Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ





Методические указания

По выполнению курсовых работ

по учебной дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

направление подготовки 100700.62 Торговое дело


направленность (профиль):

«Коммерция»

«Маркетинг»

 

 

Киров

 

Методические указания по выполнению курсовых работ студентами ВятГГУ по учебной дисциплине «Экономический анализ торговых организаций», составлены в соответствии с образовательной программой высшего образования по направлению подготовки 100700.62 Торговое дело, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 787

 

Методические указания разработала Л.А. Адамайтис, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и финансов, канд.экон.наук, доцент

 

 

Рецензент – В.В. Кислицына , зав кафедрой коммерции и маркетинга, канд.экон.наук, доцент

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов факультета экономики и управления ВятГГУ «23» сентября 2014, протокол №2.

 

 

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2014



© Л.А. Адамайтис, 2014

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цели и задачи курсовой работы по учебной дисциплине «Экономический анализ торговых организаций»

Целью выполнения курсовой работы по учебной дисциплине является формирование знаний в области экономического анализа, умений и навыков по его проведению для объективной оценки современного состояния субъектов хозяйствования и осознания роли экономического анализа в управлении бизнесом. В результате выполнения курсовой работы студенты должны освоить теоретико-методические, организационные и практические аспекты экономического анализа в рыночной экономике; научиться самостоятельно решать задачи своей профессиональной деятельности с учетом современного уровня развития экономической науки и практики деятельности субъектов хозяйствования, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Целью курсовой работы является также являются закрепление и углубление знаний студентов по данной дисциплине, выработка навыков самостоятельного анализа различных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятий и конкретных хозяйственных ситуаций. В ходе выполнения курсовой работы студент должен показать умение вести исследование: подбирать, работать с библиографией, анализировать, обобщать материал, системно излагать его экономически грамотным языком, обосновывать выводы, правильно оформлять работу.



Задачи курсовой работы:

· практическое овладение концептуальными основами экономического анализа, лежащими в основе теории и методики анализа;

· обобщение современных исследований в области экономического анализа, их критическая оценка и обоснование рекомендаций по совершенствованию методических подходов к анализу отдельных направлений и предметов исследования;

· приобретение системы знаний об экономическом анализе как одной из функций управления предприятием в рыночной экономике, направленной на обоснование резервов и разработку путей улучшения финансово-экономического состояния организации и развития бизнеса в целом;

· формирование необходимой информационной базы по различным направлениям экономического анализа;

· формирование умений по использованию методов экономического анализа, адекватному выбору аналитических инструментов объективной оценки состояния и обоснования решений по объектам управления;

· овладение логикой проведения экономического анализа субъекта хозяйствования, установления причинно-следственных связей фактов хозяйственной жизни, формирования глубоких и обоснованных аналитических выводов в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды функционирования бизнеса;



Поскольку курсовая работа выполняется студентами, обучающимися на старших курсах, то она является одновременно подготовительным этапом к написанию выпускной квалификационной работы и ее целесообразно выполнять по материалам того предприятия, по которому студент в дальнейшем будет выполняться выпускная работа.

 

1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения студентом курсовой работы

 

В результате выполнения курсовой работы по учебной дисциплине «Экономический анализ торговых организаций» по установленным компетенциям обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Общекультурные компетенции

ОК-1 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

знать: социально-значимые проблемы и процессы современного общества, в т.ч. финансово-экономические;

уметь: выявлять тенденции изменения финансовых и хозяйственных процессов в экономике и делать прогнозы на будущее;

владеть:логикой инавыками анализа финансовых и экономических показателей, характеризующих экономические процессы.

 

Профессиональные компетенции

ПК-2 Умение пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов

знать: законодательные и нормативно-инструктивные документы, определяющие основы функционирования предприятий торговли и регулирующие содержание видов и форм отчетности, являющихся информационной базой анализа;

уметь: понимать содержание нормативных документов для целей их использования в анализе:

владеть: основными приемами и способами формирования достоверной отчетной информации, не противоречащей действующей законодательной базе.

ПК-4 Способность прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность

знать: методы экономического прогнозирования, планирования и бюджетирования;

уметь: находить необходимые данные для информационно-аналитического обеспечения прогнозов, планов и бюджетов как в финансовой, статистической отчетности, так и внешних источниках информации;

владеть:навыками экономического прогнозирования, планирования и оценки их эффективности.

ПК-9 Способность распознавать и оценивать опасности разных видов с использованием общепринятых критериев

знать: современный инструментарий оценки рисков финансово-хозяйственной деятельности в рыночной экономике;

уметь: использовать методы и приемы анализа рисков, выбирать наиболее оптимальные для решения поставленной задачи инструменты и управленческие решения, снижающие возможные риски;

владеть: логическими и аналитическими навыками распознавания возможных опасностей (рисков) и способов их снижения и устранения.

ПК-11 Способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью

знать: систему отбора, накопления и обработки учетно-отчетной информации с целью последующего ее анализа для решения конкретных задач;

уметь: использовать на практике инструментарий системного комплексного анализа организаций для разработки управленческих решений;

владеть: навыками поиска и получения информации для выделения проблемных сторон деятельности в сфере торговли , её всесторонней объективной оценки и нахождения наиболее оптимальных путей решения.

ПК-14 Готовность анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации

знать: методы аналитического обеспечения и обоснования наиболее оптимальных решений по развитию организации, в т.ч. стратегического;

уметь: строить модели стратегии развития в части ресурсов, финансов и операционной деятельности и давать их оценку, анализировать выраженные ими причинно-следственные связи и интерпретировать полученные результаты;

владеть: практическими навыками аналитической оценки перспектив и путей развития

1.3. Объем самостоятельной работы, выделяемый на выполнение курсовой работы

Курсовая работа выполняется в рамках самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине, на которую в целом отведено 108 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОБЪЕМУ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Объем курсовой работы 30-35 страниц машинописного текста стандартного формата (14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом между строк) без учета библиографического списка и приложений.

Курсовая работа должна включать следующие разделы:

1. титульный лист;

2. содержание (оглавление);

3. введение (примерный объем 2-3 стр.);

4. теоретические и методические основы экономического анализа (по названию темы работы) (примерный объем 9-10 стр.);

5. организационно-экономическая характеристика объекта исследования - (название организации ) (примерный объем 3 стр. без учета таблицы);

6. основной раздел (разделы) работы в соответствии с темой (примерный объем18-20 стр.);

7. заключение (примерный объем 2 стр.);

8. библиографический список;

9. приложения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ

Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (приложение II методических указаний).

В «Содержании» последовательно перечисляются заголовки всех разделов и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово «СОДЕРЖАНИЕ», записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Во «Введении» следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса (возможно указать основные нерешенные проблемы), обосновать цель и задачи курсовой работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, источники исходной информации (теоретические и методические источники информации и источники конкретной информации), обозначить структуру исследования, научную новизну и практическую значимость. Названием раздела является слово «ВВЕДЕНИЕ», написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Под актуальностью темы курсовой работы принято понимать степень важности исследования её вопросов в определенный момент времени и в определенных условиях.

Способы обоснования актуальности:

- по отдельным фактам выясняется состояние вопроса на практике;

- анализируются данные специальных исследований, выполненных самим автором или другими учеными;

- анализируются тенденции развития практики и ее нужды;

- выявляются и обосновываются потребности развития теории и практики;

- устанавливаются проблемы, которые требуется решить в рамках выполнения курсовой работы.

Цель курсовой работы, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик ( прим.: формулировка цели работы не должна дословно копировать название (тему) работы).

Далее переходят к формулировке задач курсовой работы, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Задачи исследования формулируются в глагольной форме и вытекают из цели исследования (изучить ..., исследовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать..., обосновать ..., определить ...). Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов курсовой работы. Они должны быть точными и краткими.

Следующим этапом является определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения, в данном случае - исследуемая организация. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта (проблема, над которой работает исследователь; в данном случае это может быть состояние актива, хозяйственного процесса, финансового ресурса и т.п.).

Далее в курсовой работе следует указать период исследования.

Во введении указываются используемые в работе методы и приемы исследования:

- теоретические и общеэкономические (теоретический анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, логический, сравнение, графический метод, системное моделирование и др.);

- эмпирические (наблюдение, анкетирование, собеседование, интервьюирование, экспертные оценки и др.);

- конкретно-экономические методы , включая статистические и специальные методы и методики экономического анализа ( балансовый, коэффициентный, методы факторного анализа, методы рейтинговых оценок, группировки, индексный метод, трендовый анализ, методы экономического прогнозирования, моделирования экономических показателей, их систем и экономических явлений, расчетно- конструктивные методы и др.).

Перечень используемых в работе методов исследования должен быть конкретным и содержать только те из них, которые использованы реально и подтверждены материалами других разделов работы.

Здесь также перечисляются наиболее значимые теоретические и методические источники информации, послужившие основой написания работы (законодательные и нормативно-инструктивные акты, научные труды ученых по исследуемому вопросу (с указанием фамилий авторов), которые использовались в работе). Кроме того, необходимо обозначить источники конкретной информации по организации – объекту исследования ( регистры синтетического и аналитического учета по определенному участку учета, формы бухгалтерской и налоговой отчетности, плановую, внешнюю (финансовую, статистическую ) и другую информацию, используемую автором курсовой работы при ее написании.

В конце введения необходимо раскрыть структуру курсовой работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Завершает введение определение научной новизны и практической значимости курсовой работы.

Научная новизна подразумевает новый научный результат, новое решение поставленной научной проблемы, ожидаемое по завершении исследования. Новизна может выражаться в новом объекте или предмете исследования (он рассматривается впервые), вовлечения в научный оборот нового материала, в иной постановке известных проблем и задач, в новом методе решения или новом применении известного решения или метода, в новых результатах проведенного экономического исследования и т.п. Практическая значимость исследования, в том числе и теоретического, определяется возможностью прикладного использования его результатов (с указанием области применения и оценки эффективности).

Раздел «Теоретические и методические основы анализа (по названию темы работы)» представляет собой изложение теоретических и методических основ изучаемого вопроса на основе исследования законодательных и нормативно - инструктивных материалов по теме работы, общеэкономической и специальной литературы. Раздел должен содержать исследование современного уровня проработанности научной проблемы на основе изучения и анализа отечественных и зарубежных библиографических источников, критический анализ различных точек зрения и формулировку авторской позиции. Данный раздел рекомендуется поделить на отдельные пункты в соответствии с объемом, назначением представляемой в разделе информации и рекомендациями преподавателя. Эту часть работы следует четко увязать с темой и с последующими разделами, она не должна быть изолированной от них. Студенту необходимо показать глубину проработки вопроса, поэтому количество литературных источников, представленных в разделе, должно составлять 8-10 наименований (законодательных и нормативных документов, книг, статей и др.). Они должны достаточно полно характеризовать состояние вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали способы их решения. Специальную литературу рекомендуется изучать по новым изданиям, отражающим последние достижения в теоретической и практической стороне исследуемых вопросов. Учитывая специфику исследования, интерес также могут представлять и основополагающие источники литературы предшествующих лет и зарубежные источники.

Основная задача данного раздела – показать, что студент умеет работать с различными источниками информации, осмысливает высказывания различных авторов, критически оценивает и обобщает их, может применять их полностью или частично, аргументируя это должным образом. То есть высказывания авторов должны начинаться со слов «С точки зрения…», «По мнению…», «Как считает…» и т.д.

Помимо изложения основных моментов законодательных материалов и мнений авторов по тем или иным вопросам бухгалтерского учета, в данном разделе могут быть представлены основные понятия, касающиеся темы исследования, а также более подробное описание основных источников информации, используемых при написании работы (однако лишь в той мере, в которой они касаются темы исследования).

К цитатам и выдержкам из литературы приводятся инициалы авторов, а в конце высказывания делается ссылка (в квадратных скобках типа [… ]) на соответствующий источник по библиографическому списку.

Данный раздел может содержать схемы, рисунки, диаграммы и т.д.

Раздел «Организационно-экономическая характеристика объекта исследования - (название организации)» начинается с формулировки названия организации – объекта исследования, его юридического статуса, формы собственности согласно уставных (учредительных) документов. В краткой форме излагаются размеры, отраслевая принадлежность, основные виды деятельности

( возможно в табличной форме представить состав и структуру выручки от продаж). Также в данном разделе представляется организационная структура (структура управления) организации. .

Далее приводятся и анализируются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации. Анализ показателей следует провести в динамике за три года. Примерная форма таблицы, которая в данном разделе работы рекомендуется для представления основных экономических показателей, приведена в приложении 4 данных методических указаний. По рассчитанным показателям в тексте работы должны быть сделаны соответствующие выводы. Дополнительно должна быть приведена другая существенная информация об организации, которая позволит получить более полное представление о её бизнесе, рисках и перспективах деятельности.

Основной раздел (разделы) работы в соответствии с темой курсовой работы рекомендуется разделить на 3-5 пунктов (подразделов), в каждом из которых раскрывается конкретный вопрос темы и решаются соответствующие задачи работы.

В разделах (подразделах) основной части работы достаточно подробно рассматриваются отдельные стороны состояния предмета исследования, дается критическая их оценка, исследуется динамика, устанавливаются причинно-следственные связи и выявляются факторы, которые привели к положительным или отрицательным результатам, устанавливаются основные тенденции и прогнозы развития. Такой анализ в дальнейшем позволит «синтезировать» определенную модель поведения – обосновать необходимые и наиболее приоритетные управленческие решения в отношении субъекта хозяйствования, вытекающие из результатов анализа, поддержать сделанные предложения конкретными расчетами резервов, эффективности, необходимого финансирования и т.п.

Изложение основного раздела должно быть последовательным, четким и конструктивным. В обязательном порядке здесь необходимы таблицы и иллюстративные средства (схемы, графики, диаграммы). При этом в таблицах по тексту работы представляются только основные и итоговые показатели, подтверждающие сделанные выводы; вспомогательные расчеты, большие и «трудночитаемые» таблицы следует помещать в приложения. Форматы аналитических таблиц (схемы, графики), систему аналитических показателей для проведения исследования в соответствии с его темой студент берет из учебно-методической литературы, при необходимости перерабатывая их или предлагая собственные. Для проведения аналитических исследований здесь должен быть использован широкий спектр методов; выводы по результатам расчетов не должны носить только описательный характер, а быть конструктивными, логичными, выявляющими причинно-следственные взаимосвязи, закономерности и тенденции.

В данном разделе по тексту приводятся ссылки на источники информации и другие материалы, представленные в приложениях. Ссылка на приложения оформляется круглыми скобками, например: «… в отчете о финансовых результатах (приложение 5) ».

В отдельном разделе, в соответствии с задачами данной курсовой работы, дается авторская оценка применяемых методов и методик анализа и делаются предложения по их возможному совершенствованию, расширению направлений анализа и системы аналитических показателей по предмету исследования. Если студент затрудняется с разработкой собственных методических инструментов, то он, как минимум, аргументирует преимущества и практическую целесообразность применения тех или иных методик.

Заключениедолжно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые его результаты.

В краткой и четкой форме аргументируется актуальность и практическая значимость исследования по выбранной теме в целом и применительно к конкретному объекту исследования, показывается, как достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные итоги исследования и фиксируются конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Наибольший акцент, безусловно, делается на практически значимые результаты анализа, выявленные проблемы и предлагаемые пути решения, однако если автором были сделаны достаточно существенные теоретико-методические разработки и предложения, они также должны быть представлены в заключении.

Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.

Заключение можно оформить в виде некоторого количества пронумерованных абзацев (тезисов), располагаемых в последовательности изложения вопросов курсовой работы.

Библиографический список должен включать не менее 20 наименований литературных источников и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями. В библиографический список необходимо включить только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе.

Приложения должнысодержать основные источники информации (формы бухгалтерской и иной отчетности, регистры аналитического и синтетического учета по рассматриваемой теме и другие документы, подтверждающие реальность данных по объекту и предмету исследования). Кроме того, в приложениях можно представлять вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Работа над курсовой работой не должна откладываться на последние дни семестра. Относиться к ней надлежит со всей ответственностью и добросовестностью. Только систематический, правильно спланированный и организованный труд позволит добиться хорошего результата точно к установленному сроку.

Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.