Сделай Сам Свою Работу на 5
 

РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ

Дети с тяжелыми нарушениями речи лишены полноценной рече­вой практики, а потому большую роль в развитии их письменной речи играет образец. Имея перед собой образец восстановленного текста, ориентируясь на него, они производят определенные мыс­лительные операции. Цель этого важного этапа развития письменной речи — обучать детей связно и последовательно излагать свои мысли; он способствует более результативному формированию граммати­ческого строя речи, а в конечном итоге — умению писать сочинения и изложения. Работа будет эффективной, если проводить ее система­тически.

Понимание речи опережает возможности выражения мысли, поэтому лексика деформированного текста может быть богаче плани­руемой. Это позволяет вести словарную работу. Однако тексты долж­ны быть понятны детям, соответствовать их возрасту и развитию, чтобы слишком много времени не уходило на объяснение трудных слов.

Основные виды работы с деформированным текстом во II— IV классах: восстановление текста по картинному плану; восстанов­ление текста по демонстрации действий и инсценировкам; восстанов­ление текста по личным впечатлениям.

Рекомендуемые виды работы с деформированным текстом, кроме общих задач (развитие навыков последовательного изложения, обо­гащение словаря, развитие логического мышления), имеют и специ­фические. Выбор вида работ зависит от этапа обучения, уровня речевого развития, от навыков пользования письменной речью.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА ПО КАРТИННОМУ ПЛАНУ

Чтобы подготовить детей к такому виду работы, целесообразно заранее провести следующие упражнения. Располагаем картинки, а нужной последовательности (I класс). Вначале детям не следует рассматривать каждую картинку в отдельности, чтобы их внимание не отвлекалось от сути. Надо поставить вопрос, который бы выявил понимание учениками сюжета всей серии. Затем можно предложить рассмотреть каждую картинку, при этом обращать в ней внимание на главное, связанное с сюжетной линией.



Последовательность работы в начальный период следующая:

1. Расстановка картинок по порядку и нумерование их.

2. Чтение с доски верного варианта и сопоставление его с деформированным.

3. Нумерование частей деформированного текста в соответствии
с пронумерованными картинками.

4. Чтение деформированного текста в правильной последова­тельности с ориентировкой по картинкам.

Перечисленные подготовительные упражнения учитель затем использует в работе по восстановлению деформированного текста. Позже достаточно будет вывесить картинный план, по которому учащиеся самостоятельно восстанавливают текст (после обязатель­ной словарной работы).

В III-IV классах работа усложняется, предлагается картинный план с пропущенной картинкой, затем — двумя (остаются лишь опорные), и, наконец, дети восстанавливают текст по самостоятельно сделанным зарисовкам, которые и представляют собой картинный план. Рассмотрим пример по первоначальному знакомству с упражнениями по восстановлению деформированного текста. Текст со­ставлен по серии картинок "Утро". На одной стороне доски правильный текст:

Наступило утро. Дети спят. Только котенок проснулся и играет на полу.

Мать будит детей. Котенок помогает ей. Он тянет одеяло с девочки,

Дети встают. Миша и Валя умываются. Папа умылся раньше. Теперь вся семья завтракает.

После завтрака папа уходит на работу. Дети идут в школу.

На второй половине доски текст следующего содержания:

Дети встают. Миша и Валя умываются. Папа умылся раньше. Теперь вся семья завтракает.

Мать будит детей. Котенок помогает ей. Он тянет одеяло с девочки.

Наступило утро. Дети спят. Только котенок проснулся и игра­ет на полу.

После завтрака папа уходит на работу. Дети идут в школу.

Оба варианта временно закрыты. Учитель в беспорядке вывеши­вает картинки и предлагает расставить их правильно, т.е. проводит уже знакомую игру, попутно объясняя слова будить, тянет, раньше, теперь, которые написаны на доске. Затем учитель открывает обра­зец, дети читают хором. После чего, посмотрев на первую картинку, дети читают первую часть текста и прикрепляют к ней соответствую­щую картинку. Аналогично ведется работа с остальными частями. Потом открывается деформированный текст. Ученики читают, рас­сматривают картинки и убеждаются, что части текста, расположены непоследовательно. Дети ищут предложения, которые подходят к первой картинке, находят нужную часть и прикрепляют к ней кар­тинку. Такая же работа проводится с остальными частями, которые нумеруются соответственно картинкам. Ученики читают части деформированного текста по порядку. Учитель снова вывешивает картинки последовательно, стирает цифры с частей деформирован­ного текста. Затем дети должны, глядя на картинки, правильно записать текст.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ДЕМОНСТРАЦИИ ДЕЙСТВИЙ И ПРИ ПОМОЩИ ИНСЦЕНИРОВОК

События происходят на глазах у детей. Материал увязывается с программой по формированию грамматического строя языка и развитию устной речи. Можно использовать сценки из жизни класса и т. д.

Усложняется такая работа постепенно. В трудных случаях деформированный текст сопоставляется с правильным текстом.

Вначале предлагается текст, деформированный по частям. Затем весь текст деформируется по частям, а одна часть — по фразам, затем две части по фразам и т. д. (постепенный переход к деформации всего текста по фразам).

Демонстрацию действий может выполнять сам учитель или уче­ник. Предварительно проводится словарная работа. На первых уроках можно даже сначала прочитать текст, а затем уже проводить инсценировку. Можно раздать детям карточки с 3—4 фразами, которые они должны расположить последовательно, следя за инсценировкой.

Например, учитель предлагает посмотреть, что будет делать Таня. Таня выполняет действия, остальные по этим действиям с помощью учителя составляют предложения.

Затем учитель открывает доску с записанными в беспорядке предложениями.

Она взяла краски.

Таня открыла портфель.

Девочка стала рисовать дом.

Дети читают первое предложение и замечают, что оно неверное. Что делала сначала Таня? (И т.д.). Ученики по действиям устанавли­вают логическую последовательность предложений.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ВПЕЧАТЛЕНИЯМ, СОБЫТИЯМ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Этот вид работы готовит учащихся к самостоятельному, связному и последовательному изложению своих мыслей. Дети соотносят свои впечатления с их письменным выражением. Такой работе предшест­вуют различные подготовительные упражнения:

а) после экскурсии предлагается сделать несколько зарисовок,
последовательно отражающих ее ход;

б) перед экскурсией, которая впоследствии станет темой текста,
дается устный в письменный план предстоящей деятельности.

Можно предложить верный и неправильный тексты описания экскурсии, а ученики установят, где экскурсия описана правильно, а где — нет. Но такая помощь предлагается только на первых порах. Словарная работа проводится обязательно.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО СЛОВЕСНОМУ ПЛАНУ

Логическим продолжением предыдущих видов работы является восстановление текста по словесному плану. Важно, чтобы учащиеся поняли необходимость словесного плана.

Вначале план состоит из вопросов, которые предполагают ответ из одного-двух предложений. Позже план дается в форме повествовательных предложений. В данном случае самостоятельность в ответах будет повышаться при выполнении письменной работы. Для обу­чения планированию используются тексты из книги по чтению, и работа может идти на уроке чтения. При чтении сюжетных рассказов можно, предложить делить их на части, ставить к ним вопросы, озаглавливать и т. д. Учащиеся постепенно знакомятся с такими видами работы: восстановление текста по картинному плану, по инсценировкам. Можно одновременно вводить и словесный план, а затем уже предлагаются задания по восстановлению текста по сло­весному плану, без картинного. С целью достижения глубокого понимания значения плана, можно применить такое задание: на доске написан деформированный по частям текст, но одна часть пропущена. Рядом с планом расставляется вся серия картинок. По картинкам и плану надо восстановить текст.

Учащиеся обнаруживают недостающую часть и дописывают ее. Рассмотрим пример знакомства с планом в форме повествовательных предложений. На доске серия из пяти последовательно располо­женных картинок. Предлагается придумать подписи к этим картин­кам. Наиболее полные и удачные предложения учитель записывает в столбик в соответствии с развитием сюжета:

1. Ворона свила на высоком дереве гнездо.

2. Птенец выпал из гнезда.

3. Коля и Надя увидели птенца.

4. Коля кладет птенца назад в гнездо.

5. Птица-мать рада возвращению птенца.

 

Открывается деформированный по частям текст.

Предлагаетсянайти к частям рассказа предложения из подписей к картинкам. Когда дети затрудняются подобрать пункт к соответствующей части, следует обратить их внимание на картинку. Далее учитель говорит, что записанные предложения называются планом, и ученикам пред­лагается выполнить письменное упражнение — восстановить деформированный текст по картинкам и словесному плану (последова­тельность работы излагалась ранее).

После того, как учащиеся научатся свободно восстанавливать текст по картинному плану, по инсценировкам, событиям из личной жизни, можно одновременно вводить словесный план, а затем пред­лагать восстановить текст только по словесному плану.

Упражнения по обучению планированию помогают обучению внимательному отношению к тексту, составлению предложений по картинкам, умению строить вопросительные и повествовательные предложения.

СОЧИНЕНИЕ

Сочинение — один из видов работы по развитию письменной речи. В нем учащиеся раскрывают тему, излагают свои мысли. Сочинение заставляет вдумываться в то, о чем ребенок пишет, приучает к самостоятельности, самоконтролю, развивает мышление, способность рассуждать и обобщать, учит работе с книгой. Существует два основных типа сочинений:

а) сочинения образного типа, или творческие. Это рассказы, описания, личные наблюдения;

б) сочинения, связанные с изучением литературных произведений и выражающие личное отношение к произведению, к героям.

В начальных классах школы для детей с тяжелыми наруше­ниями речи программой предусматриваются сочинения, основан­ные на опыте детей: сочинения-рассказы (по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по инсценировкам), сочинения-описания (описание природы, события, фильма, спектакля т. д.).

В самом начале обучения работают над сочинением с исполь­зованием наглядных средств. Учителю важно помнить о ряде требо­ваний к детским сочинениям: соответствие теме, самостоятельность выполнения, четкость построения, аккуратность оформления, гра­мотность.

Уже во II классе (2-е полугодие) дети должны понимать, что сочинение — это не отдельные слова или предложения к картинке или картинкам, а связное высказывание, имеющее сюжет, тему. Внимание учащихся обращают лишь на те ошибки, которые объяс­няются плохим усвоением изученных грамматических закономерно­стей. Поощряется стремление детей писать полнее, задавать больше вопросов. Учитель помогает оформить рассказ, сделать заключение.

В Ш классе учитель предлагает план сочинения. Увеличиваются требования к содержанию: к последовательности изложения, описанию признаков, выражению своего отношения к происходяще­му, наличию вывода, степени самоконтроля.

В IV классе требования еще более серьезные. Необходимо соблюдение структуры сочинения (вступление, основная часть, за­ключение), на образцах показывается соотношение этих частей (при­мерно 1:3:1). Хорошо, если дети творчески дополняют предыдущими или последующими событиями то, о чем пишут. В IV классе учащиеся составляют план сочинения сначала коллективно, под руководством учителя, а затем самостоятельно.

 

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.