Сделай Сам Свою Работу на 5

Социологическая деятельность





Тема лекции: Субъективная социология

 

План лекции:

1. Субъективная школа: основные идеи, представители

2. Предмет, метод социологии, и ее место в системе наук П. Л. Лаврова;

3. Теория солидарности П. Л. Лаврова;

4. Концепция личности П. Л. Лаврова;

5. Концепция социального прогресса

 

Список литературы:

1. Кравченко А.И. , Анурин В. Ц. Социология: учебник для ВУЗов. – Издание: 1-е, 2007. – С.19 – 22

2. Зборовский Г.Е. История социологии. Гл.15. - [Электронный ресурс] / Г.Е. Зборовский. – Режим доступа: http://pidruchniki.ws/14360106/sotsiologiya/subektivnaya_sotsiologiya_rossii#147.

3. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. – Минск.: Экономпресс, 2000. – С 30 – 47.

4. Лавров П. Л. Философия и Социология. Избранные произведения в 2-х томах. Т.1. – Издание: «Мысль», М. 1965. – С. 6-40.

5. Новикова С.С.Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - С.89.

6. Мишинева А.К. «Теория прогресса» П.Л.Лаврова и «формула прогресса» Н.К.Михайловского / А.К.Мишинева // Вестник МГТУ, Т.11.-2008.- №1.-С.64-65.

 

Субъективная школа: основные идеи, представители



С конца 60-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. В России центральное место в академической социологии и публицистике занимала субъективная школа.

Представители субъективной социологии:

Петр ЛАврович ЛаврОв

Николай Константинович Михайловский

Сергей Николаевич Южаков.

Субъективная школа в социологии - теоретические взгляды на общественный процесс, в котором личность, а не группа или класс, является основной «единицей» общественной структуры и исторического развития. Основные идеи данного направления были впервые сформулированы в знаменитой работе П. Л. Лаврова «Исторические письма». Главная цель субъективной социологии заключалась в разработке учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса.

Субъективный метод предполагает учение, суть которого состоит в оценке относительной значимости явлений на основании нравственного миросозерцания (идеала) исследователя и построения научной теории при помощи того же критерия» П. Лавров пришел к этическому субъективизму, отталкиваясь от мысли о целеполагающей активности личности как субъекта истории. «…Пора бы людям мыслящим, – писал Лавров, – усвоить себе одну совсем простую вещь: что различие принципиального и неважного, благодетельного и вредного, хорошего и дурного, есть различия, имеющиеся только для человека, а совсем чужды природе и вещам самим в себе…».



Субъективный способ напрямую связан с теоретическим обоснованием прогресса. Сущность прогресса «всё-таки лежит в субъективном взоре мыслителя на то, что лучше либо хуже для человека, либо человечества».

Биография:

Никола́й Константи́нович Михайло́вский (15 (27) ноября 1842, Мещовск, Калужская губерния, Российская империя — 28 января (10 февраля) 1904, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский публицист, социолог, литературный критик; теоретик народничества.

Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860 в журнале «Рассвет» под редакцией В. А. Кремпина. Сотрудничал в различных периодических изданиях («Книжный вестник», «Гласный суд», «Неделя», «Современное обозрение»). Перевёл «Французскую демократию» Прудона (Санкт-Петербург, 1867).

С 1868 участвовал в журнале «Отечественные записки». После смерти Н. А. Некрасова (1877) стал одним из редакторов журнала (вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. З. Елисеевым).

В 1879 сблизился с организацией «Народная воля», его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке П. В. Засодимского по адресу Невский, 80.[1] Михайловский публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство» (совместно с В. Г. Короленко).



Николай Константинович скончался в 1904 году и был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Социальная философия

Михайловскому наравне с П. Л. Лавровым принадлежит разработка идеи о свободном выборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который в качестве высшего мерила общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность («Что такое прогресс?», «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность»).

Разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшей механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию («Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе»). Он считает, что психологическое воздействие личности зависит от восприятия массы, и в принципе любой человек, а не обязательно выдающаяся личность, оказавшись случайно впереди толпы, может сыграть важную роль в определенных событиях[2].

В 1880-е критиковал теорию «малых дел» и толстовство. В начале 1890-х выступал против русских марксистов (см. тж. «легальный марксизм»), обвиняя их в защите капитализма и отказе от наследства шестидесятников и семидесятников.

Б. Горев в статье «Н. К. Михайловский и революция», написанной по поводу 20-летия со дня смерти выдающегося социолога и публициста, приходит к выводу, что «сторонник консервативного мелкобуржуазного социализма, он (Н. К. Михайловский) даже тогда, когда признал необходимость политической борьбы, признавал лишь одну ее форму: террористическое воздействие на правительство с целью вынудить либеральные реформы»[3].

В начале XX века в кругах демократической, особенно народнической, интеллигенции фигура Михайловского была окружена культом, его ставили в один ряд с крупнейшими фигурами освободительного движения, такими, как А. И. Герцен или Н. Г. Чернышевский. Однако после 1917 года слава Михайловского померкла: он был оппонентом марксизма и сторонником критиковавшейся марксистами теории героев и толпы, в эмиграции к его наследию также обращались редко.

 

Михайловский как литературный критик

В литературной критике считается продолжателем Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В литературно-критических работах анализировал творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Г. И. Успенского, В. М. Гаршина, Максима Горького и других писателей. Значительный общественный резонанс получили статьи «Десница и шуйца Льва Толстого» и «Жестокий талант» (о Ф. М. Достоевском).

Пользовался псевдонимами Гроньяр, Посторонний, Профан и другими.

 

Серге́й Никола́евич Южако́в (17 декабря 1849 — 29 ноября 1910) — русский публицист.

Родился в семье генерала-кавалериста, учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, который по болезни оставил до окончания курса. На литературное поприще выступил в 1868 г. в «Одесском вестнике». С 1872 г. сотрудничал со «Знанием», в 1876—1879 гг. был товарищем редактора «Одесского вестника», с 1879 до 1882 г. находился в ссылке в Сибири, откуда посылал статьи в «Русские ведомости» и «Отечественные записки»; в 1882—1884 гг. постоянный сотрудник «Отечественных записок», тогда же помещал статьи в «Деле», «Вестнике Европы» и «Одесском листке»; в 1884—1885 гг. сотрудничал с «Русской мыслью»; в 1885—1889 гг. был членом редакции «Северного вестника», в 1893—1898 гг. членом редакции «Русского богатства», в котором вёл отдел иностранной политики.

Труды

Отдельно изданы следующие сочинения Южакова:

§ «Социологические этюды» (т. I, 1891; т. II, 1896);

§ «Доброволец Петербург» (1894);

§ «Англо-русская распря» (1885); (состязание, сора – распря)

§ «Афганистан» (1885);

§ «М. М. Сперанский» (1891);

§ «Ж.-Ж. Руссо» (1893);

§ «Любовь и счастье в произведениях Пушкина» (Одесса, 1895);

§ «Статистическое описание крестьянского хозяйства Ямбургского уезда» (1886).

Основы своего широко-гуманного миросозерцания Южаков изложил в «Социологических этюдах».

Социологическая деятельность

Примыкал к субъективной школе социологии, которую он считает специфически «русской социологической школой». Южаков указывает, что в социальном процессе, наряду с биологическими факторами, действуют и факторы этические, которые, с успехом цивилизации, берут перевес над первыми и подчиняют их себе. «Социальный прогресс, — говорит Южаков, — представляется процессом уравновешения внутренних и внешних отношений жизни и среды»: в этом прогрессе жизнь, приспособляясь к среде, в свою очередь приспособляет среду к своим потребностям, создавая особую среду — «социальную культуру». Благодаря этому новому фактору борьба за существование перестает быть всерешающим фактором и проявляется тенденция к совершенному искоренению этой борьбы, которая человеком, сколько-нибудь развитым, признается явлением безнравственным. Борьба между людьми сменяется борьбой людей, объединённых солидарностью, с природой, что ведёт к тенденции «уравновесить размножение населения умножением средств».

Петр Лаврович Лавров (псевдоним Миртов; 2 (14) июня 1823 в Мелехово, Великолукский уезд, Псковская губерния, Российская империя — скончался 25 января или (6) февраля 1900, Париж, Франция) — русский социолог, философ, публицист и революционер. Один из идеологов народничества.

По происхождению дворянин. Отец, Лавр Степанович, — участник Отечественной войны 1812 года, личный друг А. А. Аракчеева, полковник артиллерии в отставке. Мать (урожденная Гандвиг) — из обрусевшего шведского рода. Петр Лаврович получил хорошее домашнее образование, с детства владел французским и немецким языками (в кругу его чтения — книги из французской библиотеки отца). В 1837 поступил в артиллерийское училище в Петербурге, где обучался с 1837—1842 гг., и считался лучшим учеником М.Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нем репетитором. Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности познакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи и проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом, без которых «человек ничто… он наг и слаб в руках природы, он ничтожен и вреден в обществе».

Жизнь, деятельность и творчество П.Л.Лаврова связана с русским освободительным движением. Он был борцом против самодержавия и буржуазии. Его уважала революционная молодежь России, которая также прислушивалась к его мнению. Работа «Исторические письма» приобрела большой успех. Стихотворение Лаврова «Отречемся от старого мира», напечатанного в газете «Вперед» в 1885 году стало революционным гимном и вдохновляло на борьбу несколько поколений революционеров.

Деятельность Лаврова имела не только национально-русское значение, но оказывала влияние на развитие международного социалистического движения. Лавров был членом первого Интернационала. Был убежденным сторонником международной солидарности социалистов. Лавров был «ветераном революционной теории», разносторонне образованный ученый, математик и антрополог, педагог, историк, философ, социолог, литературовед и публицист.

Лавров свою общественную и научную деятельность начал с 50-х годов в условиях нарастающего кризиса феодального строя и подъема массовой крестьянской борьбы. Первыми публицистическими произведениям Лаврова были в распространявшемся рукописном виде – стихи. В 1857-1858 гг. он публикует такие работы, как «Письма о разных современных вопросах», «По поводу вопроса о воспитании», «Несколько мыслей о системе общего умственного воспитания молодых людей».

В 1868-1869 гг. была написана его главная работа «Исторические письма», положившая начало специализированной со­циологической литературе в России.

Основные идейные источники Лаврова:

Огюст Конт

Чарльз Дарвин

Герберт Спенсер

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.