Сделай Сам Свою Работу на 5

Судебная речь в её устной форме.





Кони в своей книге писал: «структура судебной речи – должна привлекать внимание и формировать убеждение у присутствующих и суда, это использование языкового материала, обеспечение наилучшего воздействия на судебную аудиторию. Сформировать убеждение у суда – главная цель оратора».

6 критериев, которым должна соответствовать ораторская речь:

1. содержательность речи;

2. нравственно-оценочный («ЭТОС») – речь должна быть правдивой, соответствовать истине, служить добру и справедливости;

3. логичность речи;

4. техника речи (тон голоса, темп речи), оптимальный темп речи – 120 слов в минуту;

5. языковая правильность (орфография, пунктуация);

6. ясность – точность выбора языковых средств;

Качество судебной речи – институт, который включает композицию построения речи.

Сроится на 3 факторах:

· содержательный – смысловое содержание;

· логический – логически выстроенная речь;

· психолого-лингвистический – выбор слов в зависимости от темперамента судебного оратора;

устная речь не требует соблюдения законов формальной логики, как при письменной речи.

Элементом качества речи является её чистота. Речь должна быть очищена от штампов иностранных слов, должна быть освобождена от повторений, ненужных слов, слов – паразитов. Киселев – некоторые штампы помогают точно раскрыть сущность выводов, речь ими не должна быть перегружена. Необходимо отметить, что некоторые виды канцеляризма хороши в письменной речи, их не следует использовать в письменной речи.



В устной речи оратор вряд ли сможет обойтись без употребления универсальных словосочетаний (например, принять решение, уделить внимание). При подготовке текста следует иметь в виду, что не допустимы авторские штампы. Речь должна быть приличной и плавной, простой и доступной, что связано с естественностью, точностью речи.

Популярность речи – 3 принципа:

- лексикосимантический перевод (если человек употребляет иностранные слова, то он должен плавно перевести это слово на русский язык);

- конкретизация (многие русские слова, непонятные суду, следует уточнить);

- занимательность (можно украшать речь лирическими отступлениями);



Ошибки ораторов:

X были следы диалекта (например, окончание);

X недопустимо произносить слова с переносом ударения;

X манерность произношения;

X ритмические совпадения (например, однокоренные слова: континент и контингент).

Больше нарушений связано с незнанием правил согласования.

Композиция (структура) речи.

Это наименее изученная область. Выделяют 3 её части (рабочие):

Ø вступительная;

Ø основная;

Ø заключительная;

Это план речи, а не ее композиция. Композиция более широкое понятие. Композиция должна строится с яркого примера (по мнению Кони). Яркое начало, нарушает закон ораторского искусства, – каждая следующая часть должна быть ярче предыдущей.

O интерес слушателей должен расти, следовательно, применяется прием «спираль» – мысли идут одна за другой с нарастающим эффектом.

Oдругой принцип «оазис Плевако» – группировка доказательств, отдельно по субъектам.

Oтретий прием «вопрос – ответ» - оратор сам задает вопрос, сам на него отвечает.

O построение речи по контрасту.

Методы композиции – влияют на убедительность:

· метод повтора (например, «не было случаем, как не было случаем и то, что…»).

· метод утвердительной ударности (например, «да иначе и быть не могло…»).

· двойное отрицание – утверждение через отрицание – самое сильное утверждение («не мог не знать, что…»).

· ударения в словах и предложениях.

Задачи судебного ораторского искусства:

! правильно оценить преступление юридически и политически;

! объяснить факт преступления, причины, мотивы совершения преступления;

! причины и условия совершения преступления;



! мобилизовать общественное мнение, создать атмосферу;

! любая речь должна показать неотвратимость наказания;

*приемы должны применятся в сочетании.

Существует композиция:

1. Общая – вступление, доказательственная часть, заключение.

2. Профессиональная – входит в доказательственную часть и включает в себя: общую оценку преступления, фабулу, анализ доказательств, причины и условия совершения преступления, юридическую квалификацию преступления, муру наказания, характеристику личности (производственная и бытовая).

 

Сущность и значение судебных прений.

Обвинительная и защитная речь юриста.

В стадии прений ярко проявляется стремление оратора доказать свою правоту. В прениях суд заинтересован выслушать стороны.

Многие эпизоды могут проходить мельком, а в прениях сомнения исчезают, и воссоздается картина происшедшего.

Априсят: каждая речь включает предмет и материал. 3 стиля:

· Научный стиль – используется, например, при исследовании заключения эксперта;

· Деловой стиль – при речи о юридической квалификации, о мере наказания;

· Разговорный стиль – особенно при исследовании показаний свидетеля, потерпевшего, подсудимого;

· Публицистический и художественный.

Эти стили необходимо сочетать.

Существует речь в виде монолога, монолога с элементами диалога.

Черта речей – спонтанность, т.е. речь специально не готовится.

Этические основы речи: важно в полемике не скатится к оскорблению участников процесса (например, потерпевшего, подсудимого). Нельзя озлобляться, как бы участник не вел себя. Совет: если противостоящая сторона опустилась до оскорблений, то вы должны быть безупречны, это подчеркивает ваше положение. Споры должны иметь отношение к существу дела.

Анализ документов – бурный этап прений. Должна быть справедливая мера наказания, ибо несправедливая озлобляет.

Техника речи.

Закон «края» напрямую связан с техникой речи, её композицией. Композиция должна быть сжатой, напористой, чтобы не ослаблять внимания суда.

Общая композиция: вступление, основная часть (доказательственная), заключение – они должны быть увязаны между собой. Закон «края» касается вступления и заключения. Необходимо во вступлении подчеркнуть актуальность дела (дать общую оценку дела, свое видение); цель вступления – доказать, убедить; история вопроса (например, состава преступления). В основную часть входит профессиональная композиция.

Заключение – выводы основной части должны быть увязаны с выводами заключения.

Технику речи определяют как совокупность приемов и методов произнесения речи. Другие авторы – это звуковой портрет судебного оратора (темп, дикция, звучание, тембр, голоса).

Перед судебным оратором стоит главная задача – создать аудиторию, т.е. установить с ней контакт и сохранить его на протяжении всего выступления. Не нужно торопиться. Начать речь необходимо медленно (перед началом речи необходимо сделать паузу 5-10 секунд). Первые слова должны быть весомыми, что позволяет преодолеть ораторскую лихорадку),бой оратор испытывает волнение перед выступлением).

Важное значение имеет поза или стойка оратора. Она связана с дыханием, экономией сил и средств. Оратор должен легко дышать, следовательно, у нас не принято ходить в процессе судебного разбирательства.

Главное значение имеют движения и жестикуляция: оратор не должен быть мумией, необходимы движения. Это и дополняет средства воздействия. Мимика тоже сюда входит, т.к. связана с движением мыслей и чувств (ударения, паузы, выражение лица). Не должно быть лишних жестов (сорняков). От них нужно избавляться.

На убедительность речи влияет интонация – совокупность мелодий, пауз, темпов речи, что бы избежать монотонную речь, которая утомляет.

Диапазон речи, голоса – совокупность звуков различной высоты человеческого голоса. 3 участка называются регистрами: средний, головной и грудной, на них можно тренировать голос.

Должен быть плавный переход от одной тональности к другой.

Ораторы пользуются системой пауз. Их виды:

U дыхательные паузы;

U ритмические (в конце предложения);

U смысловые, логические (между блоками текста в целях его смыслового оформления, чтобы подчеркнуть какую-то мысль);

U синтаксические (обособление отдельных членов предложения);

U психологические (в целях сосредоточения внимания на отдельной части речи, делают перед разъяснением какого-то вывода).

Были неоднозначны 3 их вида:

· поисковая – в начале речи (например, необходимо найти адрес подсудимого);

· в середине речи;

· в конце речи;

В технике речи выделяют несколько компонентов техники:

1. сила голоса – необходимо соизмерять громкость речи с размерами зала судебного заседания, поскольку может помешать эхо. Ораторы различают громкость и силу голоса. Сила голоса – способность использовать интонацию чтобы убедить, донести до суда свои чувства и волю. Громкость – этих качеств не имеет.

2. темп речи – зависит от индивидуальных качеств, достигается тренировками. Оптимальный темп речи 120 слов минуту. При слишком быстрой речи количество информации больше пропускаемой способности человеческого мозга, человек не усваивает или усваивает частями произносимую речь.

3. тембр речи – окраска звука, яркость, звонкость голоса, его мягкость (достигается путем тренировок). У каждого есть свои предельные возможности.

4.дикция речи – ясность и четкость произношения отдельных слов, слогов, звуков. При хорошей дикции, оратора слушают без труда. Плохая дикция отвлекает. Дикция – четкая работа голосовых органов речевого аппарата. Речевой аппарат состоит из активных и пассивных органов (пассивные (не тренируются) – полость рта и носа, зубы; активные - губы, язык, маленький язычок, голосовые связки).

Приемы постоянной тренировки голосового аппарата:

- медленно и долго тянуть звук «У» – 10 раз;

- мягко тянуть букву «А» (тренировать язычок) – 10 раз;

- на голосовые связки – губы сделать трубочкой и тянуть – 10 раз;

Бытовая речь не тренирует. Хорошо помогают скороговорки, которые влияют на дикцию, четкость произношения.

Техника речи много внимания уделяет дыханию, которое связано со стойкой оратора.

Виды дыхания:

v верхнее (бытовое) – легкие заполняются в верхней части;

v грудное – легкие заполняются воздухом полностью;

v диафрагмальное (рациональное) – необходимо оратору (глубокое, через нос);

через нос
Бытовое: вдох – 3сек., выдох – 5сек.

Рациональное: вдох –2сек., выдох – 20 сек.

Рациональное: легкие заполняются воздухом, давят на диафрагму, она пластичная, следовательно, постоянно давит на легкие (выдох). Оно достигается тренировкой мышц речевого аппарата.

Благозвучие – сочетание звуков, удобных для произношения и приятных для слуха суда и присутствующих.

В русском языке выделяются звуки эстетические и не эстетические, нежные, грубые, громкие, тихие. Мягкое – «мама», грубое – «хам», громкий – «кричит», тихие – «тихоня».

Есть слова «зияния» - в которых две подряд гласные буквы (например, Иордания), такие слова ораторы старались избегать. Русский язык благозвучен. Необходимо избегать в устной речи аббревиатуры, в письменной – они допустимы.

Речевая техника не самоцель. Главная цель судебного оратора –смысловая нагрузка, которая оформляется с помощью техники речи.

 

Управление вниманием.

Как только предоставляется возможность говорить оратору необходимо «зацепить» судей.

Некоторые склонны считать .что яркое начало может повредить, т.к. каждая следующая часть должна быть ярче предыдущей.

Сергеевич: «лучше недосказать, чем пересказать».

ð По разным делам композиция будет разной, следовательно, сочетание всех приемов и методов. Приемы: а) спираль; б) «оазис Плевако»; в) вопрос-ответ; г) построение по контрасту. Методы – смотри выше.

Композиция должна строится на основе сочетания всех приемов и методов.

Для «уха» судебных ораторов самое сложное, это доказательственная часть, здесь применяется метод спирали и метод вопрос-ответ. Метод вопрос-ответ не применяется при юридической квалификации.

ð Контакт с аудиторией («обратная связь»). Судебные ораторы должны известить аудиторию. Важные вещи, определения существа дела, нельзя читать по листку, хотя без записей не обойтись. Ведь главная мысль должна быть преподнесена ясно, четко с использованием всех приемов и методов. Если оратор чувствует потерю внимания у аудитории, он должен менять свою тактику, использовать другие приемы. Если какая-то мысль заинтересовала суд, то её необходимо подчеркнуть другими словами, обыграть. Если, что-то не было воспринято слушателями, это так же следует проанализировать, следовательно, необходимо менять содержание изложения.

Приёмы для удержания внимания:

· голосовые (повышение, понижение голоса). Если понижать голос, аудитория начнет прислушиваться.

· темп речи, оптимальный 120 слов в минуту, можно перейти на речитатив, что приведет внимание на какое-то время. Широко используются и паузы (5-10 сек.).

· жесты и движения, должны присутствовать, но в ограниченном количестве там, где это надо для убедительности.

· наглядные средства, особенно по дорожно-транспортным происшествиям.

· изобразительные средства (юмор). Юмор следует использовать ограниченно и только там где необходимо. У Александрова юмор переходит в сарказм.

· Ударения в словах и предложениях.

3 состояния человека:

J отдых

K сон

L труд

Эти состояния необходимо тренировать (резко переключаться из одного состояния в другое) – речь идет об аутотренинге.

Способы аутотренинга:

1. проанализировать мысли и действия за день, их система (это тренировка памяти, силы воли на достижение цели);

2. лечь на спину, руки вытянуть и говорить: «я сильный, я всего добьюсь»;

Затем следует сочетание этих способов. Наиболее эффективный - это первый способ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.