Сделай Сам Свою Работу на 5

Художественная культура эпохи Возрождения





Зарождавшееся научное видение мира неразрывно свя­зано с художественной культурой, которая дала миру величайших творцов эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и др.). Их не слу­чайноназывают титанами эпохи Ренессанса, так как их творчество носило чрезвычайно разнообразный и одно­временно фундаментальный характер. Главное, что объ­единяет всех великих деятелей эпохи Возрождения — это то, что их творчество являлось результатом эксперимен­та, обобщением опыта.

Природа была для них тем великим источником зна­ний, из которого они черпали все новые приемы для создания новых средств выразительности в искусстве. Это и изучение анатомического строения тела человека для создания титанических образов, которыми изобиловали произведения Микеланджело и пластические образы Ле­онардо, и изучение законов механики, которые приво­дили к познанию законов движения человеческого тела и к открытиям в технических сферах.

Наука и художественное творчество слились в едином пространстве, создаваемом мыслителями, учеными и творцами величайших произведений искусства, высту­павших в этих качествах одновременно. Особое внимание уделяется изучению математики и геометрии как дисцип­лин, при помощи которых возможно разгадать объектив­ную сущность красоты. В это время появляется труд Луки Пачоли, посвященный исследованию золотого сечения.



Идея эксперимента, поиска новизны распространя­лась практически на все художественное творчество, на­чиная с создания научных основ построения линейной (прямой) перспективы и заканчивая экспериментами в области технологии красок и принципов конструирова­ния в архитектуре. Это позволило создать масштабные, возвышенные и титанические образы, которыми особо изобилует Итальянское Возрождение («Джоконда» Лео­нардо да Винчи, «Давид» Микеланджело, «Сикстинская мадонна» Рафаэль и др.). Так искусство позволяло - хотя и в иллюзорном виде - решить в кратчайшие сроки зада­чу зримого воплощения возвышенных идеалов эпохи Воз­рождения, создавая новые, доселе невиданные, архитек­турные сооружения и отражая в визуальных образах идеал нового человека — высокого духом и прекрасного телом.



Внимание к нравственно-индивидуальному, лично­стному, интимному в жизни человека породило особые художественные решения в Северном Возрождении. Важ­нейшей темой в художественной культуре Северного Возрождения становится мир повседневности, закрытый от постороннего вмешательства, в котором особую роль начинают играть милые сердцу предметы обихода, до­машние и сельские праздники, встречи с друзьями и т.д. (Ван Эйк, П. Брейгель, Лукас Кранах и др.). Особым об­разом представлена природа. Она перестает быть услов­ным фоном, на котором разворачиваются события, она становится частью интимного мира человека.

Вторая, не менее значительная тема в художественной культуре Северного Возрождения, - различные нраво­учения, иронические произведения, важнейшая цель которых - улучшение, исправление дурной человеческой природы. Эта тема проходит в русле христианской тради­ции, приобретая в культуре Северного Возрождения неко­торые гротескные черты, опираясь на традиции народной смеховой культуры (Ф. Рабле в литературе, И. Босх в живо­писи).

Белорусское возрождение

Эпоха Возрождения на Беларуси практически имеет те же хронологические рамки, что и во всей Европе. Идеи Возрождения на белорусских землях связаны с именами Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного.

Белорусское Возрождение по своим характеристикам ближе к Северному Возрождению, важнейшими задача­ми которого являются нравственное совершенствование, просвещение народа, донесение до народного сознания представлений об уникальности собственной культуры. Именно в это время происходит формирование особой языковой среды, которая послужила мощнейшим сти­мулом в развитии языка и этнического самосознания белорусского народа.



Важнейшую роль в этом процессе играла издательская деятельность, развернутая Ф. Скориной, который пер­вым в Европе осуществил перевод Библии на нацио­нальный (старобелорусский) язык. Кроме этого, он со­провождал публикуемые им книги комментариями, в которых в значительной степени отходил от средневеко­вой ортодоксии, следуя традициям возрожденческого гуманизма и утверждая великое значение человеческого разума в познании божественных тайн Вселенной.

Ф. Скорина выдвигал и определенные политические идеи, которые были направлены на создание образа идеального правителя. Это было время написания Статута Великого княжества Литовского, быстрого роста горо­дов на территории ВКЛ, обретения белорусскими горо­дами магдебургского права и создания братств, которые носили национально-патриотический и культурно-про­светительский характер. В связи с этим идеи Ф. Скорины о значимости деятельностного, граждански направлен­ного поведения человека приобретают все большее зна­чение. Он закладывает основы белорусского поэтическо­го языка, включая в свои произведения рифмованные строки. Благодаря Ф. Скорине современная ему белорус­ская культура была введена в смысловое поле европей­ской культуры, ценности и гуманистические идеалы того времени включаются в контекст белорусской культуры.

Особое место в белорусской и европейской культуре занимает Сымон Будный, который не только осуществ­лял переводческую деятельность, но и публиковал рабо­ты собственного сочинения, весь пафос которых был направлен против засилья латинско-католической тра­диции на белорусских землях. Сымоном Будным был написан ряд работ, в которых он подвергает критике суще­ствующий сословно-феодальный строй, видя идеал госу­дарственности в просвещенной монархии, ограниченной сословным представительством и законом. Он высказы­вал атеистические взгляды, первым в Европе осущест­вил попытку всесторонней критики текстов Нового За­вета, которая во многом опередила западноевропейскую рационалистическую традицию критики религии.

Николаем Гусовским была открыта для Европы совер­шенно неизвестная ей культура — культура белорусского народа. Впервые в мировую литературу были введены ху­дожественные образы и лексика белорусского народного творчества, пропагандировались идеи объединения на­рода перед лицом внешнего врага. Переведенная на мно­гие европейские языки поэма «Песнь про зубра» стала явлением мировой культуры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.