Сделай Сам Свою Работу на 5

По теме «Морфология и орфография»





Цель урока:

Проверка знаний учащихся по теме «Морфология и орфография»

 

Ход урока

I. Диктант

Дубечня — так называлась наша первая железнодорожная станция — находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.

В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки. Было довольно-таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг.

Походив часа два, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.

Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.

Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником.

Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее.



Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой, И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега — принадлежало инженеру. (241 слово.)

(А. П. Чехов.)

 

II. Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить синтаксический разбор первого предложения из последнего абзаца (I вар.); второго предложения из последнего абзаца (II вар.).

3. Выполнить фонетический разбор слов вправо (I вар.), ещё (II вар.).

4. Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи (одно слово).

5. Выписать 3 причастия и разобрать их по составу (I вар.). Выписать 3 наречия и разобрать их по составу (II вар.).



 

Урок 38

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

 

Раздел 6

СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ

Урок 39

Принципы русской пунктуации

 

Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»; закрепление навыков правописания.

 

Ход урока

I. Словарный диктант «Трудные случаи написании наречий»

До свидания, до востребования, за границу, за полдень, за упокой, за глаза, в одиночку, в общем, в обрез, в обнимку, в обхват, в обмен, в охапку, в отместку, в убыток, в упор, в аккурат, в открытую, на ощупь, на совесть, без толку, с ходу, на ходу, без ведома, без умолку, без зазрения совести, точь-в-точь, бок о бок, еле-еле, впопыхах, вперевалку, вприпрыжку, врастяжку, вразлад, обок, оземь, кряду, искони, изначала, наискосок, насмарку, понаслышке, невдомёк, навзрыд.

 

II. Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»

Анализ текста

Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки...

И вдруг улыбнулась погодка: выпал чистый мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и так-то сделалось славно в лесу! Сахарный снег блестит-переливается, все деревья цветными сделались: ёлки — с коричневой шкуркой, сосны — с жёлтенькой, осинки — с зелёненькой, берёзки — с пёстренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет! (Э. Шим)

— Обоснуйте постановку знаков препинания.

— В каком разделе языкознания (лингвистики) представлены правила постановки знаков препинания? (Пунктуация.)



 

2. Составление тезисного плана к ответу на вопрос «В чём заключаются принципы русской пунктуации?».

— Какие принципы русской пунктуации вам известны? Найдите ответ на стр. 107—108 учебника. (Задание даётся по вариантам)

 

Вариант I

— Составьте план и подготовьте небольшое сообщение по этому материалу.

Примерный план:

• Основное назначение пунктуации:

а) расчленение речи на части;

б) каждая часть — носительница определённого значения.

• Грамматические (синтаксические) правила:

а) функции запятой как знака препинания;

б) особенности употребления точки с запятой.

• Смысл высказывания — основа смыслового расчленения.

 

Вариант II

— Составьте тезисный план ответа по материалам упр. 225.

Примерный план:

• Смысловой (логический) принцип.В основе правил лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

• Грамматический (синтаксический) принцип.Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическим (синтаксическим) принципом.

• Интонационный принцип. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на её составные части.

 

— На примере записанного вами текста докажите, что все три принципа русской пунктуации реализуются одновременно.

(После выразительного прочтения текста, при котором учащиеся демонстрируют интонационное оформление текста, делая паузы на месте знаков препинания, указывается на синтаксическое значение однородных членов предложения, обращается внимание на пропуск членов предложения. Можно особо поработать над интонацией смыслового отделения слов и словосочетаний. Учащиеся показывают различие в чтении восклицательных и невосклицательных предложений. Можно провести эксперимент: расставить знаки препинания в других местах и понаблюдать, как изменится смысл предложения.)

 

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

— Один из принципов русской пунктуации называется синтаксическим. Что изучает синтаксис?

Синтаксис (от греческ. sintaxis — составление) — раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части:

• учение о словосочетании

• учение о предложении [простое предложение (односоставное, неполное, звукосоставное), осложнённое предложение, сложное предложение (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное)].

— Определите вид предложения, расставьте знаки препинания в предложениях разного вида, выполните синтаксический разбор предложений. (Предложения записываются под диктовку.)

1) Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории. (сложноподчинённое) 2) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. (сложносочиненное) 3) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве. 4) Если надо родиться поэтом, то надо родиться и народным, чтобы выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников. (сложноподчинённое с несколькими придаточными) 5) Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костёр. 6) И моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным... (простое, с однородными членами с обобщающим словом)

— Сделайте синтаксический разбор четвертого и пятого предложений, составьте схемы предложений.

Образец (4 предложение):

По цели высказывания повествовательное.

По эмоциональной окраске — невосклицательное.

Сложное с подчинением. Состоит из трёх предложений. Главное предложение второе, к нему присоединяются два придаточных условия и цели. Соединение параллельное.

Первое предложение — простое, односоставное, безличное, полное, распространённое.

Второе предложение — простое, односоставное, безличное, полное, распространённое.

Третье предложение — простое, односоставное, безличное, полное, распространённое.

Схема: (если), [ ], (чтобы).

 

Образец (5 предложение):

По цели высказывания — повествовательное.

По эмоциональной окраске — невосклицательное.

Сложное, бессоюзное. Состоит из 4 предложений.

Первое предложение — простое, двусоставное, полное, распространённое.

Второе предложение — простое, двусоставное, полное, нераспространённое.

Третье предложение — простое, двусоставное, полное, нераспространённое.

Четвёртое предложение — простое, двусоставное, полное, нераспространённое.

Схема: [ ]: [ ], [ ], [ ].

 

IV. Итоги урока

— Что изучает пунктуация?

— Что изучает синтаксис?

— Назовите принципы русской пунктуации.

 

Домашнее задание

1. Упр. 224 (устно), 232 (письменно).

2. Отработать написание наречий и подготовиться к взаимодиктант

 

Урок 40

Словосочетания

 

Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Словосочетания»; отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Синтаксический разбор и схемы предложений записываются на доске (заранее).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.