Стилевые и жанровые разновидности публицистического стиля речи.
Жанро-стилевая дифференциация публицистического стиля:
Публицистический стиль – это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.
Краткая характеристика:
· Функция – информационная и воздействующая
· Основная форма речи – письменная
· Типичный вид речи – монолог
Подстили публицистического стиля речи
| Газетно-публицистический
| агитационный
| Официально политико-идеологический
| Массово-политический
|
Жанры публицистического стиля речи
| Статья
Очерк
Спортивный обзор
| Листовка
Воззвание
| Партийное постановление
| Выступления на митингах
|
Лексические особенности публицистического стиля речи.
Эклектика – совмещение разных стилей
· употребление общественно-политической лексики (парламент, демократия)
· использование научной терминологии (инвестиция, маркетинг, бренд)
· использование книжной лексики (милосердие, самопожертвование)
· использование разговорной лексики, в том числе просторечий и жаргонов (шумиха, забегаловка, круто)
· использование архаизмов (кончина, вояж, зиждиться)
· использование варваризмов и экзотизмов (чайхона, азенда)
· использование специфической фразеологии (гуманитарная помощь, международный экстремизм)
· использование речевых стандартов и штампов (коммерческие структуры, на данном этапе)
Словообразовательные особенности публицистического стиля речи.
· использование иноязычных приставок
· использование суффиксов с отвлечённым значением (ость, ени, щин, ынь)
· обозначение лиц по роду их деятельности с использованием суффиксов (ист, ест,суик, ник, анин)
· использование аббревиатур и сложносокращенных слов (ООН, КАИТ, зарплата)
Морфологические особенности публицистического стиля речи.
· высокая частотность употребления родительного падежа (разрядка напряженности)
· частотное употребление формы повелительного наклонения (читайте в след номере)
· использование превосходной степени прилагательных (глубочайшее уважение)
· использование частиц
отрицательные
| усилительные
| разговорные
| Не, ни
| же
| Ведь, вот, лишь, таки
|
Синтаксические особенности публицистического стиля речи.
- использование эмоционально-экспрессивных конструкций:
· Восклицательные предложения
· Риторические вопросы
· Предложения с обращением
· Повторы
· Инверсия(обратный порядок слов)
- использование однородных членов предложения для усиления художественного впечатления
- особая роль заголовка: заголовок статьи – всегда реклама
Изобразительно-выразительные средства публицистического стиля речи.
Логика и аргументация. Их роль в построении текста.
Логика - наука изучающая формы, в которых осуществляется рассждение; учащая правильно рассуждать.
Понятие - минимальная единица логики.
Понятие - форма мышления выражаемая с помощью слова или словосочетания, в которой отражены наиболее общие признаки предмета
Понятие имеет:
· Содержание - совокупность характеристик предмета (определение, что это такое)
· Объём - совокупность предметов подпадающих под это определение (каким бывает)
Эйлер (круги Эйлера)
содержание
Виды совместимости и несовместимости понятий
Совместимость
| Несовместимость
| 1. Тождество - объём понятий А и В полностью совпадает.
В
А - Земля
В - 3-я планета солнечной системы
| 1. Соподчинение - объём понятий А и В не имеют общих элементов, но для них существует такое понятие С, которое полностью подчиняет А и В.
С
А В
А - стол
В - шкаф
С - предмет мебели
| 2. Перекрещивание - объём понятий А и В частично совпадает
А В
А - студент
В - молодой человек
| 2. Противоположность - понятия А и В исключают друг друга, но не исключают объём общего для них понятия С
А не А
С
В
А - белый
В - чёрный
С - цвет
Не А - не белый
| 3. Подчинение - Объём понятий А полностью входит в объём понятий В
А
В
А - стол
В - предмет мебели
| 3. Противоречие - понятия А и В исключают друг друга и полностью исчерпывают объём общего понятия С
А В
С
А - мужчина
В - женщина
С - человек
Не А = В
|
Типы аргументов.
Логические:
1. Основные положения и принципы теории
2. Определение понятий принятые в науке
3. Суждение описывающие установленные факты
| Психологические
(С точки зрения логики все психологические аргументы - некорректны)
1. Аргумент к силе - вместо логического обоснования - принуждения (угроза, принуждение физическое, административное, моральное)
2. Аргумент к авторитету - вместо логического обоснования ссылка на авторитетную личность или коллектив
3. Аргумент к публике - вместо логического обоснования ссылка на чувство слушателей
4. Аргумент к личности - вместо логического обоснования ссылка на особенности оппонента
5. Аргумент к здравому смыслу - вместо логического обоснования обращение к обыденному сознанию
6. Аргумент к состраданию - М вместо логического обоснования попытка разжалобить оппонента
7. Аргумент к тщеславию # "...Вы такая красивая..."
8. Аргумент к невежеству # "... просто не знаешь..."
9. Аргумент к выгоде - вместо логического обоснования предложение морально политически - экономическо выгодного
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|