Сделай Сам Свою Работу на 5

Сложные многочленные предложения





Это предложения усложненной структуры. Их основными признаками являются: 1) количество предикативных частей более двух; 2) наличие разных видов связи. В этих предложе­ниях могут быть такие комбинации связи: 1) сочинение и под­чинение; 2) сочинение и бессоюзие; 3) бессоюзие и подчинение; 4) все три вида связи.


При наличии разных видов одна связь является основной. Например, в предложении Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это еще жив здесь хоть один человек (А. Т.) основной явля­ется бессоюзная связь (знак — точка с запятой), далее сочине­ние двух частей — соединение (союз и), одна из этих частей представляет сложноподчиненное предложение с изъясни-тельно-объектным придаточным (союз как); общее число час­тей — четыре.

В предложении На улице и возле дач не было ни души: старые дачники уже ложились спать, а молодые гуляли в роще (Ч.) основная связь также бессоюзная, отношения причи­ны выражены с помощью интонации (знак — двоеточие), вто­рая часть представляет собой сложносочиненное предложение с сопоставительным союзом а; общее число частей — три.



В предложении Капитан мигнул Грушницкому, и этот, думая, что я трушу, принял гордый вид, хотя до сей мину­ты тусклая бледность покрывала его щеки (Л.) основная связь — сочинение (соединительный союз и), вторая соединя­емая часть — сложноподчиненное предложение с двумя неод­нородными придаточными: изъяснительно-объектным (союз что) и уступительным (союз хотя).

481.Охарактеризуйте сложные предложения. Выделите преди­кативные части и определите вид отношений между ними (соедини­тельные, противительные, уступительные, условные, временные, причинно-следственные, пояснительные, присоединительные). Про­читайте предложения вслух и проанализируйте интонацию. Объяс­ните постановку знаков препинания. Найдите односоставные предло­жения.

1. Самгин оглянулся; поле было безлюдно, лишь далеко, по шоссе, бежала пара игрушечных лошадей, бесшумно катился почтовый возок (М. Г.). 2. Здесь росли две ветлы, место было перекопано канавами, дождем наплюхало целое озеро (А. Т.).

3. В литературе стал редкостью большой роман: у авторов хва­тает терпения только на маленькую повестушку (Купр.)-



4. Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали (Пауст.). 5. Останавливаться было нельзя: ноги за­сасывало и следы наливались водой (Пауст.). 6. Крыша давно уже не была крашена3, стекла отдавали радугой, из щелей между ступенями росла трава (Ч.).


 



14. Современный русский язык



482. Охарактеризуйте сложные предложения. Определите способ
связи придаточных и главной частей: соподчинение (однородное или
неоднородное), последовательное подчинение, комбинированная
связь. Выделите союзы и союзные слова.

1. Меня мучили противоречия между книгами, которым я почти непоколебимо верил, и жизнью, которую я уже доста­точно хорошо знал (М. Г.). 2. У нас все разговаривают о том, как надобно думать, тогда как говорить надо о том, что следует делать (М. Г.). 3. Был седьмой1 час вечера — время, когда бе­лая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха (Ч.).4. И в один май­ский день, когда небо зеленело от холода, пришло великое из­вестие, что мы победили и война окончена (Пауст.). 5. Но страшнее всего было то, что мы не знали и не могли понять, почему так быстро прибывает вода (Пауст.).

483. Рассмотрите сложные многочленные предложения с сочини­
тельной, подчинительной и бессоюзной связью. Определите основную
связь.

1. Пришла Женя с корзиной: у нее было такое выражение,
как будто она знала или предчувствовала, что найдет меня
в саду (Ч.). 2. Счастье было такое острое, дни такие сияющие3,
Италия так благодатна, что недавнее прошлое казалось как
дым (А. Т.). 3. Сегодня у меня такой хороший день, так радост­
но на душе, что мне хочется, чтоб и вам было радостно (М. Г.).
4. Солнце было счастливо тем, что светило, море — тем, что от­
ражало его ликующий свет (М. Г.).
__________________________________________________ <#



zlA Синтаксический разбор

сложного предложения

При синтаксическом разборе сложного предложения необ­ходимо дать его полную характеристику.

1. Указать количество предикативных частей.

2. Определить тип сложного предложения: сложносочинен­ное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное, многочленное сложное.

3. Указать вид отношений между предикативными час­тями.

4. Указать основную связь (для многочленного).


 

5. Перечислить средства связи: интонация, союзы, союз­ные и указательные слова и т. д.

6. Назвать тип придаточного предложения.

Образец:

Началось все с половины воды: и леску, и удочку, и мою руку вместе с ними потянуло вдруг вниз так, что рука моя окунулась в лунку, и я едва не отпустил удочку (Сол.).

1. Предложение сложное, состоящее из четырех частей.

2. Многочленное сложное.

3. Между первой частью и всеми последующими отноше­ния пояснительные; между второй и третьей — отношения по­яснительные и следствия (степени); между третьей и четвер­той — сочинительные (однородное соподчинение).

4. Основная связь — бессоюзная.

5. Вторая, третья, четвертая части — местоименно-союзная связь, средства связи — указательное местоименное наречие так и союз что; третья, четвертая части — сочинительная связь, средство связи — соединительный союз и.

6. Придаточное степени.

484. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Про­изведите полный синтаксический разбор сложных предложений.

1. Вокруг расстилалась зеленая лужайка по краям ее росли
деревья со спелыми сочными плодами (А. Волк.). 2. Пересмот­
рел3 все это строго противоречий очень много но их исправить
не хочу (П.). 3. Любители астрономии знают что если рассмат­
ривать Меркурий в мощный телескоп он будет выглядеть так
же как маленькая Луна (Газ.).
__________________________________________________ <#

Строение текста

Все средства языка, все единицы языка используются в ре­чи. Результатом речевой деятельности является текст. Он со­стоит из высказываний, оформленных в виде предложений. Минимальный текст — одно высказывание.

Текст представляет собой целое: образующие его предло­жения связаны между собой. Цельность текста имеет две сто-


 



14*



роны — содержательную и формальную. Цельность содержа­ния заключается в обозначении связанных между собой собы­тий или в повествовании о таких положениях, ситуациях, которые составляют единую картину; например: Наконец Пу­гачев вышел из сеней. Народ снял шапки. Пугачев остано­вился на крыльце и со всеми поздоровался. Один из старшин подал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями. Народ с криком бросился их поднимать, и де­ло не обошлось без увечья (П.).

Формально предложения связаны в составе текста с по­мощью различных средств: 1) союзов; 2) вводных компонен­тов: во-первых, во-вторых и т. д., значит, однако идр.; 3) местоимений — личных: он, она, оно, они, указательных: этот, тот и др. и местоименных наречий: там, туда, отту­да, отсюда, тогда и др.; 4) лексических повторов; например: Итак, Марья Андреевна сидела у окна и смотрела на ули­цу. Трудно было бы сказать, о чем онадумала и в состоянии ли онавообще о чем-нибудь думать. Впрочем,этим никто не интересовался. Поднималась онараньше всех в доме и этим досаждала прислуге. Потомшла к заутрене досаж­дала дворнику; потомприходила из церкви прямо к чаю и досаждала решительно всем, потому что всякому до себя, а этастаруха только мешается. Одним словом,в богатом доме ей не было места, и онаэто чувствовала (М.-С).

Данный пример — это целостная часть текста, имеющая зачин, развитие и концовку, тематическое единство и фор­мальные средства связи. Такие единицы текста называются сложным синтаксическим целым. Между пред­ложениями в составе сложного синтаксического целого выра­жаются те же синтаксические отношения, что и между преди­кативными частями сложного предложения — сопоставитель­ные, временные, условные, причинно-следственные и др.

Монологическая и диалогическая речь

Любая речь, письменная или устная, кому-то адресована, каждый текст имеет адресата. Если говорящий активен, а ад­ресат пассивен, т. е. не участвует в речи, то текст имеет моно­логическую форму.Но и монологический текст рассчитан на восприятие (слушание, чтение).


Диалог— это речь двух (или более) участников, которые поочередно являются говорящим и адресатом. В диалогиче­ском тексте реплики связаны по содержанию и по форме, про­стейшая форма диалога — вопросо-ответная; например: — По­стой, спросил Алексей Петрович, ты меня с парохода увел? — Я (А. Т.).

Способы передачи чужой речи

Творцом текста является говорящий. В этом смысле содер­жание текста является субъективным. Однако оно оформляет­ся с помощью объективных средств языка. Соотношение субъ­ективного и объективного является одной из важнейших ха­рактеристик текста.

В тексте говорящий может использовать не только свою, но и чужую речь, воспроизводя ее дословно или только передавая основное содержание.

Способы передачи чужой речи разнообразны. Так, говоря­щий в своей речи называет тему чужой речи с помощью до­полнения при глаголе речи: Друг рассказал мне о своей поезд­кев Москву; или с помощью зависимого инфинитива при гла­голах волеизъявления; например: После чая я упросил Веру петь(В.).

Специальными синтаксическими конструкциями для пере­дачи чужой речи в тексте являются прямая речь и кос­венная речь.

Прямая речь

Прямая речь имеет две части. Одну часть составляет ввод, принадлежащий автору текста, говорящему. Вторая часть — чужая речь без каких-либо изменений.

Ввод обычно представляет собой незавершенное простое предложение, включающее глагол речи — говорить, сказать, произнести, ответить, возразить и т. п. или глагол со значе­нием характеристики речи — буркнуть, проворчать, пробор­мотать, рявкнуть и т. п.; в этом предложении отсутствует необходимое дополнение при глаголе речи; например: Кто-то сказал: Многие одержимы страстью писать книги, но редкие стыдятся их потом (М. Г.);Прошу не


 




возражать, засипел во сне профессор. Какая же это соль! (Пауст.)- Чужая речь может иметь форму любого предложения или состоять из ряда предложений.

Пунктуация прямой речи отражает указанное различие частей: они отделяются двоеточием или тире, чужая речь вы­деляется кавычками (или тире).

Косвенная речь

Эта форма передачи чужой речи представляет собой сложно­подчиненное предложение с придаточным изъяснительно-объ-ектным (дополнительным); в главном предложении употреб­ляются только собственно глаголы речи. Чужая речь передается в измененном виде: в ней все формы, указывающие на «чужого» говорящего (личные и возвратные местоимения, личные формы глагола), заменяются; опускаются обращения, междометия, восклицательные частицы, вводные слова; ср.: — Всей ду­шой ненавижу эти мысли! говорил инженер (Ч.). — Инже­нер говорил, что всей душой ненавидит эти мысли; Доб­ро, сказала комендантша, так и быть, отправим Машу (П.). — Комендантша сказала, что Машу отправят. Эмоцио­нально насыщенную чужую речь невозможно передать в форме косвенной речи; например: Старик шел и, спотыкаясь о тра­вы, повторял: Какой аромат, граждане, какой упоитель­ный аромат! (Пауст.).

485. Проанализируйте передачу чужой речи. Выделите конст­рукции с прямой и косвенной речью. Укажите различие в их синтак­сическом строении.

1. Издалека послышались щелканье кнута, крик: «Куда, дьявол!» и недовольное мычание коровы (Пауст.). 2. Дед рас­сказал, что черта он встретил на протоке у самого озера (Па­уст.). 3. Дед ходил за дикой малиной на Глухое озеро и вер­нулся с перекошенным2 от страха лицом. Он долго кричал по деревне, что на озере завелись черти. В доказательство-дед по­казывал порванные штаны: черт якобы клюнул деда в ногу, порвал рядно и набил на колене большую ссадину1 (Пауст.). 4. Обратной дорогой спросил отец у бахчевника: — Скажи, Фе­дот, кто потравил мой хлеб? (Ш.). 5. — Шесть часов сижу здесь, — объявил Мамаев, взглянув на золотые часы (М. Г.).


486. Охарактеризуйте конструкции с прямой речью. Выделите ввод и чужую речь. Проанализируйте стилистическое различие час­тей конструкции.

1. «Странно... — подумал дьякон, не узнавая походки Ла-евского. — Будто старик» (Ч.).

2. Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

 

— Что же нам с ним делать?

— Выдрать, — сказал я.

— Не поможет, — сказал Ленька. — У него с детства харак­тер такой. Лучше попробуйте его накормить как следует (Па­уст.).

 

3. — Эк, спит-то! — сказал Захар, — словно каменщик. Илья Ильич! (Гонч.).

4. — Первый раз в жизни вижу! Как славно! — сказал фон Корен, показываясь3 на поляне и протягивая обе руки к-восто-ку. — Посмотрите: зеленые лучи! (Ч.).

5. — Что скалишь зубы-то? — с яростью захрипел Захар (Гонч.).

6. — Голубушка! — воскликнул старик и еще ниже накло­нился над щукой (Пауст.).

487- Определите возможность и условия преобразования конст­рукций с прямой речью в косвенную речь. Выделите тексты, в кото­рых возможна точная замена, и те, в которых при замене косвенной речью утрачиваются стилистические или эмоциональные элементы чужой речи. Укажите факторы, препятствующие замене (значение вводящего глагола, вводные и междометные конструкции, эмоцио­нальные частицы и т. п.).

1. — Кто же твоя мама? — спросил Потапов девочку и по­краснел (Пауст.). 2. — Где же крепость? — спросил я с удив­лением (П.). 3. — Эй, приятель1, — громко сказал Кузьмин, — царство божие проспишь! (Пауст.). 4. — Женщина играет су­щественную роль в жизни каждого человека, — сказал дьякон (Ч.). 5. — А как вы попали ночью в лес, наша спасительни­ца2? — шутливо спросил Зуев (Пауст.).

488. Спишите, расставляя знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объясните пунктуацию.

1. Иван Емельянович вручил нам свидетельства и похваль­ные листы а потом спросил Летом дома будете (В. Абр.). 2. Это матка меня от теленка отводит думал Емеля подползая все ближе и ближе3 (М.-С). 3. ...И теперь глядя как волчата гоня-


 




лись по насту за щенком и боролись с ним волчиха думала
Пускай приучаются (¥.). 4. А может быть барыня-то завтра и
забудет об этой свадьбе подумал дворецкий я-то из чего растре­
вожился (Т.). 5. Нет не понимает меня мой старик слышалось
в этом недовольном лае1 (Купр.). 6. Нет нет еще рано добро­
душно замечает наездник Мы успеем это поправить Ничего
(Купр.). 7. Странно подумал Изумруд я никогда не пробовал
такого овса (Купр.). 8. Ему [скворцу] нравилось слушать как
разговаривают люди и когда они садились к столу он вслуши­
вался нагнув головку и выговаривал певучим голоском Саша и
кланялся (А. Т.). 9. Вдруг с палубы кто-то крикнул Акула и
все мы увидали в воде спину морского чудовища (Л. Т.).
10. Вот когда солнце будет высоко надо идти прямо в солнеч­
ную сторону ответил он И подумав добавил Год пожалуй прой­
дешь (В. Абр.).
-------------------------------------------------------------------------------- &>


Лцшапцсщил

Принципы русской пунктуации

Пунктуация — это совокупность знаков препинания и пра­вила их употребления в письменной речи. Пунктуация имеет обязательный характер; значение и употребление знаков пре­пинания определяется нормой, одинаковой для пишущего и читающего. С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особен­ности интонации, например:

Далеко над морем блеснула молния и послышались глухие раскаты грома.

Как душно перед грозой! сказал фон Корен. Бьюсь об заклад, что ты уже был у Лаевского и плакал у него на груди.

Зачем я к нему пойду? — ответил доктор, смутив­шись. Вот еще! (А. Чехов).

Принципы русской пунктуации — это осно­вы современных пунктуационных правил, определяющих ис­пользование знаков препинания. Надо помнить, что назначе­ние знаков препинания — помогать перенести на письмо зву­чащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно. Знаки отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонацион-ное строение.

Невозможно построить все правила на одном принципе — смысловом, формальном или интонационном. Например, стремление отразить все структурные компоненты интонации очень осложнило бы пунктуацию, пришлось бы отмечать зна­ками все паузы: Мой отец//был бедный крестьянин; Над ле-



/


сом//взошла луна; Дед попросил Ваню//нарубить и принес­ти дров и т. д. Отсутствие знаков в таких положениях не за­трудняет чтение текстов, воспроизведение их интонации. Не отражается знаками с полной последовательностью и фор­мальное строение предложения; например, однородные сочи­нительные ряды при одиночном и: Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и ярко­стью звездного света (Пауст.).

Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение в их взаи­модействии.

Знаки препинания — это графические (письмен­ные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на пред­ложения, передать на письме особенности строения предложе­ний и их интонацию.

Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопроси­тельный знак, восклицательный знак — это знаки конца пред­ложения; 2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой — это знаки разделения частей предложения; 3) скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части пред­ложения, для этого же употребляются запятая и тире как пар­ные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале или в конце предложения, употребляется одна запятая или тире: Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.); Кроме рек, в Мещёрском крае много каналов (Пауст.); — Эй, а ты куда, мамаша? — А туда ж, — домой, сынок (Тв.); 4) особый знак многоточие, «смысловой»; он может ставиться в конце пред­ложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взвол­нованной речи: — Что такое ужин? Проза. Вот луна, звез­ды... (Остр.); —Отец, не кричи. Я тоже скажу... ну, да! Ты прав... Но твоя правда узка нам... Ну да! Вы... вы! Как же... вы образовались... а я дурак! А вы... (М. Г.).

Особое, сложное значение передают сочетания зна­ков. Так, употребление вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический вопрос (т. е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской: Кто же из нас не думал о войне?! Конечно, все думали (Сим.); Не­годяй и вор, одним словом. И за такого человека выходить замуж?! Жить с ним?! Удивляюсь! (Ч.). Соединение разных


значений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком: Проехал черный верховой, качаясь в седле, подковы высекли две синие искры из камня (М. Г.); Над лесом небо прояснилось, бледное солнце пролилось на серые колокольни Белоомута (Пауст.) — грамматическая од­нородность, перечисление передаются запятой, а с помощью тире подчеркивается значение следствия-результата. Чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу, на­пример тире в бессоюзном сложном предложении после запя­той, передающей обособление: ср.: Ты, брат, это батальон (Тв.) — тире употреблено по правилу «тире между подлежа­щим и сказуемым (перед частицей-связкой это)», а запятыми выделено обращение.

Варианты употребления знаков препинания преду­смотрены пунктуационными правилами. Если допускается по­становка разных знаков, то обычно один из них является ос­новным, т. е. ему предоставляется преимущество. Так, встав­ные конструкции выделяются, как правило, скобками: Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесу­щих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Допускается выделение вставки с по­мощью двух тире: А в середине мая была гроза и такой ли­вень, что по улице она была не ровная, а покатая бур­но катилась целая река желтой воды (С.-Ц.). Для скобок данное употребление является основным, а для тире — одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков предусмотрены правилами оформления сложных бессоюзных предложений, например при пояснении или мотивации вместо основного знака двоето­чия употребляется тире: Разлука призрачна мы будем вместе скоро (Ахм.). При обособлении определений и прило­жений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Мо­ре седое, зимнее, невыразимо угрюмое ревело и нес­лось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень вечер года мне улыбается светло (Марш.). Воз­можно выделение обособленных определений и приложений двумя знаками — запятой и тире — одновременно: Долетел спокойный мужественный гудок, океанский, в три тона (Пауст.). Варианты постановки знаков допускаются и некото­рыми другими правилами (в частности, запятой и точки с за-


 




пятой в сложном бессоюзном предложении, запятой и воскли­цательного знака при обращении, восклицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопро­се и др.).

Проявляется вариантность также в возможности употреб­ления или неупотребления знаков в некоторых других слу­чаях, например непоследовательно выделяются некоторые вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно; они могут выделяться вместе с присоеди­няемым существительным.

489. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Определите, какие из предложений являются простыми. Выделите
грамматическую основу каждого простого предложения.

1. День был тих и солнце сияло (Г.). 2. Зашумели запорож­цы и почуяли свои силы (Г.). 3. Снег загорелся широким се­ребряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами (Г.). 4. Уж солнце катится высоко и перелетная метель блестит и вьется (П.). 5. Стало теплее и земля слегка размякла но сте­ны конюшни были еще белы от инея1 (Кипр.). 6. Кричали жен­щины ура и в воздух чепчики бросали (Гр.). 7. Там пахарь лю­бит отдыхать и жницы в волны погружать приходят звонкие кувшины (П.). 8. Где-то на улице застучали в ворота и в сарай­чике хрюкнула свинья (Ч.).

490. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ­
ясните постановку запятой перед союзом и.

1. В избушке распевая, дева прядет и зимний друг ночей трещит лучинка перед ней (П.). 2. В седьмом часу вставал он летом и отправлялся налегке к бегущей под горой реке... (П.). 3. Но ко всему привыкает человек и Герасим привык наконец к городскому житью (Т.). 4. С рассвета и до самой ночи лил дождь и дул холодный ветер (О. Пер.). 5. Печали вечной в ми­ре нет и нет тоски неизлечимой (А. К. Т.). 6. Едва заметною струею виется пар и теплотою камин чуть дышит (П.). 7. К ве­черу погода изменилась: стало душно и точно из топленой печ­ки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары (Л. Т.). 8. Когда она [Каштанка] опомнилась, музыка уже не играла и полка уже не было (¥.). 9. Широко по полям желтыми хле­бами играет ветер и лазурно-покоен день (Гайд.).


491. Прочитайте. Найдите обособленные обстоятельства и опре­
делите их значение. Охарактеризуйте условия обособления обстоя­
тельств.

1. Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал (Л. Т.). 2. Ольга Николаевна, при всем своем уме, искренне ве­рила в то, что после объяснения они станут друзьями (Ш.). 3. После разговоров, часто очень оживленных, за кофе, расхо­дились до обеда (Л. Т.). 4. После завтрака все разошлись. Евге­ний, по заведенному порядку, пошел к себе в кабинет (Л. Т.).

492. Прочитайте. Найдите обособленные члены, осложняющие
предложение, и выделите различные их виды. Проанализируйте
условия обособления.

1. Тополь, высокий, покрытый инеем, показался в синева­той мгле, как великан, одетый в саван (Ч.). 2. В последние го­ды одно поддерживало угасающий дух помещиков — охота (Б.). 3. Иван Лаевский, молодой человек лет двадцати восьми, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях, придя купатья, застал на берегу много знакомых и между ними своего приятеля, военного доктора Самойленко (Ч.). 4. Напротив, на той стороне, белели, как комья снега, гуси на гусином щавеле (А. Т.). 5. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть: бесконечной вереницей тянулись друг за другом ненужные и неясные мысли, упорно и однообразно, словно ведра водоподъемной машины (Т.). 6. Опрокинутые лодки валялись на песке, как большие мертвые рыбы (М. Г.). 8. Лепестки маков летели по ветру легкими стаями, как мотыльки (Пауст.). 8. По утрам с запада, из-за дальних бугров, выползала пепельно-сизая туча (Л/.).

493. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вы­
делите вводные конструкции и сгруппируйте их по значению.

1. Вот знаете странно... у меня такая простая фамилия, а никто ее не запоминает... (М.Г.). 2. А уж первый взвод наверно достает шестом земли (Те.). 3. По слухам участились случаи убийства офицеров на передовых позициях (Ш.). 4. На взгляд человека трезвого ничего таинственного в этом озерце


 




не было и быть не могло (Пауст.). 5. В этой водяной черноте жили по рассказам престарелых словоохотливых колхозников караси величиной «с поднос от самовара» (Пауст.). 6. Как всегда Егор Матвеевич взялся энергично за дело (Сер.). 8. Представьте, я вчера ночью написала огромное письмо моей кузине — шестнадцать почтовых листов кругом и мелко­мелко как бисер. И это вообразите в какой-нибудь час (Купр.).

8. Решение пришло на первый взгляд сумасбродное (Пауст.).

9. Видно бомба или пуля не нашлась еще по мне (Те.).

10. Назанский был по обыкновению дома (Купр.).

494. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Льстят тем кого боятся (Ч.). 2. Буду думать о разных ве- ' щах и как только в голову придет хорошая мысль я тоже ее за­пишу (Н. Н.). 3. Вода была прозрачная прекрасная на вкус и такая холодная что от нее кружка даже запотела снаружи (Купр.). 4. Берись за то к чему ты сроден коль хочешь чтоб в делах успешный был конец (Кр.). 5. Оказалось что Ваня поте­рял генеральский патронташ (Ч.). 6. Крестьяне которые боль­ше всего трудятся не употребляют слова «труд» (Ч.). 7. Счас­тье не в том чтобы делать всегда что хочешь а в том чтобы все­гда хотеть того что делаешь (Л. Т.). 8. Когда мягкий и пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она [Каш-танка] от изнеможения погрузилась2 в тяжелую дремоту вдруг подъездная дверь щелкнула запищала и ударила ее по боку (¥.). 9. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться (Л. Т.).

495. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Погода между тем как будто собиралась разгуляться свинцовое небо прояснилось это делалось особенно заметным вправо от дороги к селу Бабурину (Григор.). 2. Привычно под­няв руку к изголовью я освещаю спальню смотрю на часы час самый мертвый (Б.). 3. Я постучал открыли не сразу мне при­шлось постучаться2 вторично (Гайд.). 4. Прошло два дня зерна не прорастали (Н. Н.). 5. Стук и рабочий крик подымались по всей окружности весь колебался и двигался живой берег (Г.). 6. Кругом во дворе стояли лужи только что прошел дождь (О. Пер.). 7. Тишина была страшная свечи трепетали и облива­ли светом всю церковь (Г.). 8. Емеля быстро поднялся и свист­нул маленькое животное скрылось в кустах с быстротой мол-


нии (М.-С). 9. Где-то лают собаки должно быть деревня близко (Гайд.).

496. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ­
ясните употребление тире: 1) между подлежащим и сказуемым;
2) при пропуске члена предложения. Укажите случаи, когда тире
между подлежащим и сказуемым ставить не нужно.

1. Для меня эти годы формальная работа, овладение словом (М.). 2. Цель творчества самоотдача а не шумиха не успех (Па­уст.). 3. Язык инструмент; едва ли не труднее он самой скрип­ки (Вяз.). 4. Мы почитаем всех нулями, а единицами себя (П.). 5. Самое важное в каждом деле пересилить момент когда вам не хочется работать (Павл.). 6. Две избы стоят над самой реч­кой, одна на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы (М.-С). 7. Лучшее наслаждение самая высо­кая радость жизни чувствовать себя нужным и близким лю­дям (М. Г.). 8. Талант это вера в себя в свою силу (М. Г.). 9. Че­тыре часа для влюбленного четыре девятнадцатых столетия (Ч.). 10. Любимое занятие стоять перед зеркалом и рассматри­вать свой вялый язык (Ч.). 11. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь (Поел.). 12. Меркурий, образно говоря, царство пус­тынь: одна его половина горячая каменная пустыня, а другая ледяная пустыня (Сыт.).

497. Определите виды связи частей в сложных предложениях.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Под дымной пеленою ладана трепещущий огонь свечей казался тусклым и красным богомольцы теснились вокруг сырых столбов и глухой торжественный шорох толпы повто­ряемый сводами показывал что служба еще не началась (Л.). 2. В тот день с которого начинается мой рассказ небо сплошь затянулось темными как осенняя ночь тучами они стремитель­но неслись с запада точно стараясь догнать и поглотить одна другую (В. Пер.). 3. Время от времени он [ветер] изменял свое направление и тогда слышались с реки отрывистые крики на­рода толпившегося2 на берегу и ожидавшего парома который чуть видимою точкой чернелся на более и более бледневшей поверхности воды влача за собой огненную искристую полосу света (Григор.). 4. Солнце только что показалось из-за темных гор ограждавших противоположную сторону реки ровная ти­хая как золотое зеркало сверкала она в крутых берегах покры-


 




тых еще тенью и разве где-где мелькали по ней словно зазубри­ны рыбачьи лодки слегка окаймленные огненными искрами восхода (Григор.). 5. Несколько новгородцев стали захлебыва­ясь кричать что битва на Неве была неправильная что со шве­дами можно и нужно было поладить миром они-де везли бога­тые товары ценные сукна сладкие вина а доставить их к месту в Новгород так и не удалось так как молодой княжич Алек­сандр беспричинно3 напав на них разгромил все шведское вой­ско и разграбил их корабли (В. Ян).

498. Рассмотрите бессоюзные сложные предложения с причинно-
следственными отношениями. Обратите внимание на пунктуацию
(соответствие или несоответствие современным правилам).

1. Но Наташа не узнавала звезд: созвездия запутались в ветвях и потеряли знакомые очертания (Пауст.). 2. И вдруг из-под мужицкой бороды, из-под демократической мятой блу­зы поднимается старинный русский барин, — тогда у людей прямодушных, образованных и прочих синеют носы от нестер­пимого холода (М. Г.). 3. Косари отдыхали на валу — там все­гда дул из степи ветер, сушил мокрые рубахи, потные лбы (Пауст.). 4. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно ни бакенов, ни перевальных огней (Пауст.). 5. Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами — с лесных полян пригнали коров (Пауст.). 6. Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце (Пауст.).

499. Объясните пунктуацию в бессоюзных сложных предложени­
ях. Охарактеризуйте смысловые отношения между частями.

1. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы сверкнули на небе (Г.). 2. В глуши звучнее голос лир­ный, живее творческие сны (П.). 3. Березы нет— дегтю нет (М.П.). 4. Я оглянулся: у дороги над ракитой сидел старичок в изношенном сюртуке, с котомкой за плечами (М.П.). 5. Утро было серенькое, безветренное, теплое: градусник за окном по­казывал чуть-чуть выше нуля (Биан.). 6. Всюду горит зеленый свет — путь свободен (И. и П.). 7. Чувствительный человек по­добен сосульке: пригрей его — он растает (Прут.).

500. Спишите тексты, расставляя недостающие знаки препина­
ния.

1. Батальон был уже сажен двести впереди нас и казался какой-то черной сплошной колеблющейся массой. Можно бы-


ло догадаться что это была пехота только потому что как час­тые длинные иглы виднелись штыки и изредка долетали до слуха звуки солдатской песни барабана и прелестного тенора подголоска шестой роты которым я не раз восхищался еще в укреплении. Дорога шла серединой глубокой и широкой балки подле берега небольшой речки которая в это время играла то есть была в разливе. Стада диких голубей вились около нее то садились на каменный берег то поворачиваясь на воздухе и де­лая быстрые круги улетали из вида. Солнца еще не было видно но верхушка правой стороны балки начинала освещаться. Се­рые и беловатые камни желто-зеленый мох покрытые росой кусты держи-дерева кизила и карагача обозначались с чрезвы­чайной ясностию и выпуклостию на прозрачном золотистом свете восхода; зато другая сторона и лощина покрытая густым туманом который волновался дымчатыми неровными слоями были сыры мрачны и представляли неуловимую смесь цветов бледно-л илового почти черного темно-зеленого и белого. Пря­мо перед нами на темной лазури горизонта с поражающей яс­ностью виднелись ярко-белые матовые массы снеговых гор с их причудливыми но до малейших подробностей изящными тенями и очертаниями. Сверчки стрекозы и тысячи других на­секомых проснулись в высокой траве и наполняли воздух сво­ими ясными непрерывными звуками казалось бесчисленное множество крошечных колокольчиков звенело в самих ушах. В воздухе пахло водой травой туманом одним словом пахло ранним прекрасным летним утром. Капитан вырубил огня и закурил трубку запах самброталического табаку и трута пока­зался мне необыкновенно приятным.

Поравнявшись с нами он улыбнулся кивнул головой капи­тану и взмахнул плетью... я успел заметить только что он как-то особенно грациозно сидел на седле и держал поводья и что у него были прекрасные черные глаза тонкий носик и едва про­бивавшиеся усики. Мне особенно понравилось в нем то что он не мог не улыбнуться заметив что мы любуемся им. По одной этой улыбке можно било заключить что он еще очень молод (Л. Толстой).

2. Тетке приснился собачий сон будто за нею гонится двор­ник с метлой и она проснулась от страха.

В комнатке было тихо темно и очень душно. Кусались бло­хи. Тетка раньше никогда не боялась потемок но теперь поче­му-то ей стало жутко и захотелось лаять. В соседней комнате


/

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.