Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление педагогическим взаимодействием





Осуществление и управление общениемявляетсяважнейшим элемен­том профес­сио­нально-педагогического общения. Поиск и включение в ре­альный учебный процесс форм и способов организации обучения, эффективных для личностного, коммуникатив­ного развития учащихся, составляют одну из ак­туальных задач современной педагогиче­ской теории и практики.

Понятие «управление» трактуется как активное взаимодейст­вие субъ­ек­тов педагоги­ческой деятельности, предполагающее их взаимо­изменение (Ю.В. Васильев, Т.М. Давыденко, Б.М. Кедров). Гибкое управ­ление взаи­мо­действием учителя и учащихся определяется как под­даю­щееся измене­ниям и преобразованиям на основе способности педагога трезво оценить и регули­ровать действия (функции) управления: планиро­вание, организацию и акти­визацию взаимодействия, мотивирование-сти­мулирование, контроль и само­контроль, рефлексию-оцени­вание и др. (А.Б. Орлов, О.В. Кравчук и др.).

Представляет теоретический и практический интерес пред­ложенная В.А. Кан-Каликомструктура процесса управления педагогическим обще­нием:

1) конкретизация спланированной системы предстоящего общения;



2) уточнение условий и структуры предстоящего общения;

3) осуществление начальной стадии непосредственного общения;

4) управление инициативой в системе начавшегося обще­ния [39].

К способам управления педагогическимвзаимодействием отно­сятся:

· создание ситуации успеха как субъективного переживания удовле­тво­рения от процесса и результата общения;

· помощь ученику в преодолении неуверенности в себе, страха перед предстоящей деятельно­стью;

· стимулирование групповой деятельности, приемы скрытой помощи в совместной деятель­ности;

· раскрытие ребенку значимости его усилий для других людей, оценка (обратная связь) и др.

Компетентное педагогическое управление процессом взаимодействия с детьми и техно­логией межсубъектного общения предполагает наличие у учи­теля высокого уровня коммуни­кативной культуры,так как по смыслу профессиональной деятельности учитель совмещает в себе функ­ции генера­тора культурных задач, носителя культурного образца.



От способности учителя управлять педагогическим взаимодействием и процессом разви­тия общения детей во многом зависит эффективность фор­мирования у школьников основ ком­муникативной культуры, являю­щейся важным условием их социализации. Понятие «формиро­вание как цель пси­холого-педагогического процесса, – по мысли В.А. Сластенина, – заключа­ется в создании и обеспечении оптимальных условий для приобре­тения тех или иных качеств; в скрупулезной психологической организации «встреч­ной», то есть собственной деятельности ученика или воспитуемого, ее реаль­ного субъекта» [102, с. 253-254]. Задачамипедагога при управле­нии процес­сом сознательного овладения учащимися основами коммуника­тивной куль­туры являются: становление школьников как субъектов обще­ния, обучение их культуре со­трудничества, построение социокультурной среды для разви­тия учащихся и т. д.

А.В. Мудрик выделяет три этапа управления педагогическим обще­нием с целью форми­рования речевых коммуникативных умений учащихся в учеб­ной деятельности:

1. Подготовительный – определение целей и способов общения путем коллективных по­исков под руководством учителя, определение речевых умений, определение способа их вы­полнения; ознакомление с нормами, пра­вилами высказывания, поведения в условиях общения.

2. Формирующе-корректирующий – оперирование речевыми уме­ниями в процессе обще­ния под руководством учителя, упражнения в об­щении, само­контроль, самостоятельное обще­ние учащихся в учебной дея­тельности, со­блюдение норм и правил высказывания, выполнение требо­ваний к поведе­нию учащихся в общении.



3. Применительный – общение в процессе учебной деятельности и за ее пределами.

На всех этапах процесса общения средства, методы и организацион­ные формы его со­держания должны поддерживать интерес учащихся [75].

В процессе управления педагогическим общением важную роль играет стиль руково­дства учителя., под которым Т.Н. Мальковская понимает «со­вокуп­ность устойчивых способов общения учи­теля с учащимися в про­цессе совместной деятельности и общения». В каче­стве ос­новных спосо­бов обще­ния выступают: тон речевого общения с учащи­мися (доброже­латель­ный, без­различный, официальный и т. д.), форма общения (при­каз, требование, совет, просьба), приемы по­ощрения и наказания, установ­ление определенной дис­танции и др. [67].

Эффективность педагогической деятельности обусловлена не только продуманным выбо­ром педагогических технологий, но и умением управ­лять эмоциональными контактами с уча­щимися, творчески вы­страивать систему педагогически целесообразных взаимоотно­шений, конструктивно разрешать возникающие затруднения и противоречия.

Педагогическое взаимодействие, учебно-педагогическая деятельность заключают в себе большое количество противоречивых моментов, затруд­не­ний, которые оказывают влияние на характер отношений между учите­лем и учеником, на особенности развития личности как школьника, так и педагога (Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, И.А. Зимняя, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницына и др.).

А.К. Маркова определяет затруднение в общении (в деятельности) как субъективно пе­реживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации пла­ни­руемого общения вследствие не­приятия парт­нера общения, его дейст­вий, не­понимания текста (сообщения), непонимания парт­нера, изменения коммуни­кативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. За­труднения выяв­ляются в форме остановки, перерыва деятельности, са­мого обще­ния, не­возмож­ностиих продолжения.

Позитивная функция затруднения, по мнению А.К. Марковой, «...име­ет два значения: а) индикаторное (привлечение внимания учи­теля; напри­мер, внимательному учителю на его труд­ности ука­жут ошибки его учени­ков); б) стимулирующее, мобилизую­щее (активизация деятель­ности учи­теля при анализе и пре­одолении затруднений, приобретение опыта)» [68, с.84]. При­чем, одни учителя считают недопустимыми ошибки в этой дея­тельности, другие рассматри­ваютих как необходимый и неизбежный эле­мент.

Негативная функ­ция затруднения также рассматривается в двух зна­че­ниях: «а) сдержива­ющее (в случае отсутствия условий для преодоления за­труд­нений или наличия неудовлетво­ренности собой, например зани­жен­ной самооценки) и б) деструктивное, разрушительное (за­труднения приво­дят к остановке, распаду деятельности, же­ланию уйти из школы или из про­фес­сии)» [68, с. 84].

И.А. Зимняя среди индивидуально-психологических особенностей парт­не­ров, включаю­щих интеллектуальные, аффективные (эмоциональ­ные), во­левые, поведенческие, личностные проявления, которые могут как облегчать, так и затруднять общение, выделяет коммуникатив­ность (общи­тельность), контактность, эмоциональную устойчивость, импуль­сивность (реактив­ность), экстра-, интровертированность, локус контроля (экстер-интерналь­ность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенности когнитив­ного стиля, недостаточ­ность социаль­ной перцепции и др. [32].

К барьерам педагогического общения относятся:

1. Барьеры неправильной установки сознания: стереотипы мышления; предвзятое представление; неправильное отношение; отсутствие внимания и интереса; пренебрежение к фактам.

2. Личностные барьеры: страха; страдания; плохого настроения; презре­ния; недостаточного понимания важности общения; речи.

3. Физические барьеры: физической среды; композиции физического пространства; физических состояний общающихся.

4. Социально-психологические барьеры: организационно-психологические барьеры; когнитивно-психологические барьеры; сенсорно-рецепторные барь­еры; психомоторные барьеры; психосоциальные барьеры.

Преодоление этих барьеров требует от участников взаимодействия осоз­нания вызвавших их причин и коррекции в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах (Ю.Н. Емельянов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ко­ва­лев, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, А.С. Прутчен­ков и др.).

Как результат межличностных противоречий учителя и учащихся в раз­нообразных си­туа­циях общения может возникнуть педагогический кон­фликт. Его структур­ными компонен­тами являются субъект, объект, предмет, инцидент, кон­фликт­ные действия, поступки и отношения. В основе кон­фликта лежит си­туация, в ко­торой сталкиваются противоположно направ­ленные цели, ин­тересы, пози­ции, мнения, взгляды парт­неров по общению. Результатом конфликта может быть полное или частичное подчинение дру­гого, компро­мисс, прерывание конфликтных действий, интеграция. Вследст­вие конфликтов у участников может ухудшиться их психическое и физиче­ское здоровье, возникнуть стрессовые состояния.

По данным И.И. Рыдановой, 40% старшеклассников склонны к от­кры­той конфронта­ции, 26% – к спокойному противостоянию, 25% – к скры­тому про­тиводействию и 9%к пассив­ному протесту. Конфликт­ное по­ведение школьников может проявляться в следующих фор­мах: вы­зываю­щие и прово­цирующие действия и поступки (нарушение дисцип­лины, гру­бость, дерзость, заведомая ложь); некорректное выражение несо­гласия; резкая критика дей­ствий и по­ступков педагога; скрытое противо­стояние (игнори­рование педа­гогических требований, про­пуск занятий); пассивный протест (молчаливое отчуждение, обидчивость, слезы) и др.

Причиной конфликтов могут быть следующие ошибки учителя: не­уме­ние правильно сформулировать цель управления и постановка невер­ной цели; неумение учитывать в работе с детьми их индивидуальные осо­бенно­сти; недостаточный кругозор; бестактность, а иногда гру­бость; не­правильное использование поощрения и наказания; неспособность опи­раться в работе на неформальные объединения учащихся; неверное отно­шение к критике [99].

Установлена зависимость разрешения педагогических кон­флик­тов отпсихологиче­ского стиля педагогического общения: монологиче­ского или диалогического. В частности, для диалогического стиляобще­ния учителя характерны следующие показатели: личностное ра­венство; «субъект-субъ­ектные» отношения; концентрация не только на своих по­требностях, но и на потребностях учащихся; накопление потенциала со­гласия и сотрудни­чества; стремление к объективному контролю результа­тов деятельности учащихся, индивидуальному подходу и др. При моноло­гическом стиле общения отме­чаются: статусное доминирование, «субъ­ект-объ­ектные» от­ношения, эгоцен­тризм, принуждение учащихся посред­ством скрытого ма­нипулиро­ва­ния или открытой агрессии, догматизм, трансляция норм и знаний, подлежащих безо­говороч­ному копированию и усвоению, преобла­дание дисциплинарных приемов и т.д.

Технология управления педагогическими конфликтами проявля­ется в предвидении возможных коммуникативных осложнений, свое­вре­менном принятии профилактических мер, целенаправлен­ном устранении объектив­ных и субъективных причин обостре­ния межличност­ных проти­воречий, кон­структивном их разре­шении. Педагогические конфликты, как и конфликты в других областях меж­личностного взаимо­действия, развиваются по опреде­ленным этапам: 1) возникновение противоречия; 2) осоз­нание противоречия; 3) обострение; 4) поиски способов урегулирования; 5) разрешение.

Учителю бывает важно уловить уже первые признаки наме­тившейся дисгармонии во взаимоотношениях и понять ее ис­токи. От пе­дагогатребу­ется не избегание или подавление кон­фликтов, ауправлениеими.

Можно выделить следующие педагогические стратегии управлениямеж­личностными конфликтами:приспособление, уклонение, отступление, ком­промисс, сотрудничество, домини­рование. Суть приспособления, ко­гда ре­бенка принимают таким, каков он есть, заключается в многосторон­ней ори­ентации педагога в ситуации общения и адаптации к комплексу личност­ных проявлений школьников. Особая терпимость необходима по отношению к учащимся, пе­ренесшим психическую травму, переживаю­щим внутрилично­стный конфликт, адаптирую­щихся к ме­няющимся усло­виям семейной и школьной жизни. Применение стратегии уклоне­ния, сознатель­ного ухода учителя от конфронтации бывает необходимо, когда приходится сталки­ваться с незначительными размолвками, с про­явлением плохого настроения, вспыльчи­вости, немотивиро­ванной агрессии ребенка. В случаях принятия ошибочных решений, невер­ной интерпретации пове­дения школьников необ­ходимой бывает истратегия отступления, от­каз от избранной тактики, са­мо­критичность, которые обезоруживают ребят, сни­мают отчужде­ние. Компро­мисс строится на взаимных уступках, рацио­нальном решении, которое устраивает заинтересованные стороны. На лич­ном примере дети учатся куль­туре согласования своих инте­ресов с по­требностями и желаниями других. Значительным регулирующим и воспи­тывающим потенциа­лом обладаетсо­трудничество, построенное на совме­стном с учениками выборе реше­ния, принятии взаимной oтветственности, открытом обмене мнениями, мыслями. Педагогиче­ское общение не ис­ключает и стратегиидоминиро­вания, осно­ванной на отстаивании учите­лем собственной позиции, единоличном приня­тии всей полноты ответст­венности, особенно в чрез­вычайных обстоятельст­вах, например, в ситуа­циях угрозы здоровью учащихся и т. д.

Выбор технологии управления конфликтом в каждом кон­кретном слу­чае является актом педагогического творчества и зависит от комплекса об­стоя­тельств, к которым относятся: 1) индивидуальное, возрастное своеоб­разие личности вос­питанника, уровень его культуры; 2) ак­туальное эмо­циональное состояние, склонности к нев­ротическим реакциям; 3) мотивы кон­фронтации (непосредственные, глубинные); 4) объект конфликта и конкретные условия его протекания (на уроке, перемене, в присутствии сверстников или наедине с учителем и т.д.); 5) длительность и характер сложившихся отношений; 6) общественное мнение класса; 7) личност­ные и профессиональные возможности учителя и уровень его авторитетности.

Конструктивность поведения учителя предполагает проду­манный вы­бор речевых и нере­чевых реакций, предпочтительность юмора – сарказму. При использовании юмора в педагоги­ческих целях важно придерживаться этиче­ских норм: не подвергать насмешкам личность чело­века; не подшу­чивать над тем, что учащийся не может исправить (фамилию, внешность, недос­татки речи); не смеяться над случайностью, неловкостью; недопустимы грубая, пошлая шутка, кривлянье и т. д.

Профилактика конфликтности педагогического взаи­модейст­вия на­чи­нается с умения учителя устанавливать педа­гогически целесооб­разные отно­шения со школьниками, обеспечивается гармонизацией меж­личност­ных oтношений, демократизацией и гуманизацией стиля учебно-воспита­тельного взаимодействия. Решающим фактором в предупреждении кон­фликтов с ре­бенком выступаетпрофессионализм личности педагога, спо­собность преодо­леть психологическую несовместимость, такт, терпение, настойчивость, ори­ентация на положительные начала, со­трудничество.

Важным показателем конструктивного коммуникативного взаимодей­ст­вия учителя и учащихся являетсяблагоприятный морально-психологи­че­ский климат в классе. Егопризна­ками яв­ляются: 1) атмосфера творче­ского поиска, эмоционально-познава­тельная активность каждого школь­ника; 2) дух сотрудничества и взаимопомощи; 3) культура делового и межлич­ностного взаимодействия; 4) взаимная удовлетворенность обще­нием учителя и уча­щихся, школьников друг с другом [99].

А.С. Чернышев с целью предупреждения возникновения конфликтных педагогических ситуаций рекомендует учителю соблюдать следующие пра­вила педагогического общения:

1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника ви­деть только отри­цательные мотивы.

2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей не­ком­петентности в преподавании своего предмета.

3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их автори­тет (если она хорошо организована).

6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в об­щении» [121, с. 15-24].

Таким образом, управление педагогическим взаимодействием предпо­ла­гает наличие взаимопонимания, сопереживания, сотрудничества между учи­телем и учащимися; согласование и координирование общения уча­щихся и учителя; стремление отвечать требованиям, предъяв­ляемым к эф­фективному партнерству в общении; продуманность организации взаимо­действия на уроке и во внеурочной работе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.