Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура общения и речевого поведения учителя





 

Поведение в психологии рассматривается как превращение внутрен­него состояния чело­века в его поступки по отношению к окружающему миру, лю­дям, при этом выделяют поведе­ние реальное и речевое. Ре­альное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществ­ляемых че­ловеком с це­лью адаптации к среде. Речевое поведение– обусловленные ситуацией об­ще­ния действия, поступки, эмо­ции человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств. Эффективность общения за­висит от того, насколько чело­век, включаю­щийся в его процесс, представ­ляет себе реально сущест­вующие условия общения и в соответ­ствии с ними определяет или корректи­рует свое речевое поведение.

Формой проявления речевого общения является речевое поведение со­бе­седников, а со­держанием – их речевая деятельность. Существенным раз­личи­тельным признаком речевого по­ведения и речевой деятельности пред­ставля­ется уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов акта поведения (в рамках поведения) и речевого действия (в рам­ках деятель­ности). Если речевая деятельность является осознанно мотиви­рованной це­ленаправлен­ной человеческой активностью, то речевое пове­дение – это ма­лоосознанная активность, прояв­ляющаяся в образцах и сте­реотипах дейст­вий, усвоенных человеком либо на основе подража­ния чу­жим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Резуль­татом речевой дея­тельности является мысль и текст, а результатом рече­вого поведения – отно­шения между людьми и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведе­нием собеседников. Совокуп­ность индивидуаль­ных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания обще­ния, называют стилем общения[37].



Функционально выделяют два основных вида речевого поведения гово­рящих и слушающих: фатическое речевое поведение (общение) и информа­тивное речевое поведение (сообщение). Общая ситуативно-целевая задача фатического речевого поведения – говорить, чтобы высказаться и встре­тить понимание. Между незнакомыми людьми фатическое речевое общение организуется с целью завязать знакомство или скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания; между малознакомыми людьми – укрепить знакомство; между хорошо зна­комыми людьми – сохранить сло­жившийся тип отношений, в то время как отказ от фати­ческой речи является знаком желания их изменить и т. д.



Информативное речевое поведение может проявляться различными спосо­бами: 1) совме­стное решение задачи, когда речевые высказывания на­правлены на достижение общей точки зрения, они тщательно взвешива­ются и оцениваются, допускаются повторения и уточнения; 2) задавание вопросов, при котором один из собеседников, задающий вопросы, заинте­ресован в по­лучении определенной информации; 3) уточ­нение понимания путем пере­спросов (в чем состоит неправильное понима­ние, какие пра­вила нарушены).

Ре­чевое поведение, по мнению А.К. Михальской, складывается из сле­дующих компонен­тов: 1) собственно слов – «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведе­ние;

2) звучания речи (ее акустики): громкости, высоты тона го­лоса, раз­маха ее изменений (монотонная речь или, напротив, с заметными перепа­дами от высокого тона к низкому); быст­ро­ты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое по­ведение (1-е и 2-е можно записать на обычный магнито­фон);

3) значимых движений лица и тела – это взгляд, мимика, же­сты, поза; это жестово-мими­ческое поведение;

4) того, как партнеры, разговаривая друг с другом, использу­ют про­стран­ство (насколько близко они стремятся находиться друг от друга); это про­странственное поведение (3-е и 4-е можно фиксировать только с по­мощью видеомагнито­фона).



Коммуникативно-речевая стратегия – магистраль­ная линия рече­вого поведения, из­бранная коммуникантом для вы­полнения коммуника­тив­ной за­дачи, достижения своей главной це­ли в речевом взаимодействии и характе­ризующаяся установлением определенных отношений между участниками рече­вой ситуации и ее элементами. Коммуникативно-речевая стратегияреа­лизуется с помощью ряда коммуникативно-речевых (ритори­ческих) тактик, а последние – с помощью системы соот­ветствующих коммуникативно-речевых приемов (средств). Одним из способов реализа­ции коммуникативно-рече­вой тактики является коммуникативно-рече­вой прием (напри­мер, перебива­ние собеседника с помощью повышениягромкости голоса, тона, ус­корения темпа речии др. с целью «взятия и удержания сло­ва» в споре)[74].

Речевое поведение состав­ляет существенную ха­рактеристику лично­сти. Речевое поведе­ние, как зеркало, которое отражает уровень воспитан­ности, внутренней культу­ры человека, должно регулироваться основными прави­лами речевого общения: а) авторитета собеседника, вежливости как формы проявления уважения к другому, признания его достоинств; б) вза­имно­сти: ответить на шутку шуткой, интересоваться мнением собеседника и др.

Эффективному общению мешают ошибки речевого поведения: отсут­ствие внимания, восприятие намеков как конкретных выска­зы­ваний и допол­не­ние их домыслами; правильное восприятие, но ложная интерпретация; ложное восприятие рационального или эмоционального содержа­ния инфор­мации; неясные по содержанию и форме высказывания.

Речевое поведение, как и другие виды социальной деятельности, под­вержено контролю общества, регламентируется требованиями к куль­туре общения. Культура общения включает в себя:

а) владение необходимым набором средств и разновидностей общения (инструменталь­ный принцип);

б) способность строить общение в соответствии со своими целями, дос­тигая максималь­ной эффективности действий (принцип целесообразно­сти или эффективности);

в) стремление учитывать в общении не только собственную позицию, но и позиции, инте­ресы партнеров, общества в целом (этический прин­цип);

г) умение сосредотачиваться на самом процессе общения, искусности, совершенстве его форм, организации (эстетический принцип).

Культура речевого поведения может оцениваться с этических, рече­вых и этико-речевых позиций. Культура речевого поведения обусловлена целесо­образным выбором и организацией языковых средств, которые в определен­ной ситуации общения при соблюдении современных языковых и этических норм позволяют эффективно решать коммуникативные задачи [53].

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успеш­ного речевого обще­ния: с доброжелательного отношения к адресату, де­монстра­ции заинтересованности в разго­воре, настроенности на мир собе­седника, ис­креннего выражения своего мнения, сочувствен­ного внимания. Чтобы верно оценивать этикетные особенности своего и чужого поведе­ния, не­обходимо научиться замечать их (В.Е. Гольдин). Этика речевого общения предписы­вает выра­жать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адре­сата, создание благожела­тельной тональности разго­вора, которая приводит к согласию и успешности диалога. Сигна­лами вни­мания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регуля­тивные ре­плики, но и невербальные средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Таким об­ра­зом, ре­чевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах мо­рали, нацио­нально-культурных традициях и воплощающиеся в специальных этикет­ных рече­вых формулах.

Речевой этикет – это система национально-специфических, стерео­тип­ных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установ­ления кон­такта с собеседниками, для его поддержания и прерывания. С помощью речевого этикета устанавливается нужный контакт с собеседни­ком в опреде­ленной тональности, в различной обстановке общения, отра­жается раз­ный характер взаимоотношений общающихся и т. п. Речевой этикет регулирует сложный выбор наиболее уместных средств общения с конкретным собеседником [112].

Овладение навыками основных видов речевой деятельности предпола­гает усвоение норм, обеспечивающих культуру речи, т. е. «владение нор­мами устного и письмен­ного литератур­ного языка (правилами произноше­ния, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также уме­ние использовать выразительные средства языка в различных усло­виях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [62, с 247]. Главными показа­телямикультуры речи являются ее правильность, то есть владение нор­мами устного и письменного литературного языка (правилами произноше­ния, ударения, словоупотребления, лексики, грам­матики и стилистики), и коммуникативная целесообраз­ность. К основ­ным коммуникативным каче­ствам речи относятся также: точность, логич­ность, ясность и доступность, чистота, выразительность, эстетичность, уместность.

Уместность речи – это ее соответствие целям и условиям, ситуации об­ще­ния. В понятии «точность высказывания» выделяются два аспекта: точ­ность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове.Логичность речи – это последовательность, непротиво­ре­чивость высказы­вания. Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выраже­ния. Наруше­ние логич­ности – нару­шение порядка слов в предложении, связи частей предло­жения, внутрифразовой и межфразовой связи – приводит к воз­можной неточности понимания сказанного. Ясность изложения предпо­лагает понятность речи ее адреса­ту. Она достигается путем точного и од­нозначного употребле­ния слов, терминов, словосочетаний, грамматиче­ских конструкций. Доступность (или доходчи­вость) изложения – это спо­соб­ность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересо­вать его. Чистота речи – отсутствие в речи слов-сорняков, чуже­родных литератур­ному языку (короче, вот, ну и др.), диалектизмов и про­стореч­ных слов, элементов, отвергаемых нормами нрав­ственности (жаргонизмы, вульгаризмы). Под выразительностьюпони­мают особенности струк­туры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слу­шателей и читателей. Выразительность бывает информацион­ная (когда слушателей заинтересовывает со­общаемая информа­ция) и эмо­циональная (когда слу­шателей заинтересовывает способ изложе­ния, манера исполнения и т. п.). Эстетичность речи проявляется в неприятии литератур­ным языком ос­корбительных для чести и достоинства человека средств вы­ражения [17].

Предметом и основным условием обучения речи является коммуни­ка­тивно-речевая ак­тивность– свойство человека, его деятельностное со­стоя­ние, которое характе­ризуется стрем­лением к разнообразной речевой деятель­ности на уровне тех язы­ковых возможностей, к ко­то­рым он готов в смысле владения языком. Проявление коммуникативно-речевой активно­сти за­висит от особенностей характера чело­века; нали­чия потребности в самовыражении; конкретной си­туации, обстановки; уровня владения язы­ком; организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); ха­рактера педагоги­ческого общения преподавателя с учащимися; характера об­щения товарищей по учебной группе.

Выделяются следующие виды коммуникативно-речевой активности, различающиеся: 1) в за­висимости от волевых усилий личности: а) потенци­альная, б) ре­ализованная; 2) в зависимости от характера выполняемой дея­тель­ности: а) репро­дуктивная, б) рекон­структивная, в) творческая; 3) в зави­симости от устойчивости проявления: а) ситуативная, б) ин­тегральная.

Причинами речевой инактивности могут быть: барьеры лично­го свой­ства (боязнь задать глупый вопрос, выглядеть хуже других и др.); зани­жен­ная само­оценка или неустойчивость са­мооценки; страх перед аудито­рией; отсутствие ин­тереса к проблеме или неспособ­ность «оку­нуться» в нее; низ­кий уровень подго­товленности, не­умение передать мысль словами и т. д. Коммуникативно-речевая активность может изменяться в связи с измене­ниями са­мой личности, социальной среды, в которой лич­ность раз­вивает­ся, и под воздействием обу­чения, в ходе которого личность фор­миру­ется [113].

В современных условиях гуманизации образования, когда так называе­мый че­ловеческий фактор во многом определяет социальное разви­тие обще­ства, особое значение при­обретает личность педагога. Ре­шение от­ветствен­ной задачи формирования человека будущего требует от учителя не только профессионального мастерства, но и положительных личностных ка­честв, проявляющихся во всех сферах его деятельности, в том числе и в культуре речевого общения.

Е.И. Пассов отмечает, что умение хорошо, красноречиво и убеди­тельно говорить, гра­мотно излагать свои мысли очень нужно людям, чья деятель­ность складывается из общения с людьми, в первую очередь – учи­телям, для которых умение говорить является одним из основ­ных профес­сиональ­ных умений. Разви­тию этого профессионального умения способст­вует на­личие опре­деленных задатков и способностей, таких, как отличная вербаль­ная па­мять, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, общительность как черта характера (уме­ние слушать, сопереживать, сочувствовать и др.). Наличие подобного типа способностей – ос­нова для выработки коммуникативно-ре­чевых умений профессионального харак­тера, особенностью кото­рых является то, что с их помощью реализуются образо­вательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно разви­вать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организо­вывать общение [85].

Культура речевого общения и вежливость,подчеркивает Н.И. Форма­новская, – понятия неразделимые, свидетельствующие о нравственной вос­питанности личности. Вежливость – это не только уважение к людям, при­знание их достоинств как повседневная норма поведения, но и само­уваже­ние. Педагогу важно быть предельно взыскательным к собственному рече­вому по­ведению, которое служит образцом для подражания учащи­мися. Культуру речевого общения и поведения учителя характеризует на­личие та­ких притягательных качеств личности, как такт, деликатность, ре­чевая сдер­жанность и других, которые в целом составляют обаяние лично­сти.

Обаяние педагога как личности заключается, прежде всего, в оп­тималь­ном речевом общении с детьми, умении воздействовать на них сло­вом, уме­нии разговаривать в тональности, импонирующей детям и умест­ной в кон­кретной ситуации общения. Важным компонентом культуры ре­чевого обще­ния является его тональность, которая зависит от социальных и личностных факторов: от общей культуры человека, его эмоциональной воспитанности, темперамента, владения речевыми и не­речевыми средст­вами общения и т. д. Речевая сдержанность помогает установить обратную связь с собе­седни­ком, осущест­вить логически обоснованный диалог. Умение сделать в разго­воре паузу необходимо, чтобы вник­нуть в суть сказанного для про­должения диалога по существу; чтобы показать свое уваже­ние и внимание к собесед­нику; чтобы не спешить с выводами [112].

Культура речевого поведения учителя может рассматриваться с этиче­ской, речевой и этико-речевой позиций. При этом формируются тре­бования к культуре поведения, запреты и рекомендации. Вречевом пове­дении учителя важны: характер речи (общение, сообщение, воз­действие); общеметодиче­ские требования к речи учителя (четкость, однозначность формулиро­вок во­просов, правильное употребление терминов и их произ­ношение и др.); не­вербальные средства общения (жесты, серьезное добро­желательное выраже­ние лица во время ответов уче­ников и т. д.).

Учитель несет социальную ответственность и за содержа­ние, качество своей речи, и за ее последствия, поэтому речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогическо­го мастерства. Особенностью устной речи учителя, как речи публичной, является ее направлен­ность, обращен­ность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес – оно отбира­ется в рас­чете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. К речи учи­теля, помимо общекультур­ных, предъявляются и профес­сиональные требо­вания:

1. Правильность и чистота. Среди отступлений от норм литератур­ного языка встреча­ются: а) нарушение управления, например: «указал о необхо­димо­сти» (вместо: на необходи­мость), «это касается к учебнику» (вме­сто: учебника) и др.; б) ошибки, связанные с неправиль­ной постанов­кой ударе­ния, например: «красивее» (вме­сто: красивее), «повторим» (вме­сто по­вто­рим) и др.; в) наличие неоправданного повторения «лишних» слов, типа: «так сказать», «ну», «как бы», «значит», «вот» и др.

2.Точность речи учителя – это, прежде всего, терминологическая точ­ность. Так, некор­ректно говорить «измените слово по смыслу» (слово мо­жет склоняться, спрягаться, при этом по сво­ему лексическому значению слово не изменяется).

3. Уместность речи учителя выражается в его точном выборе тона и стиля общения, раз­личных способов привлечения внимания учащихся, в чет­кой постановке вопросов и т. п.

4. Коммуникативная целесообразностьречи учителя предполагает учет возрастных осо­бенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, а также умение учителя трансформировать свою речь так, чтобы приспособить ее для понимания школьниками (ото­брать языковые сред­ства, объяснить непонятные слова и выражения, приспособить речь к учебно-ре­чевой ситуации и т. д.). Учитель не может позволить себе говорить много­словно (учебное время ограничено) и в то же время скороговоркой. Для речи учителя ха­рактерен полный стиль произношения, при ко­тором слова произ­носятся тщательно, отчетливо.

5. Речевая этика предполагает употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, со­гласия, одобрения, заслуженной похвалы,воспроизведение слов ученика, собствен­ных объяснений темы и целей урока и т. д.

Коммуникативное поведение учителя, основанное на его кор­ректно­сти, требовательности к себе и ученикам (что не исключает и уместную шутку), стимулирует познавательный интерес, моти­вы учения школьни­ков. В речи учителя недопустимы гру­бость, раздраженность, бестактные замечания. Чтобы предупредить неуважительное отношение к учащим­ся, дейст­вует сис­тема запре­тов,помогающих создать в классе благоприятный пси­хологиче­ский климат, избежать кон­фронтации, противостояния. Это за­преты на:

Ø тон (обидный, презрительный, пренебрежительный, крикливый, злой, сюсюкающий);

Ø слова и выражения (грубые,оскорбляющие, насмешливые);

Ø жесты, мимику (устрашающие, обидные, некрасивые);

Ø голос (бубнящий, неразборчивый, заикающийся, сиплый) [37].

Показателем культуры речевого общения учителя является егоумение слушать. Профессиональное педагогическое слушание – это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учи­теля с учащимися в различных комму­никативных ситуациях (при фронталь­ном опросе, при слушании ответа учащегося с целью оце­нивания ответа, при слушании в ситуации общения с классом, с учеником, вне урока и т. п.).

Вы­деляются следующие особенностипедагогического слушания:

1. Учитель слушает одного ученика, одновременно слушая весь класс (слы­шит рабочий и выделяет нерабочий шум, воспринимает реплики уча­щихся с места, наблюдает за тем, слушают ли говорящего ученики и т. п.).

2.Коммуникативные намерения во время слушания обычно разнооб­раз­ны: услы­шать, по­нять, выяснить основную мысль высказывания, отме­тить детали и т. п. (коммуникативно-по­знаватель­ные задачи); оце­нить со­общение, выяснить истин­ность (ложность) информации, по­нять эмоцио­нальное со­стояние ученика и т. п. (коммуникативно-оце­ночные задачи).

3. Во время дискуссионного диалога в классе учитель – иници­атор, а не­редко – коммуни­ка­тивный лидер общения, а значит, он должен слышать всех вы­сказывающихся учеников; обра­щать вни­мание класса на самые ценные суждения, направляющие диалог в нужное русло или придающие разговору особую остроту; вести дис­куссию так, чтобы она была содержа­тельной, по­следовательной, чтобы участвующие в споре неизбежно при­шли к логиче­скому кон­цу (об­щему выводу) или поставили новые вопросы.

4. Результатом педагогического слушания, кроме понимания сообще­ния, обязатель­но должно быть ответное действие, в том числе и говорение. Учи­тель чаще всего не может «от­молчаться» в ответ на высказывания уче­ников, он их оценивает, исправляет при необходимо­сти, дела­ет вывод или предла­гает кому-то сделать его.

5. Слушание – активный процесс, трудная работа. Учитель-про­фес­сио­нал одинаково вни­мательно слушает своих подопечных и на первом уроке, и в конце рабочего дня [86].

Таким образом, умение слушать – профессионально-значимое умение учителя, специ­фика которого заключается в умении активно слу­шать, оцени­вать с разных точек зре­ния ответ ученика (быстро реагировать на ответ, пе­рестраивать, в случае не­обходи­мости, формулировку вопроса и т. д.); слу­шать диа­лог (поли­лог) учеников; своих коллег, родителей. Помимо этого, пе­дагог должен учить детей вни­ма­тельно слушать, чтобы они могли усваивать учебную информацию и быть хорошими со­бесед­никами. Культура речевого поведения учителя оп­ределяется особенностями его речевых и не­вербальных средств общения, особенностями педагогического общения и слушания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.