Сделай Сам Свою Работу на 5

IV. Подведение итогов работы





1. Обобщение знаний по теме «Правописание окончаний разных частей речи».

2. Работа по учебнику.

Правописание окончаний существительных (стр. 70, 71).

Упр. 143, 144.

Правописание окончаний глаголов (стр. 84).

Упр. 170 (II), 171 (I).

3. Самостоятельная работа по данной теме.

Упр. 142 или его часть.

 

Домашнее задание

1. Упр. 142 (закончить);

2. Упр. 171 (II);

3. Написать сочинение-миниатюру по теме «Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого, первого снега» (И. Тургенев). В сочинении выделить окончания глаголов и прилагательных.

(Учащиеся выполняют задание 2 или 3 по выбору.)

 

Урок 29 (25)

Правописание не и ни с разными частями речи.

 

Цели урока:

Повторение темы «-н- и -нн- в суффиксах разных частей речи»; закрепление навыков правописания не и ни с разными частями речи, развитие монологической речи.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании -н- и -нн- в суффиксах разных частей речи.

 

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

— Вставить -н- или -нн-, расставить знаки препинания.

Подстреле..ого сокола и ворона носом долбит (Русская пословица). Журналистика это организова..ое злословие (О. Уайльд). Подслуша..ому верят больше чем услыша..ому (А. Фюрстенберг). Деньги всё могут сделать они срывают скалы высушивают реки нет такой вершины на которую не мог бы взобраться нагруже..ый золотом осёл (Ф. Рохас). Пуга..ая ворона куста боится (Русская пословица).



Ответ:

Подстреленного сокола и ворона носом долбит (Русская пословица). Журналистика — это организованное злословие (О. Уайльд). Подслушанному верят больше, чем услышанному (А. Фюрстенберг). Деньги всё могут сделать: они срывают скалы, высушивают реки; нет такой вершины, на которую не мог бы взобраться нагруженный золотом осёл (Ф. Рохас). Пуганая ворона куста боится (Русская пословица).

 

Карточка № 2

— Вставить -н- или -нн-.

Безветре..ый день, бульо..ый кубик, воро..ой конь, глиня..ый горшок, грачи..ое гнездо, дива..ая подушка, искусстве..ый шёлк, карти..ая галерея, лекарстве..ое растение, овчи..ый полушубок, мужестве..о, ра зорва..ый рукав, нежда..ый гость, позолоче..ое кольцо, гружё..ая кирпичом баржа, сумка нагруже..а, посаже..ый дуб, старая листве..ица, моя мадо..а, любимый племя..ик.



 

Ответ:

Безветренный день, бульонный кубик, вороной конь, глиняный горшок, грачиное гнездо, диванная подушка, искусственный шёлк, картинная галерея, лекарственное растение, овчинный полушубок, мужественно, разорванный рукав, нежданный гость, позолоченное кольцо, гружённая кирпичом баржа, сумка нагружена, посаженный дуб, старая лиственница, моя мадонна, любимый племянник.

 

3. Во время подготовки учащихся к ответам на вопросы и выполнения индивидуальных заданий по карточкам класс пишет словарный диктант:

На экскурсии, в планетарии, о шалунье, о лезвии, о бытии, домишко, сынишка, братишка, полюшко, домище, жарища, приехал к Марии Николаевне, в течении реки, тихо шепчет, полки строятся, туман расстилается, переживает за близких, гоните стадо, строите дом. (28 слов.)

 

II. Работа по теме урока

1. Слитное и раздельное написание не.

1) не пишется слитно, если слова без не не употребляется.

2) не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Глаголы с приставкой недо- пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть). От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей не, которые обозначают неполное, незаконченное действие (ему не достаёт такта, аквалангист не достал морскую раковину).

3) не с существительными, прилагательными и наречиями:

 

Слитно Раздельно
Если слово с не имеет синонимы без не: недруг — враг, небольшой — маленький, негромко — тихо. Если есть противопоставление с союзом а: не друг, а враг; не большой, а маленький; не громко, а тихо.
Если присутствуют слова далеко, вовсе, отнюдь, нисколько: далеко не единственный случай; вовсе не обязательно.

 



4) не с причастиями:

 

Слитно Раздельно
Если нет зависимых слов: нераспустившийся цветок, неотправленное письмо, С краткими причастиями: работа не закончена.
Если есть противопоставление с союзом а: не распустившийся, а только зацветающий гладиолус.

 

5) не с отрицательными местоимениями:

 

Слитно Раздельно
Если нет предлога: некто, нечто. При наличии предлога: не у кого, не за что.

 

6) В остальных случаях не пишется отдельно:

• с числительными (не восемь книг);

• с местоимениями (не этот), но философский термин не-я пишется через дефис;

• со словами категории состояния (не надо, не нужно);

• со сравнительной степенью (не старше, не глубже);

• со словами дефисного написания (не ярко-красный, не по-старому);

• в вопросительных предложениях (Не правда ли?).

 

2. Слитное и раздельное написание ни.

 

Слитно Раздельно
В отрицательных местоимениях без предлогов: никто, ничто. Во всех остальных случаях.
В наречиях: никогда, ниоткуда, никуда.

 

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Комментированное письмо (упр. 196).

— Объясните правописание не.

 

2. Индивидуальные задания.

Упр. 167, 174 (1-10 предложения), 174 (11-20 предложения).

 

3. Самостоятельная работа (упр. 206).

— Прочитайте текст. Назовите произведение, из которого взят этот отрывок, автора.

— Выпишите слова с не и ни.

 

IV. Итоги урока

— Как пишутся с не слова, которые без не не употребляются?

— Как пишется не с глаголами и деепричастиями?

— Как пишется не с прилагательными, существительными и наречиями?

— Как пишется не с причастиями?

 

Домашнее задание

1. Упр. 205.

2. Выучить материал урока.

 

Урок 30

Различение частиц не и ни

Цели урока:

Закрепление правописания не и ни с разными частями речи, развитие связной монологической речи.

 

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Рассказать о правописании не и ни с разными частями речи.

 

2. Проверка выполнения домашнего упр. 205.

— Какой общий заголовок вы подобрали к этим пословицам?

— С какими из них вы согласны, с какими — нет?

— Какие пословицы на эту тему вы подобрали?

— Объясните правописание не и ни.

 

Словарный диктант.

Не скрывал удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недёшево стоить; недисциплинированный ученик; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далёкий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожжённый костёр; недовыполнить план, не достать до полки; проявить недоверчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко; не пришёл никто; ни рыба ни мясо.

 

II. Работа по теме урока

Различение частиц не и ни (стр. 95 учебника).

Одиночное или двойное ни входит в устойчивые обороты: откуда ни возьмись, как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни дать ни взять.

Следует различать сочетания: ни один (никто) — не один (много); ни разу (никогда) — не раз (много раз).

 

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Объяснительный диктант.

1) Куда он только не обращался! 2) Куда он только ни обращался, везде был отказ. 3) Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой (К. Паустовский). 4) Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту. 5) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь (Пословица). 6) Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России (К. Паустовский). 7) Есть мужчины, красноречием превосходящие женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз.

 

2. Задание по вариантам.

Вариант I — упр. 197.

Вариант II — записать предложения с данными словосочетаниями, вставив пропущенные буквы:

(Н..) сказав (н..) кому (н..) слова; (н..) денег, (н..) билетов; (н..) могу (н..) помочь; (н..) ответа (н..) привета; (н..) слышно (н..) слова; (н..) кем заменить; (н..) чем (н..) поможешь; откуда (н..) возьмись.

Ответы:

Не сказав никому ни слова; ни денег, ни билетов; не могу не помочь; ни ответа ни привета; не слышно ни слова; некем заменить; ни чем не поможешь; откуда ни возьмись.

 

IV. Самостоятельная работа. Тест

Вариант I

— Отметьте случаи правописания не.

• Н..(1) чуть н..(2) изменился.

• Н..(3) куда ходить н..(4) надо.

• Н. .(5) рыбёшки н..(6) поймал.

• Н..(7) знал н..(8) правил, н..(9) формул.

• Н..(10) мог н..(11) слышать крика.

• Куда н..(12) кинь взор, всюду развалины.

• Сколько н..(13) звал, он н..(14) оглянулся.

• Нельзя н..(15) любоваться закатом.

• Он н..(16) разу н..( 17) был н..( 18) только ранен, но даже поцарапан.

• Он н..(19) имел н..(20) какой должности, н..(21) получал н..(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для развлечения.

Ответы:

2, 4, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19, 21.

 

Вариант II

— Отметьте случаи правописания ни.

1) Н.. за что благодарить, 2) н.. за что не благодарил, 3) н..кого просить, 4) увидел н..кого иного, как однокурсника, 5) сообщил н..кому иному, как декану, 6) н..кому иному нельзя, 7) н.. на что купить, 8) н..откуда взять, 9) здание было н..чем иным, как университетом, 10) н..чем иным это не объяснить, 11) н..раз спрашивали, 12) н..разу не ответил.

 

Ответы:

2, 6, 10, 12.

 

Домашнее задание

Упр. 198 — домашняя контрольная работа.

 

Урок 31

Правописание наречий

 

Цели урока:

Закрепление навыков правописания наречий; формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи.

 

Ход урока

I. Работа по группам

I группа

Синтаксический разбор предложения:

Приезжай к нам обедать запросто.

 

Ответ:

Приезжайк намобедатьзапросто. (побуд., невоскл., простое, односост., о/л [], распростр., полное, неослож.)

Приезжай — простое гл. сказуемое, выражено гл. повелительного наклонения.

Приезжай (зачем?) обедать — обстоятельство цели, выражено инфинитивом.

Приезжай (как?) запросто — обстоятельство образа действия, выражено наречием.

Приезжай (куда?) к нам — обстоятельство места, выражено личным местоимением с предлогом.

 

Группа

Морфологический разбор наречия запросто.

 

Ответ:

Запросто — наречие.

Приезжай (как?) запросто: наречие образа действия.

Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. обстоятельством).

 

Группа

Словарный диктант:

Запросто, на ходу, чуть-чуть, без разбору, крепко-накрепко, в насмешку, по-немецки, сгоряча, бок о бок, еле-еле, сначала, за границей, по-прежнему, поменьше, точь-в-точь, вдребезги, настежь, докрасна, изредка, сплошь, извне, навеки, подольше, с размаху, ещё, горячо.

Проверка словарного диктанта.

— Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.

 

II. Правописание наречий

1. Правописание наречий традиционно вызывает следующие затруднения:

• гласные в суффиксах на конце наречий;

ь на конце наречий после шипящих;

не и ни в приставках;

• слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о.

Запись на доске и в тетрадях:

 

 

В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а.

Запись на доске и в тетрадях:

 

 

Закрепление данного материала: упр. 189.

 

Самостоятельная работа

Вариант I

— Употребите суффикс или .

Изжелт..-бледное лицо, докрасн.. раскалённый шар, обойти слев.., пойти вправ.., начать сначал.., закончить работу засветл.., отмыть добел.., поссориться сгоряч.., свернуть влев.. .

 

Вариант II (или упр. 192)

— Образуйте от данных слов наречия с суффиксами или и с приставками в-/во-, на-, за-, с-, из-/ис-, до-.

— Придумайте и запишите предложения или словосочетания с этими наречиями.

Белый, далёкий, поздний, тёмный, косой, сытый, единый, глухой, скорый, живой, простой, сухой, нагой, редкий, горячий, лёгкий, новый.

 

3. После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

 

4. В отрицательных наречиях под ударением пишется не-, без ударения — ни-: никак, негде.

 

5. После шипящих на конце наречий под ударением пишется о, без ударения — е: горячо, свежо, певуче, но ещё!

 

III Закрепление

Закрепление данного материала можно организовать по вариантам или по группам.

Упр. 191.

2. Выборочный диктант (учитель диктует предложения, учащиеся выписывают наречия на шипящую).

Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настежь (И. Гончаров). Однажды только однообразие их было нарушилось уж подлинно печальным случаем (И. Гончаров). Филофей несколько раз провёл рукой наотмашь (И. Тургенев). Татьяна по воле барыни была выдана замуж за пьяницу-башмачника (И. Тургенев). Глухо, пустынно, безлюдно, степь полумёртвая сплошь. Всадник прочь с коня и молча за работу принялся (А. Майков). Терпели целый месяц, а как стало невтерпёж, прислали ко мне внезапно: давай денег (А. Пушкин). И навзничь я, ударом опрокинут, без памяти обратно пал в поток (А. К. Толстой). Через минуту трое всадников неслись вскачь по дороге (Н. А. Островский).

 

Осложненное списывание

— Выпишите в составе словосочетаний сначала местоимения, а потом наречия. Объясните правописание этих частей речи.

(Не, ни) где не видно жилья. (Не, ни) чем не измерить простора полей. (Не, ни) когда не предполагал, что (не, ни) чего не испугаюсь, (не, ни) с (чем) не соглашусь. (Не, ни) как не удавалось тронуться с места. Писем ждать было (не, ни) откуда.

Ответ:

Наречия: нигде не видно, никогда не предполагал, никак не удавалось тронуться, ждать неоткуда.

Местоимения: ничем не измерить, ничего не испугаюсь, ни с чем не соглашусь.

 

4. Правописание о, е после шипящих

— Подумайте, правило употребления о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных является общим и для наречий или нет? Ответ обоснуйте примерами, заполнив таблицу.

 

о, е после шипящих Под ударением Без ударения
В суффиксах и окончаниях существительных    
В суффиксах и окончаниях прилагательных    
В суффиксах наречий    

 

Пример заполненной таблицы:

 

о, е после шипящих Под ударением Без ударения
В суффиксах и окончаниях существительных
В суффиксах и окончаниях прилагательных
В суффиксах наречий

 

Проверка выполнения заданий.

 

IV. Итоги урока

— Какая часть речи называется наречием?

— Расскажите о правописании о, а на конце наречий.

— Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.

— Расскажите о написании не-, ни- в отрицательных наречиях.

— Расскажите о правописании гласных на конце наречий после шипящих.

 

Домашнее задание

1. Повторить правила стр. 93, 95.

2. Упр. 204.

 

Урок 32 (26)

Правописание наречий

 

Цели урока:

Закрепление навыков написания дефиса в наречиях; закрепление навыков слитного и раздельного написания приставок в наречиях.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Опрос.

Рассказать о правописании

не с именами существительными, прилагательными, наречиями;

не с причастиями, отрицательными местоимениями.

 

2. Комментированное чтение упр. 25.

 

3. Словарный диктант:

Раскрыть дверь настежь, уйти прочь, помчаться вскачь, закрыть сплошь, выйти замуж, никогда не спорить, неоткуда ждать, нигде не найти, зайти было некогда, не за что, говорил певуче, излагать общо, двигаться неуклюже, обойти слева, начинать сначала, закрыть наглухо, пошёл направо, попросить ещё раз. (42 слова)

 

II. Работа по теме урока

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.