Сделай Сам Свою Работу на 5

Однородные члены предложения





Однородные члены предложения должны отвечать на один и тот же вопрос, связываться друг с другом сочинительной связью и относиться к одному члену предложения.

В современном русском литературном языке употребление однородных членов регламентируется рядом требований:

1. Не рассматривать и не связывать в качестве однородных такие члены предложения, которые выражены именем существительным и неопределённой формой глагола, глаголом и именем прилагательным: ср. Главный герой любил опасность и рисковать жизнью вместо Герой любил рисковать жизнью; Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая вместо Набережная вдоль Волги очень красивая.

2. Не использовать как однородные следующие синтаксические элементы:

– определение, выраженное причастным оборотом, и придаточное предложение: ср. В городе была церковь, которая давно разрушилась и служившая какое-то время овощехранилищем вместо В городе была давно разрушенная церковь, служившая какое-то время овощехранилищем.

– обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и придаточное предложение: ср. Волчата ушли в своё логово, прекратив игры и когда наступила темнота вместо Волчата прекратили игры и ушли в своё логово, когда наступила темнота.



3. При двойных сопоставительных союзах (не только… но и; не только… а и; не сколько… столько; как… так и) один из однородных членов необходимо ставить непосредственно после первой части союза, а другой – после второй: ср. раскольников не только убил старуху, но и её сестру вместо Раскольников убил не только старуху, но и её сестру. Кроме того, нельзя употреблять лишь первую часть союза, опуская вторую.

4. Нельзя допускать, чтобы в роли однородных выступали слова, обозначающие далёкие по смыслу понятия:

– одушевлённые и неодушевлённые предметы: ср. По дороге с фронта идут солдаты и танки вместо По дороге с фронта идут пехотные и танковые части;

– логически не объединяемые родовые и видовые обозначения: ср. Летом мы собирали клубнику, малину, землянику, ягоды вместо Летом мы собирали клубнику, малину, землянику и другие ягоды.

5. Однородные члены должны употребляться в том же падеже, что и обобщающее слово: ср. В осеннем лесу было много грибов: опята, подосиновики, маслята вместо В осеннем лесу было много грибов: опят, подосиновиков, маслят.



6. В конструкциях, где управляемое слово оказывается в двойной зависимости, следует так строить словосочетание и предложение, чтобы либо оба управляющих слова требовали одного и того же падежа, либо каждое из них имело при себе управляемое слово (чаще существительное или местоимение): надо помогать и беседовать с ребятами, которые не знают, что делать в своё свободное время. Так как первый глагол требует дательного падежа управляемого слова, а второй – творительного, то само построение такой конструкции ошибочно, следует исправить: надо помогать ребятам, которые не знают, чем занять своё свободное время, и беседовать с ними. Таким образом, точность выражения мысли зависит от семантически правильного выбора управляющего слова (глагола или существительного) с учётом требуемой им предложно-падежной формы.

В предложениях с однородными подлежащими выбирается форма множественного числа сказуемого, как правило, при прямом порядке слов (постпозиция сказуемого): Профессор и ассистентподготовили пособие для студентов-заочников. Форма числа не изменяется даже при несовпадении родовой принадлежности слов: Зной и засухаугрожали нам потерей урожая.

Форма единственного числа используется в ряде случаев:

1. При обратном порядке слов (препозиция сказуемого): Из аудитории доносится мерный голос преподавателя, отрывистые реплики студентов и иногда приглушённое шуршание.

2. Подлежащие связаны разделительным союзом (или, либо, не то… не то, то… то), а сказуемое предшествует им: С неба посыпалась или изморось,или снег. В этом случае координация осуществляется по ближайшему слову.



3. Подлежащие связаны противительным союзом (а, но, да (=но), зато, однако): Больному потребовался не массаж, а прогревание. Род координируется по ближайшему слову.

Если среди однородных подлежащих имеются личные местоимения, то при координации 1 лицу отдаётся предпочтение перед 2 лицом и 3 лицом, а 2 лицу перед 3 лицом: Я (1 л.) и большая компания моих друзей (3 л.) собираемся (1 л. мн.ч.) летом в горы.

Оформление деепричастного оборота

обстоятельство-деепричастие и сказуемое-глагол в предложении обозначают действия одного и того же лица, т.е. подлежащего: Следуя намеченному маршруту, туристы прибыли на базу вовремя. Нарушение этого правила приводит к курьёзам вроде знаменитой фразы из рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Однако употребление деепричастного оборота возможно в конструкциях без подлежащего, т.е. в односоставном глагольном предложении (безличном или определённо-личном) при сказуемом, выраженном инфинитивом или глаголом повелительного наклонения: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль. Переходя улицу, оглянись по сторонам! В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего, а производитель действия совпадает в глагольных формах.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1. если действие, выраженное сказуемым-глаголом, и действие, выраженное обстоятельством-деепричастием, относятся к разным субъектам: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова (два субъекта действия: я проезжал, голова закружилась).

2. Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом («мне» – Р.п. от «я»), и нет инфинитива: Обходя в сотый раз магазины, мне стало грустно.

3. Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием: приехав в Баку, он был немедленно избран президентом (два субъекта действия: он приехал, кто-то его избрал); Убежав из дома, мальчик был найден родителями (два субъекта: убежал мальчик, нашли родители).

 

Построение сложных предложений

В построении сложноподчинённых предложений нередки ошибки, связанные с использованием союзного слова «который». Следует помнить, что оно (так же, как и местоимение) должно быть максимально приближено к заменяемому им слову. Нужно избегать нагромождения придаточных предложений со словом «который»: ср. Мы разработали разделы математики, которые касаются очень узких аспектов, которые мы преподавали студентам, которые этим будут заниматься вместо Мы разработали разделы математики, касающиеся очень узких аспектов, которые будут преподаваться студентам с перспективой будущих исследований.

Ошибки встречаются и при передаче чужой речи посредством косвенной речи, оформленной в виде сложноподчинённого предложения. Преобразование прямой речи в косвенную может происходить одним из следующих способов:

– замена местоимений и изменение глагольных форм с учётом, что косвенная речь ведётся от лица автора (т.е. от третьего лица): ср. Уезжая в Москву, Андрей обещал: «Обязательно сообщу, как устроился»Уезжая в Москву, Андрей обещал, что обязательно сообщит, как устроился;

– использование частицы (ли) параллельно с изменением формы лица и числа личных местоимений в вопросительных предложениях: ср. Соседка спросила: «Вы пойдёте гулять?»Соседка спросила, пойдём ли мы гулять;

– выбор подчинительных союзов или союзных слов (что, чтобы, будто): Преподаватель сказал: «Нужно остаться после лекции»Преподаватель сказал, что нужно остаться после лекции.

 

Задания

1. Составьте словосочетание по схеме глагол + существительное/ существительное + глагол

1. Заслужить, заслуживать; 2. Беспокоиться, тревожиться; 3. Вера, уверенность; 4. Отзыв, рецензия; 5. Уплатить, оплатить.

 

Добавьте окончание, соответствующее контексту

1. Ученик дожидался урок… 2. На пляже нам долго пришлось искать мест… 3. Ребёнок просил морожено… 4. Юноша долго искал девушк… 5. трудно добиваться справедливост…

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.