Сделай Сам Свою Работу на 5

Лексико-грамматические разряды существительных 8 глава






335. Образуйте от глагольных форм 1-го лица единственного чис­
ла остальные личные формы. Укажите спряжение.

Пою, беру, сплю, гляжу, дремлю, борюсь, плачу, шепчу, удивляюсь, краснею, клею, хвалю, кошу, помню, варю, готов­лю, нравлюсь, тружусь, держу, дышу, вылью, слышу, обижу, ворчу, хочу, смотрю, стелю, берегу, прибегу.

336. Спишите, вставляя в пословицах и поговорках пропущен­
ные буквы. Определите спряжение глаголов.

1. Не все ненастье, проглян..т и красно солнышко. 2. Пере­мелется — мука будет. 3. Слезами горю не поможешь . 4. Утопающий за соломинку хвата..тся. 5. Как аукн..тся, так и отклики..тся. 6. И сила уму уступает. 7. За чужим по­гонишься, свое потеря..шь. 8. Ворон ворону глаза не вы­клюет. 9. Хвостом виля..т, а зубы скал..т. 10. Не всякий хлеб паш..т, да всякий его ест. 11. Высоко лета..т, да где-то

Правописание личных окончаний глаголов

1. В окончаниях 1-го лица множественного числа, 2-го ли­ца единственного и множественного числа и 3-го лица единст­венного числа пишется: у глаголов I спряжения буква е: мы мечтаем, вы скажете; у глаголов II спряжения — буква и:


337- Поставьте глаголы в формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа и запишите эти формы. В скобках укажите спряжение.



Образец:

учить учишь учат (Нспр.).

Кормить, печатать, нравиться, бороться, рассеять, терпеть, гонять, гнать, таять, реять, бежать, склеить, вертеть, брыз­гать, колоть, выписать, выдержать, выбрать, выстелить, вы­смотреть, вылететь, вылетать, выжечь.

338. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите накло­
нение всех глаголов.

1. Выбер..те какую-нибудь книгу и, если выбер..те, подой­дите к библиотекарю. 2. Выпиш..те из текста примеры. Когда выпиш..те, сдайте работу учителю. 3. Всем будет интересно, если вы выскаж..те свое мнение. Пожалуйста, выскаж..те его сейчас!

339. Поставьте глаголы в формы повелительного и изъявительно­
го наклонений 2-го лица множественного числа. Составьте предложе­
ния с этими глагольными формами.

Стукнуть, крикнуть, выйти, прыгнуть, опровергнуть, вы­
стлать, выслать.
-___________________________________________ __/#


 




Правописание суффиксов глаголов

1. Перед суффиксом глагола прошедшего времени -л- пи­шется та же гласная, что и перед -ть в неопределенной форме: нравился (нравиться), услышал (услышать). Безударные суффиксы основы инфинитива (гласная и, е или а перед -ть) в большинстве случаев проверить нельзя, их написание нужно запомнить.



2. При выборе написания суффиксов -ова-/-ева- и -ыва-/ -ива- нужно поставить глагол в форму 1-го лица единственного числа: командовать (я) командую. Суффиксы -ыва- и -ива-в этой форме сохраняются: выглядывать (выглядываю), рас­сматривать (рассматриваю). Исключения: застревать, за­тмевать, намереваться, продлевать. Если суффикс не сохра­нился и его место занял суффикс -г/у-, нужно в исходной форме писать -ова- или -ева-: советовать (coeemyj-y), танцевать (mauuyj-y).

При образовании формы 1-го лица единственного числа нельзя изменять вид глагола. Глагол должен быть несовершен­ного вида: опаздывать опаздываю, а не опоздаю (это форма глагола опоздать). Нельзя также путать суффиксы -ова-/-ева-, ■ ыва-/-ива- с ударным суффиксом -ва-\ запевать, пережи­вать. Перед -ва- пишется гласная корня, которую можно про­верить ударением: петь, жить.

3. Выбор суффиксов -е- и -и- в глаголах с приставкой обес-
зависит от значения слова. В переходных глаголах, при ко­
торых находится (или подразумевается) прямое дополне­
ние, пишется -и-: обессилить противника, обезводить боло­
то.
В непереходных глаголах употребляется суффикс -е-:
обессилеть от усталости
(самому), болото обезводело (са­
мо).

340. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Встретили друзей, стрел дачу, отмет..ли нужные страни­цы, понаде..лись на удачу, больная выздоровела, ненавид..л лицемерие, обид..лея на замечание, муч..ла совесть, пред-вид..ли опасность, лаком..лись пирожными, щенок ла..л, не расслыш..л ответа, раска..лся в проступке, лед та..л долго, засе..ли грядку, фильм понрав..лся.




341. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Использ..вать, нашептывать, оправдывать, запаздывать,

попробовать, исповед..вать, воздел..вать, заведовать, раз-вед., вать, след..вать, бесед..вать, насвист..вать, забол..вать, затм..вать, высиж..вать, продл..вать, выкармливать, стуше­ваться, бич..вать, намереваться, пропит..вать, наста..вать, ап­лодировать, апеллировать, пропагандировать.

342. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Местность1 обезвод..ла от засухи, нужно обезлес.ть боль­шой участок, путники обезнож..ли от усталости, рана обес-кров..ла потерпевшего, по старости обеспамят..л, простудился и обезголос.л, врага обессил..ла атака, обеспеч..ли защиту, обезглав..ть дракона, обезвред..ли преступника, всех обеску-раж..л своей идеей, обезбол..ть десну, обесслав..л недруга, обезжир..ть склеива..мые части, обессмерт..л свое имя.

J I Морфологический разбор

спрягаемой формы глагола

При морфологическом разборе спрягаемых форм глагола следует выписать сочетание слов с анализируемым глаголом.

1. Назвать начальную форму. Указать часть речи.

2. Определить постоянные морфологические призна­ки: а) возвратный глагол или невозвратный, переходный или непереходный, личный или безличный; б) вид; в) спряжение.

3. Определить переменные (словоизменительные) морфологические признаки: а) залог (действительный или страдательный); б) наклонение (изъявительное, повелительное или сослагательное); для изъявительного наклонения: в) вре­мя; г) лицо или род; д) число.

4. Указать синтаксическую роль глагольной формы в пред­ложении.

Образец:

Отговорила роща золотая... (Ее).

1. Начальная форма отговорить. Это глагол.

2. Постоянные морфологические признаки: глагол непереходный, невозвратный, личный, совершенного вида, И спряжения.


 




3.Переменные морфологические признаки: употреб­лен в спрягаемой форме действительного залога (страдатель­ные формы отсутствуют), изъявительного наклонения, про­шедшего времени; согласуется в ж. р. и ед. ч. с существитель­ным роща.

4. Анализируемая форма глагола является в предложении простым глагольным сказуемым.

-/ 1 Морфологический разбор

неопределенной формы глагола

При морфологическом разборе инфинитива указываются все постоянные признаки глагола (лексико-грамматиче-ский разряд, вид, спряжение), а из числа переменных определяется только залог (действительный или страдатель­ный). Если же в данном предложении инфинитив выступает в переносном употреблении и выражает значение того или иного времени или наклонения: Молчать!; А девица хохотать..., необходимо указать, в значении какой формы он употреблен. В конце разбора указывается синтаксическая роль инфинити­ва в предложении.

Образец:

Я б хотел забыться и заснуть! (Л.).

1. Начальная форма забыться. Это глагол.

2.Постоянные морфологические признаки: глагол не­переходный, возвратный, личный.

3.Переменные морфологические признаки: глагол употреблен в своей начальной (неопределенной) форме, залог действительный (страдательные формы отсутствуют).

4. В предложении анализируемый глагол является частью составного глагольного сказуемого.

343. Выполните полный морфологический разбор спрягаемых и неопределенных форм глагола.

1. Ягненок1 в жаркий день зашел к ручью напиться... (Кр.). 2. Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга... (Я.). 3. Санки начинают бежать все тише и тише, дыханье перестает замирать2 (Ч.). 4. Она рано встала, в десять часов, и с удоволь­ствием помогла кухарке вымыть в кухне пол и столы (Купр-)-


5. Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце...
(П.)- 6. Слушать его было скучно, а спорить с ним опасно
(Ю. Тр.). 7. Его не покидало желание убедить всех в виновнос­
ти Марьи Ивановны (Ч.). 8. Расставаться всегда было грустно
{Н. И.). 9. Барин отослал слугу с приказанием принести эту та­
инственную книгу (Т.). 10. Следовать за мыслями великого че­
ловека есть наука самая занимательная (П.).
__________________________________________________ <#>

Причастие

Причастиями называются особые формы глагола, сочета­ющие глагольные свойства с признаками прилагательных: читающий, читаемый, читавший, читанный.

Глагольность причастия выражается в таких морфологиче­ских признаках, как переходность/непереходность, возврат­ность/невозвратность, вид, залог и время; причастие также полностью сохраняет особенности глагольного управления; ср.: любить детей любящий детей, руководить заводом руководящий заводом.

Именными свойствами причастия являются его изменя­емость по родам, числам, падежам; возможность образования кратких форм; согласование с существительным в роде, числе и падеже; синтаксическая роль определения или именной час­ти составного сказуемого.

Причастие служит средством обозначения действия побоч­ного, дополнительного по отношению к основному действию, выраженному в том же предложении спрягаемой формой гла­гола. Ср.: Работавший крестьянин пел — основное действие названо формой пел, а дополнительное — формой работав­ший; Певший крестьянин работал — основное действие на­звано формой работал, а дополнительное — формой певший.

От одного и того же глагола может быть образовано не­сколько типов причастий: действительные и страдательные (т. е. причастия действительного и страдательного залога), на­стоящего и прошедшего времени. Количество причастных форм у того или иного глагола зависит от грамматических при­знаков вида и переходности/непереходности.

От переходных глаголов несовершенного вида могут обра­зовываться действительные и страдательные причастия про-



шедшего и настоящего времени: читать читающий, чи­тавший, читаемый, читанный.

От переходных глаголов совершенного вида образуются действительные и страдательные причастия только прошедше­го времени: прочитать -> прочитавший, прочитанный.

От непереходных глаголов несовершенного вида можно об­разовать действительные причастия настоящего и прошедшего времени: выходить > выходящий, выходивший.

От непереходных глаголов совершенного вида образуются только действительные причастия прошедшего времени: выйти-—> вышедший.

Действительные причастия образуются следующи­ми способами:

1) прибавлением к основе настоящего времени словоизме­нительных суффиксов -УЩ-/-ЮЩ-, -ащ-/-ящ-; так образуются причастия настоящего времени: берущий, дающий, слыша­щий, видящий;

2) прибавлением к основе прошедшего времени словоизме­нительных суффиксов -вш-, -ш-; таковы причастия прошедше­го времени: бравший, видевший, несший.

Страдательные причастия образуются:

1) прибавлением к основе настоящего времени словоиз­менительных суффиксов -ем-/-ом-, -им-; это причастия на­стоящего времени: читаемый, несомый (устар.), люби­мый;

2) прибавлением к основе прошедшего времени словоизме­нительных суффиксов -нн-, -енн-, -т-; таковы причастия про­шедшего времени: рисованный, привлечённый, гнутый; но иногда причастия последней группы образуются от основы на­стоящего времени: пройденный.

Страдательные причастия могут выступать как в полной, так и в краткой форме: привлечённый привлечён; разби­тый разбит. В разговорной речи наблюдаются многочис­ленные случаи образования страдательных причастий прибав­лением к действительному причастию постфикса -ся: хорошо продающиеся книги, носившаяся два года куртка (подобные страдательные причастия используются только в полной фор­ме).

Система морфологических признаков причастий в целом своеобразна. У причастий отсутствуют, в частности, такие важные глагольные признаки, как наклонение и лицо. Вре-


мя представлено в причастиях только двумя формами — настоящего времени (имеется лишь у причастий несовер­шенного вида: приносящий, приносимый) и прошедшего времени (отмечается у причастий обоих видов: приносивший, принёсший, принесённый); будущее время у причастий отсут­ствует.

Полные причастия изменяются по образцу склонения каче­ственных и относительных прилагательных: игравший, чита­ющий, взятый — как свежий, новый. Краткие причастия по падежам не изменяются, образуют только формы чисел, а в единственном числе — родов (прочитан, прочитана, прочи­тано, прочитаны).

344. Образуйте от глаголов действительные причастия настояще­
го времени. К какой глагольной основе какие суффиксы следует при­
бавить?

Писать, колоть, лечить, грохотать, метаться, бороться, дремать, веять, сеять, таять, мыть, стелить, нежиться, дышать, зависеть, клеить, ненавидеть, ранить, хвалить, жа­лить.

345. Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего
времени. К какой глагольной основе какие суффиксы нужно приба­
вить?

Читать, выполнять, разрешать, колебать, уважать, иссле­довать, видеть, зависеть, клеить, жалеть, мучить, слышать, вести, нести.

346. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедше­
го времени. Какие глагольные основы и какие суффиксы при этом ис­
пользуются?

Нарисовать, подковать, выломать, засеять, увидеть, оби­деть, просмотреть, вымыть, отвернуть, убить, победить, возбу­дить, охладить, замутить, защитить.

347. Выпишите причастия, определите их морфологические при­
знаки (залог, время, полнота/краткость). Покажите, от каких основ
и каким образом они образованы.

I. 1. Руслан на мягкий мох ложится пред умирающим ог­нем... (П.). 2. Увы! Я не могу молиться... гибельной отравой мой ум слабеющий объят! (Л.). 3. Сима что-то тихонько нашеп-

'"• Современный русский язык 289


тывала засыпающему Кольке (Расп.). 4. Кое-где в ложбинах еще видны остатки тающего снега (Л. Т.). 5. Навис покров уг­рюмой нощи на своде дремлющих небес (П.). 6. Я в твоих гла­зах увидел море, полыхающее голубым огнем (Ее).

II. 1. Дальше открывалась вырубка, пни черные, в высох­
шем птичьем3 помете (Наг.). 2. Тонкий туман над стемневшей
рекой лег серебристою нежной фатой (Б.). 3. Прохор в этот миг
заметил сидевшую на обрывистом камне, над самой водой, мо­
лодую вдову-тунгуску (Шишк.). 4. Друг мужа, приехавший на
дачу в гости на несколько дней, курит и смотрит на ее обна­
женные до локтей полные круглые руки (Б.). 5. Они торговали
открытками, изображавшими скалы виноградной республики,
среди которых шли грандиозные работы (И. и П.).

III. 1. Воздух слепил глаза каким-то3 мутным блеском ис­порченного солнца... (Расп.). 2. Предназначенное расстава­нье обещает встречу впереди (Ее). 3. Каждый отправился в комнату, ему назначенную (П.). 4. Кибитка ехала по узкой до­роге, точнее по следу, проложенному крестьянскими санями (П.). 5. Перед балконом была большая утоптанная площадка (Купр.). 6. Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом (Б.).

IV. 1. С каждым днем расцветал он более и более под лучом ее взоров, согреваемый ее нежным попечением (Лаж.). 2. Верс­тах в трех от Кисловодска есть скала, называемая кольцом (Л.). 3. От нее шел легкий, едва уловимый запах ладана... (Ч.). 4. О, всеми ветрами колеблемый лотос! (Цв.). 5. Ю-ю открыва­ла мордочкой и лапками неплотно2 затворяемую дверь... (Купр.).

348. Выпишите страдательные причастия. Укажите, как они об­разованы, объясните выбор суффикса. Отметьте чередование в основе.

1. Полинялые штофные кресла, диваны... стояли в пол­ной симметрии около стен, обитых китайскими обоями (П.). 2. Жандарм, стоявший с вытянутой наголо саблей у двери, вложил саблю в ножны и посторонился (П.). 3. Ограды и воро­та были прочные и новые: под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленою краской (Л. Т.). 4. Не жалею1, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше моло­дым (Ее). 5. Грязная рубаха у него, а оторванная кромка руба­хи опускается еще ниже (Мак.). 6. Я все стоял на одном месте


и не мог привести в порядок мысли, смущенные столь ужасны­ми впечатлениями (П.).

349. Найдите краткие причастия. Определите их морфологиче­ские признаки (залог, время) и синтаксическую функцию.

1. Он бывал выбираем старостой курса и, наконец, прини­мал очень активное участие в студенческой кассе (Купр.). 2. Он был вельможен, был он важен, был всеми почитаем он... (Фед.). 3. ...Не корите никогда других, да некоримы будете и сами (Фед.). 4. Обидчик злой, он все же был любим... (Фед.).

5. Даже так случалось, что Федор Павлович много раз в про­должение своей карьеры мог быть бит. И больно бит... (Д.).

6. Кое-где были в окнах выбиты стекла (Купр.). 7. Господин был встречен трактирным слугою, или половым, как называ­ют их в русских трактирах (Г.). 8. Билет нарочно до ближней станции1 был бран, чтобы следы затерять (Шер.). ____________________________________ <#

Правописание причастий

1. Написание суффиксов страдательных причастий -ем-/ -им- и действительных причастий -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- зави­сит от спряжения глагола. В причастиях, образованных от гла­голов I спряжения, пишутся суффиксы -ем- и -ущ-/-ющ-: вы­ясняемый, ищущий, жалеющий. В причастиях, которые обра­зованы от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы -им- и -ОЩ-/-ЯЩ-: видимый, лечащий, жалящий.

2. Употребление одной и двух н в причастиях и отглаголь­ных прилагательных — одно из наиболее трудных правил ор­фографии.

Одна н пишется: 1) если причастие употреблено в краткой
форме: ошибки указаны, дорога пройдена; 2) если слово обра­
зовано от глагола несовершенного вида и не имеет зависимого
слова, приставки (кроме не-), суффикса -ова- или -ёва-: топле­
ное молоко, вареные овощи, незваный гость.
Исключения со­
ставляют отглагольные прилагательные деланный (вид), же­
ланный, жеманный, медленный, невиданный, негаданный,
нежданный
долгожданный), неслыханный, нечаян-

ный, священный, чванный, чеканный.

Две н пишутся, если: 1) есть приставка, кроме не-: прочи­танная книга, непропеченный пирог; исключения: названый

ю. 291


(брат), посажёный (отец), смышлёный (мальчик); 2) есть суффикс -ова- либо -ёва- (кроме слов кованый, жеваный): ма­ринованные огурцы, газированная вода; 3) есть зависимое сло­во: еще не читанная книга, соленные в бочке огурцы; 4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: купленные вещи (купить — совершенного вида), решен­ная задача. Прилагательное раненый, если у него нет пристав­ки или зависимого слова, пишется с одной н: раненый солдат, но израненный, раненный в руку.

3. Различаются в написании краткие формы причастий, которые пишутся с одной н, и краткие формы стглаголь ных прилагательных, в которых употребляется две н; ср.: школа образована недавно девушка прекрасно образо­ванна. В отличие от причастий, прилагательные имеют зна­чение, утратившее непосредственную смысловую связь с дей­ствием.

4. Чтобы выяснить, какая гласная пишется перед -н- (-нн-), нужно определить, от какого глагола образовано причастие или отглагольное прилагательное. Если в глаголе перед -ть пишутся а, я или е, они сохраняются перед -н- (-нн-): стреля­ный (стрелять), просмотренный (просмотреть), задержан (задержать). Если в глаголе перед -ть находится суффикс -и-, при образовании причастия он заменяется суффиксом -енн-: застреленный (застрелить), закрашенный (закрасить), за­вешенный (завесить).

350. Спишите, вставляя пропущенные буквы. После каждого словосочетания напишите в скобках глагол, от которого образовано причастие. Укажите спряжение глагола.

Несгиба..мая воля, неясно слыш..мые звуки, реж..щие инструменты, кле..щий карандаш, познаваемые истины, брызж..щий фонтан, ороша..мая земля, движ..щие силы, ве..щий холодом, колыш..мый струей воздуха, плач..щий ре­бенок, леч..щий врач, колебл..мый ветром, ничего не зна­чащие слова, та..щий снег, стелющийся туман, тяжело ды­шащий, рокоч..щий водопад, воображаемый противник, бор..щиеся тяжеловесы, колющийся кустарник, мо..щие средства, терп.-щий1 бедствие, не зависимый от обсто­ятельств.


351. Объясните написание н и нн в причастиях и отглагольных
прилагательных.

Печеный картофель, непеченый картофель, недопеченный картофель, печенный в золе картофель, картофелины не про­печены, линованная страница, брошенный камень, бешеная собака, нежданный приезд.

352. Спишите, раскрывая скобки.

Некоше(н,нм)ая трава, упуще(н,нн)ые возможности, небе-ле(к,нн)ая хата, сорить запреще(н,нн)о, дробле(н,нн)ый рис, кале(н,нн)ые орехи, недосоле(н,нн)ые щи, медле(н,мк)ый темп, нечая(н,нн)ый промах, пута(н,кк)ые объяснения, ло­ма^,нн)ая линия, организова(н,нн)ое движение, смышле-(м,нк)ый ученик, кова(к,нн)ый сундук, подкова(н,нн)ая ло­шадь, балова(н,нн)ый ребенок, вяза(н,нн)ый джемпер, вяле-(н.нн)ая над костром рыба, замороже(к,нн)ая малина, не паха(н,км)ое по весне поле, осажде(н,«м)ая крепость, масло на-маза(н,нн)о на хлеб, лакирова(к,кн)ые ботинки, не хоже-(н,нн)ые по зиме тропы, выуче(«,мн)ое мной правило, ране-(«,«н)ый легко, ране(н,н«)ый боец.

353. Спишите, раскрывая скобки. Определите, какой частью ре­
чи является слово с пропущенными буквами.

1. Ученики нашего класса организова(к,««)ы и дисципли­нировав,«н)ы. 2. Соревнования организова(к,н«)ы учителями физкультуры. 3. На подвигах защитников Отечества воспи­таннее не одно поколение людей. 4. Речь оратора была про­никновенна и взволнова(м,«м)а. 5. Команда корабля была взволнова(н,нн)а сообщением синоптиков. 6. Финансовые воз­можности предприятия очень ограниче(н,нн)ы. 7. Расходы средств на строительство ограниче(н,н«)ы утвержденной сме­той. 8. В условиях стихии даже самые решительные действия спасателей были понятны и вполне оправда(н,нн)ы. 9. Каждое Движение балерины было грациозно и продума(н,нн)о. 10. До­машнее сочинение было тщательно подготовле(к,нн)о и проду­мав,нн)о.

354. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите глагол,
от которого образовано причастие или отглагольное прилагательное.

Образец:

пристрелянная винтовка пристрелять.


 




Подстреленная куропатка, много настрелянной дичи, за­навешенное окно, все стены завеш..ны объявлениями, серьез­ные и взвеш..нные слова, раскачанный маятник, фотография повеш..на в холле, сахар не размеш..н, круто замеш..нное тес­то, подозреваемые задерж..ны.

355.Спишите, расставляя запятые и вставляя пропущенные бук­вы. Объясните правописание окончаний и суффиксов причастий.

1. Поезд на подъемах скрипит и качается а под уклон бе­
жит как старик пустившейся догонять кого-нибудь (Б.). 2. На
фоне яркой весенней зелени — великолепный конь золотистой
масти с раздува..щимися черными ноздрями (В.). 3. С полчаса
я гулял по виноградным аллеям по известчатым скалам и ви­
сящем между них кустарникам (Л.). 4. Он был спокоен сердце
его билось ровно как у человека решившегося на что-нибудь
опасное но необходимое (П.). 5. Рабочие находившееся на са­
мой верхушке печи продолжали забрасывать в нее руду и ка­
менный уголь которые то и дело подымались наверх в желез­
ных вагонетках (Купр.).
__________________________________________________ <#>

ZJ Морфологический разбор причастия

При морфологическом разборе причастий следует помнить, что это не самостоятельная часть речи, а одна из грамматиче­ских форм глагола. Поэтому свойственные причастию морфо­логические признаки (залог, время, полнота/краткость, род, число, а для полных причастий — одушевленность/неодушев­ленность и падеж) указываются лишь после общей характе­ристики глагола, от которого причастие образовано.

Образец:

В моей руке просохшееперо... (Ахм.).

1. Начальная форма просохнуть. Это глагол.

2.Постоянные морфологические признаки: глагол непереходный, невозвратный, личный, совершенного вида, I спряжения.

3.Переменные морфологические признаки: глагол употреблен в форме причастия (образованного от основы про­шедшего времени прибавлением суффикса -ш-); это дейст-


вительное причастие прошедшего времени, согласуется в ср. р., ед. ч. и И. п. с существительным перо.

4. В предложении является согласованным определени­ем.

356. Выполните полный морфологический разбор причастий.

День был жаркий, светлый, лучезарный день, несмотря на
перепадавшие дождики. По ясному небу плавно неслись, не
закрывая солнца, низкие, дымчатые2 тучи и по временам ро­
няли на пол обильные потоки внезапного и мгновенного лив­
ня. Крупные, сверкающие капли сыпались быстро, с каким-
то сухим шумом, точно алмазы; солнце играло сквозь их
мелькающую сетку; трава, еще недавно взволнованная вет­
ром, не шевелилась, жадно поглощая влагу; орошенные2 де­
ревья томно трепетали всеми своими листочками; птицы
не переставали петь, и отрадно было слушать их болтливое
щебетанье1 при свежем гуле и ропоте пробегавшего дождя
(И. Тургенев).
__________________________________________________ <#>

Деепричастие

Деепричастияминазываются особые неспрягаемые формы глагола, обозначающие действие, сопутствующее другому дей­ствию, которое названо в том же предложении спрягаемой формой глагола: А из города уже выступало неприятельское войско, гремяв литавры и трубы (Г.); ...Блестя на солнце, снег лежит... (П.).

Деепричастия имеют грамматические свойства глагола и наречия. Глагольными признаками деепричастий являются: частеречное значение действия; вид; залог; характер грамма­тической сочетаемости; ср.: быстро читая и быстро читал; читая книгу и читать книгу.

Наречные признаки деепричастий таковы: неизменяемость по наклонениям, временам, лицам, числам; называние не са­мостоятельного действия, а признака глагольного действия; синтаксическое примыкание к другому глаголу — сказуемо­му. В предложении деепричастие, подобно многим наречиям, выступает в роли обстоятельства. Нужно помнить, что у дейст-


вий, выраженных в одном и том же предложении сказуемым и деепричастной формой, предполагается один и тот же деятель. Поэтому грамматически неправильными являются конструк­ции типа Подъезжая к сией станции и глядяна природу в окно, у меня слетела шляпа (Ч.), поскольку шляпа сама по себе не может ездить и тем более * глядеть на природу»; Чехов использовал эту конструкцию, естественно, в комических це­лях.

Образование деепричастия обусловлено видом глагола.

От глаголов несовершенного вида деепричастия образуются: 1) прибавлением к основе настоящего времени словоизменительных суффиксов -а/-я, реже — -учи/-ючи: трещат —> треща; несут —» неся; идут —» идучи (устар.); жалеть —» жалея и жалеючи (нар.-поэт.); 2) прибавлением к основе инфинитива (или прошедшего времени) словоизмени­тельных суффиксов -в, -вши: быть —» быв и бывши (нар.-поэт.); есть —* евши.

От глаголов совершенного вида деепричастия обра­зуются прибавлением словоизменительных суффиксов -в, -вши, -ши к основе инфинитива (прошедшего времени): разо­брать —> разобрав; рассмеяться —> рассмеявшись; вытрясти —» вытрясши.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.