Сделай Сам Свою Работу на 5

V. Сложное предложение с разными видами связи





— Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?): а) запятую; б) точку с запятой; в) двоеточие; г) тире; д) запятую и тире одновременно; е) не нужно никакого знака.

1. В одно и то же время разлюбить и полюбить (?) значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде.

2. Не знаю, солнышко ли ее пригрело, или она (бабочка) брала сок из этой травки (?) только видно было, что ей очень хорошо.

3. Все вокруг золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось под тихим дыханием ветерка (?) гуляли грачи, они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей.

4. Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами (?) его маленькие серые глазки не отрываясь смотрели на офицера.

5. Пусть достанет деньги (?) где хочет и как хочет.

6. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый (?) он тронут, и она тронута.

7. Трудно было подумать, чтоб место это было жилое (?) такой решительный вид запустения и беспорядка носила на себе наружность избы.

8. Кто не любит искусства (?) или черств душой, или глух ко всему прекрасному.

9. Я хотел ответить Олесе какой-нибудь шуткой и не мог (?) слишком много искреннего убеждения было в ее словах.



10. Помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки, но теперь только умею ценить их (?) тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.

 

Ответы:

I: 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9б, 10а.

II: 1в, 2б, 3б, 4в, 5в, 6б, 7б, 8а, 9а, 10в.

III: 1а, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а, 10а.

IV: 1в, 2е, 3г, 4а, 5д, 6г, 7в, 8е, 9е, 10г.

V: 1г, 2д, 3б, 4а, 5е, 6в, 7д, 8г, 9в, 10д.

 

Урок 50

Анализ контрольной работы

 

Раздел 7

ТЕКСТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА

Урок 51 (28)

Текст, его строение, виды его преобразования

И основные признаки

 

Цели урока:

Обобщить знания по теме «Текст», полученные в 5—9 классах; познакомиться с видами переработки текста; закрепить навыки право писания.

 

Ход урока

I. Повторение и углубление изученного материала

1. Анализ текста (текст предварительно записывается под диктовку с объяснением постановки знаков препинания).

Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. (К. Паустовский)



— Определите тему высказывания. (Тема истинного патриотизма объединяет все предложения в одно целое.)

— Какова основная мысль высказывания? (Бескорыстная любовь к родине.)

— Можно ли данное высказывание назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

— Вспомните и сформулируйте понятие текста. (Текст — это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено.)

 

Работа по учебнику.

— Прочитайте материал учебника на стр. 144. Назовите основные признаки текста.

— Назовите виды связи между предложениями.

 

II. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

1. Списать текст. Определить, как между собой связаны предложения.

1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3) Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков.)

Комментарий к тексту: Предложения связаны между собой цепной (последовательной) связью. В начале второго предложения повторяется мысль, которой закончилось первое предложение (...раскинулись леса...). Третье предложение продолжает развивать тему, затронутую во втором предложении (Сосны… шумели). Средство связи — повтор слов (леса — в лесах, соснами сосны).



 

2. Списать текст. Определить вид связи предложений 2, 3, 4 в тексте.

1) Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. 2) Вершина сосны качнулась. 3) Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. 4) С тяжелым гулом сосна ударилась о землю и замерла.

Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны параллельно, т. к. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов (Вершина качнулась... дерево начало клониться...). Средства связи — синонимы и синонимичные выражения: вершина сосны — дерево — сосна.

 

3. Упр. 281 (устно).

Упр. 208.

— Проанализируйте, какая связь преобладает между частями текста. Выпишите ключевые слова.

Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны параллельно. Средством связи является синтаксический параллелизм, т. е. в четырех предложениях сохраняется одинаковый синтаксический рисунок.

Ключевые слова: Россия, сверхгосударство, шестая часть света, семь морей, горы, щетина лесов, снега, византийские купола.

 

III. Подведение итогов урока

— Что такое текст?

— Назовите основные признаки текста.

— Какие связи предложений существуют в тексте?

Домашнее задание

1. Упр. 201, 202 (устно).

2. Выучить материал учебника на стр. 144—146.

 

Урок 52

Текст. Способы и средства связи между частями текста

 

Цели урока:

Формировать умение определять способы и средства связи между частями текста; закрепить навыки правописания.

 

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Опрос.

— Расскажите, что такое текст, назовите основные признаки текста. Докажите, что данное высказывание является текстом (на примере дом. упр. 201).

— Дайте определение тексту. Что такое цепная (последовательная) связь?

— Что такое параллельная связь

— Какая связь преобладает между частями данного текста? (на примере дом. упр. 202).

 

2. Анализ текста (запись под диктовку).

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... (А. П. Чехов.)

— Можно ли назвать данное высказывание текстом? (Да. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

— Определите тему высказывания. (Воспитанные люди.)

Как в данном тексте связаны предложения? (Предложения соединены между собой параллельной связью, т. е. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения: Воспитанные люди уважают... Они не бунтуют... Они болеют.... Средство связи — местоимение: люди — они.)

 

II. Повторение и углубление изученного материала

Упр. 284.

— Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир», опираясь на вопросы на стр. 147.

Пример ответа:

а) Сказуемые-глаголы: унесли, были разбиты, залетали, не замечали — формы мн. ч. 3 лица. Такие формы сказуемых служат для сопоставления предложений. В данном абзаце предложения связаны параллельной связью.

б) Этот способ связи сохраняется и в следующем абзаце. Это подтверждает повтор конструкции «после каждой... после каждого...».

в) Цепная связь используется в 5, 6 абзацах.

г) Все предложения в тексте объединены общей темой боя и нарастания боевого духа. Единство темы в тексте подчеркивается при помощи слов-связок: к десяти часам; через несколько минут; в десять часов; из придвигающейся грозовой тучи; все более и более; через несколько минут, грозовая туча надвинулась.

д) В центре внимания находится «разгорающийся огонь» в душе Пьера.

е) Как меняется настроение солдат, и как пробуждается их боевой дух, показано в 5 и 6 абзацах. Этому предшествует «веселый говор и шутки» (1 абзац), во втором абзаце «все более и более разгоралось общее оживление», «на лицах этих людей вспыхивали молнии скрытого, разгорающегося огня» (3 абзац). «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер» — боевой дух солдат проявляется с полной силой. Все части текста — предложения, абзацы — связаны не только общей темой, но и с помощью языковых средств: единством форм времени глаголов-сказуемых (всюду прошедшее время).

 

2. Анализ данного текста можно провести по плану (речеведческий разбор текста по А. И. Власенкову)

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4. Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

 

III. Самостоятельная работа

Вариант I

Упр. 285 (выполняется задание учебника).

Данный текст взят из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Название текста «Хочется танцевать». Основная мысль текста — раскрыть внутренние переживания Наташи на первом балу. Тип связи — цепной. Смысловую связь осуществляют слова: она, ее, у ней, я, ко мне, меня, со мною.

Вариант II

Упр. 287.

— Докажите, что перед вами текст.

Данный отрывок можно назвать текстом, т. к. можно выделить тематическое и композиционное единство всех частей. Тема текста — встреча княгини с архимандритом. Предложения связаны параллельной связью. Предложения в тексте сопоставлены. Одинаковый порядок слов (Старик прыгнул... Она подняла... и т. д.), члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами (говорила она, вошел архимандрит).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.