Особенности судебного красноречия А.Ф. Кони и Плевако.
КУЛЬТУРА РЕЧИ ЮРИСТА.
(СУДЕБНО-ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО)
Ораторское искусство в Др. Греции.
Законы Солона: каждый афинянин должен сам защищать себя в суде.
385 год до н.э. – постоянные войны между Севером и Югом. Заслуга Солона – перевел решение споров с поля брани за судебную трибуну.
Величайшим мыслителем того времени был Аристотель, написавший учебник «Риторика». В ней он сделал анализ языка и стиля, построение, композиция речи. Главный вывод – ясность речи.
Софисты: Сократ выступал против них. Риторика – способ произнесения сомой речи. Он выступал сам и писал речи другим. Логографы – прообраз адвокатуры, не выступали сами, а готовили речи для других. Сократ создал школу ораторского искусства, где готовили логографов.
Речь Сократа – 4 части:
1. введение – цель его: привлечь внимание и вызвать интерес;
2. убедительное изложение предмета выступления;
3. опровержение выводов противника и аргументация своих доводов;
4. заключение – итог всего сказанного;
Демосфен – начинал свою речь с молитвы к богам, затем были основная и доказательная части, в заключении – опять молитва богам. Главная часть – основная и доказательственная, владел законами логики. Молитва – замаскированное вступление, следовательно, зарождается эмоциональный оратор.
Ораторское искусство в Др. Риме.
Какон старший, братья Гранхи, Марк Антоний Цицерон.
Цицерон: наиболее полезны в речи оратора – этика и логика. Логика – правильность построения речи, Этика – те слова, которые помогают вызвать нужную реакцию у судей.
Речь должна быть заранее подготовлена. Цицерон разработал теорию подготовки к речам (6 этапов):
· необходимо изучить суть речи (фабула);
· доводы «за» и «против» (доказательственная часть;
· украсить речь доходными словами и выражениями;
· закрепить в памяти речь;
· подготовить заключение;
· ритм речи;
Прочитать:
& Сборник по ораторскому искусству, 63 год (Квашнин «раздел Др. Греция, Др. Рим)
& Ивахина 95 год.
& Шильмов «Риторика» 2000 год.
История русского судебного красноречия.
Школа судебных ораторов появилась после реформ 1864 года. В нее входили: Кони, Плевако, Александров, Андриевский, Пороховщиков, Аракчевский, Арсентьев, Жуковский.
Они избежали 2-х крайностей:
1. высшая словесность Франции;
2. сухость Германии;
Принципы этой школы:
F Внимательно исследовали материалы уголовных дел (относимость и допустимость доказательств). Анализ доказательств – дать им свою оценку.
Пороховщиков, делил свою речь на:
· фабула;
· анализ документов;
· причины и условия совершения преступления;
· мера наказания;
Плевако внес свой вклад в развитие композиции, – ввел оазис (ротация свидетеля обвинения и защиты).
F Изучали психологию поведения – мотивы, орудие, время совершения преступления, анализ личности подсудимого (бытовая, производственная характеристика).
Школа не была однородна – 2 крыла:
- первое возглавлял Кони (рациональное);
- второе возглавлял Плевако (эмоциональное);
Типы ораторов – рациональный и эмоциональный.
Рациональное ораторство: спокойное исследование фактов, доказательства и только играли значение, лирические отступления употреблялись в ограниченном количестве, психологический анализ был заменен логическим.
Эмоциональное ораторство: это страстные борцы за истину, оказывают психологическое воздействие на слушателей и суд. Доказать не значит убедить. Цель речи – убедить. В ход шли слёзы, смех. На первом плане – психологический анализ. Главное – создать атмосферу сочувствия вокруг потерпевшего.
Появляется институт обратной связи.
Ораторы произносили речь и следили за реакцией суда, противной стороны, скамьи подсудимых и присутствующих в зале (4-х адресный суд). Разрабатывались вопросы о повышении (понижении) тона голоса, следовательно, вопросы управления вниманием – другой институт разработанный русскими ораторами.
Были разработаны общие требования к речи. Речь должна быть убедительной и популярной. Это было требование к словам и словосочетаниям.
Существуют сорные слова и сорные мысли – мысли не по существу. Русские судебные ораторы впервые разработали проблему сорных жестов.
Наследие русских судебных ораторов в том, что была разработана техника речи. Не следует начинать свою речь после того, как суд предоставил слово. Необходимо выдержать паузу (5-10 сек.) затем начинать медленно, весомо речь.
Использовались литературные приемы: Антонимия – прием противопоставления; Анафора – повторение начальных слов и словосочетаний.
Кони установил требования к внешности оратора: костюм должен быть прост.
Поднимаются политические вопросы в ораторских речах.
Требования, предъявляемые к себе как к судебным ораторам (Кодекс чести):
прямота и правдивость, особая честность ума;
скромность оратора в суде против самолюбования ораторов. Речь должна быть доходчива и скромна, проявление уважительного отношения к суду;
благоразумие оратора;
тактичность;
здравый смысл морали (забота о своей репутации);
Особенности судебного красноречия А.Ф. Кони и Плевако.
А.Ф. Кони родился в Санкт-Петербурге в 1844 году. В 1865 году окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права. Сначала занимал секретные должности в судебных палатах. Освоил свои обязанности, по рекомендации прокурора Московской судебной палаты Раввинского в конце 1867 года был назначен _________________ прокурора Харьковского судебного округа. Здесь началась работа над судебной речью, готовил обвинительные речи и сам выступал с ними, инструктировал и направлял работу присяжных заседателей.
В мае 1871 года – Кони становится прокурором Петербургского окружного суда, работал более 4-х лет здесь. Его обвинительные речи публиковались в газетах.
Затем он назначается председателем Петербургского окружного суда. 31.03.1878году – председательствовал по делу Веры Засулич.
1900 году – Кони был перемещен в 1-й департамент Сената в качестве председательствующего сенатора, занял кафедру УСП (______________________________________________) в Александровском лицее.
01.01.1907 года – Кони становится членом Гос. Совета. Однако он не прекращал работу над судебной речью.
1897 году – 3-е издание судебных речей. В «Нравственных началах уголовного процесса» – говорит об этике судебных речей.
1917 год – встреча с Луначарским. За границу он отказался уезжать.
1888 год – первое произведение «Судебная речь». В числе работ Кони «Советы лекторам».
готовясь к выступлению, необходимо собрать материал, составить план и пройтись по нему несколько раз, тщательно отработать его стилистику;
обратить внимание на свой внешний вид (просто и прилично). Приблизить план. Быть более уверенным в себе. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Степень волнения обратно пропорциональна труду;
речь нужно начинать с обращения к суду. Тон речи можно повышать (понижать) в зависимости от смысла речи;
жесты оживляют речь, но ими стоит пользоваться осторожно в соответствии со смыслом произносимого;
не следует прохаживаться по кабинету, теребить волосы, костюм;
полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (поверх голов), не выбирать отдельное лицо, точку;
оратор должен быть освещен (свет должен падать на лицо оратора). Лицо говорит вместе с языком;
никакие отвлекающие предметы не должны действовать на оратора (например, в случае шума: а) попросить тишины; б) сделать паузу);
необходимо избегать шаблона речи особенно в начале и в конце речи. Закон «края» – запоминаются слова и мысли в начале и конце речи.
нельзя применять одни и те же слова на близком расстоянии. Лирические отступления допустимы, но их должно быть мало. Лирика должна быть искренней, к месту и ко времени.
о трагичном необходимо говорить холодно, спокойно, беспристрастно;
необходимо завоевать внимание слушателей и удержать его до конца речи. Увеличить внимание можно краткостью, быстротой, применением различных средств (отступлений). Краткость – сестра таланта. Конец должен быть связан с началом речи.
Речь состоит из частей, которые должны быть логически связаны и завязаны между собой.
Плевако Ф.Н. родился в 1842 году. В 1851 году переехал в Москву, в 1864 году – окончил Московский университет со степенью кандидата права. Поступил на службу в канцелярию Московского окружного суда. Ему было предложено стать присяжным поверенным (адвокатом) в 1870 году. Его дела: «О стачке на фабрике Морозова» и другие.
Уделял внимание факторам психологического воздействия (выразительные формы, атмосфера сочувствия и эмоции). Доказательственная часть – была у него на втором плане. У него было контрактное построение речи (сопоставление своей речи и речи противной стороны).
Он применял 3 стиля речи:
- разговорный;
- деловой;
- художественный;
Некоторые авторы: Плевако редко готовил речь, плохо знал обстоятельства дела.
Тимофеев: эти упреки не обоснованны.
Плевако строил свою речь оазисами. После процесса он передавал свою речь в газету, следовательно, он готовил свою речь.
В 1874 году – Плевако издает свой труд «Курс римского гражданского права».
Уделял большое внимание эмоциональности, экспрессивности, использовал эпитеты, метафоры.
В 1907 году – включается в выборы в III Государственную Думу, становится депутатом. Как старейшина выступил с речью.
Сергеич (Пороховщиков) «Культура речи юриста».
Цель – убедить суд и слушателей в своей правоте. На суде важна ясность речи. Долг оратора – стремление к чистоте и точности слова. Речь в суде должна быть очищена от сорных слов, расплывчатых выражений.
*простота речи должна быть характерна для речи юриста.
Авторский штамп – набор слов, который имеется у каждого оратора. Речь выигрывает не только от мысли, но и звука (ударения, интонация и т.д.). Главное украшение мысли.
* люди не столько слушают речь, сколько видят и чувствуют её.
Вступление и заключение должны быть связаны с основной частью. Останавливаться на характеристике личности обвиняемого (например, дело об утоплении крестьянки Емильяновой).
В речах ораторов большую роль играли метафоры, изобразительные способы и методы, сравнения. При этом надо соблюдать чувство умеренности. Манера произношения речи (техника).
Андриевский – эмоциональный круг судебных ораторов; Кони, Спосович – речь убедительная, без жестов (рациональный тип ораторов).
Речь Александрова была рациональной, деловой, строго выстроенной. Большое значение предавалось характеристике подсудимого и потерпевшего в сравнении. Это помогало объяснить поведение подсудимого, обстоятельства, причины способствующие совершению преступления.
Задачи ораторы понимали широко. Все граждане должны носить уважение к суду. Характерной особенностью были нравственные требования.
Главная мысль адвокатов – адвокат не пособник подсудимого, для того, чтобы уйти от ответственности, а его защитник, представляющий суду смягчающие обстоятельства. Предъявлялись требования:
прямоты и правдивости речи оратора. Необходимо избежать само возвеличивания в суде;
скромность оратора;
благоразумие оратора;
тактичность – проявляется искусство, что говорить в суде, исполнять все, что делается в суде, чтобы выиграть дело;
в личной жизни не должен выходить за пределы правил морали;
необходимо быть в действительности блюстителем нравственных начал;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|