Сделай Сам Свою Работу на 5

Материал для самопроверки





Контрольные и тренировочные задания

 

1. Объясните смысл изречения:

Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями

А. Моруа

Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом.

А. Сент-Экзюпери

Одна из грубейших ошибок – считать педагогику наукой о ребенке, а не о человеке

Я. Корчак

2. Раскройте понятие коммуникативная культура лично­сти.

3. Охарактеризуйте содержание составляющих коммуникативно-ис­пол-

нительского мастер­ства личности.

4. Сравните понятия «коммуникативная культура личности», «комму­ни­кативная компетент­ность», «коммуникативный потенциал».

5. Дайте сравнительную характеристику коммуникативной компетент­но­сти с точки зрения психологических и лингвистических позиций.

6. Представьте в виде таблицы характеристику основных коммуника­тив­ных способностей и умений учителя.

7. Подберите синонимы к словам: уравновешенность, сочувствие, безу­частный, упрямство.

8. Подберите антонимы к словам: замкнутость, грубость, тревож­ность, тактичность.

9. Определите свои положительные и отрицательные коммуникатив­ные качества при выпол­нении упражнения:



«Мой черно-белый коммуникативный портрет»

– +

Что мне в себе не нравится … Что мне в себе нра­вится…

10. Оцените собственные возможности в овладении коммуникатив­ными умениями, которые выделяют английские педагоги (методика «Про­филь умений»).

Разговорные умения

Могу начать и поддержать разговор с людьми, которых я знаю.

Я могу начать и поддержать разговор, встретив новых людей.

Я могу выбрать правильную манеру разговора.

Я могу услышать мнения других людей.

Я могу воспринимать и отбирать необходимую инфор­мацию.

Я могу уверенно говорить в неформальных ситуациях или общаясь с друзьями.

Я могу говорить уверенно в официальных ситуациях или общаясь с друзьями.

Я могу объяснить мое собственное мнение.

Я могу говорить и сделать сообщение в группе как фор­мально, так и не­формально, высту­пать в обществе с речью, докладом.

Вопросы, инструктирование

Я могу спросить о чем-то, если мне это непонятно.

Я могу дать инструкции, которые могут быть понятны.

Я могу выполнять данные инструкции.



Групповая работа

Я могу сотрудничать с другими на групповых занятиях.

Я могу установить эффективное сотрудничество в разнооб­разных типах групповых занятий.

Я могу эффективно действовать в различных ситуациях в качестве уче­ника, служа­щего, ли­дера группы.

Я могу вести себя в восприимчивой манере по отношению к другим чле­нам группы.

Я могу научить других делать или понимать что-то.

Я могу понимать, как разные роли влияют на поведение людей.

Я могу узнавать стереотипы и понимать их эффекты.

Я могу оценивать свои собственные особен­ности, черты других чле­нов общества.

Я очень чувствителен к проявлениям культурной и расовой дискри­мина­ции, к неспра­ведли­вости.

Я чувствителен к проявлениям дискриминации и неспра­ведливости в во­просах пола, клас­совых вопросах, в вопросах нетрудоспособности.

11. Попробуйте составить кроссворд с ключевым словом «взаимодейст­вие.

12. Определите возможные проявления коммуникативного (речевого и невербального) поведе­ния учителя с целью создания у учащихся ситуации успеха как субъективного переживания удовлетворения от процесса и ре­зультата общения.

13. Какие, на ваш взгляд, школьные предметы дают больше возмож­но­стей для формирования коммуникативной культуры учащихся?

14. На основе критериев, выделенных В.И. Зверевой [31], составьте таб­лицу уровней владения учителями коммуникативной культурой.

Задания в тестовой форме

 

1. Определите положительные коммуникативно-значимые качества лич­ности:

а) открытость (общительность)

б) обидчивость

в) эгоистичность



г) эмоциональная стабильность

д) способность к сопереживанию

 

2. Укажите правильный ответ.

Отметьте качества, которые препятствуют конструктивному общению:

а) тактичность

б) безучастность

в) терпимость

г) доброжелательность, дружественность в поведении

д) застенчивость, неуверенность в себе

 

3. Укажите правильный ответ.

Коммуникативную культуру учителя в рамках культурологического под­хода изучали:

а) В.А. Сластенин

б) И.А. Зимняя

в) Е.В. Руденский

г) В.А. Кан-Калик

д) О.М. Казар­цева

 

4. Укажите правильный ответ.

Определите наиболее важные для педагога качества коммуникативной культуры лично­сти:

а) творческое мышление

б) культура речевого действия

в) культура жестов и пластики движений

г) культура восприятия коммуникативных действий партнера по обще­нию

д) все перечисленное.

 

5. Укажите правильный ответ.

К умениям эмоционально-психологической саморегуляции относятся:

а) умение верно оценивать социально-психологический настрой партне­ров по общению

б) умение перестроить общение с учетом перемены эмоционального на­строя партнеров

в) умение эмоционально-мимического сопровождения высказывания

г) умение устанавливать необходимый контакт с собеседником

д) культура речевых высказываний

 

6. Укажите правильный ответ.

Коммуникативный потенциал личности составляют:

а) коммуникативные свойства

б) коммуникативные способности

в) коммуникативная компетентность

г) все перечисленное

 

7. Укажите правильный ответ.

Наиболее емким понятием из представленных является:

а) коммуникативная компетентность

б) коммуникативные умения

в) коммуникативно-исполнительское мастерство

г) коммуникативная культура

д) коммуникативная компетенция

 

8. Укажите правильный ответ.

Предметная компетенция скла­дывается на основе:

а) знания единиц языка и правил их соеди­нения

б) знания лингвистики как науки

в) активного владения общей лексикой

г) обусловленности коммуникативными целями

д) всего перечисленного

 

9. Укажите правильный ответ.

Понятие «коммуникативная культура педагога» включает:

а) устную коммуникативную культуру

б) письменную коммуникативную культуру

в) невербальную коммуникативную культуру

г) все перечисленное

 

10. Укажите правильный ответ.

Специфическим личностным качеством в структуре коммуникативной ком­пе­тентности учителя является:

а) общительность

б) педагогическая коммуникабельность

в) экстравертированность

г) коммуникабельность

д) все перечисленное

 

11. Расположите следующие задатки и способности, необходимые для раз­вития речевых уме­ний учителя, в порядке их востребования в момент речи:

а) мгновенный отбор нужных языковых средств

б) общительность как черта характера

в) логичное построение и изложение высказывания

г) умение ориентировать речь на собеседника

д) уме­ние слушать, сопереживать, сочувствовать

 

12. Укажите правильный ответ.

К умениям ориентироваться в партнерах по общению относятся сле­дую­щие:

а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения

б) знать правила общения

в) понимать настроение, характер, читать экспрессию поведения

г) анализировать и оценивать достигнутое

д) входить в уже имеющуюся ситуацию

 

13. Укажите правильный ответ.

Визуально можно наблюдать следующие показатели невербального по­веде­ния учителя:

а) интонация

б) жестикуляция

в) темп речи

г) сила и тембр голоса

д) тон речи

 

14. Укажите правильный ответ.

Стереотипному уровню овладения экспрессивной культурой учителя соот­ветст­вует:

а) самовыражение осозна­нное, но не отличающееся самобытностью и мас­терством

б) спонтанное самовыражение

в) неосознанное самовыражение

г) осознанное, нестан­дартное самовыражение

д) импровизационное, артистичное самовыражение

 

15. Укажите правильный ответ.

В структуру технологического блока входят умения учителя:

а) строить общение на гуманной, демократической основе

б) исполь­зовать учебно-воспитатель­ные средства, методы, различные формы взаимодействия

в) использовать механизмы коммуникативного воздействия: зара­жение, внуше­ние, убеждение

г) быть артистичным, эстетически выразительным

д) руко­водствоваться принципами и правилами профессиональной этики и эти­кета

 

16. Укажите правильный ответ.

Стиль общения учителя отличают следующие признаки:

а) доброжелательность, позиция заинтересованности в успе­хе ученика

б) наличие эмпатии

в) рефлексия

г) внимание к мыслительному процессу учеников

д) все перечисленное.

 

17. Укажите правильный ответ.

Какие показатели способствуют выработке неправильного стиля обще­ния учи­теля с учени­ками?

а) доверие

б) стремление к доброжелательному взаимо­пониманию

в) страх

г) радостное отношение к учению

 

18. Расположите следующие критерии по степени их значимости для оценки уровня коммуни­кативной культуры учителя-логопеда:

а) способность к сотрудничеству с детьми

б) педагогическая культура речи

в) коммуникативные и организаторские способности

г) готовность к сотрудничеству с коллегами

д) готовность к сотрудничеству с родителями

 

19. Укажите правильный ответ.

Для репродуктивного уровня владения учителем коммуникативными спо­собно­стями харак­терны:

а) недостаточно устойчивый потенциал коммуникативных склоннстей

б) проявление инициативы в общении

в) постоянное стремление к расширению круга знакомых

г) оказание помощи близким и друзьям

д) ощущение потребности в коммуникативной и организаторской дея­тель­ности

 

20. Укажите правильный ответ.

Какие из перечисленных умений необходимы педа­гогу в кризисные мо­менты, когда внезапно обостряются взаимоотно­шения со школьни­ками?

а) понимание психологического состояния ученика по внешним призна­кам

б) умение управлять своим поведением

в) умение «подать себя» в общении с учащимися

г) умения речевого и неречевого контакта с учащимися

д) гностические умения

Тестирование

 

1. Определите состояние своей мотивационной сферы с помощью теста-опросника МУН А. Реана [92].

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо вы­брать один из отве­тов: «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то имейте в виду, что «да» объ­единяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в дос­таточно быстром темпе, не обдумывая подолгу ответ. Ответ, который первый при­ходит в го­лову, как правило, является наиболее точным.

Текст опросника:

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, наде­юсь на успех.

2. В деятельности я обычно активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти при­чины, чтобы от них отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно не­вы­пол­нимые зада­ния.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу спо­собы их пре­одоле­ния.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих ус­пе­хов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собст­вен­ной целеуст­ремлен­ности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниче­ния времени ре­зуль­тативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную пер­спективу.

12. Если рискую, то, скорее, продуманно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно еслиот­сутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозмож­ному.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притя­га­тельность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих не­удач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность дея­тельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели, даже в слу­чае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притяга­тельность для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику

ДА: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

НЕТ: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Обработка результатов

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемый получает 1 балл. Подсчитыва­ется об­щее количество набранных баллов.

1–7 баллов – диагностируется мо­тивация боязни неудачи.

14–20 баллов – диагностируется мотивация успеха.

8–13 баллов – мотивационный полюс ярко не выражен.

8-9 баллов – есть определен­ное тяготение к мотивации боязни неудачи.

12-13 баллов – тяготение к мотивации успеха.

 

2. Определите уровень коммуникативного самоконтроля в общении с помощью теста М. Снайдера [94].

Инструкция. Оцените каждое из предложений, описывающих реак­ции на некоторые си­туации, применительно к себе по позиции: верное (В) или не­верное (Н).

1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения дру­гих людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или по­забавить ок­ру­жающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глу­боко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка результатов

По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и за ответ В – на все ос­таль­ные. Подсчитайте сумму баллов.

Оценка

0–3 балла низкий коммуникативный контроль;

4–6 баллов средний коммуникативный контроль;

7–10 баллов высокий коммуникативный контроль.

3. Определите свои возможности с помощью теста «Коммуникативная готовность к диа­логу с ребенком» [99].

Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предло­женных вариантов ответа (а, б, в).

Вопросы:

1. Кто из учащихся, на ваш взгляд, нуждается в доверительной беседе?

а) неуспевающий; б) недисциплинированный; в) каждый.

2. Каковы ваши действия, если ребенок явно уклоняется от беседы?

а) требую, чтобы он остался после уроков;

б) предлагаю выбрать подходящий день;

в) терпеливо жду удобного случая.

3. Какие воспитательные цели для вас являются приоритетны­ми в бе­седе с ребенком?

а) уточнение мотивации поведения;

б) помощь в обретении чувства личной ответственности за поступки;

в) побуждение к осознанию своих ошибок.

4. Как вы предпочитаете обращаться к учащемуся?

а) на «Вы»; б) на «ты»; в) по имени, а не по фамилии.

5. С чего начинаете беседу?

а) с постановки конкретных вопросов;

б) с создания доверительной атмосферы;

в) с сообщения цели разговора.

6. На чем акцентируете свое внимание?

а) на содержании получаемой информации;

б) на подтексте речевых высказываний;

в) на манерах, внешности ребенка.

7. Как часто ставите прямые вопросы?

а) часто; б) редко; в) никогда.

8. Какая ситуация у вас складывается чаще?

а) больше говорите вы;

б) больше говорит ребенок;

в) Вы и ребенок говорите пропорционально.

9. Какие педагогические действия считаете предпочтительными в бе­седе с ребенком?

а) внимательно слушаю, чтобы понять внутренний смысл его слов;

б) на равных обмениваюсь мыслями и чувствами;

в) побуждаю выслушивать меня, чтобы оказать необходимое воздей­ст­вие;

10. Что вас воодушевляет в собеседнике?

а) самокритичность; б) доверие; в) желание понравиться.

11. Каковы ваши реакции на детский обман?

а) открыто выражаю возмущение;

б) терпеливо выслушиваю без комментариев, чтобы лучше понять при­чины;

в) объясняю, почему обманывать стыдно.

12. Какие проявления ребенка внушают вам большую тревогу?

а) скрытность; б) агрессивность; в) лживость.

13. Что вы считаете педагогически целесообразным?

а) добиться от ребенка согласия с вами;

б) побуждать к открытой критике вашей позиции;

в) поощрять стремление отстаивать свою точку зрения.

14. Какое настроение вы стремитесь инициировать у ребенка к концу бе­седы?

а) раскаяние в ошибках и действиях;

б) уверенность в способности самому решать свои пробле­мы;

в) неудовлетворенность собой.

15. Какие чувства вы переживаете чаще по окончанию беседы'?

а) огорчение, так как не добиваюсь раскаяния ребенка в неблаговид­ных поступках;

б) удовлетворение, потому что становлюсь ближе ему;

в) уверенность, что найден правильный путь в его воспита­нии.

16. Какую беседу считаете педагогически результативной?

а) если она помогла лучше понять ребенка;

б) если она помогла ему понять себя;

в) если она помогла ребенку лучше понять вас.

17. Что вам дает диалог с ребенком в личностном плане?

а) свежий взгляд на мир;

б) импульс к самосовершенствованию;

в) более адекватное представление о резервах детской личности.

Обработка результатов

 

Оценка: вариант а – 3 балла; вариант б – 5 баллов; вариант в – 3 балла.

0 – 27 баллов – крайне низкий уровень развитиякоммуникативной го­товности к диа­логу с ребенком;

28 – 45 баллов – критический уровень;

46 – 65 баллов – достаточный уровень;

66 – 85 баллов – высокий уровень.

 

4. Определите уровень своей социально-перцептивной культуры [99].

Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предло­женных вариантов ответа (а, б, в).

Вопросы:

1. Хорошо ли вы разбираетесь в языке жестов?

а) да; б) и да, и нет; в) нет, не умею.

2. Чувствительны ли вы к нуждам детей?

а) да, чувствителен; б) не знаю; в) нет, не чувствителен.

3. Сразу ли вы замечаете, что детям стало скучно при разговоре с вами?

а) сразу; б) нечто среднее; в) не замечаю вообще.

4. Вы умеете слушать своих учеников?

а) да, умею; б) и да, и нет; в) не умею.

5. Всегда ли вы обходительны в общении с ними?

а) да, всегда; б) от случая к случаю; в) никогда.

6. Можете ли вы верно определить, что коллеги, родители, ученики осу­ждают вас?

а) да, могу; б) не всегда; в) нет, не могу.

7. Всегда ли вы верно оцениваете других людей?

а) да, всегда; б) от случая к случаю; в) никогда.

8. Можете ли вы сразу почувствовать, что вызываете у ученика / кол­леги симпатию, рас­положение?

а) да, могу; б) и да, и нет; в) нет, не могу.

9. Способны ли вы предсказать, между кем из ваших учеников может за­вязаться дружба?

а) да, способен; б) не знаю; в) нет, не способен.

10. Всегда ли вы чувствуете, что у собеседника что-то скрытое на уме?

а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) не всегда.

11. Умеете ли вы вовремя почувствовать, когда не следует быть слиш­ком настойчи­вым?

а) да, умею; б) когда как; в) нет, не умею.

12. Часто ли ученики приходят к вам со своими проблемами?

а) часто; б) от случая к случаю; в) редко.

13. Как вы думаете, всегда ли вам удается распознать ложь?

а) думаю, что всегда; б) не знаю; в) думаю, что нет.

14. Сразу ли вы чувствуете, что ученик, коллега, родитель находится в плохом рас­поло­жении духа?

а) да, сразу; б) и да, и нет; в) нет, не сразу.

15. Предчувствуете ли вы, что собеседник может вот-вот неожиданно разрыдаться?

а) да, предчувствую; б) когда как; в) нет, не предчувствую.

Обработка результатов

 

Ключ: ответы а) – 2 балла; б) –1 балл, в) – 0 баллов.

Преобразовать в стены в соответствии с суммой сырых баллов.

 

 

Стены
Баллы 1 – 4 5 – 8 9 – 12 14– 17 18 –21 22 – 25 26 – 29
Уро­вень Низкий –1 группа Средний – 2 группа Высокий – 3 группа

 

Ответы на тестовые задания

1 а, г, д; 2 б, д; 3 а; 4 д; 5 а; 6 г; 7 г; 8 в; 9 г; 10 б; 11 г, а, в, б, д; 12 в; 13 б; 14 а; 15 б; 16 д; 17 в; 18 а, б, в, д, г; 19 а; 20 а, б, г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.