III. Отработка умений и навыков
Выполнение тренировочных упр. 8, 9.
Ответы к упр. 8:
• Дай, ноль, яр, я, куль, пара, пол.
• В слове «лебедятами» [т] — твердый согласный звук.
• 6 согласных звуков в пословице.
• 4 звука [ш] в пословице.
• 4 звука [ф] в четверостишии А.Яшина.
• Без жилья — 8 звуков; рассмеяться — 10 звуков; стать — 4 звука; без шума — 6 звуков; детство — 6 звуков; расщедриться — 10 звуков.
Ответы к упражнению 9:
В первой строфе рифмуются 1, 3 строки, 2, 4 строки, открытые слоги в 1, 3 строках произносятся долго, за счет этого создается картина необозримой, необъятной равнины, в 2, 4 строках открытый гласный произносится кратко, что способствует выражению определенного эмоционального настроя, восприятия.
Во второй строфе стихотворения А. Фета тоже рифмуются 1, 3, 2, 4 строки, так как во 2, 4 строках происходит оглушение г — [х].
В стихотворении М. Лермонтова чередуются 1, 3, 2, 4 строки. Рифмующиеся строки закрытые, особенно в первой строфе ощущается сила, мощь реки Терека, ей тесно, пытается вырваться на свободу, что помогает понять душевное состояние лирического героя. Но в жизни бывает все: за чередой неудач наступает время простора, удовлетворение одухотворенности. Поэтому вторая строфа носит светлый, радостный оттенок за счет 1, 3 строк (мягких ласкающих звуков [с]).
В стихотворении Ф. Тютчева образ майской грозы воссоздают фонетические средства — сочетание гласных звуков (аллитерация): [гр — р — гр —р’ — гр — гр — гр’ — р] (грозу — первый гром — резвяся — играя — грохочет — гремят раскаты). Звуки имитируют грозовые раскаты. Картина становится такой яркой, что слышится эта «гроза в начале мая».
1. Фонетический разбор согласных:
Чудная
ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный
н — [н] — согласный, звонкий парный, твердый парный
й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
Картина
р — [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
Буре
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
Плач
п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный
ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный
Его
е — [й’э], [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный
Подобен
п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный
б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
Он
н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
Лукавый
л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
к — [к] — согласный, глухой парный, твердый парный
в — [в] — согласный, звонкий парный, твердый парный
й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
Принял
п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
Вид
в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный
Солнце
с — [с] — согласный, глухой парный, твердый парный
л — звука не обозначает
н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
ц — [ц] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный
Нити
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
Золотит
з — [з] — согласный, звонкий парный, твердый парный
л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный
Все
в — [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
Вторит
в — [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный
т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный
Весело
в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
Громам
г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный
Чуд-на-я, кар-ти-на, бу-ре, е-го, по-до-бен, он, лу-ка-вый, при-нял, вид, солн-це, ни-ти, зо-ло-тит, все, вто-рит, ве-се-ло, гро-мам.
2. а) Слова, в которых одинаковое количество звуков и букв: картина, родня, грозу, небе и др.
б) Слова, в которых звуков больше, чем букв: чудна, белая, молодые, дождевые, воет.
в) Слова, в которых букв больше, чем звуков: пыль, солнце.
Домашнее задание
Упр. 4. Выполнить все задания к упражнению.
Урок 13
Тематический контроль
По теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Цель урока:
Проверка знаний учащихся по изученной теме.
Самостоятельная работа
I вариант
1. Напишите основные исторические чередования звуков в русском языке.
2. Спишите слова, поставьте в них ударения:
Досуг, невролог, пуловер, рефлексия, астролог, астроном, инструмент, ходатайство, обеспечение, украинский, фетиш, дефис, искра, дремота, зевота, бюрократия, возвеличение, озвучение, наотмашь, донельзя, задолго, искони, мельком, сосредоточение, упрочение.
3. Запишите слова в фонетической транскрипции. Определите фонетическое явление.
Якорь, черный, аллея, домов, ласкового.
4. Выполните фонетический разбор слов:
Усмехаться, примечания, жюри.
5. Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации.
[быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам общ’иств’э вофси нит’ашкай’а аб’азанаст’ / апрастой’э разв’ит’ий’э внутр’ин’эй’ патр’эбнас т’и / н’икто н’игавар’ит / што напч’ил’э л’ижит св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / патамушта анна пч’ила //] (А. И. Герцен).
II вариант
1. Напишите основные исторические чередования звуков в русском языке.
2. Спишите слова, поставьте в них ударения:
Догмат, форель, форзац, эпиграф, колледж, коклюш, коллаж, щавель, туфля, доцент, свекла, эксперт, процент, танцовщица, бармен, мышление, менеджер, оптовый, благовест, жалюзи, сегмент, ядрица, феномен, еретик, знамение.
3. Запишите слова в фонетической транскрипции. Определите фонетическое явление.
Яблоко, синева, мороз, могучего, класс.
4. Выполните фонетической разбор слов:
Поездка, поверхностный, собираться.
5. Запишите предложение в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации.
[н’икагда н’идаказывай’ сваиво мн’эн’ий’а громка изжарам / дажий’эсл’и фдуше ты уб’ижд’он фсвай’эй’ прават’э / выскажы й’эво спакой’на / иба эта й’эд’инств’иный’ спосап уб’идит’ //] (Ф. Честерфилд).[4]
Раздел 3
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Урок 14 (12)
Повторение по теме «Лексика»
Цели урока:
Обобщение полученных в 5—9 классах знаний по теме «Лексика», закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Обобщение знаний по теме «Лексика»
— Что такое лексика? Дайте понятие этого термина. (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.)
— Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология.)
— Как вы понимаете лексическое значение слова? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.)
Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом: рьяный — очень усердный, повстречать — случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак). Например: бархат — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом, где общее — ткань, а различительное — шелковая или хлопчатобумажная, с ворсом. Таким образом, лексическое значение состоит из многих составляющих (компонентов). Слово может иметь и несколько лексических значений.
— Как называется наука, рассматривающая эти значения? (Семантика, от греческого семантикос — обозначающий.)
— Какие вы знаете словари, дающие толкования слов? Учащиеся могут назвать словари:
• Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. — М., 1978—1980;
• Ожегов С. И. Словарь русского языка. 21-е изд. — М., 1989;
• Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 2002;
• Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1981.
и другие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|