Сделай Сам Свою Работу на 5

Чудотворные иконы Софийского собора





В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

 

  1. Грановитая палата - единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения, где проходили все важнейшие события – приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.

С 2006 по 2012 годы проводилась реставрация этого уникального памятника XV века — единственной в России немецкой готической постройки гражданского назначения, где проходили все важнейшие события — приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.



Сегодня, по окончании реставрационных работ, палата открыта для посещения и на первом этаже здания развернута экспозиция «Палата архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля». Выставка размещается в одностолпном зале на первом этаже восточной трехэтажной части Владычной палаты под парадным «готическим» залом. По-видимому, зал этот обладал особым статусом, так как имел отдельный вход, оформленный на южном фасаде в виде монументального портала, и служил единственным парадным входом в палату.

Экспонаты выставки позволяют воссоздать страницы истории святительской кафедры и резиденции, связанные с замыслом и судьбой уникального памятника. Владычная палата была возведена, согласно летописи, в1433 г.немецкими и новгородскими мастерами по заказу архиепископа Евфимия II. Первоначально она представляла собой монументальную репрезентативную, структурно сложную постройку. И хотя остается неизвестным назначение Палаты, есть основания полагать, что ее создание связано с историей святительской кафедры и с деятельностью самого архиепископа Евфимия II Вяжищского (1429-1458), одной из крупнейших фигур в новгородской истории. Не исключено, что именно в покоях Палаты рождались и получали развитие его программные идеи возвеличивания Софийской кафедры, прославления особо чтимых новгородских святынь и святых, важнейшее место среди которых принадлежало святителям.



Грановитая палата Новгородского Кремля открылась для посетителей после 6 лет реставрации.

Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.

В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западно-европейских мастеров. Среди них высокие образцы ХI - XII вв., «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора: древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры.



Изделия ювелиров, резчиков по кости, камню, дереву периода монголо-татарского нашествия XIII - XIV вв. представлены немногими из сохранившихся предметов личного благочестия, знакомящими с местными особенностями миниатюрной пластики. Образцы уникальной храмовой утвари XIV-ХV вв. раскрывают смысл православного богослужения. Особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский панагиар, исполненный новгородским ювелиром Иваном в 1435 г.

В экспозиции представлены также памятники, свидетельствующие об иноземных контактах средневекового Новгорода со странами византийского ареала и Западной Европы. Большой интерес вызывают костяной ларец-аворий константинопольской работы, оклады Евангелий, исполненные мастерами французского Лиможа, ларец, происходящий из Рейнской области, реликварий немецкой работы.

В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства, позволяющие проследить тенденции в развитии золотого и серебряного дела Новгорода ХVI-ХVII вв.

Особый интерес вызывают изделия первой половины XVI в. с широким применением изящной скани, литыхутонченных рельефов, драгоценных камней — кабошонов. В экспозиции представлены искусно выполненные серебряные и золотые оклады напрестольных и наперсных крестов, наперсных икон из Софийского собора, Евангелия из Юрьева монастыря.

Среди экспонатов привлекает внимание панагия архиепископа Пимена с византийской камеей XI в., овальным синолойным резным образом в золотой оправе с деликатным вкраплением эмали и драгоценными сапфирами.

Предметы личного благочестия новгородских архиереев XV-XVI вв., атрибуты богослужения, происходящие из ризницы Софийского собора, заслуживают самой высокой оценки. Они отмечены богатой орнаментальной отделкой, высокой техничностью и художественным достоинством. Таковы посохи владык Геронтия и архиепископа Пимена, водосвятная чаша 1593 г., кадило 1586 г.

Церковные древности XVII в., поступившие из храмов и монастырей Новгорода, составляют наиболее многочисленную группу памятников, некогда наполнявших новгородские храмы. Высокий профессионализм новгородских чеканщиков и граверов демонстрируют кадила из Духова и Антониева монастырей, напрестольный крест работы Григория Лопкова 1690 г., софийские рипиды и панагия митрополита Макария, оклад большого складня «Святой Евфимий Вяжищский». Удивительно гармонично и торжественно блюдо 1659 г. для водоосвященного креста из Вяжищского монастыря. Логичное построение растительного орнамента, высота рельефа чеканки, четкость передачи декора в резном узоре, чистота отделки улавливаются в каждом произведении.

Интересны и важны работы эмальеров ХУII в. Это образцы православной утвари: большой потир из Софийского собора, оклады дорожных складней, Евангелия 1654 г., панагия из Георгиевского собора. Изделия ювелирной школы Новгорода в целом отличает богатый орнаментальный язык, устойчивые сочетания оттенков эмали, наличие вкладных пространных надписей вязью.

 

  1. Памятник Тысячелетию России, 1862 г. - в 1862 году предстояло празднование 1000-летнего юбилея России, памятник «Тысячелетию России» решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства.

Идея открытия памятника принадлежала Александру II и была поддержана историками. В 1862 году предстояло празднование 1000-летнего юбилея России, памятник «Тысячелетию России» решили установить именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства.

«Памятник Тысячелетию Российской Государственности» — первое произведение Михаила Микешина, в то время еще никому неизвестного выпускника Императорской Академии Художеств. Многочисленные фигуры, фризы, решетка и фонари были отлиты в столице.

Торжественное открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. На церемонии присутствовали император Александр II с наследником и члены Императорского дома. Тогда на несколько дней Новгород вновь стал центром политической жизни России, ее столицей.

Памятник был поставлен на площади между Софийским собором и Присутственными местами. Его высота (более 15 метров) и масштабность форм позволили выдержать соседство с древними и более современными архитектурными сооружениями. Общее решение, признанное удачным всеми без исключения, состояло в том, что силуэт памятника ассоциировался с двумя важными символами российской и новгородской истории — атрибутом царской власти шапкой Мономаха и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня позволило перевести на язык скульптуры знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части Ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию.

Второй уровень состоит из шести групп, каждая из которых представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика на южной стороне до Петра I — на северной.

Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России. 109 фигур фриза были утверждены государем. Фигуры объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Судьба «Памятника Тысячелетию Российской Государственности» знаменательна. В годы Второй Мировой войны, когда Новгород оказался оккупирован фашистами, в разрушенный Кремль была подведена узкоколейка, а демонтированные фигуры и рельефы памятника начали готовить к отправке в Германию. Вошедшие в Кремль советские воины обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты памятника. 7 ноября 1944 года, после реставрации, памятник был вновь открыт.

У памятника «Тысячелетию России» состоялось театрализованное представление, приуроченное к 1150-летию Российской Государственности.

 

  1. Софийская звонница, XV-XVIII вв. - грандиозное сооружение с колоколами, которое возвышается над Кремлем в виде стены с пятью пролетами в верхней части.

Это грандиозное сооружение возвышается над Кремлем в виде стены с пятью пролетами в верхней части. Этот тип сооружений был изобретен при новгородском архиепископе Евфимии II и повторен на Руси затем лишь дважды. У подножия звонницы — пять старинных монументальных колоколов, наверху же висят колокола современного литья. Каждый день их звон разносится далеко над городом.

Первые сведения о сохранившемся здании звонницы относятся к 1437 году, когда весенний разлив реки Волхова обрушил это сооружение. Через два года архиепископ Евфимий II на старом месте соорудил новую звонницу.

Она неоднократно перестраивалась, и лишь архитектурно-археологические исследования и изображения на древних иконах дают возможность представить ее первоначальный облик. Но любые перестройки не меняли сущности этого сооружения как «главных звонов» Новгорода.

Некогда Софийские звоны были слышны за 50 верст и отличались особой мелодичностью. Именно эти звоны навсегда запомнились великому композитору Сергею Рахманинову, родившемуся на Новгородчине. Увы, сегодня колокола стоят на земле. Во время Великой Отечественной войны их пытались эвакуировать на барже, но в двигатель судна попал снаряд - попытка эвакуации не удалась, колокола были повреждены. Но не исключено, что однажды их звон снова раздастся над Новгородом: недавно открытая технология позволяет «лечить» эти уникальные инструменты.

Сейчас в Софийской звоннице находится выставка «Древние колокола Великого Новгорода», на которой представлено 14 колоколов. Самый большой из них весит более 20 пудов (около 320 кг), а самый маленький — более 1,5 пуда (около 24 кг). Расположенная в Звоннице смотровая площадка открыта для посещения в теплое время года ежедневно. С нее открывается впечатляющая панорама на Великий Новгород.

Колокол, подаренный Дмитрием Медведевым к 1150-летию Великого Новгорода, поднят на Софийскую звонницу.

 

  1. Церковь Андрея стратилата, конец XV-XVII вв. - церковь появилась в юго-восточной части Кремля в конце XV в. на фундаменте лестничной башни прежде гигантского собора Бориса и Глеба, построенного купцом Сотко Сытничем, прототипом известного новгородского былинного героя Садко.

Церковь Андрея Стратилата появилась в юго-восточной части Кремля в конце XV в. на фундаменте лестничной башни прежде гигантского собора Бориса и Глеба, построенного купцом Сотко Сытничем, прототипом известного новгородского былинного героя Садко.

Церковь Андрея Стратилата перекрыта крышей на два ската, на которую поставлена небольшая главка, над фронтоном западного фасада возвышается однопролетная звонница. Внутри храма сохранились фрагменты фресковых росписей XVI в.

 

  1. Покупка сувениров на Сенной площади.
  2. Встреча с Новгородским туристическим клубом

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.