что может усиливать параллельную связь? (Стр. 146).

— Что такое синтаксический параллелизм?

 

Домашнее задание

1. Упр. 298 или упр. 282 на выбор.

 

Ответы к упр. 298:

Способ связи в тексте — параллельный, т. к.:

а) в тексте одинаковый порядок слов («в каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»; «Роман сказал, Демьян сказал, Лука сказал» и т. д.);

б) члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами (как село солнце красное, как вечер наступил, уселись мужики, зажгли костер, за водкой сбегали и т. д.).

Для усиления связи между предложениями автор использует:

• повтор (Роман сказал, Лука сказал; Лука кричит, Демьян кричит и др.);

• синонимические обороты (тот путь держал = тот шел и др.)

• параллелизм (пошло гулять-погуливать, пошло кричать-покрикивать и др.).

 

Урок 53

Абзац

 

Цели урока:

Обобщить и закрепить полученные в 5—9 классах знания по теме «Абзац»; совершенствовать навыки правописания; развивать монологическую речь учащихся.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания



Проверка упр. 282, 289 (учащиеся зачитывают свои работы).

 

II. Повторение и углубление изученного материала

 

Диктант

Иногда срывался шквал... Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский.)

— Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схему второго предложения.

[ ], [ и ], [ ], и [ , прич. оборот, ].

— Почему в третьем предложении перед вторым союзом и не ставится запятая? (Имеется общий второстепенный член предложения: А утром... вдали взлетали...)

— Объясните указанные орфограммы в словах, приведите свои примеры: — ( , , ); — ( (нареч.), (нареч.), (нареч.)); — ( (прич.), (прич.), (прич.)).

— Докажите, что данная группа предложений является тестом.

— Какие признаки текста вам известны?

— Из скольки абзацев состоит текст?



— Что такое абзац?

— Что такое микротема? Сколько микротем можно выделить в данном тексте?

— Что называют абзацным зачином? Что называют комментирующей частью?

 

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

1. Анализ строения абзаца (упр. 290).

 

2. Восстановление текста по выписанным микротемам (сжатое изложение).

Последний поклон

Текст Микротема
Задами я пробрался к нашему дому. Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей. Дверь распахнута. Краски на двери и на крыльце почти не оста-лось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери. Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки в клубок. Я замер у двери. Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на при-печке, так и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках. — Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милого. У меня в ногу стрельнуло. Испужаюсь или обрадуюсь — и стрельнет... Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Какие маленькие сделались у бабушки ручки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную шелуху видна каждая косточка. Я сгреб бабушку в беремя. — Молилась, молилась за тебя, — торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: — Молилась, молилась. На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды. — Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок… Работы сделала иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... Закрой мои глазоньки... Бабушка ослабела и только целовала мои руки, мочила их слезами. Я тоже плакал молча и просветленно. Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму, но меня не отпустили с производства. Начальник, где я работал, сказал: — Мать или отца — другое дело. А бабушек да Дедушек... Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью — всем, что есть на свете дорогого для меня. Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. Случись это теперь — я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная, Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, И ни-когда не будет. И некому прощать. (В. Астафьев.) Встретить первому. У входа в дом.   Все как прежде.   Встреча.   Встреча.   Сообщение о смерти ба- бушки.   «Живет в сердце ви- на».

 



План работы по тексту

1. Чтение текста.

2. Выделение микротем и ключевых слов в данном тексте.

3. Работа по сжатию текста.

4. Составление сжатого пересказа.

Примечание. В целях необходимой наглядности на уроке может быть использован подготовленный раздаточный материал.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.