Государственный материальный резерв
Государственный материальный резерв. Федеральные государственные нужды
Государственный материальный резерв
Государственный материальный резерв — это особый федеральный запас материальных ценностей, включающий запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва, кроме мобилизационного резерва, обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва РФ. Структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются Правительством РФ.
Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. Государственный резерв не подлежит приватизации.
Управление системой государственного резерва относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом.
Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на текущий финансовый год.
В составе государственного резерва образуется неснижаемый запасматериальных ценностей — постоянно поддерживаемый объем их хранения. Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством РФ.
Рассмотрим полномочия органов государственной власти субъектов РФ в отношении государственного резерва.
Органы государственной власти субъектов РФ:
• дают согласие на размещение на подведомственных им территориях организаций для хранения материальных ценностей государственного резерва;
• оказывают содействие в заключении договоров с расположенными на подведомственных им территориях организациями на поставку материальных ценностей в государственный резерв и их ответственное хранение;
• несут ответственность за создание мобилизационного резерва в подведомственных им организациях;
• при введении в действие мобилизационного плана разрешают организациям, которым они установили мобилизационные задания, разбронирование материальных ценностей из мобилизационного резерва;
• в случае необходимости ставят вопрос о заимствовании или разбронировании материальных ценностей из государственного резерва, а также с предложениями о закладке материальных ценностей в государственный резерв.
Финансирование расходов на содержание и развитие системы государственного резерва, проведение операций с материальными ценностями государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, получаемых от реализации материальных ценностей государственного резерва и других операций с ними, в том числе их заимствования, освежения, разбронирования и замены.
Все средства, полученные организациями системы государственного резерва от реализации материальных ценностей государственного резерва, их заимствования и других операций с ними, а также другой хозяйственной деятельности, не подлежат налогообложению и используются исключительно для формирования государственного резерва и содержания системы государственного резерва.
Финансирование расходов на накопление материальных ценностей в государственном резерве, возмещение убытков от их замены и проведение на основании решений Правительства РФ операций по их заимствованию, списание потерь от естественной убыли и уценки материальных ценностей государственного резерва, возмещение затрат организаций, связанных с ответственным хранением и обслуживанием материальных ценностей государственного резерва, выделяется в федеральном бюджете отдельной статьей.
Финансирование расходов на капитальное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение организаций и других объектов системы государственного резерва, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также на содержание системы государственного резерва предусматривается в соответствующих разделах федерального бюджета отдельной строкой. Порядок финансирования этих расходов определяется Правительством РФ.
Государственным заказчикомна поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а государственными заказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв являются федеральные органы исполнительной власти, имеющие мобилизационные задания.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом,
• формирует предложения к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва;
• осуществляет отбор поставщиков материальных ценностей в государственный резерв для заключения с ними государственных контрактов;
• при заключении государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв определяет конкретных получателей, рассматривает и согласовывает с поставщиками номенклатуру, объем, качество, цену и сроки поставки материальных ценностей в государственный резерв;
• заключает или поручает заключить подведомственным территориальным органам государственные контракты на поставку материальных ценностей в государственный резерв;
• обеспечивает расчеты с поставщиками за материальные ценности, поставляемые в государственный резерв в соответствии с государственным контрактом.
Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправеотказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв. В случае их отказа от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв государственный заказчик и его территориальные органы могут обратиться в арбитражный суд с иском о привлечении этих поставщиков к заключению государственных контрактов.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, на контрактной основе может передавать органам исполнительной власти субъектов РФ, а также организациям часть своих функций по размещению заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, а также по выпуску материальных ценностей из государственного резерва.
Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами. Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обеспечивают размещение, хранение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с этими заданиями своими силами и средствами.
Сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной.
Поставки материальных ценностей в государственный резерв являются поставками продукции дляфедеральных государственных нужд.
Материальные ценности государственного резерва в соответствии с перечнем, определенным Правительством РФ, подлежат обязательному страхованию.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которым установлены мобилизационные задания, выдают организациям разрешения на заимствование до 30% имеющихся запасов материальных ценностей мобилизационного резерва на срок до трех месяцев, если заимствование не произведено ранее и организации не имеют задолженности по возврату в мобилизационный резерв материальных ценностей. Выпуск в обращение материальных ценностей в порядке заимствования осуществляется на основе контрактов, заключенных соответствующим органом управления государственным резервом с получателями.
За заимствование материальных ценностей из государственного резерва устанавливается плата. Размер этой платы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, исходя из стоимости заимствованных материальных ценностей и не может превышать размера ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Выпуск материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, на который возложены функции координации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Расходы по выпуску материальных ценностей, включая оплату их стоимости, возмещаются за счет средств, предусматриваемых для этих целей в федеральном бюджете.
При возникновении диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке ресурсы государственного резерва могут использоваться для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок. При необходимости Правительство РФ принимает решения о закупке и закладке материальных ценностей в государственный резерв сверх установленных объемов и норм за счет средств федерального бюджета.
При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку материальных ценностей в государственный резерв поставщик уплачивает штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте государственного контракта.
За просрочку поставки, недопоставку материальных ценностей в государственный резерв поставщик уплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных материальных, ценностей. Неустойка взыскивается до фактического выполнения обязательства с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки. Кроме уплаты неустойки поставщик возмещает понесенные получателем убытки.
За несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальных ценностей получатель уплачивает штраф в размере 100% стоимости невозвращенных материальных ценностей и пеню в размере 0,5% их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства.
За несвоевременное выполнение указаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, и его территориальных органов об отгрузке материальных ценностей государственного резерва организация, осуществляющаяответственное хранение указанных ценностей, уплачивают штраф в размере 100% стоимости не отгруженных в срок материальных ценностей и пеню в размере 0,5% их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства.
За поставку в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта, изготовитель уплачивает штраф в размере 20% стоимости не соответствующих условиям государственного контракта материальных ценностей.
За необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва, хранящихся в пунктах ответственного хранения, организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, уплачивают штраф в размере 100% стоимости недостающих материальных ценностей государственного резерва, а также пеню в размере 0,5% их стоимости за каждый день до полного восстановления в государственном резерве недостающих материальных ценностей.
При установлении случаев оформления бестоварных операций по закладке материальных ценностей в государственный резерв организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 100% стоимости не заложенных в государственный резерв материальных ценностей, а также пеню в размере 0,5% их стоимости за каждый день с момента оформления операции до фактической закладки материальных ценностей в государственный резерв.
При невыборке из государственного резерва материальных ценностей в предусмотренный договором срок получатели возмещают затраты, связанные с их хранением сверх этого срока, а также убытки, вызванные снижением качества материальных ценностей за время просрочки их выборки, и расходы на уплату штрафов за неиспользование и простой транспортных средств, предоставленных для отгрузки материальных ценностей.
За отказ от приемки материальных ценностей в государственный резерв, а также от выдачи материальных ценностей из государственного резерва организации системы государственного резерва уплачивают поставщику неустойку в размере 50% стоимости материальных ценностей, от приемки или отпуска которых заявлен необоснованный отказ.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва не уплачивают государственные пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
Механизм финансирования
Государственных нужд
Рассмотрим порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями.
Федеральные государственные нужды — это потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ.
Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.
Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
Для обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ,инициатором которых является Президент РФ.
Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в следующих целях:
1) создания и поддержания государственных материальных резервов РФ;
2) поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ;
3) обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств РФ;
4) реализации федеральных целевых программ.
Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ — поставки продукции для региональных нужд, определяются органами государственной власти субъектов РФ. Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.
Федеральные целевые программы,в которые включены межрегиональные и региональные целевые программы, финансируются за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ, а также за счет привлечения внебюджетных источников.
Разработка федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется Правительством РФ.
При разработке федеральных целевых программ предусматривается:
• решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;
• согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
• комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;
• согласованность решения федеральных и региональных задач;
• достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.
Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство РФ утверждаетгосударственных заказчиков, которыми могут быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.
Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях путем заключения государственными заказчиками государственных контрактов.
Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций при их утверждении. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд.
Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.
Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта.
Государственным контрактом предусматривается контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и другой помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.
По решению Правительства РФ государственный заказчик вносит необходимые изменения в государственный контракт или прекращает действие государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщикам.
Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства, кроме случаев, когда производство аналогичных видов продукции в РФ невозможно или экономически нецелесообразно.
Государственные заказчики обеспечивают исходя из интересов государства размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем проведения открытых и закрытых торгов, конкурсов, аукционов.
Для федеральных казенных предприятий Правительство РФ в необходимых случаях вводит режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.
В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им предоставляются льготы по налогам на прибыль, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях.
В целях экономического стимулирования поставщиков, осуществляющих поставки продукции для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ, по важнейшим видам материально-технических ресурсов предприятиям — изготовителям этих ресурсов могут устанавливаться специальные квоты — государственное бронирование по обязательной продаже этих ресурсов государственным заказчикам и поставщикам.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона:
• возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;
• несет ответственность, установленную законодательством РФ и государственным контрактом.
Поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.
В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объему продукции поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательств с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки. При невыполнении обязательств по государственному контракту кроме уплаты неустойки поставщики возмещают также понесенные покупателем убытки.
Государственный заказчик имеет право отказаться полностью или частично:
• от продукции, произведенной по государственному контракту, при условии полного возмещения им поставщику понесенных убытков;
• от оплаты продукции, не соответствующей требованиям, установленным законодательством для определения качества продукции или государственным контрактом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|